«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти – шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. Самая увлекательная детская игра – ребус. Она состоит из красочных ярких иллюстраций. Ребус – это загадка, головоломка из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков. Играть со словами, разгадывать ребусы, загадки, гораздо интереснее, чем просто читать слоги и предложения. Ребусы привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, их можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.

В процессе разгадывания ребусов решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; формирование словарного запаса и грамматического строя речи; развитие важнейших психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать. Развивается их способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, формируются начальные основы психической культуры.

Вовлечь ребёнка в отгадывание ребусов достаточно просто: ведь за чудесными волшебными картинками спрятаны слова, и узнать их может каждый, но нужно соблюдать определённые правила, с которыми знакомим    детей на первом этапе.

Правила разгадывания ребусов:

  1. Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, читать данное слово справа налево: Кот- ток, нос – сон.
  2.  Если слева или справа от предмета стоят одна или две запятые, надо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы: Олень – лень, хомяк».

                   https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/03df/00088f5e-70949de1/img54.jpg                   Ребус с запятыми

  1. Перечёркнутая буква около изображения предмета означает, что эту букву читать нельзя: Слон – сон.

                                           http://pochemu4ka.ru/_pu/94/10802407.jpg

  1.   Если над перечёркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо перечёркнутой буквы: воск – волк.                  

                                         http://lusana.ru/files/7537/573/20.jpg

  1.  Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это означает, что эти буквы надо заменить: роза = коза.

                                                  http://www.logozavr.ru/_sys/data/statics/1551/6.jpg

  1. Цифры над рисунком указывают, что по ним надо изменить порядок букв в слове: лиса-сила.

                                             https://arhivurokov.ru/multiurok/3/3/c/33ca32818550347d2c809b5835ed48110c6dbb75/viktorina-po-fizikie-azbuka-vielikikh-imien-1_1.png

  1. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в»: «в-о-да», или «не-в-а», или «в-о-семь».

ребусы - нева, вода, восемь

В этих ребусах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «семьво», а вместо «вода» - «даво», но таких слов не бывает! Тут и приходят на помощь смекалка и логика.

  1. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из»: «из-б-а».

                                          Ребусы из букв

  1.  Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать надо с прибавлением «за»: «за-я-ц».

                                      Ребус заяц

  1. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу: «фо-на-ри» или «под-у-шка».

                          ребус - фонари             ребус - подушка 

  1. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по»: «порт», «по-л-е», «по-я-с»:

ребусы - порт, поле, пояс

           Следующий этап работы это    включение игр-загадок, ребусов, в воспитательно-образовательный процесс.  Для этого включаем их в режимные моменты.    На первых этапах обучения детей решению ребусов не оставляем ребенка один на один с новой задачей, стараемся понять, в чем он испытывает трудности, и помогаем ему.

Использование ребусов помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь, способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания.

 Дети на глазах становятся более уверенными в себе, научившись решать различные загадки-головоломки, могут уже самостоятельно составить ребус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....