Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему


Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь ребенка развивается не только на занятиях по развитию речи, но и в течение всего времени пребывания в детском саду – в процессе общения с воспитателем. И на прогулке, и во время приема пищи, и во время других занятий в детском саду, и в разнообразных бытовых ситуациях воспитатель общается с детьми посредством слов и объясняет

какие-то новые понятия. Очень важно, чтобы речь воспитателя была грамотной, произношение слов правильным, а предложения законченными. То есть, если воспитатель хочет запретить ребенку что-либо делать, то это должно звучать не как «низя», а как «нельзя этого делать».

 

Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома « че» и «низя», то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Как правильно учить ребенка читать и писать?

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы:
м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например,
ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно.
Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы:
м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи
ушки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Как относиться к речевым ошибкам детей?

 

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

      неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

      изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

      незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);

      ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);

      неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);

      неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);

      отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

 

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

Рекомендуемая литература

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: Астрель, 2002.
Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М., 2002.
Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 2001.
Гаврина С.Е. и др. Серия «Папка дошкольника». – Киров, 2003.
Гаврина С.Е. и др. Серия «Мои первые тетрадки». – Киров, 2003.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Гном и Д, 2005.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.: Нева, 2004.
Гревцева Е.В. Логопедический тренинг. – СПб.: СпецЛит, 2002.
Киселева Г.А. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4–6 лет. Выпуски 1–3. – М.: Книголюб, 2003.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4–6 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
Скворцова И.В. 100 логопедических игр. – СПб.: Нева, 2005.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР. – М.: Гном и Д, 2005.
Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи: Альбом дошкольника. – М.: Книголюб, 2004.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.:
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Гном и Д, 2003.
Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. – Р/Д: Феникс, 2004.
Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. От первого слова до первого класса. –

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ :

Что должен знать ребёнок к школе

-Что такое звук, буква, слог

- Уметь определять первый, последний звук в слове

-Составлять слова на определенный звук

-Знать и определять гласный, согласный звук; твёрдый и мягкий; глухой и мягкий звуки.

-Делить слова на слоги, называть, сколько слогов в слове.

-Выделять звук, на который падает ударение

- Определять местоположение звука в слове (в начале, середине, конце)

-Составлять предложения с 2-3-4 словами

-Подбирать синонимы, антонимы к словам

- Печатание букв, слогов, слов

-Составлять описательные рассказы

ГБОУ ГИМНАЗИЯ №625

Дошкольное отделение «Мир детства»

Консультация логопеда

для воспитателей старшей и подготовительной групп

ОКТЯБРЬ 2015г.

Тема: Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Провела: учитель-логопед

 Сведлова Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка к обучению детей грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....