Дидактические игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте( из опыта работы)
консультация (подготовительная группа) на тему

Сивак Светлана Николаевна

Важное место в работе  с детьми в подготовительной к школе группе

 принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи,  привить любовь к чтению, к  книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении, помочь не разочароваться в школьной жизни - главная задача  подготовительного периода в детском саду.

Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой, аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного полхода к обучению детей родному языку  и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе - развитие связанной речи.

Многолетний педагогический опыт показывает, что в последние годы у многих детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различии близких по звучанию фонем, в овладении навыками письма и чтения.

Чтобы избежать этой проблемы необходимо как можно раньше уделять внимание развитию фонематического слуха ребёнка.

Что значит иметь хорошо развитый фонематический слух для успешного обучения грамоте?

Это значит, что каждый ребёнок должен различать звуки речи на слух и в произношении, уметь выделять из слова и произносить каждый звук изолированно; различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, уметь определять ударение в слове.

Важное место в работе  с детьми в подготовительной к школе группе

 принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи,  привить любовь к чтению, к  книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении, помочь не разочароваться в школьной жизни - главная задача  подготовительного периода в детском саду.

Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой, аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного полхода к обучению детей родному языку  и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе - развитие связанной речи.

Многолетний педагогический опыт показывает, что в последние годы у многих детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различии близких по звучанию фонем, в овладении навыками письма и чтения.

Чтобы избежать этой проблемы необходимо как можно раньше уделять внимание развитию фонематического слуха ребёнка.

Что значит иметь хорошо развитый фонематический слух для успешного обучения грамоте?

Это значит, что каждый ребёнок должен различать звуки речи на слух и в произношении, уметь выделять из слова и произносить каждый звук изолированно; различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, уметь определять ударение в слове.

мВажное место в работе  с детьми в подготовительной к школе группе

 принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи,  привить любовь к чтению, к  книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении, помочь не разочароваться в школьной жизни - главная задача  подготовительного периода в детском саду.

Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой, аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного полхода к обучению детей родному языку  и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе - развитие связанной речи.

Многолетний педагогический опыт показывает, что в последние годы у многих детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различии близких по звучанию фонем, в овладении навыками письма и чтения.

Чтобы избежать этой проблемы необходимо как можно раньше уделять внимание развитию фонематического слуха ребёнка.

Что значит иметь хорошо развитый фонематический слух для успешного обучения грамоте?

Это значит, что каждый ребёнок должен различать звуки речи на слух и в произношении, уметь выделять из слова и произносить каждый звук изолированно; различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, уметь определять ударение в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d-e_igry.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры по развитию речи и подготовке к изучению грамоте»

               

                     (из опыта работы)

Сивак С.Н. , воспитатель

ГБДОУ детский сад№52

Красносельского района

                                                                                     Санкт-Петербург


Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребёнка.

Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, поступающему в 1-ый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и свойствах живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости, сложившихся в дошкольном возрасте представлений.

Учитывая специфику дошкольного возраста, физическое и психическое развитие считаю, что сознательное и прочное усвоение знаний детьми проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом занятии так, чтобы материал становился предметом активных действий ребёнка. С первого года обучения необходимо развивать у детей способность логически мыслить, учить анализу и синтезу и доступным общениям.

Важное место в работе  с детьми в подготовительной к школе группе

 принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи,  привить любовь к чтению, к  книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении, помочь не разочароваться в школьной жизни - главная задача  подготовительного периода в детском саду.

Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой, аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного полхода к обучению детей родному языку  и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе - развитие связанной речи.

Многолетний педагогический опыт показывает, что в последние годы у многих детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различии близких по звучанию фонем, в овладении навыками письма и чтения.

Чтобы избежать этой проблемы необходимо как можно раньше уделять внимание развитию фонематического слуха ребёнка.

Что значит иметь хорошо развитый фонематический слух для успешного обучения грамоте?

Это значит, что каждый ребёнок должен различать звуки речи на слух и в произношении, уметь выделять из слова и произносить каждый звук изолированно; различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, уметь определять ударение в слове.

Фонематический слух развивается и совершенствуется в процессе звукового анализа.

Мне очень хочется, чтобы моим «почемучкам» было легко учиться в школе. Все мои дети умеют делать звуковой разбор слова. Постигать азы грамоты помогают

 дидактические игры.

 Игра имеет огромное значение в жизни ребёнка. Она имеет  то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

         В.А.Сухомлинский писал:

«В мире нет людей серьёзнее, чем маленькие дети.

Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Подражание в игре связано с воображением. Именно игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Ведь в игре наилучшим образом тренируются все психологические функции - речь, мышление, целеустремлённость, умение принимать решения и управлять своими чувствами. Игра способствует созданию у дошкольников  эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

 

        Начальная школа рассчитана на детей, не получавших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребёнка к  школьному обучению. Вместе с тем, значительная часть детей, поступающий в первый класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.

        Но полезность навыков чтения зависит от того, на какой основе они построены, насколько они правильно сформулированы. Занятия по подготовке детей к освоению грамоты должны идти в определенной системе и представлять аналитическую цепочку: речь   предложение  слово  слог  звук.

 При ином обучении возникают проблемы у детей в  учёбе, что затрудняет работу учителя, т.к. ребёнка придется переучивать.

 Чтобы избежать этих проблем, важно помнить, что современное дошкольное образование  должно быть домом радости, центром развития каждого ребёнка.

          Приложение 1.

     Примеры рекомендуемых  игр, игровых упражнений.

Игры на развитие неречевого слуха и слухового внимания:

 

 «Угадай, чей голосок?» - с использованием озвученных детских книг;

 «Что звучит в баночке?», «Какие звуки ты слышишь?»

 (запись «шумы леса», «шумы улицы» и т.д.);

 «Выполняй команды» 

(для развития остроты слуха) и т.д.

Игры и игровые упражнения, которые я использую при знакомстве с новым звуком:

  • «Поймай заданный звук» 

Хлопнуть в ладоши, если услышишь заданный звук в начале слова, в середине или в конце.

  •  «Отгадай звук» 
  • При знакомстве с гласными звуками: дети должны отгадать звук по артикуляции, в данном случае по форме губ.
  • «Сломанный телевизор» 
  • У телевизора пропал звук и  не слышно, что говорит диктор. Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке «телевизора». Ребёнок должен угадать, какой звук произносится. Затем  игроки меняются ролями.
  • «Загрузи кораблик» (самолёт, лодку, поезд ит.д.) Подобрать картинки, игрушки, в которых есть заданный звук.
  • « Кто больше?»
  •  Придумать слово на заданный звук, букву: в начале, в середине, в конце слова.

          «Добавь звук».  

 Назвать слово, добавив пропущенный в конце или в начале слова заданный звук.

  • «Сосчитай-ка» 
  • Сосчитать все слова с заданным звуком.
  •  «Слушай внимательно, называй правильно» 
  • Послушать предложение и назвать все слова с заданным звуком, в качестве предложений могут использоваться пословицы и поговорки.
  • «Запомни и повтори»
  •   Повторить ряд звуков, слогов, слов в определённой последовательности.
  • «Подарки гостю-герою»
  • Выполнение заданий, полученных от героев; помощь героям.

Игры и игровые упражнения, которые используются при дифференциации звуков:

  • «Весёлые зайчики»
  • Произносятся  разные гласные звуки « зайчики» прыгают на поляне, на звук (О) « лиса» ловит «зайчиков».
  • «Звуковое лото»  
  • Отыскать слово- картинку с заданным звуком, н.,(В),

назвать  слово, выделив голосом нужный звук -  в-в-в-аза, в-в-в-ишня и т. д.

  • «Разноцветные сигналы»
  • «Хлопни - топни»
  • «Подари подарки»
  •  (два  героя- Том и Джерри; Маша и Медведь, кот Том и утёнок Тим,  Бим и Бом и т.д.)
  •  «Исправь ошибку»
  • Один звук заменить другим, чтобы в высказывании появился смысл.

Игры и игровые упражнения, которые я рекомендую при знакомстве с новой буквой:

  • «Именинница»-  Сконструировать  изучаемую букву из спичек, палочек, круп, фасоли, гороха;  из  природных материалов :  желудей, палочек, каштанов, мелких  камешков и т. д.
  • «Полубуковка» Часть буквы закрыта полоской, угадать какая буква спряталась.
  •  «Буква потерялась» Найти букву на картинке.
  • «Магазин игрушек»
  • Ребёнок покупает игрушку, какая ему понравилась. Но, покупая её, он должен заплатить за неё чек- букву, с которой  начинается название игрушки. Дать ей полную характеристику
  • «Буквы перепутались» (узнавание нескольких наложенных друг на друга букв)
  • «Охотник и волк» (хлопают « стреляют» - «л»)  
  • Н.  лампа, ложка, лимон, лук,  глаз
  • «За покупками на букву «Б»

 В магазине «Карусель» можно купить:

В булочном отделе - батон, булку, баранки, бублики, бисквит.

В мясном отделе - колбасу,  буженину, бекон, балык,    баранину, бифштекс.

В  отделе школьных принадлежностей – альбом,  бумагу, обложки, абак.

В овощном отделе - бананы, баклажаны,  брюкву, барбарис.

  • «Живые буквы»,  (преобразование слов и слогов, составленных из разрезной азбуки)
  •  «Весёлые матрёшки», «Весёлые картинки» (составление слов по первым и последним звукам в названии картинок)
  • «Помоги Торопыжке» (Составление слов из перепутанных букв, слогов)
  • «Звукоедик»
  • («Звукоедик»  проглотил первый или последний звук)
  • Н., ...ошка,  сто...,  сло...,  ша… и т.д.
  • «Цепочка слов» - придумываются слова на последний звук,
  • н., груша,  арбуз,  зефир,  редиска, ананас, слива, апельсин…)

Игры и игровые упражнения, которые я использую при работе над     слоговой структурой слова:

  •  «Поезд», «Корабли», «Ракеты», «Пирамида», «Посылки»

 (Деление слов на слоги – распределение по соответствующим кораблям, самолётам, ракетам, по длине слова).

  • «Дирижёр»   

Детям предлагается  продирижировать  слово по слогам сначала правой (левой), а потом обеими руками.

  • «Рассыпать»

Детям предлагается собрать слово трактор. Из букв этого слова набрать несколько небольших слов ( кот, рот, рак, ток, тот, торт, так)

  • «Куда пойдёт слово» 

На полу в разных местах группы 3 обруча. В них соответственно по 1,2,3 кубика. У игроков слова- игрушки. Дети делят слова на слоги и занимают тот « обруч – домик», в котором количество кубиков  соответствует количеству слогов в слове.

  • «Строители»

 Детям предлагается собрать и разобрать слово по звукам (кот - к, о, т; с, о, м )

  • «Тихо - громко»  произносим шёпотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по- ми- ДОР, ВА- реж - ка..
  • «Дятел-телеграфист»

Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

-На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передаёт, что он увидел в лесу.

(Жёлуди, шишки, берёзу, пень, ёлку, ягоды, грибы, лесника)

Дети передают  по телеграфу эти слова, отстукивая карандашом каждый слог. Подсчитывают  количество слогов в каждом слоге, называют их.

  • «Подбери словечко» 
  • Детям предлагается:

а) определить по схеме, какое слово предложено педагогом к схеме;

б) для данного слова выбрать одну из предложенных схем.

  •  «Назови слово», «Собери слово»

 (воспитатель произносит слово по слогам, ребёнок - целиком)

  • «Доскажи словечко» (дополнить данные слоги одинаковым слогом или подобрать к одинаковым слогам слоги, чтобы получились слова)
  • «Прошагай слово»

 Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог-шаг.

  • «Волшебники» Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определённое  количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов. Например: изменить слово КОТ так, чтобы в нём стало два слога. КО-ТИК. Изменить слово ЛИСТОК так, чтобы в нём был один слог ЛИСТ.
  • «Хлопочки»

 Детям предлагается отхлопывать слоги в слове, «укладывая» их на ладошки.

Игры и игровые упражнения, которые я рекомендую использовать при работе над предложением:

  • Составление предложений по сюжетным картинкам
  • Составление схемы предложения; Составление предложения по схеме
  •  «Подружи слова» (работа с деформированным предложением)
  • «Проделки Лешего/Бабы Яги и т.д.» (подобрать пропущенный предлог)
  • «Незнайкины ошибки» (подобрать нужный предлог вместо неверного)
  • «Составление описательного рассказа по опорным схемам»

Данный комплект содержит 16 карточек по разным лексическим темам. Каждая тема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка- это условный пункт  плана рассказа… Диапазон тем вошедших в комплект опорных схем для составления описательных рассказов довольно широкий.

  • «Помоги Незнайке закончить предложения»
  • «Радио»

Считалкой выбирается диктор, которому даётся задание описать товарища (игрушку)

  • «Фантазёры»

Детям предлагается тройка слов, которые нужно  включить в предложение.

Например: чай, очки, газета

(Дедушка выпил чай, надел очки и начал читать газету)

     

                                                     

                                                                                                                                                                         

Приложение 2

При реализации системно-деятельного подхода в работе

с детьми

по обучению грамоте я использую следующие виды деятельности

     Игровая:

  •  Дидактические игры.
  • Сюжетно-дидактические.
  • Настольно-печатные
  • Словесные

   Двигательная:

  • дыхательная гимнастика
  • физкультминутки
  • динамическая пауза
  • логоритмика  (речь с движением)
  • дидактические подвижные игры
  •  «Бегите ко мне»; «Живые слова»; «Найди друзей» (дети встают в круг, каждый проговаривает своё имя по слогам, затем разбегаются и по сигналу воспитателя должны встать рядом с теми, у кого в имени столько же слогов)

  Познавательно – исследовательская:

  • решение проблемных ситуаций (помощь героям)
  • использование символов для характеристики звуков
  • алгоритм выкладывания символов для характеристики звуков
  • алгоритм построения предложений
  • составление схемы предложений и составление предложения по схеме.
  • игры на развитие тактильных ощущений
  • (Волшебный мешочек, Тактильные буквы); «На что похожа буква?»

 Музыкально-художественная:

  • Игры с музыкальными инструментами:
  • «Какой музыкальный инструмент звучит?»
  • «Где звенит колокольчик?»
  • Экспериментирование со звуками:
  • «Тихо - громко» (пение заданных фраз  громко и тихо)
  • «Низко - высоко» (пение заданных фраз тоненьким голосом и басом)
  • «Верёвочки» (используется при знакомстве с гласными звуками: двигая, пальцами по длинной верёвочке, поём протяжно гласный звук, а по короткой - коротко)
  • «Звуковые песенки»  (пение рядов гласных звуков)
  • «Хорист» (используется при знакомстве с гласными звуками: поём заданный звук с разными интонациями)
  • Слушание подходящей по лексической теме соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

Чтение художественной литературы:

  • Чтение и заучивание двустиший, четверостиший про букву
  • «Покажи стихи руками» (игра со стихами - «рассказывать их руками», по методике А.В.Никитиной)
  • Работа с предлогами по сказкам «Репка» (за), «Колобок» (от), «Теремок» (в)
  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, считалок (работа над их выразительностью чтения)

Загадывание  загадок  ( нужно отгадать и доказать-расшифровать замысловатое  их  описание)

  • Заучивание пословиц: про Родину, про маму, про дружбу; работа над их содержанием.
  • Разгадывание  ребусов.

Продуктивная: Рисование:

  • Печатание на манке
  • Раскрашивание, заштриховка,  печатание букв
  • «Озорной ластик» (печатание букв)
  • «Школа» (вариант 2 (для воспитателей): печатание букв на асфальте)
  • «Шифровка»

.Творческие задания: Рисование с последующим составлением предложения

Лепка:

Конструирование  букв из пластилина.

Коммуникативная:

     Разучивание стихов про буквы

       Работа со словами-отгадками (деление слов на группы по первым звукам).

        Отгадывание загадок (определение темы занятия по словам-отгадкам).

Трудовая:

  • Изготовление букв из фасоли, гороха, макарон на пластилиновой основе или на бумажной, прикрепляя на клей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 5-6 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «Растём грамотными»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».(развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 5-6 летг.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н.Тема: «Растём грамотными» Програмные задачи: 1...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «  Мы - изобретатели»....

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»...

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Мастер класс: "Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"...

«Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что, требования нач...