Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Яворская Марина Александровна

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30»

Яворская М.А.

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

методические рекомендации

 Троицк, 2015

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………4

2. Задачи подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………5

3. Методика обучения звуковому анализу детей старшего дошкольного возраста …………………..………………………………………………......……8

4.Рекомендуемые занятия по подготовке к обучению грамоте  детей старшей группы ДОО……………………………….…………………………..................16

5.Список использованной литературы…………………………………………41

6. Приложение (Диск - практический материал для педагога)

Пояснительная записка

. Материал предназначен для начинающих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Практический материал подготовлен с опорой на труды  Д. Б. Эльконина и исследования, проведённые коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН  (Л. Е. Журова,  Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) с учётом созданной на  их основе  методики подготовки к обучению грамоте детей 5 – 6 лет.

Исследования учёных и педагогов, опыт семейного воспитания позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.

Задачи подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Обучение звуковому анализу старших дошкольников входит в систему занятий по подготовки детей к обучению грамоте. Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование осознания собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

Содержание современных образовательных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.

Вместе с тем, закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

1. ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2.  ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3.  ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4.   ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5.   ознакомление со звуковым строением слова, формирование навыков звукового анализа слова: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.

Таким образом, ведущую роль в подготовке к обучению грамоте играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Методика обучения звуковому анализу детей старшего дошкольного возраста

Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой [15].

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. (Протяженное произнесение отдельных звуков – хорошо известный в школьной методике способ  Л. Е. Журова ввела его в обучение по системе Д. Б. Эльконина [10]).  При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (мммак, дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.

Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком. Это умение закрепляется в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п'), кккит (к'). Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м\ с–с') называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми» (рекомендации Л. Е. Журовой); другой вариант большими и маленькими «братцами»). Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики. Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике. Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости илимягкости отдать картинку той или иной кукле(Впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.) [2]

Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия, моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова [12].

Одно из пособий – табло – линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат – «звук». При протяженном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук.

При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т.д. Когда звучание слова прекращается, квадрат («звук») исчезает совсем. Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки.

Второе пособие – специально изготовленный прибор, в котором в соответствии с последовательным и медленным произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие лампочки. Таким образом детей знакомят с динамикой и линейностью слов, демонстрируют им слово как последовательность звуков [20].

Другая форма демонстрации «динамики» слова – когда окошки в линейке последовательно заполняются «звуками». Появившийся в окошке квадрат – «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко. (Аналогично во втором пособии лампочки не гаснут, а последовательно загораются) Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к схеме слова, которой им предстоит в дальнейшем пользоваться при освоении звукового анализа.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ. Напомним, что звуковой анализ слов в современной методике понимается как: 1) выяснение порядка следования фонем в слове; 2) установление различительной функции фонем; 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин). Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л. Е. Журова, Г.А Каше рекомендовала использовать её в старших группах ДОУ.Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие.

На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета – серые, белые), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова.

Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями (символами) звуков.

Следует особо подчеркнуть, что к этим сложным формам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове.

Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова. Это делается на примере слова ау: слово произносится протяжно, выделяется первый звук а, и воспитатель изображает его мелом на доске – рисует квадрат. Затем выделяется второй звук – у и рядом с первым квадратиком рисуется второй. Обсуждается, какой звук изображен первым квадратом, какой вторым. Воспитатель указкой показывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка. Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети вслед за воспитателем произносят слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и задерживая указку поочередно на каждой клеточке и одновременно выделяя звук голосом.

После того как дети хорошо познакомятся со схемой, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Это действие отрабатывается многократно на разных словах. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. На примере одного из проанализированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту – ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета.

В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах. Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем.

После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Авторы методики предлагают следующие слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Дети легко справляются с их анализом. Усложнение происходит за счет сравнения слов, звуковых игр. (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый гласный звук, а теперь второй согласный» и т.д.; игра «Назови слова» – дети называют слова с определенным звуком, слова, которые начинаются, например, с третьего звука слова роза; дети называют слова по моделям (схемам) их звукового состава; игра «Угадай-ка» и др.) Картинки-схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков [28].

Следующий этап работы – обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (методика раскрыта в предыдущем параграфе). В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов.

К концу года они должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове; дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове; проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане) [29].

На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ: определить место звука в слове; подобрать слова с заданным звуком; определить первый и последний звук в слове; определить последовательность звуков в слове; сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток); сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы); варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры,  компьютерные игры на звуковой анализ.

Итак, обобщая сказанное, перечислим этапы работы по обучению звуковому анализу детей старшей группы.

  1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи. (Проводится на протяжении всего дошкольного детства).

Детей учат:

а) правильно произносить фонемы;

б) различать на слух (дифференцировать) все фонемы родного языка.

  1. Обучение проводится на материале только правильно произносимых звуков.

Задачами обучения старших дошкольников являются:

а) подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова;

б) последующее формирование навыка послогового чтения.

Таким образом, обучение звуковому анализу входит в систему работы по подготовке к обучению грамоте. Эту работу целесообразно начинать уже в старшем дошкольном возрасте, отбирая методы и приёмы в соответствии с поставленными задачами, учитывая возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников.

Рекомендуемые занятия по подготовке к обучению грамоте  детей старшей группы ДОО с использованием звукового анализа

1. Занятие по обучению грамоте в старшей группе: знакомство с термином «ударение». Звуковой анализ слова «роза»

Программное содержание: Учить ставить ударение в словах, знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков, формировать умение проводить звуковой анализ слова, состоящего из четырёх звуков. Познакомить с терминами «ударный гласный звук». Развивать произвольное внимание, память. Воспитывать интерес к овладению грамотой.

 

Ход и руководство:

- Ребята, дед Буквоед хотел познакомить вас с чем-то новым, интересным, но забыл с чем! Он просит вас это что-то найти. Сложная задача! Но он будет вам оставлять подсказки.

 1) Разминка: игра: «Кто это делает?». Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто это делает?»

 Мурлычет - ? Чирикает -? Жужжит - ?

 Ревёт -? Воет -? Фыркает -? Каркает -?

 Поёт  - ? Пищит -? Шипит -? Свистит -?  И т.д.

 Дети возвращают мяч, называя существительное.

«Назови пару»

 Б, Р, Л, Д, М, Т, Б, Г, Н,

 Называют парный мягкий согласный

 - А вот и первая подсказка. Выставляю на наборное полотно слог: мо

2) Игра «Каждый в свой домик»

 Дети берут картинки, изображающие  насекомых,  название которых состоит из 1, 2х, 3х слогов. Каждое насекомое должно сесть на свой цветок или дерево, состоящее из такого же количества слогов.

 Жук-дуб, оса мак, муха-тополь и т. д.

 - А вот и вторая подсказка: появляется второй слог: ло

3) Звуковой анализ слова «роза»

 Воспитатель обращает на количество клеточек в схеме.

 -Сколько звуков в слове «роза»?

 Звуковой анализ проводят у доски по очереди четыре ребёнка.

 - Ррроза –первый звук (р). Когда мы его произносим, нам мешает яязычок – это согласный звук, обозначаем его синей фишкой.

 -Роооза- второй звук (о). Произносить этот звук ничего не мешает – это гласный звук, обозначаем его красной фишкой и т. д.

Физминутка

 Руки подняли и помахали-

 Это деревья в лесу

 Локти согнули, кисти встряхнули-

 Ветер сбивает росу.

 Плавно и тихо руками помашем-

 Это к нам птицы летят,

 Как они сядут,  тоже  покажем:

 Крылья сложили назад.

 Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Вопросы к детям:

 - Сколько всего звуков в слове «роза»? (четыре)

 - Сколько гласных звуков? (два)

 - Какой первый гласный звук? (о)

 - Назовите второй гласный звук? (а)

 - Сколько в слове «роза» согласных звуков? (два)

 - Назовите первый согласный звук? (р)

 - Какой второй согласный звук? (з)

 «Прочитываем» слово так, как движется указка по звуковой схеме: медленно, останавливаясь ненадолго на гласных фишках.

- А вот и третья подсказка: выставляется третий слог: ток

 Читают слово: молоток. Находят маленький красный молоточек.

4) Введение понятия «ударение»

- Этим молоточком будем ударять гласные звуки.

 В слове «роза» молоточек ударит звук (о) – роооза.

 - Это слышится ударение.

 А теперь ударим звук (а) : розааа.

 - Как правильно?

 - Какой ударный звук в слове «роза»?

 Каждый ребёнок берёт в руки молоточек и ставит ударение (картинки из шкатулки)

- Что нового вы сегодня узнали?

 - Какие звуки бывают ударными? А тот звук, на который не падает ударение, как называется?

 - Что было для вас трудным?

 - Что было выполнять легко?

2. Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Уроки грамоты"

Программное содержание:

Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Закрепить навык выделения нужного звука в слове.

Формировать умение делить слова на слоги. Закреплять умение выделять первый звук в слове и называть слова определенной звуковой структуры.

Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.

Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

Ход и руководство:

Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица Грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).

 – Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв и звуков).

 – Для того чтобы нам правильно выполнить все задания и легко говорить, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.

И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

 Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)

На глазах у детворы крысу красят маляры.

Дочка к маме прибежала: «Посмотри – ка, мама. Там ползёт зелёный лук с длинными усами

          3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове. (Кот. Кошка. Котёнок)

Физкультминутка     

На болоте две подружки,

 Две зеленые лягушки,

 Утром рано умывались,

 Полотенцем растирались,

 Ножками топали,

 Ручками хлопали,

 Вправо, влево наклонялись,

 И обратно возвращались.

 Вот здоровья в чем секрет.

 Всем друзьям физкультпривет!         

(Имитирующие движения руками.)

Притопывание ногами.

 Хлопки руками.

 Наклоны вправо и влево.

4 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

Знайка читает______?  Кнопочка собирает ________? Пончик ест _____? Незнайка смотрит __________?

     5 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

С      N       К     L        А      W      З      D       К     S      А

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

3. Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Цель: закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения из заданных слов; совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок, писать печатными буквами. Развивать произвольное внимание, память, диалогическую и монологическую речь.  Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.    

Предварительная работа: Дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Материалы: буквы (алфавит), слова-предложения на цветном картоне, листочки и ручки, пеналы с цветными фишками, кассы букв, д/и «Угадай, как нас зовут?», кроссворд в картинках, простые карандаши, буквенно-числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка.

Ход и руководство:

В группу входят воспитатель подготовительной к школе группы и говорит: «Вам письмо из страны «Пиши – читай».

Воспитатель: Большое спасибо. От кого бы это? (зачитывает письмо вслух… Письмо Пиши-читая.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай.. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.

Дети: Надо помочь!

Воспитатель: Как, вы уже знаете, что в волшебную страну можно попасть, только пройдя пароль, а выйти из нее будет еще сложнее.

1. Прохождение пароля Прохождение пароля.

Дети выстраиваются в колонну, поочередно отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв? (21)

4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)

5. Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

6. Что ставится в конце предложения? (Точка)

7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

9. Назови самый короткий звук. (Й)

10. Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А вот и первое задание. Ребята, как вы знаете, русский алфавит состоит из 33 букв.

2. Работа с алфавитом

Воспитатель: Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит. Нам нужно найти и назвать гласные буквы. Сколько их всего? (10). Назовите и покажите их.

Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю.

Воспитатель: Есть ли среди них особенные? Назовите их.

Дети: Буквы Е, Е, Ю, Я.

Воспитатель: А что в них особенного?

Дети: Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».

Воспитатель: Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите и покажите их.

Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука. Буквы Ж, Ш, Ц –  всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь следующее задание: из слов нужно составить предложение и прочесть его.

 Работа за столами. Составление предложений из предложенных слов. Зарисовка схемы предложения. Составление звукового анализа слов.

Ход задания:

 на столе лежат полоски цветного картона (разной длины, в зависимости от количества букв в слове): красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого. На обратной стороне каждой полоски написано слово. Дети работают в парах. Каждая пара выбирает цветные полоски какого-либо цвета и садится за стол.

Дети выкладывают слова в нужной последовательности, чтобы получилось предложение.

Предложения:

1. Катя и Оля рисуют красками.

2. Дима и Саша играют с конструктором.

3. В школе дети читают и пишут.

4. Каждое утро дети делают зарядку.

5. В детском саду дети танцуют и поют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нарисуйте схему своего предложения.

Дети рисуют каждый свою схему.

Воспитатель: Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой?

Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

Воспитатель: А почему у некоторых из вас третье слово в предложении тоже обозначено большой буквой?

Дети: Потому что имена и фамилии всегда пишутся с большой буквы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь составьте звуковой анализ слов: рисуют, играют, читают, делают, танцуют.

Каждая пара делает звуковой анализ своего слова.

Воспитатель: Ребята, послушайте предложение: «Девятого мая прозвучал салют Победы». А теперь назовите слово, в котором есть буква «Ю».

Дети: Это слово «Салют».

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь выложите слово «Салют» буквами и сделайте все звуковой анализ этого слова.

Дети выкладывают слово «Салют» буквами и делают звуковой анализ.

Воспитатель: Ребята, а почему в слове «Салют» у буквы «Ю» только один звук, а в словах «рисуют», «играют». «читают», «делают», «танцуют» у вас буква «Ю» обозначена двумя звуками?

Дети: Потому что, если буквы «Е», «Е», «Ю», «Я» стоят после гласной буквы, они дают два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем.

 Физминутка.

Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения:

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже,

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно,

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха,

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья!

Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься. Ребята, Опечатка зашифровала имена жителей страны Пиши-читай. Мы должны им помочь прочесть их имена по первым буквам этих картинок.

7. Дидактическая игра «Угадай, как нас зовут?»

Ход игры: 

дети берут листы картона, перевернутые вниз картинками. На каждом листе изображен мальчик или девочка, под ними наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя «жителя» страны Пиши-Читай.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось расколдовать жителей страны Пиши-Читай, теперь они обязательно вспомнят свои имена. А теперь задание еще более усложняется: для того, чтобы жители страны Пиши-Читай вспомнили названия окружающих их предметов, нам необходимо решить кроссворд и вписать в него названия некоторых предметов.

8. Реши кроссворд

Цель: закреплять умение детей узнавать и называть картинки и правильно вписывать (печатать) слова в пустые клетки кроссворда.

Дети называют изображенные предметы и пишут простыми карандашами печатным шрифтом нужные слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо пройти пароль на выход из волшебной страны. Для этого вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 20 в обратном порядке. Если вы все сделаете правильно, то узнаете пароль.

9. Прохождение пароля на выход из волшебной страны

Ход игры:

 числовые карточки разложены на ковре в хаотичном порядке. Дети по очереди выкладывают числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке. После того как задание будет выполнено, воспитатель просит детей закрыть глаза, переворачивает карточки, дети открывают глаза и хором читают надпись.

Пароль: «Скоро в школу!»

Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно?

Дети: Немного трудно, но интересно!

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!».

Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо).

Раздача подарков.

Воспитатель раздает детям подарки от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо!

Письмо Пиши-читая.

Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Пиши-Читай.

4. Конспект проведения занятия «В стране слов и звуков»

по обучению грамоте детей старшей группы

Программное содержание: продолжать учить различать на слух и называть твёрдые и мягкие согласные звуки. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов. Закреплять знания о слово различительной роли звуков. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Словарная работа: активизировать слова клей, улей.

Индивидуальная работа: Учить …, называть твёрдую пару названного согласного звука.

Демонстрационный и раздаточный материал: полоска с 4 клеточками, фишки: красная, синяя, зелёная.

Ход и руководство:

-Дети, сегодня с вами отправимся в волшебную страну звуков и слов. В этой стране живёт очень добрый старичок-звуковичок, и он приглашает нас в гости. Но дорога в эту страну трудна и опасна. Злая колдунья Ошибка не хочет, чтобы мы отправились в путешествие, и придумала нам много испытаний.

-Мы должны справиться с этими испытаниями, если хотим увидеть старичка-звуковичка. Вы готовы? Тогда начинаем!

-Первое испытание, которое предложила нам колдунья, такое: нужно подобрать к твёрдому согласному звуку пару, т.е. мягкий согласный звук. Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч, и называть звук, кому брошу. Тот называет пару к нему. Например, так: Звук /Р/, … подбери к твёрдому согласному звуку /Р/, верно. Верно, звук /Р,/ - мягкий согласный. Называть нужно быстро и правильно, будьте внимательны. Называю звуки: Л, Т, Д, К, П. Молодцы, дети, хорошо справились с заданием, быстро и правильно. Недовольна злая колдунья, но у неё есть ещё задание.

-Нужно разделить слово на звуки, поэтому на доске полоска с клеточками. Это слово клей. Пойди, Алёна, разбери слово у доски, а все остальные будут выполнять задание на своих карточках, /контролирую правильность выполнения задания/. Назовите, какой 1 звук в этом слове, что про него можно сказать? /звук «К» - согласный, глухой, твёрдый/ какой второй звук? «ЛЬ» – это согласный звонкий мягкий звук. Третий звук гласный, ударный. Четвёртый звук «Й» – согласный звонкий и всегда мягкий. Что вы знаете о гласных звуках? Их можно протянуть, пропеть. Сколько гласных звуков в этом слове? – 1. Назовите его. Сколько согласных? – 3. Назовите их. Молодцы, дети!

-Оля, скажи нам это слово без звука К, что получится? Новое слово ЛЕЙ. Что означает это слово? Можно не только убрать звук, но и заменить его. Попробуем заменить звук «К» на звук «У». Что получилось? Слово «улей». Что это? Это домик для пчёл. Молодцы, вы хорошо справились и с этим заданием. Надо бы нам отдохнуть.

Физминутка. Дети собирают цветы, предварительно разбросанные по полу, для  старичка – звуковичка.

-Ребята, злая колдунья Ошибка боится, что вы попадёте в волшебную страну, и придумала задание ещё труднее. Садитесь на свои места и слушайте внимательно. Сейчас вы будете звуками, тот, кого я назову, возьмёт свою фишку. Звуком «Й» будет …. Она берёт свою фишку. Звуком /Е/ будет … Звуком  /К/ … звуком /Л/

-А теперь, дети-звуки, встаньте так, чтобы получилось слово «Клей». Молодцы, дети! Правильно ли встали звуки? (Обращение к детям). А теперь подойдёт ко мне тот звук, который всегда мягкий согласный. Правильно, ко мне подошёл …, какой звук ты изображаешь? Что ты о нём знаешь? Верно, звук /Й/, он всегда мягкий согласный. Теперь ко мне подойдёт первый звук слова «Клей» и расскажет о себе /К/, он твёрдый согласный. Подойди ко мне третий звук. А затем второй звук. А сейчас я хочу, чтобы вы придумали задание для звуков. Задание должно быть интересным. Послушайте, какое задание придумала я. Второй мягкий согласный звук в слове должен 6 раз прохлопать в ладоши. Максим,  дай теперь ты задание какому-нибудь звуку. (Слежу за тем, чтобы задание было понятно для «звуков»). Аналогично несколько человек дают задание звукам. Молодцы дети, вы давали очень интересные задания «звукам» и «звуки» такие молодцы, они правильно выполняли их.

-Дети, вы выполняете все задания правильно, Колдунья в отчаянии, она предлагает нам прочитать стихотворение об озорных звуках:

Не давали звукам дело, им без дела надоело

Надоело им скучать и пошли озорничать.

                     «К» в карман к монтёру прыг, а в кармане ролики.

Из кармана в тот же миг, выскочили… (кролики).

В этом стихотворении к слову ролики добавили звук «К» и получилось слово кролики. Изменился ли смысл слова? Что такое ролики? Кто такие кролики? /выслушиваю ответы детей/. Видите, ребята, как один звук изменил смысл слова. Хорошо, молодцы!

 - А теперь колдунья предлагает нам поиграть в игру «Поймай конец и продолжай». Она хочет узнать, быстро ли вы придумываете нужные слова. Играем так: Называю слово, а вы должны на последний звук этого слова придумать новое слово. Например: телефон. Называем по цепочке. Будьте внимательны. Начнём со Светы – «носок», теперь – Таня – «кошка» и т.д.

 - Молодцы, дети. Вы были очень внимательны, поэтому правильно отвечали. Колдунья очень расстроена, ведь у нас осталось последнее задание и если мы с ним справимся, то сможем видеть старичка-звуковичка. Колдунья любит придумывать разные предложения, но все они с ошибками. Мы должны их исправить. Будьте внимательны.

По небу летит …. Карета

По дороге едет … ракета

Какая здесь ошибка? Как правильно сказать? Слушайте дальше:

На лугу пасётся …. Корона

У царицы золотая …Корова.

На берёзе сидят … ворота

Во дворе открыты … вороны. Какие здесь ошибки? Кто услышал? … Правильно.

 - Дети, мы сегодня справились со всеми заданиями и злая колдунья Ошибка, говорит, что вы очень умные, сообразительные, и ей нас не одолеть.

 - Теперь мы можем встретиться со старичком-звуковичком. Но где же он?

Стук в двери, заходит старичок. Дети дарят ему корзинку с цветами, а он детям раздаёт медальки.

5. Конспект проведения занятия «К нам гости пришли»

по обучению грамоте детей старшей группы

Программное содержание: продолжать учить детей слышать и различать на слух мягкие и твёрдые согласные звуки. Учить самостоятельно проводить звуковой анализ слова. Упражнять в составлении предложений из 2-3 слов.

Раздаточный материал: картинки, фишки, полоски-схемы.

Демонстрационный материал: куклы, картинка-схема, слово «Дом».

Индивидуальная работа: учить Лену, Катю отвечать полным ответом.

Ход и руководство:

 - Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости: Маша и Миша. Они хотят поиграть с вами в игру, но играть будут только с теми детьми, которые правильно подберут картинки. У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы картинки. Название одних картинок начинается с мягкого звука, а название других – с твёрдого. Маша просит вас принести ей картинки, которые начинаются с твёрдого звука. А Миша просит принести картинки, название которых начинается с мягкого звука. (Дети по очереди приносят картинки). Каждого ребёнка спрашиваю, что нарисовано на твоей картинке. Какой первый звук? Он твёрдый или мягкий? (Если ошибается, предлагаю ему подумать. Привлекаю к помощи других детей).

 - Все эти предметы у Маши и Миши находятся дома. Как называется то место, где живут дети? Правильно, дом. Сейчас мы с вами будем говорить о том, какие звуки есть в слове «Дом». Лиза, иди к доске, будешь ставить фишки в окошечки, а вы, ребята, у себя на столах выложите слово «Дом». Какой первый звук в слове «Дом»? Какой первый звук в слове «Дом»? (Произношу слово, интонационно выделяя 1-й звук Д-д-дом). Правильно, звук «Д». Какой он? (Согласный, твёрдый). Фишкой какого цвета обозначим первый звук? Правильно, синего цвета.

-Дети, скажите. Какой звук второй в слове «Д-о-о-м» (интонационно выделяю звук «О»). Миша, какой это звук? (Гласный). Правильно, т.к. его можно пропеть, прокричать. Фишки какого цвета мы обозначаем его? (Красного цвета). Какой третий звук в слове «Дом»? (Интонационно выделяю третий звук «Дом-м-м). Правильно, это звук «М». Оля, расскажи  о нём, какой он? (Согласный, твёрдый). Молодец, ты правильно ответила. Катя, фишкой какого цвета мы обозначим звук «М»? Правильно, фишкой синего цвета. Молодцы, вы все правильно выложили слово «Дом».

-А теперь пальчиком покажите мне третий звук в слове «Дом». Правильно, какой он? (Согласный, твёрдый звук и обозначим фишкой синего цвета). Положите фишку обратно в коробку. А теперь покажите мне первый звук в слове «Дом».

-Маша, расскажи о нём. Правильно, дети. Уберите и этот звук в коробку. Какой звук у нас остался? Где он стоит в слове «Дом»? Какой он? Молодцы, правильно рассказали о звуке «О».

-А теперь Маша и Миша хотят с вами поиграть на ковре  (движения  выполняются под текстом):

1, 2,3,4,5  вышли пальчики гулять

1, 2,3,4,5 в домик спрятались опять

На поляне дом стоит

Ну, а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем.

-Маша и Миша хотят с вами поиграть ещё в одну игру. Гости хотят, чтобы вы придумали предложения, состоящие из 2-х слов, но эти предложения должны начинаться со звука. Который есть в слове «Дом».

Например: «Оля гуляет». Давайте проверим, сколько слов в предложении, приготовьте сои руки. (На каждое слово в предложении делаем взмах рукой). Молодцы, Маше и Мише понравились ваши предложения, но теперь они хотят услышать предложения из трёх слов. Скажи. … своё предложение. Дети, давайте проверим, сколько слов в предложении. Так спрашиваю каждого ребёнка.

-Молодцы, у вас получились очень интересные предложения.

-Дети, а теперь вспомните, в какие интересные игры мы играли с нашими гостями Машей и Мишей и что интересного вы узнали. Хвалю активных детей, отмечаю успехи, достигнутые при проведении звукового анализа.

6. Конспект проведения занятия

по обучению грамоте детей старшей группы

Программное содержание: Познакомить с новой буквой /Х/ и соответствующими ей звуками /Х/ и /ХЬ/. Упражнять в умении различать знакомые буквы и ориентироваться на  листе бумаге. Упражнять  в составлении предложений из 3-4-х слов. Закреплять умение преобразовать слова, заменяя в них звуки. Совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата, фонематический слух. Воспитывать интерес к занятию.

Демонстрационный материал: картины, в названиях которых есть звук «Х», нет «ХЬ», (черепаха, хомяк, хорёк, петух).

Раздаточный материал: Фасоль, ¼ альбомного листа, листочки в клеточку, разрезная азбука.

Индивидуальная работа: Обращаю внимание на … и …, чтобы отвечали полными предложениями.

Ход и руководство:

-Дети, сядьте прямо, удобно и послушайте меня внимательно.

Послушайте весёлое стихотворение.

Жил на свете старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто

Хи-хи-хи, да хе-хе-хе, хи-хи-хи, да бух-бух,

Хо-хо-хо, да хе-хе-хе, ха-ха-ха, да трюх-трюх.

-Дети, вы запомнили, как смеялся старичок? Какой звук слышался чаще? /Х/, Звуки /Х/ и /Х,/ обозначаются вот такой буквой. Показываю букву «Х» на фланелеграфе. Послушайте, как интересно я скажу про букву «Х». Букву «Х» перечеркнули, палки в стороны согнули.

-Дети, нарисуйте пальчиком на столе букву «Х», смотрю, как дети выполняют задание.

-А сейчас, ребята, выложите букву «Х» из фасоли. Пододвинете к себе карточки, фасоль, выкладывайте, не торопитесь. В ходе выполнения действий прохожу между рядами слежу, как дети выполняют задание. При необходимости,  помогаю).

Физминутка:

Хома -  хомячок приготовил вам игру.

Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок

(прогибаемся вправо, влево ведя руки по туловищу).

 Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.

(Выше руки вверх,  «моем» щёчки, трём шейку).

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку

Начинает он считать:  раз, два, три, четыре, пять! (поднимаем руки вверх).

-Дети, а сейчас давайте с вами поиграем в игру: «Найди клетки». Дети, посмотрите, у меня есть волшебная карта. Нам с вами необходимо выбрать правильный путь. Слушайте меня внимательно. Нужно найти клетку в правом верхнем углу и поставить на неё букву У и так далее. В ходе выполнения слежу за тем, чтобы дети правильно определяли клеточки, проверяю каждого ребёнка. Называю гласные  и их место расположения.

-Молодцы, расставили все буквы правильно. А сейчас будем убирать буквы, послушайте как. Сначала уберите букву И, которая стоит на клеточке в левом нижнем углу и так далее.

-Ой, кто это ещё здесь?

«Жужжит она у уха, летает всюду… (муха)». Что  любит есть муха? Давайте про это придумаем предложение,  которое будет состоять из 3-х слов. Вы скажите предложение и хлопните столько раз ладошкой по столу, сколько слов в предложении. Например: «Муха любит мёд». А какое предложение придумала ты, Оля? Сколько слов, в твоём предложении? (Побуждаю ребёнка произносить слова и одновременно хлопать в ладошки).

-А теперь в слове, муха уберём согласный звук «М», что за слово получилось? Уха … Что это такое?  - Теперь заменим гласный звук «А» на «О», какое слово получилось? Ухо… Что это такое? То, чем мы слышим.

-Скажите, с какой буквой мы познакомились? Правильно мы познакомились с буквой «Х».

-Мы придумывали предложения и играли со словом муха. Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Самым лёгким? Занятие окончено.

7. Конспект проведения занятия «Магазин игрушек»

по обучению грамоте детей старшей группы

Программное содержание:

Закрепить умение делить слова, на слоги, соотнося их с карточкой-схемой. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова. Учить односложные слова преобразовывать в двух- и трёхсложные. Познакомить детей со словообразовательной ролью звука. Продолжать учить различать на слух часто смешиваемые звуки. Упражнять в придумывании предложений из 2-3 слов.

Демонстрационный материал: игрушки, картинка-схема слова «мяч».

Раздаточный материал: карточки с разным количеством кругов, звуковые дорожки, фишки красного и синего цветов, картинки-схемы слова «мяч».

Ход и руководство:

 -  У нас сегодня открывается новый магазин игрушек. Я  - хозяйка этого магазина, и поэтому приглашаю вас в торговый зал за покупками. Вы можете купить любую игрушку, заплатив за неё карточкой. Сколько кругов на карточке, столько частей должно быть в названии выбранной игрушки. Не забывайте о вежливых словах, которые говорит покупатель (дети приходят в магазин, делая покупки).

- Здравствуйте, что вы хотите купить? Почему вы хотите купить машину?

 - Правильно, потому что у тебя на картиночке три кружочка и в слове «машина» три части.  - Ребята, давайте проверим, сколько частей в слове «машина». Приготовьте свои ладошки (дети прохлопывают), так спрашиваю каждого ребёнка. Если ребёнок ошибается, предлагаю детям помочь ему.

 - Нравятся вам игрушки, которые вы купили в магазине? А мне нравится вот эта игрушка-это большой и красный мяч. У меня большая картинка. На которой нарисован мяч, а у вас на столах маленькие картинки с таким же мячом. Давайте узнаем, сколько звуков в слове «мяч». (Произношу слово, интонационно выделяя последовательно каждый звук).

 - М-м-мяч-какой первый звук? («М»). Какой он? Правильно, согласный мягкий, по цвету зелёный.

 - Иди, Катя, поставь фишку на картинке. А вы, ребята у себя на столах. В какое окошечко ты поставила фишку?

 - Послушайте и скажите, какой второй звук в слове «мяч». М-я-а а-ч. Правильно, «а». Какой он? Правильно, гласный, его можно пропеть, громко крикнуть, обозначаем красной фишкой. Поставь, Катя фишку, а мы, ребята на своих картинках.

 - МяЧ -какой третий звук в слове «мяч»? Правильно, звук «Ч». Какой он? Да, согласный мягкий, по цвету зелёный. Обозначьте его на своих картинках.

 - А сейчас мы поиграем со звуками слова «мяч». Назовите второй звук в слове «мяч», покажите мне фишку, теперь положите фишку на поднос. Назовите третий звук в слове «мяч», поднимите фишку, уберите её на поднос. Какой остался у нас звук? Где он стоит в слове «мяч»? Уберите и его.

 - У меня в магазине есть комната игр, куда я приглашаю вас поиграть с мячом. Выйдите из-за столов, встаньте в круг. Я буду, бросая мяч, говорить короткие слова, вы возвращаете  мяч, делая слова длиннее (дом-домик, шкаф, полка, лиса, волк, кот, кофта, нога, снег, хлеб, снег, окно…). (При затруднении ребенка, предлагаю другим детям помочь).

Физминутка: Я «превращаю» детей в заводные игрушки, дети произвольно двигаются под танцевальную музыку.

 - А теперь  мы посетим комнату смеха, в ней нет зеркал, там шалят звуки в словах. Слушайте внимательно и скажите, какой звук заблудился.

                        Неизвестно как случилось, только звук вот заблудился                                                  

                        Забежал он в чей-то дом и хозяйничает в нем…

                        Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке

 - Ребята, какой звук заблудился? Правильно, звук «р». Какой нужно поставить звук?  - М! Что получится?

                         На виду у детворы крысу красят маляры

 -А здесь, какой звук заблудился?  Что красят маляры? Конечно, крышу.

                         Закричал охотник – ой: «Двери гонятся за мной!»

 - Какой звук заблудился? Как правильно?

                        На болоте нет дорог, я по коШкам скок, да скок

 - Как нужно сказать правильно?  Какой звук заблудился? («ш»).

Вот и побывали мы в комнате смеха. Ну  и насмешили нас звуки.

         - Пора нам вернуться в торговый зал. Посмотрите на свою игрушку, которую вы купили и расскажите мне про нее двумя словами.

(Дети составляют предложения из двух слов, спрашиваю поочередно каждого ребенка).

Какое предложение придумала Катя?  Давайте, ребята проверим, из скольких слов состоит  Катино предложение. Приготовьте  свои руки (на каждое слово  дети делают взмах рукой,  так проверяем каждое предложение)

А теперь придумайте предложения из трех слов. Молодцы, сколько разных и интересных предложений вы придумали. Где вы сегодня были? Что интересного узнали? Понравилось ли вам в моем магазине? Игрушки, которые вы купили, можете взять с собой в группу и поиграть с ними.

8. Конспект проведения занятия «В гостях у попугая Паши»

по обучению грамоте детей старшей группы

Программное содержание: 

Закрепить понятие гласные и согласные звуки, буквы. Совершенствовать умение детей произносить звуки изолированно и в словах. Закрепить умение соотносить звуки к букве, определяя  твёрдость и мягкость звуков. Совершенствовать навык чтения  слогов. Развивать фонематический слух. Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Индивидуальная работа: Добиваться от … чёткого произношения звука

Материал: письмо, на доске - дом попугая, игрушки: ёжик, лисёнок, птенец

Ход и руководство:

К нам в детский сад пришло письмо:

Письмо заказное, не ждёте такое, получите прямо сейчас.

Письмо для вас. Для ребят. Откройте. Прочитайте сейчас.

 - Нас приглашает попугай Паша на свой день Рождения, будет веселье и много игр. Пусть к его дому идёт через лес, где растёт много деревьев. Идём? Послушайте, что это за звук в лесу? (аудиозапись пения птиц). Каких знакомых птиц вы видите? Посмотрите. Что лежит под деревьями? Поиграем пёрышками (кладут на ладошку, дуют). Птицы передают эти пёрышки в подарок попугаю Паше.

 - Вот и пришли мы к домику Паши, а там посмотрите - наши знакомые игрушки. Странно. Чем они занимаются? (наводят в квартире порядок,т.к. Паша не успел это сделать). Ёжик хлопает палас и слышно: П-п-п-п-п. Похлопаем палас вместе (произносят звук П-п-п-п).

Паша никак не мог найти метлу. Он взлетел на крышу и стал громко говорить: «Пыль на полу подайте метлу!».

 - Но ежонок громко хлопал палас и поэтому никто его не слышал. Поможем ему и скажем вместе (дети повторяют вместе и по одному). Не успели друзья прибраться, как с улицы услышали жалобный писк: пь-пь-пь. Под крышей, с другой стороны дома сидел птенчик и жалобно пищал. Он очень хотел научиться летать, но боялся разбиться. Что придумали игрушки? Позвали его маму.

 - Какой звук помогал выбивать пыль? Пищать птенчику? Что можно рассказать про каждый из этих звуков? Пока мы знакомились с  новыми звуками, Паша стал рассматривать подарки, которые принесли ему гости.

Посмотрим вместе и обозначим зелёным кругом игрушки, в названии которых слышится мягкий согласный звук, и синим – в названии которых слышится твёрдый согласный звук.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА:

Шёл по берегу петух. Поскользнулся в речку бух

Будет знать петух, что впредь надо под ноги смотреть.

(дети выполняют указанные движения)

 - Но вот Паша стал звать всех к праздничному столу:

Я захотел устроить бал и гостей к себе позвал,

Взял муку и взял творог, испёк рассыпчатый пирог.

 - Что испёк? Сколько слов в предложении «Паша испёк пирог»? Назовите первое, второе, третье слово. Молодцы.

 - Лисёнок предложил поиграть в его любимую игру «Шашки», только вместо фишек на шахматной доске расставлять будем знакомые буквы.

 - Вот и пришло время расставаться, дети прощаются.

Список использованной литературы

  1. Алексеева, М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: [Учеб.пособие] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.:,1998.
  2. Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. // Подготовка в детском саду к школе. / Под ред. А. П. Усовой.[Текст]:  – М., 1955.
  3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: учеб, пособие для студентов средне специальных учеб, заведений / А.М. Бородич - М.: 1988.
  4. Воскресенская, А. И.. Грамота в детском саду. – М., 1965; Обучение грамоте в детском саду. [Текст]/ А. И. Воскресенская: – М., 1963.
  5. Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л. А. Венгера. [Текст]: – М., 1980.
  6. Обучение дошкольников грамоте. / Под ред. Н. В. Дуровой. [Текст]: – М., 1994
  7. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста/  Под ред. Ф.А. Сохина. [Текст]: – М., 1984. С.163,
  8. Сохин, Ф. А., Тумакова, Г. А. Ознакомление детей 5 лет с основным принципом звукового строения слова. [Текст]: //Ученые записки МГЗПИ. Ф. А. Сохин, Г. А.  Тумакова– 1970                                                                                  
  9. Филичёва, Т.Б., Основы логопедии. [Текст]: учеб, пособие / Чевелева Н.А., Чиркина Н.В.- М.:  Просвещение, 1989.
  10. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. [Текст]:/Д. Б. Эльконин– М.: Знание, 1976.– Вып. 4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

План работы по самообразованиюТема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год(Подготовительная А группа)...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020

План работы по самообразованию  Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»  2020...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.

Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

План работы по самообразованиюТема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа)Цель: Повышение...

План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»

План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению гра...

Отчет по самообразованию 2021-2022. «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.Задачи:1. Учить дет...