Фадеева Ольга Владимировна

сайт воспитателя

Профессия: педагог

Профессиональные интересы: Подготовка детей к школе

Увлечения: Здоровый образ жизни, использование КФС

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБДОУ №63

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fadeeva-olga-vladimirovna

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Готовность к школе включает в себя сформированность предпосылок к учебной деятельности: умения соблюдать определённые правила в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др. (Д.Б. Эльконин). Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т.е. имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма. Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!». Умение читать складывается годами, и, если оно затруднено, ребёнок может отставать и по другим предметам. Теряется вера в себя, тормозится общее развитие. Бесспорно, специальная подготовка детей 6-7 лет в дальнейшем облегчит им обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит ребенка к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны, неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма, нарекания учителей начальных классов и необходимость переучивания, что может отрицательно отразиться на первокласснике.

 Многие родители, начиная заниматься с детьми, думают первым делом о том, как научить малыша читать, забывая про то, что он нуждается во всестороннем развитии. Начинать обучать чтению можно в любом возрасте. Важно только понять, какую задачу мы ставим. Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны, лексико-грамматического строя, анализа и синтеза, развитие пространственных представлений.Для полноценного обучения чтению ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух, полноценное и правильное речевое развитие.

Согласно мнению целого ряда исследователей (Ю.Г.Демьянов, 1988; В.А.Ковшиков, 1985; А.Н.Корнев, 1997 и др.), отклонения в невербальном психическом развитии также могут определять трудности в овладении чтением. Поэтому при формировании готовности к овладению чтением детей важным моментом должен выступать учет своеобразия не только их речевого развития, но и невербальной психической сферы. Для полноценного освоения грамоты у ребёнка должны быть сформированы основные психические способности, на базе которых это освоение осуществляется. Это:

  1. Зрительное восприятие.
  2. Пространственное восприятие.
  3. Зрительное внимание и память.
  4. Слуховое восприятие.
  5. Слуховое внимание и память.
  6. Кинестетическое восприятие.
  7.  Способность соотносить произвольные, слуховые и графические образы звуков между собой.

 Развивать данные способности можно с самого раннего возраста.  

О себе

Окончила РГПУ им. Герцена в 1993г. С 1988 по 2003г. работала учителем начальных классов в школах №466, № 558. С 2003г. по настоящее время - воспитатель д.с. №139, №63. С 2009г. - педагог дополнительного образования в д.с. №63.

Работая в школе, я столкнулась с проблемой побуквенного и неосознанного чтения у первоклассников. Стараясь определить своего ребёнка в сильный класс лицея или гимназии, родители сталкиваются с необходимостью обучения чтению дошкольников. Они считают, что основным показателем готовности ребёнка к школе является умение читать. Родители начинают самостоятельно обучать своих детей чтению. Я считаю, что неумелое обучение чтению вредно для детей. Гораздо важнее всестороннее развитие.

            Придя работать в детский сад, я обратила внимание на то, что родители начинают учить буквы алфавита с детьми 2хи 3хлет. Типичной ошибкой родителей является смешивание понятий «буква» и «звук» и  бессмысленное «натаскивание» малыша по заучиванию названий букв. Это может только помешать последующему обучению грамоте. Я, как воспитатель и учитель, стала консультировать родителей по этому вопросу. В газете «Ритм» ДОУ №139 выпуск №40 в мае 2007 года опубликованы «Советы родителям будущих первоклассников». Позже работа с родителями была систематизирована. Мною подготовлены беседы и консультации для родителей дошкольников различного возраста.

Уже со среднего дошкольного возраста по программе «Детство» дети учатся звуковому анализу слов. Я обратила внимание, что в этом же возрасте они начинают проявлять интерес к чтению, спрашивают: «Что здесь написано? Какая это буква?». Дети часто берут в руки знакомую книгу и по картинкам начинают её пересказывать; рассматривают буквы, записанные на кубиках. С  разрешения методиста решила попробовать научить малышей читать на занятиях по звуковой культуре речи.

            Сначала мной было проведено анкетирование среди родителей, которые согласились с ранним обучением чтению в нашей группе. Также был проведён диспут на тему «В каком возрасте начать обучение детей чтению?».

            Моё мнение, что любой познавательный интерес у детей необходимо удовлетворять. Раз у ребят появилась потребность в обучении чтению, а я владею аналитико-синтетическим методом обучения, т.е. от «звука к букве»; значит, необходимо помочь и детям и их родителям, научив ребят читать. Изучив особенности данного возраста, я начала подбирать материал для занятий.

            Известный психолог Выготский Л.С. («Вопросы детской психологии» СПб. 1999г. «Союз») считал: «Слишком позднее обучение так же трудно и малоплодотворно для ребёнка, как и слишком раннее. Это значит, что только в определённые возрастные периоды обучения данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее лёгким, экономным и плодотворным». Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребёнка в освоении грамоты считается возраст 4х- 5тилет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи.

Передо мной не стояло задачи обучить всех детей читать в средней группе, но занятия проводила со всеми, стараясь делить ребят на две подгруппы. Наблюдая за малышами, старалась расширить их словарный запас, развивать мышление, логику, речь. У каждого ребёнка свои темпы освоения того или иного навыка. В результате к концу средней группы ровно половина детей научилась осмысленно читать слова и словосочетания. Для тех ребят, которые сразу не научились читать, занятия послужили основой их дальнейшего развития. В старшей группе уже все дети умели читать слова и предложения.

Подойдя к подготовительной группе, я систематизировала материалы занятий и написала авторскую программу «Читалочка». На педагогическом совете представила программу коллегам. Она была поддержана педагогами и утверждена 26 сентября 2006 года. Содержание занятий согласовано с логопедом, учитывались особенности фонетических возможностей детей моей группы и время появления звуков в разный возрастной период. Нельзя, например, в средней группе изучать буквы Л, Р, потому что большинство не могут произнести соответствующих звуков. Неправильное произнесение звуков впоследствии ведёт к логопедическим ошибкам при письме.

Со средней до подготовительной группы занятия по обучению чтению проводятся не более одного раза в неделю с октября по май. Их продолжительность соответствует возрасту.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактической игр, в процессе которых дети знакомятся со звуковой структурой родного языка и усваивают прём чтения по слогам без называния букв.

Важно не только, чтобы дети научились читать, но и любили это делать. У детей читающих родителей тоже есть потребность в чтении. Развитие интеллектуальной деятельности нельзя свести только к обучению чтению. Занятия по звуковой культуре речи в нашей группе является неотъемлемой частью комплекса развивающих занятий по программе.

Масару Ибука («После трёх лет уже поздно» М. 1992г. «Русслит») писал: «Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что взрослым трудно усвоить, дети усваивают играючи». А взрослым важно не упустить время и воспользоваться такой уникальной способностью.

Мой взгляд на мир

Мир прекрасен, когда вокруг тебя прекрасные люди.

О людях можно многое узнать по их поступкам.

Моё портфолио

Фадеева Ольга Владимировна, 1969г.р. Образование высшее. РГПУ им. Герцена 1993г. учитель начальных классов. Дипломант районного конкурса педагогических достижений в номинации "Воспитатель года Выборгского района" 2009г. Высшая квалификационная категория. С 2009г. - педагог дополнительного образования кружка по подготовке детей к школе.

Мои публикации:
Гуманитарные науки
Математика
Материалы для родителей
Образование и педагогика
Обучение грамоте
Социальные науки
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: