ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Медведева Лариса Александровна

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedevala.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л.А. Медведева, воспитатель-специалист по развитию речи

МДОУ ЦРР № 18

г. Нижний Новгород

        Эффект любого воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств.

        Обучать интересно и эффективно – цель и задача любого педагога. Добиться этого сложно, но возможно. Пути реализации многочисленны, хотя не все одинаково результативны и значимы с позиций современных основ обучения. В настоящее время одним из самых приоритетных методов обучения является моделирование.

        Многочисленные исследования советских психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью графических моделей у детей относительно быстро и легко совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные, практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

        Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны. Различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, символы, знаки и т.п.)

        Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта.        Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются, прежде всего. на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств.

        Часто на основе чувственного познания требуется “построить” в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или явлении. Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования.

        Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

        Метод моделирования может иметь место во всех специфически дошкольных видах деятельности (изобразительной, двигательной, математической, экологической, речевой).

        Практика показывает. что использование метода моделирования в обучении старших дошкольников грамоте активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений в мире звуков и букв.

        В простом варианте модели, символы, знаки доступны уже трехлетним детям. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны не только понимать предлагаемые модели, но и сами уже могут их создавать и использовать.

        Главное назначение любой модели - с ее помощью решить познавательную задачу. В нашем случае - помочь ребенку овладеть основами грамоты. Поэтому, взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде опыт ребенка  в овладении им звуковой и знаковой действительности при помощи наглядного средства - модели, символа. знака.

        Идея использования схем, моделей в обучении грамоте не нова. Она включалась в систему работы по подготовке к обучению грамоте еще в 70-е годы. Средством материализации неуловимой для ребенка формы слова являются звуковые модели, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте была доказана Д.Б. Элькониным столь убедительно, что из его экспериментального букваря эта идея проникла практически во все современные  отечественные буквари и азбуки, методические пособия. В основном, это были модели-схемы для обозначения качественной характеристика звуков в слове (твердые-мягкие, ударные-безударные), модель деления слов на слоги, модель строения предложения.

        Все эти модели используются и сейчас лишь для усвоения ряда лингвистических понятий, на уровне звучащей речи.

        Мы попытались использовать моделирование в несколько ином аспекте. Всем известно, что главная трудность, которую испытывают дети при обучении чтению, - это «муки слияния» согласного с гласным. А именно в этом и заключается важнейший механизм чтения. Поэтому мы попытались использовать модели для овладения ребенком механизма чтения.         Оригинальность нашей методики заключается в том, что мы используем модели непосредственно для обучения детей синтетическому (слитному) чтению. Предложенные нами модели очень просты. Их всего две: модель “песенка” - для произношения отдельного гласного и открытого слога (СГ) и  модель “зернышко” - для произношения согласного звука. Данные модели, как видно уже из их названий, носят образный характер, они нацелены на образное восприятие старшего дошкольника. Все слова русского языка – это всего лишь разные комбинации этих двух моделей.

        Пользуясь ими, ребенок изумительно быстро осваивает технологию прочтения различных слов.

        Кроме зрительного восприятия модели (малыш видит знак-модель) и звукового воспроизведения (буквы, слога, слова) ребенок помогает себе при чтении движением руки, пальчиком. Если это песенка, то движение рукой  напоминает жест дирижера, а если это “зернышко”, все пальчики правой руки собраны в кулачок. а указательный пальчик имитирует движение клюющей зернышко птички. При этом у детей очень сильно активизируется зрительное и слуховое восприятие. А благодаря еще и кинестетическим  ощущениям (движения рукой при пении, чтении слов) ребенок быстро осваивает механизм синтетического (слитного) чтения.

        Ценность данных моделей заключается еще и в том, что придумали их сами дети, они им понятны. Если дети видят модель “песенку”, они поют эти звуки и слоги, а если видят модель “зернышко” - произносят звук коротко, отрывисто, будто птичка клюет зернышко.

        Применение моделей позволяет преодолеть вербализм обучения, сделать фонологические абстракции  наглядными и доступными детям, придать действиям с формальными характеристиками слова характер предметно-практических действий.

Модели, используемые в работе по обучению грамоте

        Дети 5-6 лет способны работать на более высоком познавательном уровне и поэтому способны освоить такой тип моделирования, как условно-схематические модели. При обучении грамоте мы используем следующие модели:

  1. Модели, отражающие качественную характеристику звуков

-        модель гласного звука (красная фишка или карточка),

-        модель согласного твердого звука (синяя фишка или карточка),

-        модель согласного мягкого звука (зеленая фишка или карточка)

  1. Модели, отражающие звуковую структуру различных слов

Модель нахождения звука в начале слова

Модель нахождения звука в середине слова

Модель нахождения звука в конце слова

  1. Модели, отражающие слоговую структуру слов и качественную характеристику слогов:

        -        Модель слова, состоящего из одного слога

-        Модель слова , состоящего из двух слогов

-        Модель слова, состоящего из трех слогов и т.д.

        Красным кружком обозначен гласный звук  в слове. Это делает модель более понятной детям, так как наглядно раскрывает смысл основного правила деления слов на слоги – сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Модели, отражающие качественную характеристику слогов:

        -        Модель “место ударения в слове”

  1. Модели, обозначающие структуру предложения:

        -        Модель предложения из одного слова.

        

        -        Модель предложения из двух слов

        -        Модель предложения из трех слов и т.д.

  1. Модели для овладения механизмом чтения:

Модель “песенка”          обозначает, что гласный звук и открытый слог                                                 при чтении тянется и поется.

Модель “зернышко”                          обозначает, что звук при чтении произносится                                                 коротко, отрывисто.

        Все вышеперечисленные модели вводятся на занятиях по мере прохождения материала. Необходимо иметь крупный образец всех моделей (демонстрационный) и модели для каждого ребенка (раздаточные). Вариантов заданий с использованием моделей может быть очень много:

- Расскажи, какие звуки есть в слове и обозначь их фишками на модели.

- Подбери схему к слову.

- Придумай слово (предложение) к схеме.

- Нарисуй схему данного слова.

  1. Нарисуй схему, где находится звук в слове (начало, середина, конец)

        Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерностей превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать.

Литература

  1. «Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений»// под ред. О.М. Дьяченко.- М.: "Издательство Гном и Д", 2002.
  2. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - М., 1999.
  3. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. С-П., 2002.
  4. Гризик Т.И. Тимощук Л.Е. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет. - М. 1998.
  5. Пикулева Н. Слово на ладошке М. 1997.
  6. Ахмылова Н.В. Учимся читать с удовольствием. Система быстрого обучения  чтению детей  5-6 лет с речевыми нарушениями по методике Н.А.Зайцева. М. 2006.
  7. Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М. 1998.
  8. Венгер Л.А. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию//Дошкольное воспитание. 1982.№3.
  9. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. С-П 1999.
  10. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. С-П. 1999 .
  11. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду.- М., Просвещение, 1986.
  12. Журова Л.Е. Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников Играем со звуками и словами. М. 2006.
  13. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М. 1991.
  14. Занимательное азбуковедение. Авт.сост Попова Г.П. Усачева В.И. Волгоград. 2005.
  15. Кларина Л.М. Дети и знаки. Буквы, цифры, геометрические формы. М 1993.
  16. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.
  17. Толоконникова Н. Загадки от А до Я М. 1985.
  18. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом М. 1991.
  19. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Серия «Педагогика и психология».- М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций и дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста "

Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного  обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям с...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....