Управленческий проект по теме: «Формирование образовательной среды для развития одарённых детей»
проект на тему

Хлебак Любовь Анатольевна

Данный проект разработан в целях максимального раскрытия потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе для совершенствования системы выявления одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx138.8 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Управленческий проект по теме:

«Формирование образовательной среды для развития одарённых детей»

                          Содержание:

  1. Введение
  1. Результаты SWOT – анализа
  2. Цели и задачи проекта
  3. Нормативно-правовое обеспечение
  4. Этапы реализации проекта
  1. Содержание проекта
  1. Концептуальные положения Проекта
  2. Процессуальные положения Проекта
  3. Методическое обеспечение Проекта
  4. Показатели эффективности проекта
  1. Заключение
  2. Список литературы

I.  Введение

В условиях преобразования нашего общества все большее внимание на страницах самых разных изданий уделяется проблемам человека, его сознания, духовности, культуры, нравственности, образования и, прежде всего, проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества.

Мы начинаем осознавать, что совокупный человеческий интеллект все в большей степени становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к интеллекту пора относиться как к главному ресурсу человечества, важнейшему средству решения глобальных насущных проблем современности и как к важнейшей ценности и цели развития общества. Думается, что из всех существующих этот ресурс станет самым надежным, неисчерпаемым.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии

новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

 Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет просто работа со школьным учебником. Такие дети явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться, или придумывать необычное, или решать математические задачи, или рисовать, или осваивать спортивные виды деятельности и т. д.

На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства».

Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими за последние: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Не случайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". Школа, являясь структурным подразделением в системе непрерывного образования, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творчества учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.

В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Результаты SWOT-анализа деятельности МКОУ СОШ №2 по работе с одаренными детьми.

Сильные стороны учреждения

Укомплектованность педагогическими кадрами.

Достаточный уровень квалификации педагогических работников.

Наличие:

  • системы работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований,  проектно-исследовательской деятельности;
  • некоторых результатов на муниципальном, региональном и федеральном этапах Всероссийской олимпиады школьников;
  • опыта участия в Международной дистанционной олимпиаде по основам наук.

Результативное использование технологии развивающего обучения и технологий здоровьесбережения, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся и сохранению их здоровья.

Способность педагогов применять современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии обучения.

 Доступ образовательного учреждения к печатным и электронным образовательным ресурсам, в т.ч. размещенным в Интернете

Слабые стороны учреждения

Отсутствие:

  • пакета диагностических материалов выявления одаренных детей по различным направлениям;
  • персонифицированной базы данных динамики личностного роста обучающихся;
  • мониторинга продвижения одаренного ребенка в социуме;
  • преемственности при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;
  • банка современных образовательных технологий деятельностного типа для формирования универсальных учебных действий;

Недостаточное кадровое обеспечение вспомогательных служб.

Школа не привлекает в порядке, установленном законодательством РФ в области образования, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц

Возможности, существующие во внешней среде

Заинтересованность в результатах образовательного процесса: родителей обучающихся, органов местного самоуправления, учреждений дополнительного образования города.

Проведение публичного отчета образовательного учреждения о результатах работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Угрозы, существующие во внешней среде

Отсутствие: системы взаимодействия школы с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и туризма в целях создания учебно-развивающей и здоровьесберегающей среды; моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности; внешней методической и мотивационной подготовки педагогических и руководящих.

Неготовность обучающихся, их родителей к реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Риск недостаточного финансирования школы для создания условий по выявлению и поддержке одаренных детей.

По результатам SWOT-анализа деятельности  школы было выявлено, что школа обладает ресурсами, необходимыми для организации работы по выявлению и поддержке одаренных детей.

Цели и задачи проекта

Цели:

Совершенствование системы целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей МКОУ  СОШ №2, посредством внедрения нового содержания образования, прогрессивных технологий, способствующих стимулированию творческой деятельности учащихся, развитию качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений. Создание  условий для выявления, поддержки и развития  одаренных детей, их самореализации,  профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

  •  Сформировать нормативно-правовое обеспечение сопровождения одаренных детей в районе в соответствии с требованиями ФГОС;
  •  Создать систему подготовки педагогических кадров в организации процесса сопровождения развития одаренных и способных детей;
  • Отработать систему диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, создать мониторинг их продвижения в социуме района;
  •  пополнить информационную базу сопровождения одаренных детей
  • Стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей и педагогов, работающих с ними;
  • Усилить финансовое обеспечение сопровождения одаренных детей в районе.

Сроки:

Внедрение инновационного Проекта работы  с одаренными детьми выполнимо в течение 2015 – 2020 гг. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

Заказчик Проекта 

Администрация МКОУ   СОШ №   муниципального района края

Участники  Проекта:

Участники образовательного процесса МКОУ СОШ №  муниципального района края

Стратегия (механизм) реализации проекта

Стратегия реализации проекта учитывает ключевые аспекты организации работы с одаренными детьми:

  1. Научно-методические, исходящие из множества противоречивых теоретических подходов и методов, вариативности современного образования и обусловленные разнообразием видов одаренности.
  2. Психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического обоснования всей системы работы с одаренными детьми и технологического ее обеспечения, обоснованием возрастных и индивидуальных подходов в работе с категорией одаренных детей.

Для решения научно-методических и психолого-педагогических проблем будет организована работа временных научно-исследовательских коллективов.

  1. Организационные, связанные с формированием учебно-воспитательного процесса, общественного понимания необходимости решения специальных задач по развитию одаренных детей и конкретной реализацией мероприятий проекта;

Для решения этих проблем будет организована работа проектных групп.

  1. Кадровые, обусловленные необходимостью специальной подготовки педагогов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.

Решение кадровых проблем будет обеспечено созданием системы отбора и обучения  педагогов.

  1. Материально-технические, связанные с недостаточным материально-техническим обеспечением, необходимого для внедрения инновационных технологий и методик работы с одаренными детьми, с отсутствием необходимого современного компьютерного и лабораторного оборудования.

Решение проблемы материально-технического обеспечения будет обеспечено путем создания собственной материально-технической базы МКОУ СОШ №, с использованием ресурсов других учебных заведений на основе сетевого взаиможействия, развитием системы социального партнерства и механизмов сетевого взаимодействия.

Видение стратегии реализации проекта учитывает, что:

  • человек существует только в многообразии отношений и в совместной деятельности,
  • одаренный ребенок обладает собственной активностью, несводимой к организуемой педагогами, собственным видением мира и целями, которые не могут быть полностью поняты взрослыми.

Поэтому, стратегия реализации проекта предполагает проведение тщательного анализа и трансформации элементов институционального контекста образовательной деятельности МКОУ СОШ №  и образовательных учреждений района:

  • формальной и неформальной организации,
  • социально-психологических и эмоциональных характеристик,
  • инструментально-символической реальности,
  • антропологических представлений и ожиданий.

При этом принцип преемственности должен быть сохранен, накопленный потенциал системы образования использован в максимальной степени.

Ценностные приоритеты Проекта:

1 модуль: одаренный  ребенок в различных социокультурных пространствах

2 модуль: систематизация  педагогических  средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми; 
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
  • создание  электронного банка  данных «Одаренные дети».

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года
  • Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). – М.: Минэкономразвития России, 2010;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации
    от 22 ноября 2012 г. № 2148-р);
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г., Пр-271;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

Этапы реализации Проекта

Организационный этап (2015 – 2016 гг.):  разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Этап реализации(2016-2018 гг.):  непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2018-2020 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Проекта

Проект  реализуется через работу методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению,  взаимодействие  всех участников образовательного процесса, которое  обеспечивает школьный сервер.

Объем и источники финансирования Проекта

  • Федеральный бюджет
  • Муниципальный бюджет

Организация контроля за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.

                                    Содержание  Проекта

                           Концептуальные положения Проекта

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

   Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  3. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
  4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

   Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Особенности, присущие одаренным детям:

Знание признаков способностей и одаренности позволяет определить принципы и методы выявления одаренных детей (Бабаева ЮД, Богоявленская Д.Б, Брушлинский А.В. и др.):

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

- развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для данного ребенка индивидуальной траектории обучения;

- опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей и др.).

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.    Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость.      Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребёнка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми  являются личностно-ориентированные технологии обучения.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

  • тематические и проблемные мини- курсы,
  • «мозговые штурмы» во всех вариантах,
  • ролевые тренинги,
  • развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.

Организационные формы:

  • Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими,  школьниками, что  позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
  • Создание  групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,
  • творческие задания,
  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
  • дискуссии,
  • диалоги.
  • Инновационные приемы и методы: сенквейн, кластер

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

  • факультативы,
  • кружки,
  • конкурсы,
  • интеллектуальный марафон,
  • привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
  • система внеурочной научно-исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.

  При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
  2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
  3. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
  4.  Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  5. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
  6.  Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
  7. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Требования к учителю. 

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:

  • разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
  • создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение индивидуальности ученика.

Основные направления деятельности,  цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми

Целями работы учителей образовательного учреждения с одаренными детьми являются:

- выявление одаренных детей;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

 Проект нацелен на развитие:

- интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе научного общества учащихся;

- индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования;

- способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);

- спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных кружков и секций.

Задачи по реализации  вышеуказанных целей:

  1. Подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с одаренными детьми
  2. Выявление одаренных детей на основе психодиагностики.

3. Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях.

4. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

5. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и образовательного процесса в целом.

Подразделения ОУ, осуществляющие работу по формированию и развитию творческих умений учащихся – интеллектуальных, художественных, физических и т.п.:

  1. Научно-методический совет.
  2. Методические объединения.
  3. Научное общество.
  4. Предметные кружки.
  5. Дополнительное  образование.
  6. Медиатека.

                          Процессуальные положения Проекта

  1. Организация работы с одаренными детьми

Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».

1.

Научно-методический модуль

Психолого-педагогические исследования

Медико-физиологические исследования

Исследования содержания и технологий образования

2.

Практико-педагогический модуль

Творческие студии

Школьная малая академия наук -  НИО «Эрудиты»

Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ

Выставки юных художников, юных фотографов, дизайнеров и т.д.

Индивидуальные программы работы с детьми

3.

Акмеологический модуль

Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы

Лекторий

Творческие лаборатории

4.

Модуль «Родительский всеобуч»

Просветительский лекторий

Индивидуальная консультация

5.

Материально-технический модуль

Компьютерный банк данных «Одаренные дети»

Медиатека

6.

Информационно-издательский модуль

Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.

 Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.

Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, альманахов, периодических изданий, творческих работ  одаренных детей.

Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.

7.

Административный модуль

Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.

Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и др.мероприятий разного уровня.

  1. Дорожная карта  Проекта

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.Совершенствование нормативно-правового регулирования системы выявления одаренных, талантливых детей и молодежи, научно-методическое сопровождение работы с одаренными, талантливыми детьми и молодежью 

1.1

Формирование банка программ, пособий, научно-методических разработок по выявлению и развитию одаренности у детей.

В течение реализации Дорожной карты

Педагоги

1.2

Организация внедрения федеральных критериев и порядка отбора одаренных, талантливых детей и молодежи

2015

Администрация школы

2.Информационно-методическое сопровождение реализации системы выявления и развития молодых талантов 

2.1

Создание единой школьной базы одаренных детей.

Сентябрь, октябрь 2015

Администрация школы

2.2

Создание единой школьной базы педагогов, имеющих результаты в обучении и воспитании одаренных детей.

Сентябрь, октябрь 2015

Администрация школы

2.3

Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.

2015 - 2020

Ответственный за работу школьного сайта

3.Развитие кадрового потенциала и поддержка педагогических работников, одаренных детей и молодежи 

3.1

Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, направленных на выявление одаренных, талантливых детей и молодежи

2015 - 2020

Администрация школы Педагоги

3.2

Участие в профессиональных конкурсах, направленных на выявление мастерства педагогов, работающих с одаренными, талантливыми детьми и молодежью.

2015 - 2020

Администрация школы

Педагоги

3.3

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные

2015 - 2020

Администрация школы

 

 Организация исследовательской работы учащихся в школе

Классы

Этапы

Формы

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Неделя начальной школы.

Олимпиады.

Творческие конкурсы.

Внеклассная работа.

Кружки.

Секции.

5-7 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Развитие информационной культуры учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Дополнительные занятия.

Научно-практические конференции.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Кружки. Секции.

8-9 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры учащихся.
  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели. Олимпиады.

Научно-практические конференции.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Основные формы работы с одаренными детьми

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

C:\Documents and Settings\Secretar\Рабочий стол\одар. дети\таблица 1.jpg

Работа с одаренными детьми на уроках ведется с помощью трех подходов:

  • дифференцированный подход
  • проблемное обучение
  • проектная деятельность

  • происходит активизация обучения;
  •  обучение приобретает творческий, исследовательский характер;
  • происходит передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности;
  • происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

  • по содержанию задания;
  • по форме организации работы на уроке;
  • по способу педагогической поддержки;
  • по способу восприятия информации.

Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. 

Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект - это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся, на выявление их способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы: общешкольные творческие конкурсы, предметные кружки, научно-исследовательская деятельность, интеллектуальные игры и викторины, олимпиады и т.д. Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы.

Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов:

1. Рациональное наполнение школьного компонента Базисного учебного плана с учетом склонностей и запросов учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и региональных олимпиадах.

3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

Основные формы работы с одаренными детьми

Форма

Задачи

Возрастные группы

Планируемые мероприятия

Ответственные

Групповые занятия с одаренными детьми

Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности

5-9

 классы

Организация факультативов, элективных курсов,программ внеурочной деятельности

Учителя – предметники, классные руководители

Уроки развития интеллекта и творческого мышления

Уроки развития решают задачи патриотического воспитания, развития техники чтения, творчес

кого мышления, нравственного просвещения и воспитания нравст

венных межличностных отношений

Развитие различных видов памяти и внимания

1-4

 классы

Еженедельные занятия в течение учебного года

Учителя

начальных классов

Внеурочная деятельность

Развитие потребностей в выборе темы, в участи в команде, в поиске материала, в победе

1-4

классы

По расписанию

Учителя начальных классов

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Развитие навыков исследовательской деятельности.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

1 – 9

классы

Презентация научно-исследовательских работ и проектов

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

Предметные

недели

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

1-9

 классы

Предметные недели

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

Научная работа учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

7-9

 классы

Организация конференций на базе школы, участие в конференциях на муниципальном и областном уровне

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

Кружкиобъединения дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

1-9

 классы

Отчеты работы кружков

Концерты, массовые мероприятия

Педагог-организатор

Конкурсы и фестивали

Выявление и развитие творчески одаренных детей

Мотивация детей на активную жизненную позицию Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся

Повышение интеллектуального и творческого потенциала учащихся

Стимулирование воспитателей, учащихся к реализации творческого подхода к работе и учебе

1-9

 классы

 «Новогодний калейдоскоп», смотр строя и песни, праздник мам, конкурсы «Ученик года», «Спортсмен года», конкурсы и фестивали на муниципальном уровне

Зам. директора по  УВР, педагог-организатор

Предметные олимпиады

Пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к научной деятельности.

Активизация работы дополнительных занятий,  кружков.

Привлечение способных учащихся к участию в олимпиадах школьников.

1-9

 классы

Участие в очных и дистанционных олимпиадах федерального, регионального, областного, муниципального и школьного уровней

Зам. директора по УВР,

 учителя-предметники

Формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки, факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • курсы по выбору;
  • участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия и др.);
  • создание детских портфолио.

Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

В основе деятельности по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными

учащимися

Направление

деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Положение о научном обществе учащихся школы
  • Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад
  • Положение о проведении предметных недель (декады)
  • Положение о научно-практической конференции
  • Положения о различных интеллектуальных и творческих конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (Рабочие программы спецкурсов, кружков, секций и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Проведение заседаний педагогических советов и методических объединений по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

В ходе работы над проектом было выявлено ряд рисков в организации работы и продуманы методы их коррекции.

№ п/п

Риски

Методы коррекции

1.

Отсутствие материальной базы

Оснащение материально-технической базы школы (бюджетные средства, спонсорская помощь)

2.

Отсутствие диагностики выявления одарённых детей

Создание диагностического инструментария выявления одаренности

3.

Отсутствие подготовленных педагогов

Повышение квалификации (курсы, научно-практические конференции, семинары, участие в дистанционных вебинарах)

4.

Отсутствие методической базы

Создание банка данных методической литературы

5.

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний

Стимулирование учащихся (грамоты, призы, денежные вознаграждения)

Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы необходимо организовать с учетом потребностей детей к самореализации. Необходимо предусмотреть обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.

Показатели эффективности реализации Проекта

  • Увеличение количества педагогов, включенных в работу одаренными детьми и талантливой  молодежью
  • Увеличение количества образовательных организаций, занимающихся развитием с одаренными, талантливыми детьми и молодежью
  • Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников
  • Увеличение количества обучающихся, ставших победителями и призерами  регионального этапа всероссийской олимпиады школьников
  • Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в региональных этапах всероссийских олимпиад и конкурсных мероприятиях, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи
  • Увеличение количества обучающихся, ставших  победителями и призерами  в региональных этапах всероссийских олимпиад и конкурсных мероприятиях, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи
  • Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.

IV. Заключение.

Одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.

Одаренность - это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик- это тоже дар и испытание для учителя, т. е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

За последние годы в МКОУ СОШ №  сложилась определенная система  работы с одарёнными детьми. Возросло педагогическое мастерство коллектива учителей, выделились лидеры  в работе с одарёнными детьми. В результате мониторинга и диагностики обученности школьников определяются дети с высоким уровнем развития. В школе разработана и принята программа «Одарённые дети», которая успешно реализуется.

Список используемой литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756.
  2. Федеральная целевая подпрограмма «Одарённые дети» на 2003-2006 гюгю, утверждённая Постановлением  Правительства РФ  от 25.08.02 г. №625
  3. Подпрограмма «Одарённые дети» Программы «Развитие воспитания детей в образовательных учреждениях Ставропольского края на 2006-2010г.г.
  4. Леднева  С.А. Детская одаренность глазами педагогов // Нач.шк.. – 2003. -№ 1. – с. 80.
  5. Диканская Н.Н. . Оценочная деятельность как основа управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. – 2003. №3. – С. 38 – 42
  6. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика.- 2003, №6.- с.27-32
  7. Коноплёва Н.. Легко ли быть вундеркиндом ? // Директор школы.- 2004, №3.-с.54-59
  8. Климонтова Т.А. Психологическая поддержка одаренных школьников// Педагогика. – 2004. -№ 4. – с. 95.
  9. Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. – 2004. -№ 7. – с. 83.
  10. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, №7.-с.32-39
  11. Введенский В. Одаренный ребенок. Что с ним делать? // Дир. шк. – 2005. -№ 3. – с. 79.
  12. Богоявленская М. Школьные проблемы одаренных детей // Шк. психолог.– 2005. -№ 3. – с. 45
  13. Букатов В. Тяжкая ноша одарённости. // Директор школы. – 2005,№10. – с.67-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ И ТВОРЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье раскрывается проект формирования творческой образовательной среды колледжа через создание Клуба инженерно-технического творчества....

публикация на тему "Развивающая образовательная среда филиала ГАПОУ "Лениногорский политехнический колледж"

Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях пси...

Педагогический проект на тему: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе

Цели и задачи проекта.Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.Участники проекта. Учи...

Доклад "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников"

В докладе говориться о здоровьесбережении школьников на примере различных физкультминуток....

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...