Изучение английского языка с помощью песен
статья на тему

Ушакова Алена Юрьевна

В последнее время появилось много новых и оригинальных способов изучения английского языка, среди них — изучение языка с помощью песен.

Использование песен при изучении иностранного языка весьма актуально по ряду причин:

Во-первых, песни – это своеобразный лингвострановедческий материал.

Во-вторых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка.

В-третьих, специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.

Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная направленность и, в отличие от учебных текстов, оказывает воздействие на эмоции. А эмоции в изучении иностранного языка играют немаловажную роль.

Методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

1. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации.

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Тексты песен содержат наиболее распространённые конструкции.

3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения и развитию артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д.

4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческих способностей. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

5. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.

Как доказали ученые, песни запоминаются легче, чем стихотворения. Это происходит по тому, что музыкальный центр находится в левом полушарии, а речевой — в правом. Левое полушарие обычно работает быстрее, поэтому песни, которые сочетают работу обоих полушарий, запоминаются быстрее.

Еще один очень интересный факт обнаружился при обследовании людей, страдающих болезнью Альцгеймера или перенесших апоплексический удар. Некоторые из этих людей не помнили своего имени, зато могли полностью пропеть песни, услышанные много лет тому назад!

Таким образом, в музыке песен изначально заложены механизмы, способствующие запоминанию. Кроме того,  в песнях содержатся популярные речевые обороты, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и прочие компоненты языка! Что касается грамматики, сейчас существуют специальные пособия и даже сайты в интернете, на которых разбирается не только текст песен, но и сложные грамматические структуры, входящие в состав текста. А слова и перевод песен на иностранном языке можно легко найти практически на любом музыкальном сайте.

К тому же, с помощью изучения песен на английском языке можно увлечь тех учеников, которые имеют малую степень мотивации к обучению. Ведь намного приятнее и легче слушать и учить хорошие песни, чем зубрить и корпеть над учебниками! Вообще не рекомендуется заставлять учеников подолгу изучать учебники, ведь это может отбить всю любовь и интерес к языку. Учебники в основном предназначены для изучения грамматических правил, а весь остальной языковой материал предпочтительнее подавать в какой-то другой, более увлекательной форме.

В песнях, ко всему прочему, часто затрагиваются актуальные личные и общественные проблемы, которые в принципе могут стать хорошей темой для дискуссии, в которой могут принимать участие все изучающие английский язык.

Песни достаточно часто содержат сведения об истории и культуре страны изучаемого языка, о нравах и воззрениях ее жителей.

Несколько практичных советов по выбору материала для занятий:

1.Фолк, блюз, джаз, кантри, опера, мюзикл — это жанры, наиболее приспособленные для образовательных целей, несмотря на то, что в современной жизни они менее востребованы.

2.Можно также использовать современную популярную музыку, однако важно обращать внимание на содержание песни. Ведь во многих из них могут пропагандироваться неприемлемые вещи.

3.Песни, исполняемые сольно, как правило, воспринимаются легче, чем те, которые исполняются большим числом вокалистов.

4.Тяжелые ударные, а также наличие бэк-вокалистов также затрудняет понимание текста песни.

5.Текст песни легче воспринимается, если он носит повествовательный характер, то есть если в песне присутствует какой-то динамичный сюжет.

В этой связи хотелось бы также привести несколько простых упражнений, выполняя которые можно очень быстро поднять свой уровень владения английским языком:

1.Выберите на свой вкус песню на английском языке, постарайтесь найти к ней слова (к счастью, в наше время, это очень просто сделать при помощи интернета). Прочитайте текст и постарайтесь понять общий смысл. Затем с помощью словаря переведите незнакомые слова. Если некоторые речевые обороты или грамматические конструкции так и остались непонятны вам, обратитесь к опытному преподавателю. Когда все это будет сделано(или даже раньше), снова прослушайте песню, попробуйте подпевать. Если у вас есть такое желание, вы можете петь эту песню под караоке, это также очень благоприятно.

2.Второе упражнение противоположно первому. Прослушайте понравившуюся песню несколько раз, вслушивайтесь в текст. Теперь попытайтесь самостоятельно записать слова. После этого отыщите настоящий текст песни в интернете и сравните его стем, что написали вы. Можно легко найти практически на любом музыкальном сайте.

Примерные рекомендации для работы с песней:

1. Установка на первое восприятие песни: краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.).

2. Первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма.

3. Проверка понимания содержания песни: перевод текста.

4. Фонетическая отработка текста песни.

5. Повторное прослушивание песни. Работу на данном этапе необходимо проводить с опорой на текст;

6. Чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации.

7. Разучивание песни с использованием фонограммы, а также аккомпанемента.

На уроке иностранного языка песни чаще всего используются:

 1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

 2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;

 3) как стимул для развития речевых навыков и умений;

 4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

 1. Для фонетической зарядки выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами и четким ритмом. Для этой цели хорошо подходят детские песенки, например "Baa, Baa, Black Sheep".

2. После первичного прослушивания песни предлагается ее перевод на русский язык, выполненный С. Я. Маршаком.

3. Для фонетической отработки слова группируются по фонетическому признаку.

4. В дальнейшем произношение тренируемых слов закрепляется в ответах на вопросы учителя по содержанию песни.

5. На этом же материале можно провести работу по расширению и закреплению лексики, развитию навыков разговорной речи:

Использование песен с целью закрепления лексико-грамматического материала предполагает поэтапную работу на протяжении нескольких уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2012.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение английского языка с помощью песен

В последнее время появилось много новых и оригинальных способов изучения английского языка, среди них — изучение языка с помощью песен.

Использование песен при изучении иностранного языка весьма актуально по ряду причин:

Во-первых, песни – это своеобразный лингвострановедческий материал.

Во-вторых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка.

В-третьих, специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.

Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная направленность и, в отличие от учебных текстов, оказывает воздействие на эмоции. А эмоции в изучении иностранного языка играют немаловажную роль.

Методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

1. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации.

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Тексты песен содержат наиболее распространённые конструкции.

3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения и развитию артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д.

4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческих способностей. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

5. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.

Как доказали ученые, песни запоминаются легче, чем стихотворения. Это происходит по тому, что музыкальный центр находится в левом полушарии, а речевой — в правом. Левое полушарие обычно работает быстрее, поэтому песни, которые сочетают работу обоих полушарий, запоминаются быстрее.

Еще один очень интересный факт обнаружился при обследовании людей, страдающих болезнью Альцгеймера или перенесших апоплексический удар. Некоторые из этих людей не помнили своего имени, зато могли полностью пропеть песни, услышанные много лет тому назад!

Таким образом, в музыке песен изначально заложены механизмы, способствующие запоминанию. Кроме того,  в песнях содержатся популярные речевые обороты, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и прочие компоненты языка! Что касается грамматики, сейчас существуют специальные пособия и даже сайты в интернете, на которых разбирается не только текст песен, но и сложные грамматические структуры, входящие в состав текста. А слова и перевод песен на иностранном языке можно легко найти практически на любом музыкальном сайте.

К тому же, с помощью изучения песен на английском языке можно увлечь тех учеников, которые имеют малую степень мотивации к обучению. Ведь намного приятнее и легче слушать и учить хорошие песни, чем зубрить и корпеть над учебниками! Вообще не рекомендуется заставлять учеников подолгу изучать учебники, ведь это может отбить всю любовь и интерес к языку. Учебники в основном предназначены для изучения грамматических правил, а весь остальной языковой материал предпочтительнее подавать в какой-то другой, более увлекательной форме.

В песнях, ко всему прочему, часто затрагиваются актуальные личные и общественные проблемы, которые в принципе могут стать хорошей темой для дискуссии, в которой могут принимать участие все изучающие английский язык.

Песни достаточно часто содержат сведения об истории и культуре страны изучаемого языка, о нравах и воззрениях ее жителей.

Несколько практичных советов по выбору материала для занятий:

1.Фолк, блюз, джаз, кантри, опера, мюзикл — это жанры, наиболее приспособленные для образовательных целей, несмотря на то, что в современной жизни они менее востребованы.

2.Можно также использовать современную популярную музыку, однако важно обращать внимание на содержание песни. Ведь во многих из них могут пропагандироваться неприемлемые вещи.

3.Песни, исполняемые сольно, как правило, воспринимаются легче, чем те, которые исполняются большим числом вокалистов.

4.Тяжелые ударные, а также наличие бэк-вокалистов также затрудняет понимание текста песни.

5.Текст песни легче воспринимается, если он носит повествовательный характер, то есть если в песне присутствует какой-то динамичный сюжет.

В этой связи хотелось бы также привести несколько простых упражнений, выполняя которые можно очень быстро поднять свой уровень владения английским языком:

1.Выберите на свой вкус песню на английском языке, постарайтесь найти к ней слова (к счастью, в наше время, это очень просто сделать при помощи интернета). Прочитайте текст и постарайтесь понять общий смысл. Затем с помощью словаря переведите незнакомые слова. Если некоторые речевые обороты или грамматические конструкции так и остались непонятны вам, обратитесь к опытному преподавателю. Когда все это будет сделано(или даже раньше), снова прослушайте песню, попробуйте подпевать. Если у вас есть такое желание, вы можете петь эту песню под караоке, это также очень благоприятно.

2.Второе упражнение противоположно первому. Прослушайте понравившуюся песню несколько раз, вслушивайтесь в текст. Теперь попытайтесь самостоятельно записать слова. После этого отыщите настоящий текст песни в интернете и сравните его стем, что написали вы. Можно легко найти практически на любом музыкальном сайте.

Примерные рекомендации для работы с песней:

1. Установка на первое восприятие песни: краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.).

2. Первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма.

3. Проверка понимания содержания песни: перевод текста.

4. Фонетическая отработка текста песни.

5. Повторное прослушивание песни. Работу на данном этапе необходимо проводить с опорой на текст;

6. Чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации.

7. Разучивание песни с использованием фонограммы, а также аккомпанемента.

На уроке иностранного языка песни чаще всего используются:

 1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

 2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;

 3) как стимул для развития речевых навыков и умений;

 4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

 1. Для фонетической зарядки выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами и четким ритмом. Для этой цели хорошо подходят детские песенки, например "Baa, Baa, Black Sheep".

2. После первичного прослушивания песни предлагается ее перевод на русский язык, выполненный С. Я. Маршаком.

3. Для фонетической отработки слова группируются по фонетическому признаку.

4. В дальнейшем произношение тренируемых слов закрепляется в ответах на вопросы учителя по содержанию песни.

5. На этом же материале можно провести работу по расширению и закреплению лексики, развитию навыков разговорной речи:

Использование песен с целью закрепления лексико-грамматического материала предполагает поэтапную работу на протяжении нескольких уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации у учащихся к изучению английского языка

Повышение внутренней мотивации к изучению английского языка и формированию личностных ориентиров подростков посредством сопоставления ценностей различных культур. Доклад на заседании методической коми...

«Использование Интернет-ресурсов в изучении английского языка»

Данная статья описывает опыт использования автором Интернет-ресурсов в обучении учащихся английскому языку в рамках предметного объединения «English on-line». В статье обоснована необходимость пр...

Факторы успеха в изучении английского языка в средней школе

«..Изучать иностранный язык - не для всех легкая задача, поэтому на уроках я стараюсь использовать разнообразные методы обучения: от просмотра видеофильмов д...

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .

Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка ....

Статья "Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощью применения игровых технологий"

Данная статья посвящена такому  важному аспекту речи как аудирование. Развитие аудитивных навыков, является очень сложным процессом при изучении иностранного языка, и более того, требует сил и бо...

Обобщение опыта по теме "Развитие навыков аудирования на уроках английского языка с помощь применения игровых технологий"

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению иностранного языка, а именно английского, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. И при изу...

Язык специальности как фактор профессионального развития обучающихся учреждений СПО при изучении английского языка.

В статье рассмотрены разные аспекты обучения студентов учреждений СПО языку специальности на занятиях английского языка. Профессиональная направленность обучения требует выявления не только текста по ...