Адаптация студентов к обучению
статья на тему

Овасапян Джаник Коляевич

Адаптация студентов к обучению в колледже представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов. В статье рассматривается два аспекта адаптации. Первый – адаптация к учебной деятельности. Второй – адаптация к новой социальной среде – учебной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_studentov_k_obucheniyu.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

                Овасапян Д.К.

Адаптация студентов к обучению

Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых форм поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому положению. 

Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда – одна из важнейших задач современного образования.

Одним из вариантов адаптации человека в обществе является его профессионализм, который выступает в качестве ценного ресурса для выживания и эффективной жизнедеятельности. Стремление к овладению профессией есть побуждающий фактор поступления выпускников школ в средние профессиональные учебные заведения. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. 

Адаптация студентов к обучению в колледже представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов.

В условиях социально - психологической адаптации студентам приходится осмысливать свою новую социальную роль – в процессе деятельности, общения, самосознания происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптационных механизмов: когнитивного (включающего познавательные процессы), эмоционального, практического, обусловливающих поведение студента в различных ситуациях практической деятельности.

Речь идёт о двух важных аспектах (факторах) адаптации студента – первокурсника.

Первый – адаптация к учебной деятельности (в данном случае речь идёт о смене основных форм и методов обучения, усложнении содержания учебных предметов и др.). Второй – адаптация к новой социальной среде – учебной группе.

Успешное вхождение человека в новую ситуацию, новые отношения, которые имеют место в процессе адаптации, во многом зависит, как от исходной мотивации, так и от изменения её в реальной деятельности и поведении.

Анализ процесса вхождения студента в образовательную среду колледжа позволил выявить ряд проблем, возникающих  в процессе  их адаптации: неопределенность мотивации выбора профессии и  недостаточная подготовка к  ней; несформированность компонентов профессионально-личностной перспективы; неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно; недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности; организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;  наличие коммуникативных барьеров.

Исходя из анализа ситуации, основной целью адаптации студентов и учащихся колледжа к процессу обучения мы выделили создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного их вхождения студентов в учебную жизнь.

С этой целью нами были определены направления работы по сопровождению первокурсников, в том числе:

  • проведение диагностики студентов – первокурсников с целью определения их адаптированности к процессу обучения;
  • формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов;
  • установление и поддержка социального статуса первокурсников в новом коллективе;
  • предупреждение и нивелирование психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой;
  • проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению педагогов воспитателей общежитий;
  • оказание индивидуальной помощи нуждающимся студентам, и их родителям (законным представителям);
  • координация действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

Анализ результатов процесса адаптации первокурсников, позволил выявить основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:

  • специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и её результатам;
  • учебная деятельность, предполагающая высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей.

Адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента.  Это обусловлено и психологическими особенностями развития человека в подростковом и юношеском возрастах.

Подростковый возраст – период эмансипации ребенка от родителей. Наибольший интерес в этот период оказывает поведенческая эмансипация – стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственного решения без внешнего руководства. Колледж и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагог – психолог, социальный педагог, педагоги – предметники, классные руководители создают условия для последующего полноценного развития студента – первокурсника.

Работа по психолого-педагогическому сопровождению студентов первого курса рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 4 этапа.

Первый этап (при поступлении в учебное заведение, сентябрь) изучение мотивов поступления в учебное заведение через психологическое диагностирование, беседу с будущим абитуриентом.  

Второй этап (сентябрь, октябрь) – предусматривает участие абитуриента в «Адаптационной неделе» - знакомство с новыми условиями обучения, снятия дефицита информации студентов друг о друге, через проведение социально – психологических тренингов, семинары для классных руководителей, воспитателей по установлению благоприятной атмосферы в студенческом коллективе, общежитии, изучение учебных мотивов, проблем в развитии психических процессов (тревожность, самооценка и другие).

Третий этап (ноябрь, декабрь) – характеризуется изучением статуса студента в коллективе и степени удовлетворённости обучения в данном учебном заведении. На данном этапе посещаются учебные занятия, составляются рекомендаций для классных руководителей, родителей студентов, осуществляется консультирование всех участников образовательного процесса.

Четвертый этап (второй семестр) - осуществляется коррекционная и просветительская работа, проводятся групповые и индивидуальные занятия в колледже и общежитии по развитию коммуникативных навыков, уверенности в себе, организуются семинары для преподавателей по проблемам мотивации, особенностям построения эффективного общения и проблемам целеполагания, проведение диагностики по изучению динамики позитивных изменений адаптивности студентов – первокурсников и лицеистов.

В качестве результатов реализации адаптирующих средств выступают:

  • определение группы “риска” студентов нового набора, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
  • осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
  • освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • осознание правильности сделанного профессионального выбора;
  • разработка занятий с элементами тренинга по развитию навыков уверенного поведения, профилактике асоциального поведения.

Классный руководитель решает проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

Классный руководитель реализует программу адаптации первокурсников к учебе, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.

В начале учебного года в группах  нового набора проводятся: диагностика самооценки психических состояний студентов; диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже; уровень общительности.

Для изучения межличностных отношений, групповой сплочённости и качества социально-психологического климата проводятся следующие методики: диагностика  психологического климата  коллектива; эффективной остаётся методика «Социометрия», позволяющая не только определить статус студента в группе, но также многообразие всех внутригрупповых сопровождений.

Для изучения мотивации студентов 1 курса проводятся анкетирования на тему: Мотивы поступления в колледж. Учебная мотивация.  По «запросам» классных руководителей используются дополнительные тестовые методики: изучение профессиональных интересов, уровня самостоятельности, уровня воспитанности, эмоционального состояния студентов, изучение самооценки и уровня притязаний.

На основе проведения практических занятий, бесед, консультаций, анализа диагностических процедур разрабатываются рекомендации по работе со студентами групп нового набора. Они включают следующие направления:

  • активизация деятельности по созданию благоприятного эмоционального климата на учебных занятиях в группах и колледже, по сплочению коллектива;
  • оказание помощи студентам в нахождении своего места в коллективе сверстников, в решении конфликтных ситуаций;
  • создание «ситуации успеха»: поощрение проявления учебной и социальной активности, настойчивости, выдержки, самостоятельности; поддержка положительного настроя на взаимодействие;
  • использование щадящего оценочного режима в сферах неуспеха;
  • активизация внеаудиторной образовательной деятельности для создания благоприятных условий взаимодействия студентов с однокурсниками и преподавателями;
  • создать обстановки взаимопомощи и поддержки.

В процессе исследования проблемы адаптации первокурсников нами были установлены объективные критерии, характеризующие успешность адаптации, которые сводились к:

  • адекватности поведения;
  • вовлеченности студента в жизнедеятельность группы, колледжа;
  • проявлению способности к самоконтролю и соблюдению порядка, к общению с одногруппниками и преподавателями;
  • терпимому, спокойному отношению к временным неудачам;
  • повышению интереса к будущей профессии, готовность к будущей практической работе.

Все эти факторы требуют тщательного анализа в конкретных условиях. Неоспоримым остаётся следующее: успешная адаптация студентов к колледжу в современных условиях невозможна без комплексной психолого-педагогической работы, направленной на создание благоприятных социально-психологических и образовательных условий обучения и жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже

Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса)....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже»

Исследовательская работа "Социальная адаптация  у студентов к обучению в колледже"...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже»

Исследовательская работа "Социальная адаптация  у студентов к обучению в колледже"...

Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.

Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...