Главные вкладки

    Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети учатся различать на слух твёрдый и мягкий звуки [д],  [д,]; дифференцировать звуки [д], [т];  знакомятся с графическим изображеним буквы Д; учатся читать слияния и слова с этой буквой. В конспекте указан демонстрационный и раздаточный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fadeeva_o_v_konspekt_zanyatiya11.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение старших дошкольников чтению.

    Конспект организованной образовательной деятельности в направлении «Познавательно-речевое развитие» образовательной области «Коммуникация» по формированию грамматического строя и звуковой культуре речи.

    Подготовила: воспитатель Фадеева Ольга Владимировна

    ГБДОУ детский сад № 63 комбинированного вида Кировского района СПб

    Тема: «Звуки [Д], [Д,], буква Д».

    Цель: Формирование позитивной мотивации к обучению чтению.

    Задачи:

    Образовательные

    1. Научить различать на слух звуки [д], [д,]

    2. Научить дифференцировать звуки [д], [т] и буквы Д, Т..

    3. Познакомить с графическим изображением буквы Д.

    4. Научить читать слияния да, ду, до, ди и слова с буквой Д.

    Развивающие

    1. Развивать любознательность.
    2. Развивать мелкую моторику руки.

    Воспитательные

    1. Формировать умения доброжелательно общаться со сверстниками.

    Методические приёмы:

    1. Игровой (использование сюрпризных моментов)
    2. Наглядный (использование иллюстраций, лепка из пластилина)
    3. Словесный (вопросы, ответы, указания, напоминания, советы, поощрения)

    Демонстрационный материал к занятию:

    1. Иллюстрация дятла на дереве.

    2. Пособие для игры «Прокатись в лифте».

    3. Картинки животных, начинающихся на буквы Д, Т.

    Раздаточный материал к занятию:

    1. Синие и зелёные квадратики.

    2. Колокольчики.

    3. Буквы разрезной азбуки: М, Д, Б, А, У, О, И, Н, Т, К.

    4. Пластилин.

    Ход занятия:

    I.  Повторение материала изученного на предыдущем занятии.

            Постановка цели занятия.

                                    Много с буквами хлопот,

                                    Уж такой они народ.

                                    Но когда с умом, толково

                                    Их построишь в чёткий ряд, -

                                    Превратятся буквы в слово

                                    И с тобой заговорят!

            Прочитайте буквы, которые мы уже выучили: А, О, У, М, И, Т, Б, К, Н. Все они спешат на день рождения к новой букве. Сегодня на занятии мы поиграем с вами в новую игру: «Звонкий или глухой?» и в уже знакомые вам игры: «Слово, оживи», «Большой и маленький»,

    « Превращение слов», «Прокатимся в лифте». Буквы научат вас читать и составлять новые слова с буквой – именинницей.

    II. Знакомство со звуками [Д] и [Д,].

    Отгадайте загадку:

            На когтях на ствол сосновый

            Влез монтёр красноголовый.

    На меня он не глядит,

    Всё стучит, стучит, стучит (дятел).

    Дятел очень спешит на праздник к новой букве (иллюстрация).

                    Дятел дерево долбил

                    Всех он стуком разбудил.

    Знаете, как        дятел долбит дерево клювом? [Д-Д-Д-Д] Так долбит большой дятел. Этот звук гласный или согласный? Приложите ладошку к горлышку и  определите, звонкий этот звук или глухой. Твёрдый или мягкий? Как стучит маленький дятел? [Д, - Д, -  Д, - Д,] Чем этот звук отличается от звука [Д]?

    III. Игра «Большой и маленький».

    Если услышите в слове твёрдый звук [Д], покажите синий квадратик, значит стучит большой дятел. Если застучит маленький дятел и вы услышите в слове мягкий звук [Д,], покажите зелёный квадратик. Дом, дупло, диван, дырка, дерево, дядя, дача, деньги, дождь, директор, дятел, Дима, Даша, дубок, дедушка, дыня, динозавр, дудочка, дым, дюймовочка, дети.

    IV. Знакомство с буквой Д.

    Звуки [Д] и [Д,] на письме обозначаются буквой Д. Вот и наша именинница (показ карточки с буквой Д). Скажите ей: «С днем рождения!» На что похожа буква Д?

    Буква Д, как будто дом,

    Кто играет в доме том?

    V. Игра «Прокатись в лифте» (фото 1) .

    (Чтение «слияний» ДА, ДУ, ДО. Буква Д вместе с дятлом ездит на «лифте» к  соседям – буквам А, У, О и приглашает их на «день рождения»). Разучивание чистоговорки:

    ДИ-ДО-ДУ-ДА- загудели провода.

    VI. Физминутка. Игра «Дятел».

    Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изо бражающий дятла. Вместе с воспитателем дети хором произносят скороговорку:

    Дятел дерево долбит,

    День-деньской кору дробит.

    Дятел лечит древний дуб,

    Добрый дятел дубу люб.

    Когда они замолкают, ребенок, изображающий дятла, гово рит: «Д-д-д...» — и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.

    VII. Игра «Звонкий или глухой?»

    Сейчас мы познакомимся с новой игрой. К дятлу на день рождения пришло много животных. Если название животного начинается на звонкий звук [Д], вам нужно будет позвенеть в колокольчик. Если животное начинается на глухой звук [Т], закройте руками уши. (Показывать картинки животных, начинающихся на буквы Д и Т).

    VIII. Составление и чтение слов с буквой Д.

    Игра «Превращение слов».

    Отгадайте загадку:

    Загремел сердитый гром.

    Забежали дети в …(дом)

    Выложите это слово из букв на столе. Справа добавьте букву А. Какое слово получилось? (ДОМА) Замените вторую букву на У. Прочитайте слово. (ДУМА) Вместо У положите А. Что получилось? (ДАМА).

    IX. Игра «Слово, оживи» (фото 2).

    (На столах у каждого ребёнка крупные буквы, надеваемые на шею. Дети с соответствующими буквами на шее выходят в центр и составляют названное слово: ИДУ, ДИМА, НАМ, ТУДА, ОДИН, НАДО, МОДА, ДУБ. Остальные дети хором читают составленные слова).

    X. Закрепление изученного материала.

    Лепка буквы Д из пластилина.

    XI.   Подведение итогов занятия.

    На дне рождения у буквы Д мы научились отличать мягкие и твёрдые звуки [Д] и   [Д,], различать звонкие и глухие звуки  [Д] и [Т].  Мы почитали слоги и слова с новой буквой, поиграли в игры. Какие игры вам понравились? А теперь пора вставать в дружный хоровод (фото3).

    Букве Д на день рожденья

    Испекли мы каравай.

    Вот такой вышины,

    Вот такой нижины,

    Вот такой ужины,

    Вот такой ширины.

    Каравай, каравай,

    Потанцуй, подпевай,

    Всех друзей, каравай,

    Для веселья собирай!

    Один из детей стоит в центре хоровода с буквой Д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

    Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

    Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Из личного опыта воспитателя Быковой Татьяны Васильевны.Воспитатель второй квалификационной категории ГБОУ детский сад комбинированного вида №711 СВАО г. Москвы....

    Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

    Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

    Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...