МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
учебно-методический материал по обучению грамоте

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teremki_voskobovicha.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №22 "Лесная сказка" г. Брянска

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ:

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Учитель-логопед

Михеева О.Ю.

Брянск 2019

Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является комплект "Чтение через игру".

К нему относятся: «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», «Конструктор букв», «Геоконт», «Теремки Воскобовича». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, происходит развитие фонематического слуха, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием, что соответствует требованиям программы Н.Е. Веракса "От рождения до школы". 

В нашем дошкольном учреждении есть группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Воспитатели этих групп могут использовать игры Воскобовича в процессе вечерних занятий по заданию учителя-логопеда, а в общеразвивающих группах они могут использоваться в кружковой работе (например, кружок по подготовке к обучению грамоте).

Сегодня мы подробнее рассмотрим пособие "Теремки" Воскобовича.

"Теремки" Воскобовича

«Теремки Воскобовича» – это популярная игра для обучения чтению. "Теремки" состоят из кубиков ("сундучков"), на гранях которых изображены гласные буквы (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и коробочек ("теремков") с согласными буквами и окошечками на гранях. "Сундучок" вставляем в "теремок", согласный оказывается рядом с гласным – и получается слог. Это помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных "теремков" (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных "сундучков" с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

У каждой гласной буквы свой образ. В позе буквы А – Арлекин, О - Орлекин;  Урлекин, Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.

Первый этап – знакомство со звуками и буквами

Начинаем знакомство с согласными буквами.

Постройте сказочный город, где в своих теремках живут буквы.

Вот стоит белый теремок.

Кто в теремочке живет?

Буква Б и буква П, буква В и буква Ф.

Ребенок произносит за взрослым звуки «б» (обращаем внимание: не «бэ», а «б»), «п», «в», «ф», показывает соответствующие буквы на гранях.

Когда город готов, в него приезжают веселые шуты, веселящие всех своими песенками. Песенки они хранят в волшебных сундучках.

В синем – А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость предыдущего согласного звука),

в зеленом – Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость согласного звука).

Ребенок рассматривает сундучки. Называет буквы и поющих их шутов А – Арлекин, О – Орлекин и т. д.

Второй этап -  «Знакомство со слогами. Слияние букв»

Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги. Для этого ребенок сначала «конструирует» слоги - вкладывает сундучки в теремки.

- Шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить "сундучок" в "теремок". Что же произошло? Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает - пропевает получившиеся слоги).  

Обращаем внимание ребенка на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) появляется «звездочка запрета». Например, если ребенок составит слог ЖЫ, над буквой Ы в арке окна появится звездочка.

Третий этап - слоговое чтение. Чтение простых слов

Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр.

ИГРЫ С « ТЕРЕМКАМИ» В.ВОСКОБОВИЧА

Задание для участников мастер-класса

 «Превращалки»

-А  сейчас мы с вами попробуем превратить слово "МАК" в слово "ЛУК": составьте слово МАК. Окошечко в теремке рядом с буквой К остается пустым. Замените первую букву на букву Б. Какое слово получилось? (БАК). Замените в слове БАК одну букву так, чтобы получилось слово БОК, и т.д.

МАК - БАК - БОК - ТОК - ТУК - ЛУК

"Добавлялки"

- Составьте слог СА. Добавьте буквы так, чтобы получилось слово. Например, САША, САХАР, САД.

Если ребенок добавляет одну букву, то в "теремке" окошечко для гласной буквы остается пустым.

 «Заменялки»

- Составьте слово ЛУ-ША. Замените первый теремок, чтобы получилось новое слово. Прочитайте, что получилось (ЛУ-НА).

ДА-ЧА   -   ДА-МА                       ЛУ-ПА  -  ЛУ-ЖА

ПА-РА   -   ПА-ПА                        ЛИ-ПА    - ЛИ-СА

 «Переставлялки»

- Составьте слово ЛИ-ПА. Переставьте лиловый и белый теремки. Далее, не переворачивая, поменяйте местами синий и зеленый сундучки. Прочитайте, что получилось: ПИ-ЛА.

ЛИ-СА - СИ-ЛА          РУ-КА – КУ-РА

ДО-МА -  МО-ДА       КА-БАН – БАН-КА

СОС-НА – НА-СОС   ЛАС-КА – СКА-ЛА

Таким образом, использование "Теремков" Воскобовича способствует успешному речевому развитию детей и обучению чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.

Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр....