Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего школьного возраста.
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Выродова Елена Анатольевна

Выступление ииз опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_rechi_i_.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №33 «Радуга»

Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего школьного возраста.

(Выступление из опыта работы)

Подготовила:

Воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

 детский сад №33 «Радуга»

Выродова Е.А.

Губкин, 2019

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом деятельности. Дидактические игры многоплановы: они являются и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребенка. Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом.

Игра развивает воображение, фантазию и творческие способности ребенка, регулирует отношения между ними, развивает их чувства, укрепляет волю.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дети как правило, очень активны в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово. Многие игры направлены на то, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях природы, общественной жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Поэтому я планирую работу так, чтобы использовать дидактические игры и упражнения для развития речи в повседневной жизни детей.

За годы работы сложилась своя система: игры разделены на блоки.

1. Игры, направленные на развитие фонематического восприятия.

2. Игры, направленные совершенствования навыков звукового и слогового анализа.

3. Игры, направленные на обучение составлению и чтению слогов, на развитие техники осмысленного чтения.

4. Игры, направленные на развитие речи, формирование словарного запаса детей.

Для развития фонематического восприятия у детей я использую игры:

«Твердый- мягкий»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование:

перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия

которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.

Ход игры.

Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если

первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером.  Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

«Составь слово из слогов»

Цель: развитие навыков звуко- буквенного анализа, фонематического слуха.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что слоги в словах перепутались, и теперь не понятно, что это были за слова. Педагог просит детей составить слова из перепутанных слогов. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты из трех, четырех слогов.

«Волшебники»

Цель:  развитие фонематического слуха,  навыков  звуко-буквенного  анализа, умения  соотносить  фонетический  облик  слова  с  его  значением.

 Ход игры:

 «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем превращением слов.

1-е задание.

Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:

1-й вариант:

муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант:

крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание.

Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант:

рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант:

нож(нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание.

Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за

слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант:

ш_к_л_д (шоколад),  к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант:

п_т_л_к  (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание.

Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант:

город –ложка –варенье (голова), атаман –курица –лава (акула);

2-й вариант:

солнце –батон –карандаш (собака), коробка –локоть –колбаса(колокол).

«Пишущая машинка»

Цель: развитие навыков фонематического слуха, звуко- буквенного анализа, внимания.

Ход игры:

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита.  Взрослый

предлагает «написать» какое-нибудь длинное слово. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «писать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово «написано», хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.

Для совершенствования навыков звукового, слогового анализа использую следующие игры:

«Поезд»

Цель:

развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для букв. В электровозе «едет» главная буква- машинист. Она разрешает «сесть» в вагоны только тем словам, которые начинаются с той же буквы.

Поезд отправится в путь только в  том  случае,  если  все  слова правильно займут свои места.

«Найди место звука в слове» 

Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

«Посчитай слоги» 

Цель: совершенствование навыков слогового анализа.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине полоска для записи, фломастеры.

Ход игры: дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.

«Сигнальщики» (определение твердых и мягких звуков.)

«Подбери схему слова к картинке»

Игры, направленные на обучение составлению и чтению слогов, на развитие техники осмысленного чтения.

«Читаем по буквам»

Цель: Закрепить умение читать слова из трех букв, выделять гласные буквы.

Оборудование: Набор карточек со словами, из которых ребенок складывает слова.

Ход игры: Предложить ребенку из пяти-шести карточек выбрать три, составить из них рисунок и прочитать слово. (Игра способствует быстрому запоминанию букв, умению различать их, называть и читать в словах. Развивает мышление, внимание, речь детей.)

Дополнительные задания: Определить звук (гласный или согласный). Составить предложение по рисунку, используя прочитанное слово.

Игра "Читаем предложения"

Цель: Закрепить у детей навык читать слова, составлять из них предложения, понимать смысл прочитанного.

Ход игры: Составить рисунок, прочитать предложение и рассказать смысл прочитанного. Обратить внимание ребенка на то, что первое слово в предложении начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

Дополнительные задания: Составить свои предложения по рисунку. Составить свой рассказ из двух-трех предложений.

Игры, направленные на развитие речи, формирование словарного запаса детей.

«Развиваем речь»

Цель: учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и в числе, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: силуэты одежды, предметы быта, макеты и шаблоны разных предметов и др., лоскутки ткани разной фактуры и цвета, различные материалы (дерево, металл, бумага, пластмасса и др.)

Ход игры: дети становятся модельерами, дизайнерами, конструкторами. Они ощупывают, осматривают материалы, подбирают подходящие. И описывают выбранный предмет. Например: «Это платье желтое, легкое, летнее.», «Этот дом кирпичный, прочный, устойчивый», «Эта чашка зеленая, легкая, пластмассовая» и т.д.

«Я начну, а вы продолжите»

Цель: формировать у детей умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения; расширять словарный запас.

Оборудование: рассказы детских писателей.

Ход игры: воспитатель во время чтения рассказа, оставляет какое-то предложение не законченным, и предлагает детям закончить его своими словами, с использованием образных оборотов речи. Например: «Был ясный морозный день, снег на солнце…. (сверкал, искрился, блестел, переливался и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Дидактические игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте( из опыта работы)

Важное место в работе  с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о язык...

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста....

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаЧтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой люб...

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во м...