Главные вкладки

    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
    методическая разработка по обучению грамоте

    Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Серия наглядно-практических пособий предназначена для использования педагогами образовательных учреждений,  логопедами, воспитателями, учителями, студентами педагогических учебных заведений и родителями, занимающимися обучением своих детей.

     Демонстрационный дидактический материал разработан с учётом комплексного и системного подхода к формированию представлений о речевых единицах  и в соответствии с законами и правилами русского языка.

    Рабочая тетрадь «Я учусь читать и писать» для подготовки к обучению грамоте знакомит старших дошкольников с гласными и согласными звуками и буквами, их правильной артикуляцией, учит находить место заданного звука  среди других звуков, в слогах и словах, в доступной игровой форме давать характеристику звукам.

    Задания, предложенные в тетради, способствуют постепенному закреплению представлений дошкольников о звуках и буквах, их различиях и особенностях, тренировке в освоении навыков чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon demonstrats._material_i_rabochaya_tetrad.doc298.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ»

    В условиях введения обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного  подхода к организации коррекционной работы  с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Приоритетным направлением деятельности МБДОУ «Детский сад № 110» г. о. Самара является речевое развитие детей. Почти двадцать лет в детском саду успешно функционируют специализированные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Коррекционно-развивающая работа дошкольного учреждения направлена на обучение и воспитание детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи, посещающих группы компенсирующей направленности. В ДОУ организована система комплексной помощи детям с речевым недоразвитием в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и  психическом развитии воспитанников  и их социальную адаптацию.

    Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  воспитательно-образовательного процесса, что является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и обеспечения  полноценного участия в жизни общества.

    Развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности детей старшего дошкольного возраста с ОНР является перспективным направлением совершенствования и оптимизации образовательного процесса.

    Моделирование как наглядно-практический метод используется для формирования представлений о единицах речи и обучения грамоте дошкольников с нарушениями речи.

    Наглядное моделирование позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст» и научиться работать с ними.

                  Подобная материализация особенно важна для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в образовательном процессе.  

    При существующем многообразии вариантов применения наглядных моделей отсутствует комплексный и системный подход к созданию моделей для формирования представлений о единицах речи.

    Актуальность и практическая значимость обусловливает необходимость обеспечения образовательного процесса специальным наглядно-практическим дидактическим материалом для формирования представлений о единицах речи и  обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

    Разработано и внедрено в практику работы авторское методическое пособие учителя-логопеда Гришиной И.Ю. «Наглядное моделирование в процессе  формирования представлений о единицах речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» (Рецензент к.пс. н., доцент кафедры педагогической и прикладной психологии СФ ГОУ ВПО МГПУ Ахрямкина Т. А.).

    На его основе подготовлен и систематизирован демонстрационный дидактический материал «Формирование представлений о речевых единицах у детей» и рабочая тетрадь «Я учусь читать и писать» для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» (автор: учитель – логопед Гришина И. Ю.).

    Реализация демонстрационного дидактического материала и  рабочей тетради

    «Я учусь читать и писать» для подготовки к обучению грамоте

    Апробация и внедрение методики наглядного моделирования  по формированию представлений о единицах речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста  с ОНР планомерно осуществляется в ходе коррекционно-образовательного процесса на базе компенсирующих групп для детей с общим недоразвитием речи МБДОУ «Детский сад № 110»  г. Самары с 2003 года.

                  Разработанный демонстрационный наглядно-практический материал по формированию представлений о единицах речи и рабочая тетрадь для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Я учусь читать и писать» систематически используются педагогами, родителями и детьми общеразвивающих групп МБДОУ «Детский сад № 110» г. Самары с 2009 года, а также другими дошкольными учреждениями Промышленного, Советского, Октябрьского, Кировского и др. районов  Самары и Самарской области.

                  МБДОУ № 110 является площадкой для подготовки будущих специалистов в области логопедии и специальной психологии. На протяжении нескольких лет регулярно осуществляет  плодотворное сотрудничество в организации и проведении логопедической практики студентов факультета специального образования ФГБОУ ВПО ПГСГА г. Самара. Студенты активно используют в своей практической деятельности целостную систему наглядного дидактического материала.

    Результаты реализации демонстрационного дидактического материала

    и  рабочей тетради

    «Я учусь читать и писать» для подготовки к обучению грамоте

     Анализ результатов многолетнего опыта работы свидетельствует, что целенаправленное и систематическое использование демонстрационного дидактического материала и  рабочей тетради

    «Я учусь читать и писать» для подготовки к обучению грамоте позволяет быстро и результативно научить детей с ОНР анализировать языковой материал  и синтезировать речевые единицы в соответствии с законами и нормами языка. У дошкольников происходит выработка умения ориентироваться в звуко-буквенной системе русского языка, и на этой основе развитие навыков чтения и письма.

     Моделирование как наглядно-практический метод широко используется для формирования представлений о единицах речи и обучения грамоте дошкольников.

    Применение моделирования  как  системы наглядных приёмов и методов обучения позволяет целенаправленно совершенствовать коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях, добиваясь большей эффективности и результативности  подготовки детей с ОНР к обучению в школе.

    Дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками наглядного моделирования, учатся работать с моделями.

    Демонстрационный дидактический материал содержит условные структурные элементы-символы единиц речи:  звука, слога, слова,  предложения, текста, которые используются дошкольниками для составления схем слогов, слов,  предложений.

    Материализация абстрактных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» зрительными заместителями позволяет быстро и эффективно сформировать у детей представления о единицах речи. Существенные изменения обнаружены в свободном употреблении детьми этих понятий, практических действиях с ними.

    В качестве критерия анализа и оценки эффективности выступает положительная динамика уровня  познавательной и коммуникативной  активности детей.

    Метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников внимания, памяти, воображения, логического мышления,  является наиболее продуктивным средством формирования всех элементов речевой системы дошкольников.

    Опыт коррекционно-развивающей работы свидетельствует, что использование целостной системы наглядного дидактического материала при подготовке дошкольников к обучению грамоте позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык послогового чтения и более успешно подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе.

    Регулярное применение разработанного наглядно-практического материала способствует выполнению важнейшей задачи обучения грамоте - осознания детьми старшего дошкольного возраста с ОНР звуковой стороны языка, овладение звуковым анализом слова и способами передачи звучащей речи на письме.

    Значительную роль играет систематическое использование рабочей тетради «Я учусь читать и писать» для подготовки к обучению грамоте. Тетрадь знакомит старших дошкольников с гласными и согласными звуками и буквами, их правильной артикуляцией, учит находить место заданного звука  среди других звуков, в слогах и словах, в доступной игровой форме давать характеристику звукам.

    Задания, предложенные в рабочей тетради, способствуют постепенному закреплению представлений дошкольников о звуках и буквах, их различиях и особенностях, тренировке в освоении навыков чтения.

     Дошкольники с ОНР уже к концу 1-го года обучения без затруднений овладевают навыками звукового анализа, синтеза, послогового чтения и имеют достаточно высокий уровень сформированности фонематических представлений.

    Неотъемлемым условием эффективности формирования представлений о единицах речи у  детей является систематичность и последовательность применения наглядных дидактических схем. Механизмом обеспечения  такой непрерывности является постоянное использование целостной системы наглядного материала всеми субъектами педагогического процесса во взаимодействии.

     В МБДОУ «Детский сад № 110»  ведется качественная подготовка детей к школе. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам.

                  МБДОУ «Детский сад № 110»  признан лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшее коррекционное образовательное учреждение-2015».

    Авторское методическое пособие учителя-логопеда Гришиной И.Ю. «Наглядное моделирование в процессе  формирования представлений о единицах речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста» в 2014 году стало лауреатом конкурса «100 лучших ДОУ России» в специальной номинации «Пособие года»  за лучшее учебно-методическое пособие для ДОУ, лауреатом Второго творческого конкурса на лучшее логопедическое пособие (ФГБОУ ВПО ПГСГА г. Самара, факультет специального образования, 2012 г.).

    Демонстрационный дидактический материал «Формирование представлений о речевых единицах у детей»

    Альбом форм. А4 из 30 цветных дидактических пособий с пояснительной запиской по их использованию – 12 стр.

    Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна.

                           

                   

                  Содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Серия наглядно-практических пособий предназначена для использования педагогами образовательных учреждений,  логопедами, воспитателями, учителями, студентами педагогических учебных заведений и родителями, занимающимися обучением своих детей.

      Демонстрационный дидактический материал разработан с учётом комплексного и системного подхода к формированию представлений о речевых единицах  и в соответствии с законами и правилами русского языка.

      Многофункциональное пособие стимулирует интерес детей 410 лет к овладению понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «текст» и т. д. на наглядной основе.

                  Рекомендуется к применению:

    •         в дошкольных образовательных учреждениях;

    •         в начальных классах школ, гимназий, лицеев;

    •         в детских клубах, развивающих центрах;

    •         для домашнего и гувернёрского обучения;

    •         для самообучения и развития детей.

    Рабочая тетрадь «Я учусь читать и писать» для подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

    Альбом форм. А4, 32 стр.

    Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна.

                  Тетрадь знакомит старших дошкольников с гласными и согласными звуками и буквами, их правильной артикуляцией, учит находить место заданного звука  среди других звуков, в слогах и словах, в доступной игровой форме давать характеристику звукам.

                  Задания, предложенные в тетради, способствуют постепенному закреплению представлений дошкольников о звуках и буквах, их различиях и особенностях, тренировке в освоении навыков чтения.

    Приглашаю к сотрудничеству заинтересованных педагогов, родителей.

    Гришина И.Ю.

    e-mail: irinag2121@mail.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Тема: Путешествие в Звукоград.Цель: Вызвать у детей интерес к звуковому анализу слов;Программные задачи:·         учить детей проводить звуковой анализ слов...

    Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

    В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

    Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.

    Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....

    Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

    Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ" И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна (irinag2121@mail.ru)

      Комплект из 30 цветных таблиц разработан с целью  повышения результативности усвоения детьми сложных понятий, звуков, букв, их последовательности, классификации и т. д., что позволя...