Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: «Путешествие по природным зонам России».
план-конспект урока на тему

Балнова Елена Михайловна

Форма мероприятия: Игра-путешествие.

 

Цели:

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,  

  взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме;

- развивать: познавательный интерес; творческую активность; умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы; умение работать с картой;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- развивать навыки взаимопомощи и взаимоконтроля через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий;

-повысить интерес к предмету через игровую форму.

 

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир»  4 класс, карта «Природные зоны России»,  листы контроля для каждого ученика.

 

Формы работы: фронтальная, групповая.

 

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

 

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Активное участие в беседе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._puteshestvie_po_prirodnym_zonam_rossii.docx51.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему:

«Путешествие по природным зонам России»,

проведено в 4 классе Г МБОУ «Школа №48» города Рязани 22.11.2017 года

Преподаватель: Балнова Елена Михайловна

Форма мероприятия: Игра-путешествие.

Цели:

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,  

  взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме;

- развивать: познавательный интерес; творческую активность; умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы; умение работать с картой;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- развивать навыки взаимопомощи и взаимоконтроля через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий;

-повысить интерес к предмету через игровую форму.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир»  4 класс, карта «Природные зоны России»,  листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Активное участие в беседе.

 

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

 Учитель: Интересная игра сегодня у нас

                    К ней готовился каждый из вас.

                    Чтоб победить, надо много знать,

                    Уметь думать, логически рассуждать.

                   

                                                                                                                                   (Презентация. Слайд 1)

2. Формулирование целей и задач мероприятия.

- Ребята, с каким большим разделом в курсе окружающего мира мы знакомились с вами в течение месяца? (Природные зоны России)

- А сегодня мы совершим увлекательное путешествие по всем природным зонам нашей страны.

Изучая природные зоны России, мы с вами увидели и услышали много  интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны, о занятиях населения.

(Презентация. Слайд 2)

-Какова же задача нашего сегодняшнего путешествия? (Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме Природные зоны Росси).

(Презентация. Слайд 3)

Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

- Почему в целом свете нет роднее совей страны? (Россия – наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить).

- Правильно, Россия – наша Родина!

 Итак, смелее в путь по природным зоны нашей страны!

(Презентация. Слайд 4 )

- Какие предметы должен имеет при себе путешественник, отправляясь в  поход? Компас, карту, воду палатку и т.д.)

- Нашим верным спутником будет журнал путешествия.

(Презентация. Слайд  5)

- Вспомним основные условия успеха каждого ученика

1.Быть внимательным, самостоятельным.

 2.Не оставлять вопрос без ответа.

 3.На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.

- На уроке мы будем работать группами. Вспомним правила работы правила работы в группах.

- Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний. (Презентация. Слайд  6)

- Карточка с «дорожками знаний» находятся в журнале путешествия. Капитаны, пожалуйста, раздайте листы участникам своей команды.

H:\дорожка знаний.jpg

- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

3. Актуализация знаний.

Для удачного путешествия  я предлагаю   вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.  Итак, «Разминка».  Поработаем в группах. С условиями  разминки познакомьтесь на экране.

(Презентация. Слайды  7, 8, 9)

1. Ответьте на вопросы карточки №1.

2. За свой каждый правильный ответ закрасьте на «Дорожке знаний» клеточку.

Карточка №1.

Вопросы:

Предполагаемые ответы учащихся

Проверка

1. Какими океанами омывается Россия

 а) с запада?      

 б) с севера?              

 в) с востока?

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4.  Самое глубокое озеро России

Байкал

5.  Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

6

7. Самая северная природная зона

Арктика

8. Самая большая природная зона по территории

Лесная

9. Самая жаркая природная зона

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель:  Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько у вас правильных ответов.

     

4.  Обобщение знаний о положении,  особенностях неживой природы  и занятиях населения природных зон.

Учитель:

-Мы находимся на станции  «Географическая»                                           (Презентация. Слайд 10)

- Наша цель: обобщить знания о положении, особенностях неживой природы (климате)  и занятиях населения природных зон.

 

- Работаем в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, всего их 6. Но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Остальные карточки - лишние. Будьте внимательнее. Ваша задача отобрать нужные для характеристики вашей зоны карточки и составить кластер о своей зоне. Для этого приклейте нужные карточки к листу с названием зоны. Помните о безопасности  при работе с клеем.

( Ученики  работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, приклеивают их к листу, один из группы  кратко рассказывают по карточкам о природной зоне, при желании добавляя сведения)

Доска:

        

                                                                                                                         

                                             

                                       

                                     

Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах). 

Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.

(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)

- А в какой же природной зоне живем с вами мы?   (В зоне смешанных лесов)

5.Физкультминутка.  

- Мы с вами углубляемся в леса России, которые занимают большую часть нашей страны. Закроем глаза, вслушаемся в звуки леса.

(Презентация. Слайд 11)

   

6. Обобщение знаний о растениях природных зон.

  Учитель:  Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию  «Ботаническая». Давайте вспомним, что изучает наука ботаника? (Изучает растения).

                                                                                                                                  (Презентация. Слайд 12)

- Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и  выполнить  тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:  

лишайник

 

дуб

ягель

лиственница

каштан

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений. (Презентация. Слайд 13)

  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластины, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.
  3. Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих хвойных сородичей полностью раздевается на зиму
  4. Высокое растение, достигает 35 метров в высоту. Долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.
  5. Это растение за год вырастает на толщину  спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.    (Презентация. Слайд 14)

                         

Правильный  ответ: 1-лишайник

                                       2-дуб

                                       3-лиственница

                                       4-каштан

                                       5-ягель.        

Учитель:  По  числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».

Учитель:  Я думаю, что вы успешно справились с заданием.

7. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Учитель:  Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»

- Играем в игру  «Рассели животных по природным зонам. Работаем в группах.                                                                     (Презентация. Слайд  15, 16)

(Учащиеся получают карточку №4. Их задача: расселить животных по соответствующим зонам.)

Проверка:

Учитель:  Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики  (тундры, лесов и т.д.)

                    - Кто не согласен?  Объясните свой ответ.

Карточка у учащихся

Кит                                               арктическая пустыня                            рысь

Богомол                                      субтропики                                               суслик

Косуля                                          тундра                                                       дельфин

Лось                                             степи                                                          корсак

Лемминг                                     зона лесов                                                 глухарь

Кобылка                                      пустыни                                                    ушастый ёж

Северный олень                                                                                            жук скарабей

Тупик                                                                                                                 тюлень    

Ответы:

  1. Арктика – кит, тюлень, тупик
  2. Субтропики - богомол, косуля, дельфин
  3. Тундра – лемминг, северный олень
  4. Степи – кобылка, суслик
  5. Зона лесов – рысь, глухарь, лось
  6. Пустыни -  жук скарабей, ушастый ёж, корсак

Проверка:                                                                                                                         (Презентация. Слайд 16)

Учитель:  Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики  (тундры, лесов и т.д.)

                    - Кто не согласен?  Объясните свой ответ.

Подведение итогов по этапу. Если вы поселили животных правильно в каждой зоне правильно, закрасьте  1 клеточку.

Учитель:  Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на следующую станцию в нашем путешествии – станцию «Экологическую».

8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

  Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Презентация. Слайд 17)

Учитель:  Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России.  Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники  и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

Работаем в группах. Используя  материал  учебника,  заполните таблицу.

«Заповедники и национальные парки России».

Название

Где находится

1.

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

2.

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

3.

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской  области  по берегу Оки)

4.

Дрофиный питомник

Зона степей

5.

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

6.

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

Работа в группах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.  

 (Презентация. Слайд 18)

Учитель: За каждый правильно указанный заповедник  закрашивается одна клетка.  Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.

Учитель:

- Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося: Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

9. Взаимосвязь с уроками литературного чтения.

(Презентация. Слайд 19)

- Мы прибываем на последнюю станцию «Поэтическая». Вспомните и назовите поэтов, писавших о природе России.  (А.С. Пушкин, С.Есенин, А.Некрасов, А.Фет, А.Бунин, Ф.Тютчев).

-Закрасьте солнышко,  если вам удалось вспомнить поэтов.

H:\дорожка знаний.jpg

10.  Подведение итогов урока. Рефлексия.                                                                           (Презентация. Слайд 20)

- Мы добрались с вами до станции Всезнаек!

Учитель:  Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)

Оцените свои достижения на дорожке знаний и запишите сколько километров вы прошли .                                                                                                                                                                    (методика оценивания: 24-30 клеточек – «5»,

                                              17-23 клеточки – «4»,

                                              9-16 клеточек – «3»)

-Что  полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?        

-На какой из станций Вам особенно было интересно?

- Что удалось на уроке?

- Что не получилось, над чем нужно поработать?

Учитель: Мне особенно хочется отметить  ребят, которые активно работали на уроке... Они получают эмблему «Юный знаток России».

10. Домашнее задание:                                                                                  (Презентация. Слайд 21)

Вам предоставляется задание по выбору:

 А)   «Я эколог-исследователь». Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б)    «Знаток России».  Выполнить задание в тетради на печатной основе стр.64

В)   «Сам себе художник”.  Дополните дорожку своим рисунком по теме «Природные зоны России».

- Желаю вам успеха в  дальнейшей трудной дороге знаний! (Презентация. Слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Внеклассное мероприятие на неделе английского языка «Веселое путешествие в страну английского языка».

Внеклассное мероприятие на неделе английского языка«Веселое путешествие в страну английского языка»....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: «Путешествие по природным зонам России».

Форма мероприятия: Игра-путешествие. Цели:-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых суще...

Урок(внеклассное занятие) по окружающему миру "Семь чудес Кузбасса"

Урок или внеклассное занятие, которое можно провести в рамках декады естественно-математических наук. Урок -путешествие содержит познавательный материал по родному краю Кузбассу. Занятие учит ребят ра...

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Путешествие по достопримечательностям Санкт-Петербурга"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО: Селезнева Ксения ПавловнаТема урока: «Путешествие по Санкт-Петербургу»Класс: 2 классЦель фрагмента урока: систематизация знаний обучающихся о Санкт-Петербур...