"Лэпбук в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Елизавета Алексеевна Блинкова

Лэпбук - является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, где бучение в игре происходит непроизвольно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_v_obuchenii_gramote.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – логопед

Блинкова Елизавета Алексеевна

«Использование лэпбука в обучении грамоте детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В условиях модернизации образовательного процесса каждый педагог заинтересован во внедрении инновационных технологий в педагогическую деятельность. Лэпбук – это современный способ знакомства или закрепления учебного материала, которое происходит в игровой форме. За счет наглядной привлекательности лэпбука – обучение происходит непроизвольно.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и закрепление изученного, систематизация знаний. С помощью данной технологии можно оптимизировать образовательный процесс по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) старшего дошкольного возраста.

Данная современная технология позволяет:

  • Повысить интерес к процессу обучения;
  • Способствует развитию активной мыслительной деятельности детей: развивает умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
  • Способствует развитию фонематических процессов;
  • Формирует умение вслушиваться в слово и речь;
  • Развивает умение ориентироваться в звуко – буквенном составе слова: учит находить место звука в слове, последовательно определять звуки в словах;
  • Позволяет закреплять и систематизировать знания детей о звуках и буквах, дифференцировать их, правильно соотносить звуки и буквы;
  • Способствует развитию зрительного и слухового внимания и памяти;
  • Формирует элементарные навыки чтения.

Структура лэпбука

В лэпбуке представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на знакомство и закрепление всех разделов и понятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников («звук», «буква», «слог», «слово»).

Систематизация материала и игровые приемы позволяют максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя интерес к процессу подготовки и обучению грамоте.

Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции, помогают видеть главное, систематизировать полученные знания, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность.

Игровой характер заданий помогает детям быстрее и лучше понять для него абстрактный мир звуков и букв и делает этот процесс более интересным и увлекательным.

Игровой материал составлен с учетом приемов различных методик обучения чтению, что обеспечивает как аудиальное, так и визуальное и тактильное направления работы.

Материал в лэпбуке полифункционален и вариативен, его можно менять и дополнять.

Последовательность знакомства с буквами идет по принципу «от простого к сложному» в соответсвии с появлением звуков в онтогенезе. А также программе.

Сначала: гласные, затем простые по произношению согласные (м, н, п, б, в, ф, д, т, г, к, х), свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), соноры (р, л).

Игры и упражнения идут с усложнением в соответствии с данной последовательностью.

Все задания в лэпбуках условно можно разделить на основные блоки:

1 – «Работа со звуком»

2 – «Работа с буквой»

3 – «Различные занимательные игры»

1 блок – «Работа со звуком»

Включает в себя:

  • Знакомство со «звуком»
  • Введение понятия «звук»
  • Характеристика звука (гласный/согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой) – символьные обозначения (для визуалов – детей, которые лучше запоминают материал, опираясь на зрительный анализатор)
  • Связь звука с буквой
  • Лексический материал в стихотворной форме, который способствует лучшему усвоению информации (аудиалы)

2 блок – «Работа с буквой»

Включает в себя:

  • Знакомство с буквой – зрительный образ буквы
  • Связь звука с буквой
  • «Собери букву» из элементов (что дополнительно способствует развитию тактильных ощущений, развитию моторики, запоминанию элементов буквы).
  • «Найди все буквы» (поиск букв на сюжетной картинке способствует развитию зрительного внимания).

3 блок – «Занимательные игры»

  • «Определение места звука в слове»

Упражнение в развитии фонематических процессов.

Определение местоположения звука относительно началу слова, середине или концу слова, звуко – буквенный разбор с порядковым определением места звука в слове.

  • «Четвертый лишний»

Она направлена на развитие фонематических процессов, мышления, умение систематизировать и обобщать.

Эта игра представлена в серии лэпбуков с гласными, так как чтобы начать соединять звуки в слог или слово, сначала необходим достаточный уровень сформированности фонематических процессов.

Необходимо определить положение звука в представленных словах и найти лишнее слово по данному принципу.

  • «Читай-ка»

Эти упражнения представлены во всех лэпбуках.

С гласными – это чтение слияний гласных звуков

«Звуковой квадрат» - для того, чтобы понять принцип слияния звуков.

  • Затем с простыми согласными – обратные слоги (лэпбук с «М»).
  • Чтение закрытых слогов – слияния гласного и согласного звуков -  

       «Машинки».

Прямые слоги (лэпбук с «Н») и далее с постепенным усложнением.

Односложные слова.

Двусложные слова без стечения согласных.

Двусложные слова со стечением согласных.

  • Игра: «Твердый или мягкий». Представлена в лэпбуках с согласными.

Направлена на различение звуков по твердости – мягкости.

Детям предлагается достать картинку, назвать ее и определить, твердый или мягкий звук «живет» в слове. Распределить картинки по корзинкам.

  • Чтение открытых слогов «Мемори», «Слоговое лото», «Почтальон»
  • Чтение односложных слов «Подбери пару» (слово и картинку), «Мемори», «Доббль», «Лишняя буква», «Буква в слове».
  • Чтение двусложных слов без стечения согласных: «Вишенки», «Тигрята», «Пирамидки», «Домино» 
  • по лексическим темам: овощи, фрукты: цветы, одежда, обувь, насекомые, продукты, посуда
  • Чтение двусложных слов со стечением согласных «Найди пару» (подбери картинку к слову – лэпбук «З»),
  • Игры со словами, где пропущен слог-звукоподражание.

Таким образом можно подходить к чтению небольших историй. Очень удачно использовать в данном случае небольшие книжки отлично иллюстрированные с короткими историями.

Использование технологии лэпбук в обучении грамоте:

  • Повышает интерес к содержанию и самому процессу обучения;
  • Способствует развитию активной мыслительной деятельности детей:
  • Способствует развитию фонематических процессов;
  • Развивает умение вслушиваться в слово и речь;
  • Способствует развитию умения ориентироваться в звуко – буквенном составе: находить место звука в слове, последовательно выделять звуки;
  • Упражняет детей в правильном соотнесении звука и буквы;
  • Развивает зрительное и слуховое внимание;
  • Способствует формированию элементарных навыков чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...