Консультация для родителей "Экспериментирование в зкологическом воспитании детей"
материал на тему

Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте - самостоятельный вид деятельности. У любознательных детей в процессе экспериментирования формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod_ekologich_vospitanie.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Экспериментирование в экологическом воспитании детей».

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: в нем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с живой природой и неживой - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Первые семь-восемь лет - это период становления личности человека, развития в нем ценностной ориентации в окружающем мире. Доказано, что возможности ребенка этого возраста позволяют целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, развиваются познавательные способности.

Ребенок живо интересуется всем, что происходит, формируются познавательные процессы. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. В своей работе я решила уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, т.к. ребенку приходиться совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, делать выводы и это стимулирует развитие речи. А главное, дети очень любят экспериментировать. Для них это тоже игра и даже большее, т.к. здесь ему дается возможность лично соприкоснуться, увидеть, попробовать, почувствовать... В процессе экспериментирования происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных умений, а также развиваются творческие способности, формируются трудовые навыки.

В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира (манипулирование, знакомство с предметами, ребенок стремится потрогать его руками, языком, постучать).

Хочу отметить, что разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольном учреждении осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики Н.Н.Подьякова.

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. И эти связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения, создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны экспериментирование и развитие речи (во время обсуждения хода опыта, подведения итогов), связь с изобразительной деятельностью и с формированием элементарных математических представлений.

Детское экспериментирование имеет свои особенности:

  • Оно свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыт;
  • Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
  • Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результата опыта (не все дети способны осознать смысл этой процедуры).
  • Дети не могут работать, не разговаривая.
  • Учитывать индивидуальные различия (не все обладают "исследовательской жилкой").
  • Ребенок имеет право на ошибку.
  • Соблюдение правил безопасности.

Отсюда вытекает вывод, что в детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и экспериментированием: знания приходиться дробить и преподносить микродозами. Словесный отчет (вывод) лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с воспитателем радостью открытия. Взрослые должны постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и в построении предложения. Как уже говорилось выше, экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата и ошибок, и новыми познавательными задачами. Источником познавательной активности становиться преодоление данного противоречия, это позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Опасность заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент, который организует педагог, безопасен и в то же время знакомит его с различными свойствами самостоятельно искать на них ответы, окружающих предметов.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате?». Так в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок удовлетворяет свою любознательность, расширяет представление о мире, начинает овладевать формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями.

В дошкольном учреждении знания о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Хочется отметить, что для детей старшего возраста характерен период любознательности. Здесь экспериментирование является самостоятельным видом деятельности, ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование в привычном для нас смысле слова. У них формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Развивающие занятия для детей 5 лет"

О возможных выриантах развивающих занятий родителей с детьми 5 лет...

Консультация" Роль музыкальных игр в воспитании физически и психически здорового ребенка".

Детская игра  - это собирание своего «Я», сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации, так считает американский психолог Джорж Мид. Другими словами в игре наибо...

Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация призвана помочь родителям осознать свою роль в половом воспитании ребенка старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Статья Половое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Здоровое поколение».

Подростки должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви.  В подростковом возрасте происходит бурн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»В.Г. БелинскийСо...

Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей раннего возраста".

Сенсорное воспитание детей раннего возраста.(консультация для воспитателей)...