Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса. Система Занкова
календарно-тематическое планирование по теме

Тематическое планирование курса "Литературное чтение" для 4 класса. Система Л.В.Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_cht.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса

№ урока

Тема урока.

Содержание урока

Планируемые результаты

Домашнее

задание

Дата провед. урока

Предметные

Метапредметные (УУД)

План

Факт

Глава 1 .  В школе жизни (22 часа)

1.

Знакомство с новым учебником.

Знакомство с особенностями этого года обучения, его целями, задачами и главными направлениями в работе, которые изложены в обращении к читателям в начале книги. Осознание завершающего и обобщающего характера учебной деятельности на данном этапе литературного образования и возросший уровень самостоятельности в работе.

Использовать на практике представления об элементах книги: характеризовать ее по титульным листам, оглавлению и др. Отличать сборник произведений от авторской книги.

Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом.

2.

Тема и главная мысль рассказа А.И. Куприна «Бедный принц».

Чтение текста; фрагментарное перечитывание для уточнения первоначального восприятия и ответов на вопросы учебника.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

3.

Характеристика героев рассказа А.И. Куприна «Бедный принц».

Работа над характеристикой героя и выяснение смысла названия, которое поможет ученикам-читателям вывести идею произведения.

Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

4.

Отношения Дани и отца в рассказе А.И. Куприна «Бедный принц».

Обобщение способов создания образа персонажа в эпическом произведении: автор создает образ героя произведения через изображение его поступков, портрета, речи, его внутренних монологов, через слова других героев о нем и слова автора о герое.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

5.

Отношения Дани и дворовых ребят в рассказе А.И. Куприна «Бедный принц».

Расширение представлений о жизни детей  в ХIХ веке. Работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета и внутреннего монолога в создании образа персонажа.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

6.

Изображение природы в рассказе А.И. Куприна «Бедный принц».

Работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета и внутреннего монолога в создании образа персонажа. Анализ описания картин природы.

Читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

7.

Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька».

Знакомство с творчеством великого русского писателя А.П.Чехова. Слушание и первичный анализ рассказа. Перечитывание.  Ответы на вопросы по содержанию. Деление текста на  смысловые части.

Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя.

Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

8.

Характеристика главного героя рассказа А.П. Чехова «Ванька».

Осмысление способов изображения внутреннего мира героя.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации.

9.

Описание картин природы в рассказе А.П. Чехова «Ванька».

Сопоставление авторской речи и речи героя, анализ их взаимодействия в системе чеховского изображения жизни. Анализ художественных средств, создающих картины природы.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе.

10.

Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка».

Самостоятельное чтение и анализ рассказа, представление своей работы в читательском дневнике и на уроке внеклассного чтения. Составление  вопросов к произведению, прочитанному самостоятельно.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

11.

Осмысление нравственных ценностей русского народа. Работа над стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник».

Продолжение знакомства с творчеством поэта  Н.А. Некрасова. Знакомство с «народной мыслью» великого русского поэта.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

12.

Уроки деятельной доброты. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной».

Продолжение работы над образной природой художественного произведения.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

13.

Характеристика героев рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной».

Осмысление роли второстепенных образов, не являющихся образами-персонажами, в эпическом произведении.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

14.

Образ бабушки в рассказе В.П. Астафьева «Бабушка с малиной».

Коллективная работа над диафильмом к рассказу.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

15.

Нравственная идея рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной».

Осознание нравственной идеи рассказа.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации.

16.

Сюжетный план рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

Развитие темы «школа жизни». Ответ на вопрос: «Каким надо быть человеком, чтобы тебя послушались, поверили тебе и пошли за тобой как в прямом, так и в переносном смысле?»

Понимать специфику прозаических и поэтических текстов.

Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет.

17.

Отношения героев рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

Осмысление принципа олицетворения. Перечисление средств создания литературного образа персонажа и его характера в произведении: портрет, поступки, речь персонажа, что говорят о нем другие герои, что он сам о себе и что автор; динамика развития персонажа.

Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

18.

Главные герои рассказа Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

Характеристика главных героев произведения. Отслеживание способности персонажа к изменению, развитию.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

19.

Образ учительницы в рассказе Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

Выборочное чтение. Сравнение образа учительницы в начале произведения и в конце, осознание развития образа литературного героя, возможности развития человека.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

20.

Работа над «Музейной страничкой». Д.С. Самойлов «Вечером».  

Открытие подробностей жизни людей, живших сто – сто пятьдесят лет назад: как одевались, из какой посуды ели, пили, какие книги читали, о чем мечтали, во что играли…

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

21.

Контрольная работа.            

Выполнение контрольной работы: уровень освоения материала  по нравственному и литературному развитию.

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности

.

22.

Анализ работ. Работа над ошибками.

Анализ неверных ответов. Работа на ошибками.

Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе.

Глава 2. «Мы в ответе...» (25 часов)

23.

Что значит быть человеком? В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного человеческого качества.

Определение мотивов поступков героев.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

24.

Что значит быть человеком? Юмор в стихотворении О.Е. Григорьева «Витамин роста».

Анализ произведения. Определение мотивов поступка мальчика – главного героя.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации.

25.

Что значит быть человеком? Главные человеческие качества героев стихотворения О.Е. Григорьева «Витамин роста».

Определение жанра произведения, ответы на вопросы по содержанию.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

26.

Легко ли быть Человеком? Анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Углубление представлений о доброте как готовности к самопожертвованию, отказе от эгоизма. Анализ рассказа, ответы на вопросы по содержанию.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Произвольно строить  внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

27.

Анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Образ дедушки Тараса.

Анализ рассказа, ответы на вопросы по содержанию. Характеристика образа дедушки Тараса.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета.

28.

Работа с картиной И.Н. Крамского «Мина Моисеев». Характер героя.

Сопоставление изображения характера человека в разных видах искусства.

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

29.

Читательский дневник. Внеклассное чтение. Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка».

Сравнительная характеристика Ромашки  и героев прочитанных ранее произведений. Анализ рассказа, ответы на вопросы по содержанию.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

30.

Урок-диспут: «Что есть доброта? Это проявление силы или слабости?»

Участие в дискуссии с опорой на литературный материал.

Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво  вать в инсценировках ли тературных произведений

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

31.

Изучение рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г. Паустовского.

Знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского, особенностями его прозы. Восстановление порядка событий в рассказе, составление сюжетного плана.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа.

Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом.

32.

Особенности композиции рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

Анализ композиции произведения; изучение речи как средства создания образа героя.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

33.

Художественные средства для изображения пейзажей в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

Анализ художественных средств описания картин природы, чтение по ролям.

Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво  вать в инсценировках ли тературных произведений

Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

34.

Характеры героев в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

Выборочное чтение рассказа, характеристика деда, зайца, аптекаря.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

35.

Читательский дневник. Работа над сказкой К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

Анализ рассказа, составление вопросов по тексту, ответы на вопросы по содержанию.

Читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

36.

Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Осмысление представлений русского народа о семье, роли и ответственности родителей и детей в благополучии и процветании рода. Чтение по ролям.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом.

37.

Особенности композиции «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Чтение сказки по смысловым частям, главным эпизодам.

Понимать специфику прозаических и поэтических текстов.

Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации.

38.

Характеристика царя Салтана в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Отработка навыка выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа произведения.

Пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет.

39

Характеристика героев «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Продолжение работы над  сказкой А.С. Пушкина. Осмыслить особенности художественной формы сказки и ее языка, усвоить нравственные уроки произведения.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе.

40.

Изображение природы в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Продолжение работы над  сказкой А.С. Пушкина. Выборочное чтение описания природы.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

41.

Отношения царевича и матушки-царицы в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Анализ отношений главных героев, подтверждение словами из текста.

Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво  вать в инсценировках ли тературных произведений

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

42.

Черты народной сказки в «Сказке о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Осмысление художественного совершенства сказки А.С. Пушкина, ее связи с фольклором.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

43.

Отношение автора к героям «Сказки о царе Салтане...».

Определение отношения автора к героям «Сказки о царе Салтане...».

Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво  вать в инсценировках ли тературных произведений

Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства.

44.

Тема и главная мысль «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Выделение темы и главной мысли «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации.

45.

Отличительные особенности сказок А.С. Пушкина.

Осмысление особенностей художественной формы сказки и ее языка, извлечение нравственных уроков из произведения.

Читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности.

Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

46.

Читательский дневник. Внеклассное чтение. Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда». Н.И. Дубов «Беглец».

Нахождение в тексте отрывков по заданию (выборочное чтение); деление текста на смысловые части, озаглавливание их; выделение главной мысли прочитанного произведения.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

47.

Контрольная работа.            

Оценивание собственной работы, анализ допущенных ошибок.

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности.

Глава 3. «Сто фантазий» (13 часов)

48.

Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. Ю.Л. Мориц «Сто фантазий».

Отработка навыков анализа лирического текста; освоение способов анализа лирики и художественных средств изображения настроения и чувств человека.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

49.

Мир мечты и фантазии. Ю.П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Осмысление серьезных проблем веселых стихов;

анализ лирического текста.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

50.

Секрет стихотворения К. Россети «Есть у булавки головка».

Обобщенное повторение сведений о поэзии и возможностях поэтического слова в изображении природы и чувств человека. Анализ стихов.

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

51.

Словесные иллюстрации к стихотворениям Д.С. Самойлова «Сказка» и «Белые стихи».

Анализ стихов, выборочное чтение, ответы на вопросы аналитического чтения.

Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво  вать в инсценировках ли тературных произведений

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

52.

Творческая работа. Сочинение на тему «Утро в …».

Написание сочинения на заданную тему.

Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

53.

Разные способы изображения действительности в литературе. Т.М. Белозёров «Кладовая ветра».

Сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах.

Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя.

Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе.

54.

Юмор в сказке В.Д. Берестова «Честное гусеничное». Сравнение художественного текста и научного.

Самостоятельный анализ стихотворения, сопоставление разных способов изображения мира и человека в научном и художественном текстах.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

55.

Разные способы изображения действительности в литературе. Работа над произведениями Ф.Д. Кривина: «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле».

Знакомство с необычными по жанру художественными произведениями Ф.Д. Кривина. Анализ  изобразительно-выразительных  средств поэтического произведения.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа.

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

56.

Творческая работа. Сочинение «полусказки».

Сочинение полусказки.

Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении.

Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности.

57.

Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. К. Булычев «Путешествие Алисы (отрывок).

Знакомство с творчеством современного фантаста, писавшего для детей, – Кира Булычева. Чтение по ролям.

Осознанно и выразительно читать художественные произве дения разных литератур ных родов и жанров. Чи тать по ролям, участво  вать в инсценировках ли тературных произведений

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

58.

Секрет создания фантастического образа. К. Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок).

Исследование проблемы доброты и человечности в произведении Кира Булычева.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

59.

Творческая работа. Фантастический рассказ о далеком прошлом или будущем.

Написание фантастического рассказа о далеком прошлом или будущем.

Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении.

Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом.

60.

Контрольная работа.

Выполнить задания контрольной работы из учебника.

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности.

Глава 4. «Каждый выбирает по себе» (31 часов)

61.

Нравственный выбор – нравственный поступок. Изучение рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут».

Знакомство с произведениями современного детского писателя В. П. Крапивина.

Понимать специфику прозаических и поэтических текстов.

Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

62.

Составление плана рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут».

Чтение рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут», составление плана.

Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя.

Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства.

63.

Законы мальчишеской компании в рассказе В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Характер главного героя рассказа

Характеристика законов мальчишеской компании в рассказе В.П. Крапивина «Путешественники не плачут». Анализ изображения характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации. Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

64.

Душевные переживания героев рассказа В.П. Крапивина «Путешественники не плачут».

Сопереживание героям рассказа, осмысление нравственных коллизий, изображенных в произведении; восприятие его нравственных уроков.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

65.

Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ В.Ю. Драгунского «На Садовой большое движение».

Чтение рассказа, ответы на вопросы учебника. Сравнительный анализ рассказов Драгунского и Крапивина.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

66.

Пейзаж М.Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби».

Анализ пейзажа М.Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Отработка навыка анализа поэтического текста, сопоставительный анализ произведений искусства на одну и ту же тему.

Понимать специфику прозаических и поэтических текстов.

Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

67.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности.

Знакомство с произведением великого русского писателя Л.Н. Толстого.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом.

68.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Характеристика героев рассказа.

Характеристика русского человека, национальных черт русского народа. Сопоставление двух героев рассказа.

Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

69.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Плен.

Анализ рассказа, ответ на вопрос: «Кто из героев «кавказский пленник» и в каком плену он находится?»

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

70.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Испытания пленников.

Рисование сюжетной цепочки к первой части и иллюстрации к любому эпизоду.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации.

71.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Образ Дины.

Рисование сюжетной цепочки ко второй части.

Подготовка рассказа «Жилин и Дина».  Составление портрета Дины.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет.

72.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Картины природы.

Анализ текста. Зачем Л.Н. Толстой рисует природу Кавказа?

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

73.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Система образов героев рассказа.

Составление  рассказа - характеристики каждого, особенно главных героев рассказа.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Принимать участие в коллективных делах и инсценировках. Контролировать свои действия и действия партнеров в коллективной работе.

74.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Смысл названия рассказа.

Рисование самого яркого эпизода из 5-й или 6-й части рассказа.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

75.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Главная мысль рассказа.

Обобщение по ведущей проблеме; выяснение нравственных уроков рассказа Л.Н. Толстого.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

76.

Изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Толстой о человечности. Сочинение.

Обобщение по ведущей проблеме; выяснение нравственных уроков рассказа Л. Н. Толстого. Сочинение.

Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении.

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

77.

Уроки истории. Изучение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». Осмысление нравственного выбора человека на историческом материале.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

78.

Картинный план стихотворения «Бородино». Представления людей о герое и героизме

Составление картинного плана по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Осмысление нравственных проблем, поставленных автором в произведении, анализ авторских патриотических чувств

Создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин и на основе личного опыта.

Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности.

79.

Главная мысль стихотворения «Бородино».

Определение главной мысли стихотворения «Бородино».  По желанию, выполнить творческую работу: диафильм.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

80.

«Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями.

Ю.Д. Левитанский «Мальчики». Сопоставление с картиной К.А. Васильева.

Знакомство с жизнью и творчеством Ю.Д. Левитанского. Отработка навыка анализа поэтического текста, сопоставительный анализ произведений искусства на одну и ту же тему.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

81.

«Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями.

Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики».

Знакомство с произведениями таких поэтов ХХ века, как А.Т. Твардовский, Ю.Д. Левитанский, Б.Ш. Окуджава, А.Д. Дементьев.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства.

82.

«Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями.

В.Д. Берестов «Мужчина».

Анализ роли русского народа  в победе над фашизмом и истоках всенародного подвига.

Составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу. Составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет.

83.

«Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями.

А.Д. Дементьев «В мае 1945 года».

Знакомство с произведениями таких замечательных поэтов ХХ века, как А.Т. Твардовский, Ю.Д. Левитанский, Б.Ш. Окуджава, А.Д. Дементьев.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации.

84.

«Война – страшнее нету слова…». Работа над стихотворениями.

А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая…». Работа с картиной В.Е.Попкова «Шинель отца».

Анализ стихотворения, вывод его идеи.

Разговор с родственниками и запись своего диалога или их рассказа о том, как они воевали или как работали в тылу, приближая Победу, как пришел этот день.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Понимать смысл художественных и научно-популярных текстов.

85

Читательский дневник. Внеклассное чтение. Работа над рассказом В.В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки».

Ответы на вопросы для анализа рассказа, определение его смысла и выход на идею произведения.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое.

Передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа.

Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом.

86.

Великий труд человека по самостроению, самовоспитанию. Главная мысль сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

Продолжение знакомства с прозой А.П.Платонова. Определение главной мысли сказки.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

87.

Словесные иллюстрации по сказке А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

Характеристика особенностей языка и стиля писателя. Словесное рисование.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

88.

Способы создания образа героя в сказке А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

Анализ особенностей построения сюжета. Способы создания образа героя.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений.

89.

Образ Даши в сказке А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

Характеристика образа девочки Даши.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.

90.

Великий труд человека по самостроению, самовоспитанию. Изучение сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Н.Н. Матвеева «Кораблик».

Сравнительный анализ сказки и стихотворения. Рисование иллюстрации к стихотворению.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

91.

Контрольная работа.

Выполнение заданий контрольной работы.

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности.

Глава 5. «Россия, Родина моя» (11 часов)

92.

М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»

Осмысление понятия Родины и причин любви человека к ней.

Определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности.

Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом.

93.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»

Анализ лирического текста.

Осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения. Эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет.

94.

Образ Русской земли и русского народа в русской литературе ХIХ и ХХ вв. «Все мы люди разные, а Родина одна...» Главная мысль стихотворения С.Я. Маршака «Ты много ли видел на свете берёз…».

Анализ стихотворения. Определение мысли автора.

Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя.

Устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

96.

Творческая работа. Сочинение на тему «С чего начинается Родина?»

Творческая работа о своей «малой Родине»: признаться ей в любви или хотя бы задуматься над этим вопросом.

Выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации.

95.

Сопоставление изображения Родины в стихотворениях Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского и Е.А.Баратынского.

Сопоставление изображений Родины в стихотворениях Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского и Е.А.Баратынского.

Осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров. Читать по ролям, участвовать в инсценировках литературных произведений.

Принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения. Соотносить учебную информацию с собственным опытом.

97.

Образ Русской земли и русского народа в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор».

Отработка навыков самостоятельного анализа эпического текста.

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства.

98.

Образы жителей деревни в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор».

Характеристика образа Родины в прозе Ю.И. Коваля.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве сети Интернет.

99.

Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще».
Эпитеты в стихотво рении Н.М.Рубцова «Звезда полей во мгле заледенелой…»

Вывод о непреходящем значении Родины, о вечном содержании этого понятия для русского человека на основе прочитанных стихов.

Понимать специфику прозаических и поэтических текстов.

Определять особенности фольклорных форм и авторских произведений.

Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

100.

Читательский дневник. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

Определение жанра произведения, особенностей прозы Платонова, выражение его восприятия мира.

Определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразительном чтении. Самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя.

Обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы.

101.

Контрольная работа.

Выполнение заданий контрольной работы из учебника.

Видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

Выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности.

102.

Проблемно-обобщающее итоговое занятие.

Подведение итогов самостоятельной творческой деятельности учащихся в четвертом классе.

 Выставка читательских дневников, рисунков, комиксов, сочинений и других творческих работ. Заранее сообщив темы, можно провести конкурс кроссвордов к изученным произведениям.

Читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова

Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...

Урок-презентация по литературному чтению 4 класс

Обобщение знаний по разделу "Литературные сказки"...

Урок литературного чтения 3 класс Виеру. "Подснежник"

Тема.  Виеру . « Подснежник."По моему мнению, уроки поэзии особенно  нужны детям, чтобы пробудить  в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс КВН "Цветик-семицветик"

Учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение....

Тематическое планировние по литературному чтению 1 класс "планета знаний"

Тематическое планированиепо литературному чтению 1 класс к программе "Планета знаний"...

Литературное чтение 2 класс. Тема: «Обобщение по разделу «Русские писатели»

УМК Школа РоссииЦель урока: обобщить знания учащихся по теме "Русские писатели";  развивать навыки выразительного чтения,речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в г...

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

  Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена   на основании :-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.Курс литературн...