Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"
план-конспект занятия по обучению грамоте

Сторожук Наталия Сергеевна

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс: «Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что, требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.

Появилось много трудностей в обучении детей письменной речи в школе;

Не все дети справляются с высоким темпом подачи материала, предложенным школьной программой;

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;
  2. Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.

Ожидаемые результаты:

  1. Систематизация знаний педагогов о формах и приемах работы по подготовке детей к обучению грамоте;
  2. Практическое усвоение педагогами необходимых навыков работы в подготовке детей к обучению грамоте;
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
  4. Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

Ход мастер-класса

Что мы вкладываем в понятие «грамота»?

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке.

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова,предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.

В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.

Применяемые мною на практике игры условно я разделила на следующие группы:

  1. Игры с использованием ЛЕГО конструктора.

 

  1. Дидактические настольно-печатные игры.

 

  1. Игры с использованием ИКТ технологий.

Сейчас я хочу вам предложить несколько игр с лего-конструктором, которые помогут детям овладеть элементами грамоты. Что нам для этого нужно? Для начала мы возьмем, красные и желтые кирпичики, для того, чтобы дети научились различать гласные звуки (простой звуковой анализ). Например мы учим выделять гласный звук [А] из ряда других гласных. Даем детям обязательно инструкцию: «Когда услышишь звук [А] возьми красный кирпичик, если услышишь любой другой звук возьми желтый кирпичик. Перед тем как начать игру необходимо удостовериться, понял ли ребенок инструкцию? Спросите: «Когда ты возьмешь красный кирпичик?» (когда услышу звук [А], [А] когда возьмешь желтый? (когда услышу другой гласный звук). Итак, начинаем играть. Первую пирамидку мы строим вместе. Взрослый произносит звук [А] и спрашивает, какой кирпичик возьмешь? (красный, У – желтый и т. д. Затем, когда пирамидка построена можно посчитать ко-во кирпичиков, т. о. закрепить как прямой, так и обратный счет (если ребенок им владеет). В следующий раз, когда ребенок будет строить пирамиду он должен это будет сделать самостоятельно, но взрослый должен контролировать этот процесс. Как только ребенок научился различать гласные звуки мы предлагаем ребенку научиться различать согласные твердые и мягкие звуки. Для этого нам понадобятся кирпичики синего и зеленого цвета. Сначала мы будем учиться различать парные согласные звуки например П и Пь. Но ребенку обязательно говорим : «П-согласный твердый и его мы будем обозначать синим кирпичиком, а звук Пь- согласный мягкий и его мы обозначим зеленым кирпичиком.». Итак. Приготовили кирпичики и начинаем игру. Опять же первый раз пирамидку строим вместе с ребенком. Называем звуки: П, какой кирпичик берем? Синий. Пь, какой кирпичик берем? Зеленый и т. д. (П,П,Пь,П,Пь,ПЬ….) Для того, чтобы закрепить знания, которые ребенок получил в результате этой игры мы можем ему предложить прочитать эту пирамидку, т. е. ребенок указывая пальчиком на кирпичик называет соответствующий звук, например (П, Пь….). Итак, мы научили ребенка различать парные твердые и мягкие согласные. Теперь нам нужно построить пирамиду в которую будут включены все согласные твердые и мягкие. Даем соответствующую инструкцию ребенку: «Когда ты услышишь любой согласный тв. звук возьмешь синий кирпичик, а когда услышишь любой мягкий звук возьмешь зеленый». Строим пирамидку (С,Сь, МЬ. Л, Р,Гь….). После построения пирамидки просим ребенка назвать звуки. Необязательно называть звуки, которые были произнесены изначально. Ребенок на свое усмотрение может называть звуки опираясь на цвет кирпичика. Когда дети научились различать все звуки родного языка мы используем наш конструктор для того, чтобы ребенок мог осуществлять анализ и синтез слов. Для этого можно использовать лего-человечков в костюмчиках соответствующих цветов. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные – человечки в синих костюмчиках. Мягкие согласные – человечки в зеленых костюмчиках. Дети любят выбирать человечкам имена (конечно, с незаметной помощью педагога). Например, человечков в синих костюмчиках можно назвать «С» или «Т».

Педагог объясняет ребенку:

«Смотри, он в синем костюмчике, потому что он – согласный и твердый». А потом, для закрепления, задает вопрос: «А какого цвета костюмчики у твердых согласных?»

Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов.

Например. Звук «А» пришел в гости к своему другу звуку «П». Они встали рядом, и получился слог «АП».

Ребенку задаются вопросы.

Спец. педагог: «Сколько всего звуков дружат?»

Ребенок: «Два».

Спец. Педагог: «Назови 1-й звук».

Ребенок: «А».

Спец. педагог: «Назови 2-й звук».

Ребенок: «П».

Далее педагог задает следующие вопросы: «Назови гласный звук. (Назови согласный звук). На каком месте стоит гласный (согласный) звук?» Ребенок отвечает, играя с человечком ЛЕГО, а не с фишками. Очень важно на самых первых этапах, когда ребенку еще очень трудно анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог», используя игрушки, человечков, которые позднее размещаются на кирпичиках ЛЕГО В работе при составлении схемы слова, нахождении звука в слове можно с той же эффективностью использовать человечков в сочетании с длин-

ным кирпичиком желтого цвета. А позднее человечка можно заменить кирпичиком соответствующего цвета. Когда ребенок видит перед собой ЛЕГО-человечков-звуки, с которыми он играет, трогает их, передвигает, т. е. совершает определенные манипуляции, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.

Давайте вместе попробуем составить схему слова из лего кирпичиков по картинке.

По аналогии можно использовать ЛЕГО при составлении схемы предложения, очень нравится детям составлять из ЛЕГО букву. Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью лего-элементов.

А теперь я хочу знакомить вас с дидактическими настольными играми:

  1. Игры на выделение звука в слове, его места (начало, середина, конец, определение количества слогов (элементарный анализ):

«Подарки»

В игре используются карточки-подарки и картинки с изображением детей. Педагог просит запомнить имена детей и подобрать каждому подарки на тот же звук, на который начинается имя.

«Баскетбол»

Учим детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости, определять кол-во слогов. Педагог произносит первое слово со звуком С.

1).Ребенок находит место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку (снизу, затем второе слово и до тех пор, пока не попадем в корзину.

2) Если в слове твердый звук, то бросаем в синюю корзину, если мягкий, то в зеленую.

«Что проглотила акула?»

Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все клетки картинками с заданным звуком.

  1. Для игры понадобятся большие карты с волнами и предметные картинки. Ребенок отбирает те картинки, в названии которых есть звук С (З или другой).
  2. Для игры понадобятся большие карты с морскими звездами и предметные картинки. Ребенок отбирает те картинки, в названии которых есть звук С (З или другой). Класть картинки надо так, чтобы количество слогов в слове соответствовало количеству звезд.
  3. Предметные картинки (например, со звуками С и Ш) лежат перед детьми. У каждого ребенка большая карта. Логопед предлагает отгадать задуманное им слово по первому или последнему звуку в слове. Выигрывает тот, кто первым закроет все клетки на большой карте.

«Кассовый аппарат»

Взрослый (или ребенок) выбирает несколько товаров, которые хочет купить. Кассир определят количество слогов в названии товара, выдвигает чек на соответствующее количество делений, озвучивает цену (3 слога – 3 деления на чековой ленте – 3 монеты).

«Заправь машину»

  1. Если заданный звук слышится в начале, ребенок ставит игрушечную машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
  2. Логопед размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней, а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).

В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.

  1. Игры на развитие сложного звукового анализа и синтеза. Обучение первоначальным навыкам чтения:

«Парашютики»

Парашютики раскладываются перед детьми, ребенок выбирает картинку и устно выполняет звуковой анализ данного слова, затем находит парашютик с нужной схемой.

«Как зовут детей?»

  1. Игра «Расшифруй»

Узнать имя, составив его из первых звуков в названии картинок.

  1. Игра «Чье имя?»

Подобрать карточки-шифры к изображениям детей.

  1. Игра «Где звук?»

Педагог просит назвать картинки, в названии которых есть звук Р (или другой). Определить место звука в слове.

  1. Игра «Сочиняй-ка»

Придумать предложения о детях, используя картинки сверху.

(Например: У Стаса новый самокат. Стас поедет в гости к Славе на автобусе. Стас нарисовал самолет красками. Стас потерял танк и долго искал его.)

«Открой шкафчик»

  1. «Открой шкафчик» (с буквами)

Ребенок открывает один шкафчик слева, другой справа от красной линии, говорит, какой слог получится из появившихся букв.

  1. «Закрой шкафчик» (с буквами).

Все шкафчики открыты. Взрослый называет слоги, ребенок закрывает соответствующие шкафчики.

  1. «Вазы»

Ребенок открывает один шкафчик. Если внутри синяя ваза, то придумывает слово с твердым звуком (например, со звуком С, если внутри зеленая ваза, то нужно подобрать слово с мягким звуком (например, со звуком СЬ).

«Читаем слоги»

  1. Ребенок передвигает полоски и прочитывает получившиеся слоги.
  2. Взрослый просит показать (составить) слог OП (или другой). За каждый правильно составленный слог ребенок получает изображение овоща или фрукта. Игра заканчивается, когда ребенок соберет семь фруктов (овощей).

«Слоговой батон»

  1. Ребенок самостоятельно составляет слова.
  2. Ребенок составляет слова с опорой на подсказку (предметные картинки). Составив слово, закрывает соответствующую картинку фишкой.

«Собери слово», «Собери предложение»

Предложить ребенку из 6-ти карточек выбрать 3 и составить из них картинку и прочитать слово, предложение. Затем можно усложнить игру, увеличив кол-во карточек.

Хочу представить вашему вниманию интерактивные игры, которые я активно использую в своей работе. Для этого я оформила подписку на портал «Мерсибо», где находится 220 развивающих игр, в том числе и для обучения грамоте. Также у нас имеется программно-методический комплекс «Развитие речи», который адаптирован для работы на интерактивной доске.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий подойдут компьютер и ноутбук. Для групповых можно использовать интерактивную доску или подключить к компьютеру проектор или телевизор

В рамках преемственности между воспитателями и логопедами ДОУ проводились консультации, семинары и открытые показы занятий по подготовке к обучению грамоте Предложенные нами игровые технологии воспитатели используют в образовательной деятельности, режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников. Предлагаю вам посмотреть фрагмент занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Рефлексия

Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте дошкольников.

Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во м...

«Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что, требования нач...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр....