Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Никитина Галина Ивановна

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован воспитателями речевых групп детских садов,логопедами, а также учителями начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко»C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpgC:\Users\user\Desktop\IMG_2869_Галина Ивановна педагог-логопед — копия.JPG

с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

Никитина Галина Ивановна

       Педагогический стаж – 37 лет.

       Имеет звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Награждена значком «Отличник образования Республики Башкортостан».                                                                            

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

Являясь первым уровнем общего образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.10, п.4), детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе согласно требованиям ФГОС ДО (п. 2.6). Именно поэтому  интерес к проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников  с общим недоразвитием речи  III уровня обусловлен постоянно возрастающей в  современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздает опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.

Детям с общим недоразвитием речи в МБДОУ детский сад №1 «Солнышко» с. Мишкино до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, однако у некоторых из них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения       и письма, которые проявляются не только в нарушениях устной      и письменной речи, но и в слабости развития высших психических функций, особенностях развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма.C:\Users\user\Desktop\кар.jpg

Проблемы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследовали Л.Е.Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др. Тем не менее, при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей с ОНР                  (III уровень), диагностика и система коррекции остается актуальной.C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

         Изучив особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень), мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Выявить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
  • Уточнить представления об обучении грамоте дошкольников  с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
  • Подобрать методы и способы формирования (выявить сущность методик исследования) готовности к обучению грамоте детей с ОНР (III уровень).C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg
  • Определить эффективность коррекционной работы.

         Необходимыми условиями формирования готовности              к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня являются: учет структуры речевого нарушения, индивидуальных особенностей старших дошкольников; проведение занятий в соответствии с планом учителя-логопеда; участие в коррекционной работе педагогов и родителей. Для детей с общим недоразвитием речи наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка.

         Ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям с ОНР (III уровень) в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.

        Для проведения обследования готовности ребенка к обучению грамоте мы составили систему методик:

  • Исследование ритма (методика Т.И. Дубровиной).
  • Исследование кинетической основы движений руки (тест Н.И. Озерецкого).
  • Исследование пространственных представлений на листе  бумаги (методика С.О. Филлиповой).
  • Дифференциация звуков на слух (методика М.Н. Ильиной).C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg
  • Исследование графического навыка (методика                     Н.В. Нижегородцевой).

По каждой методике разработаны шкальные оценки                 в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет. Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом: название методики; автор методики или ее модификации; назначение методики; оборудование для исследования по методике; инструкция для  обследуемого; процедура обследования, его продолжительность и форма проведения; обработка результатов обследования; шкальные оценки результатов; возрастные нормы; интерпретация результатов.

         По каждой психологической позиции и по каждой методике нами составлена  система определения уровня развития ребенка, где было выделено пять уровней по следующей значимости:

  • 1 уровень – очень высокий,
  • 2 уровень – высокий,
  • 3 уровень – средний (норма),
  • 4 уровень – низкий,
  • 5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).

          В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов:

  1.  понимание ребенком инструкции (как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понять);
  2.  характер деятельности при выполнении задания (обратить внимание на степень устойчивости интереса); C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg
  3.  реакция ребенка на результаты (фиксируются отношение       к работе, реакция на похвалу или неодобрение).

Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, раскрыть ее особенности.  Результаты обследования представлены на рис.1.

                                                                                                                                                                                                                                   Станислав  Дима     Тимур     Радмир   Равиль   Ильнур    Артем     Илья      Карина     Сережа           

        В результате были выявлены специфические особенности формирования готовности к обучению грамоте: недостаточное развитие пространственных представлений, чувства ритма, графических навыков, координации движений руки и плечевого пояса, фонематического слуха. В связи с этим  были подобраны методики по улучшению состояния готовности к обучению грамоте у дошкольников. 

        Целью системы коррекционной работы являлось повышение состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень) с помощью специально подобранных методик, используемых  в процессе систематических коррекционных занятий.

Формирование фонематического слуха и восприятияC:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

( Р.И. Лалаева,  Н.К. Ермолаева)

1. Уточнение артикуляции звука с опорой          на зрительное и слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.C:\Users\user\Desktop\МММММММ\DSC01539.JPG

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове.

4. Определение места звука в слове.

5. Выделение слова с заданным звуком из предложений.

Формирование зрительно-пространственной ориентировки

(О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская)

Развитие зрительно-пространственной ориентировки осуществлялось с опорой на закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе. Отправной точкой являлось восприятие схемы собственного тела.

         Во время динамических пауз, в режимных моментах,                в подвижных играх, на занятиях были использованы различные упражнения, например: «Покажи, какой рукой ты кушаешь, рисуешь»; «Покажи правую (левую) руку, ногу, ухо, глаз»; «Покажи игрушку правой (левой) рукой» и т. д.

         Более сложным являлось определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Для этого проводились усложненные упражнения: «Посади бабочку на цветок справа (слева) от себя»; «Сядет тот, кто назовет предмет справа (слева) от себя» и т.д.

Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук (Н.А. Аммосова, М.М. Дьяченко)C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

При обучении детей самомассажу используются массажные движения          по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание         и разгибание пальчиков. Все массажные движения выполнялись      по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев        к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения делалось расслабляющее поглаживание или встряхивание рук. Выполнение упражнений сопровождалось стишками или счетом    на четыре для каждой руки. Широко использовался массажный шарик Су-Джок.C:\Users\user\Desktop\1 — копия.jpg

Формирование графических навыков (Г.А. Османова.)

         При подготовке руки к письму обращалось внимание             на правильное положение тетради и карандаша при выполнении дошкольником графических работ.  Детям предлагалось раскрашивать различные изображения, не выходя за контур рисунка,  обводить различные изображения с помощью трафаретов, шаблонов, штриховка рисунков в разных направлениях. Это прививает дошкольникам умение удерживать направление линии письма.

Формирование чувства ритма ( Л.С. Волкова, Е.А. Алябьева).C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

Для формирования чувства ритма на логопедических занятиях  использовались упражнения без музыкального сопровождения. Эти упражнения в стихотворном варианте проводились в качестве динамической паузы на занятиях.

        Результаты обследования после коррекционно-развивающей работы, направленной на повышение состояния готовности             к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень), представлены на рис.2.

      Станислав   Дима    Тимур    Радмир    Равиль    Ильнур     Артем     Илья     Карина   Сережа    

          Успешность формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня      в большей мере зависела от  качества выполнения предложенных детям упражнений, от степени участия  родителей и педагогов        в коррекционно-логопедической работе. C:\Users\user\Desktop\МММММММ\DSC01533.JPG

         Работа по улучшению состояния готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте проводилась посредством специальных логопедических игр            и упражнений, включающих задания по развитию навыков звукового анализа. Коррекционные занятия включали также упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, чувство ритма, координации движений, артикуляционной и мелкой моторики, необходимые для правильного артикулирования звуков и развития графомоторных навыков.

        Итоги проведенной коррекционно-развивающей работы подтверждают, что комплексная, планомерная и систематическая работа повысила готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (III уровень).        C:\Users\user\Desktop\кар — копия.jpg

        Данный опыт работы может быть использован учителями-логопедами для разработки коррекционной работы                          по формированию готовности к обучению грамоте у старших дошкольников, воспитателями для решения практических задач     по подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет в детских садах,    в группах кратковременного пребывания детей в школе, учителями начальных классов, а также родителями при подготовке детей         к школьному обучению.

Данный опыт был представлен на II  Всероссийской научно-практической конференции «Современные инновационные подходы в системе общего и специального образования» в 2015г.C:\Users\user\Desktop\МММММММ\DSC01537.JPGC:\Users\user\Desktop\МММММММ\DSC01536.JPG

E:\сертификат.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Основные методы и приемы развития связной речи при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...