Формирование исследовательских способностей студентов
учебно-методический материал на тему

Агафонова Галина Геннадьевна

Процесс развития исследовательских умений у студентов будет более эффективным, если в образовательном учреждении существует система самостоятельных исследований обучающихся под руководством и в сотрудничестве с преподавателем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских умений студентов в процессе организации самостоятельной работы

Процесс развития исследовательских умений у студентов будет более эффективным, если в образовательном учреждении существует система самостоятельных исследований обучающихся под руководством и в сотрудничестве с преподавателем. Использование проблемных заданий исследовательского характера на уроках позволяет теоретически подготовить студентов к практическому проведению наблюдений, умению принимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций. Формирование и развитие креативных способностей у студентов очень важно, и формирование этого должно быть основано на современных подходах к организации самостоятельной работы студентов.                        Преподавателю важно помнить, что главное – не получение от студентов быстрого и правильного ответа (тем более что многие из вопросов однозначного ответа не имеют), а организация самого процесса творческого, исследовательского мышления студентов, поиска путей научного решения вопроса, логического анализа ситуации.                                                Необходимо максимально активизировать деятельность студентов при решении ими проблемных задач исследовательского характера. Общеизвестна такая истина: скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня в деятельность – и я пойму.                                Физика – это трудный предмет. Важно, чтобы уроки не были скучными, монотонными и не сводились бы к простому пересказу материала учебника. Поэтому в классе стараюсь создать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет студентам думать, открывать новое, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. В этом мне помогает использование на уроках методов исследовательской деятельности учащихся.                                                                        Цель моей каждодневной работы - формирование исследовательских умений студентов посредством исследовательской деятельности на уроках физики. Своими задачами считаю: научить приёмам сопоставления, доказательства, планирования. обобщения и конкретизации, выдвижения гипотезы, переноса знаний в новую ситуацию, планирования и постановки эксперимента и т.д                                                                        Анализ мнений студентов об уроках  убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что из круга предписанных действий ведет в область самостоятельных поисков и открытий. Эта направленность может проявиться не только в самостоятельных работах студентов – в заранее подготовленных комментариях к тексту, экскурсионных материалах, сообщениях, докладах, - но во всем преподавании: в лекции преподавателя, в беседе, в коллективном размышлении над информацией и т.д.                                В результате выполнения исследовательских работ студенты научились: видеть проблему; планировать исследовательскую деятельность и эксперимент; выдвигать гипотезу, ставить цель и задачи исследовании; работать с научной литературой и Интернет-ресурсами; собирать экспериментальные данные; анализировать, систематизировать, обобщать полученную информацию; корректировать свои действия; делать презентации; правильно оформлять продукт исследования.                        Следует отметить, что те студенты, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором и является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. Чему же учатся преподаватели  и студенты в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. «Главный результат выполнения исследовательской задачи студентами – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения студентами  проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы студент, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение». Работа над исследовательскими проектами делает мышление студентов раскрепощенным, свободным, творческим, а самого студента ставит соучастником воспитательного процесса. Преподаватель  выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у студента формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции.                В процессе исследования студент выступает исполнителем разных социальных ролей. В процессе тренировочных выступлений студент выступает в роли преподавателя, на конференции в роли исследователя – сообщает о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других студентов. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт студента.                                                                                Компетентность, интерес, творчество, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации студентов. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция
2. Общекультурная компетенция
3. Учебно-познавательная
4. Информационная
5. Коммуникативная
6. Социально-трудовая
7. Личностная компетенция – самосовершенствование                                 Важно так организовать учебную работу, чтобы студенты ненавязчиво усваивали изучение материала самостоятельно, умение анализировать, сравнивать; умения получать и слушать информацию; поставить и сформулировать проблему; осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку. Создание ситуации успешности, доброжелательной атмосферы на уроке, во внеклассной работе – все это помогает студентам лучше усваивать материал. А частая смена видов деятельности, позволяет студентам долго сохранять активность.
Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности студентов в рамках современного образовательного процесса.                        Таким образом, исследовательская работа студентов по дисциплинам  помогает им совершенствовать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно работать с банком информации, погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение, а значит, будущие специалисты смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.                                                                                                 Результат такой деятельности - развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в жизни, умеющей ставить определенные цели и достигать их.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации"

Цель исследования - обобщить опыт формирования исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета.Исследовательская компетенция - это такая совокупность знаний, исследо...

Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА"

XII (XXVIII) Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования» 3  -  5 марта   2015 г., Братск...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...

Современные здоровьесберегающие технологии как основа формирования познавательных способностей и психической адаптированности студентов к учебному процессу.

Основной идеей концепции формирования здорового образа жизни в стиле образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философско...

Формирование профессиональных компетенций с использованием проектно-исследовательской деятельности студентов СПО специальности 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» в Жатайском техникуме.

Аннотация: Проектно-исследовательская работа студентов по изучению принципа действия электрического генератора посредством преобразования асинхронного двигателя от стиральной машины в электричес...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Сегодня история, как наука, стремительно продвигается в различных направлениях. И в век громадного количества информации преподаватель обязан поспевать за этим вектором.В рамках данной статьи попробуе...

Создание условий для эффективного развития научно-исследовательских способностей студентов

НИР способствует формированию у студентов целостного восприятия окружающего мира, стремления к творческим достижениям и продуктивной  профессиональной деятельности, умения моделировать различные ...