Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Никитина Галина Ивановна

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован воспитателями речевых групп детских садов,логопедами, а также учителями начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко»C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpgC:\Users\user\Desktop\IMG_2869_Галина Ивановна педагог-логопед — копия.JPG

с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

Никитина Галина Ивановна

       Педагогический стаж – 37 лет.

       Имеет звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Награждена значком «Отличник образования Республики Башкортостан».                                                                            

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

Являясь первым уровнем общего образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.10, п.4), детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе согласно требованиям ФГОС ДО (п. 2.6). Именно поэтому  интерес к проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников  с общим недоразвитием речи  III уровня обусловлен постоянно возрастающей в  современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздает опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.

Детям с общим недоразвитием речи в МБДОУ детский сад №1 «Солнышко» с. Мишкино до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, однако у некоторых из них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения       и письма, которые проявляются не только в нарушениях устной      и письменной речи, но и в слабости развития высших психических функций, особенностях развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма.C:\Users\user\Desktop\кар.jpg

Проблемы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследовали Л.Е.Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др. Тем не менее, при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей с ОНР                  (III уровень), диагностика и система коррекции остается актуальной.C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

         Изучив особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень), мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Выявить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
  • Уточнить представления об обучении грамоте дошкольников  с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
  • Подобрать методы и способы формирования (выявить сущность методик исследования) готовности к обучению грамоте детей с ОНР (III уровень).C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg
  • Определить эффективность коррекционной работы.

         Необходимыми условиями формирования готовности              к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня являются: учет структуры речевого нарушения, индивидуальных особенностей старших дошкольников; проведение занятий в соответствии с планом учителя-логопеда; участие в коррекционной работе педагогов и родителей. Для детей с общим недоразвитием речи наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка.

         Ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям с ОНР (III уровень) в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.

        Для проведения обследования готовности ребенка к обучению грамоте мы составили систему методик:

  • Исследование ритма (методика Т.И. Дубровиной).
  • Исследование кинетической основы движений руки (тест Н.И. Озерецкого).
  • Исследование пространственных представлений на листе  бумаги (методика С.О. Филлиповой).
  • Дифференциация звуков на слух (методика М.Н. Ильиной).C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg
  • Исследование графического навыка (методика                     Н.В. Нижегородцевой).

По каждой методике разработаны шкальные оценки                 в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет. Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом: название методики; автор методики или ее модификации; назначение методики; оборудование для исследования по методике; инструкция для  обследуемого; процедура обследования, его продолжительность и форма проведения; обработка результатов обследования; шкальные оценки результатов; возрастные нормы; интерпретация результатов.

         По каждой психологической позиции и по каждой методике нами составлена  система определения уровня развития ребенка, где было выделено пять уровней по следующей значимости:

  • 1 уровень – очень высокий,
  • 2 уровень – высокий,
  • 3 уровень – средний (норма),
  • 4 уровень – низкий,
  • 5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).

          В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов:

  1.  понимание ребенком инструкции (как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понять);
  2.  характер деятельности при выполнении задания (обратить внимание на степень устойчивости интереса); C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg
  3.  реакция ребенка на результаты (фиксируются отношение       к работе, реакция на похвалу или неодобрение).

Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, раскрыть ее особенности.  Результаты обследования представлены на рис.1.

                                                                                                                                                                                                                                   Станислав  Дима     Тимур     Радмир   Равиль   Ильнур    Артем     Илья      Карина     Сережа           

        В результате были выявлены специфические особенности формирования готовности к обучению грамоте: недостаточное развитие пространственных представлений, чувства ритма, графических навыков, координации движений руки и плечевого пояса, фонематического слуха. В связи с этим  были подобраны методики по улучшению состояния готовности к обучению грамоте у дошкольников. 

        Целью системы коррекционной работы являлось повышение состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень) с помощью специально подобранных методик, используемых  в процессе систематических коррекционных занятий.

Формирование фонематического слуха и восприятияC:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

( Р.И. Лалаева,  Н.К. Ермолаева)

1. Уточнение артикуляции звука с опорой          на зрительное и слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.C:\Users\user\Desktop\МММММММ\DSC01539.JPG

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове.

4. Определение места звука в слове.

5. Выделение слова с заданным звуком из предложений.

Формирование зрительно-пространственной ориентировки

(О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская)

Развитие зрительно-пространственной ориентировки осуществлялось с опорой на закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе. Отправной точкой являлось восприятие схемы собственного тела.

         Во время динамических пауз, в режимных моментах,                в подвижных играх, на занятиях были использованы различные упражнения, например: «Покажи, какой рукой ты кушаешь, рисуешь»; «Покажи правую (левую) руку, ногу, ухо, глаз»; «Покажи игрушку правой (левой) рукой» и т. д.

         Более сложным являлось определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Для этого проводились усложненные упражнения: «Посади бабочку на цветок справа (слева) от себя»; «Сядет тот, кто назовет предмет справа (слева) от себя» и т.д.

Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук (Н.А. Аммосова, М.М. Дьяченко)C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

При обучении детей самомассажу используются массажные движения          по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание         и разгибание пальчиков. Все массажные движения выполнялись      по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев        к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения делалось расслабляющее поглаживание или встряхивание рук. Выполнение упражнений сопровождалось стишками или счетом    на четыре для каждой руки. Широко использовался массажный шарик Су-Джок.C:\Users\user\Desktop\1 — копия.jpg

Формирование графических навыков (Г.А. Османова.)

         При подготовке руки к письму обращалось внимание             на правильное положение тетради и карандаша при выполнении дошкольником графических работ.  Детям предлагалось раскрашивать различные изображения, не выходя за контур рисунка,  обводить различные изображения с помощью трафаретов, шаблонов, штриховка рисунков в разных направлениях. Это прививает дошкольникам умение удерживать направление линии письма.

Формирование чувства ритма ( Л.С. Волкова, Е.А. Алябьева).C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

Для формирования чувства ритма на логопедических занятиях  использовались упражнения без музыкального сопровождения. Эти упражнения в стихотворном варианте проводились в качестве динамической паузы на занятиях.

        Результаты обследования после коррекционно-развивающей работы, направленной на повышение состояния готовности             к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень), представлены на рис.2.

      Станислав   Дима    Тимур    Радмир    Равиль    Ильнур     Артем     Илья     Карина   Сережа    

          Успешность формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня      в большей мере зависела от  качества выполнения предложенных детям упражнений, от степени участия  родителей и педагогов        в коррекционно-логопедической работе. C:\Users\user\Desktop\МММММММ\DSC01533.JPG

         Работа по улучшению состояния готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте проводилась посредством специальных логопедических игр            и упражнений, включающих задания по развитию навыков звукового анализа. Коррекционные занятия включали также упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, чувство ритма, координации движений, артикуляционной и мелкой моторики, необходимые для правильного артикулирования звуков и развития графомоторных навыков.

        Итоги проведенной коррекционно-развивающей работы подтверждают, что комплексная, планомерная и систематическая работа повысила готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень).        C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

        Данный опыт работы может быть использован учителями-логопедами для разработки коррекционной работы                          по формированию готовности к обучению грамоте у старших дошкольников, воспитателями для решения практических задач     по подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет в детских садах,    в группах кратковременного пребывания детей в школе, учителями начальных классов, а также родителями при подготовке детей         к школьному обучению.

Данный опыт был представлен на II  Всероссийской научно-практической конференции «Современные инновационные подходы в системе общего и специального образования» в 2015г.C:\Users\user\Desktop\МММММММ\DSC01537.JPGC:\Users\user\Desktop\МММММММ\DSC01536.JPG

E:\сертификат.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...

"Лэпбук в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Лэпбук - является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, где буче...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...