Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Чернова Наталья Александровна

Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

                        МК ДОУ Воробьевский д/с №1

Воробьевского муниципального района Воронежской области

        

                                 Мастер-класс для педагогов

    «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

                               Подготовила:

                                                                            Воспитатель:  Чернова Н.А.

                                                                         МКДОУ «Воробьевский д/сад №1»

                                                                                                             

        Воробьевка, 2022г

Своё выступление мне хочется начать с высказывания:

«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Цель моего выступления: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс. Применение игр помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.

Выбрав тему, поставила перед собой цель:

Использование игровых  технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:    

1. Создавать условия для познавательных интересов и самостоятельности у      детей.

2. Способствовать  развитию   психических процессов (речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия и т.д.).

3. Создавать условия для позитивной социализации, личностного развития детей.

4. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя игровые технологии в различных видах деятельности детей.

Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий, в работе с детьми по обучению грамоте я выделила несколько групп:

I. Использование в  образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. 

Образовательную деятельность я начинаю с сюрпризных моментов. Вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи,  помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания.

II. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом   сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Например: путешествие в сказочную страну, путешествие в зимний лес , полет в космос. Образовательная деятельность  такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость.

-Посмотрите у меня посылка от черепахи Тортиллы. Она пригласила сказочных героев к себе на День рождения. Но Дуремар-продавец лечебных пиявок, запутал все пути-дорожки. Надо выполнить все задания   Я смогу открыть посылку только с вашей помощью.

Я приглашаю вас коллеги мне помочь, мне нужно 6 человек. Возьмите по 1 волшебному камешку. У кого красный садятся за стол, где лежат красные камешки, у кого голубой- за стол с голубыми камешками. Тем самым вы поделились на две команды.

 Итак, мы сможем отрыть волшебную посылку, выполнив 1- е задание «Слоговые домики». Цель: развитие умения определять слоговую структуру слова.

На картинках сказочные герои: Гном, Незнайка, Буратино, Мальвина, Дюймовочка, Фунтик, Карлсон, Кот в сапогах.

Гостей нужно поселить в домики. Определите количество слогов в каждом слове и «поселите» героя в нужный домик.

1, 2, 3, 4, 5, пора соревнование начинать.

Пока участники готовятся, у меня для вас коллеги тоже есть игра.

Начнем с чистоговорок «Закончи строчку».

Ра-ра-ра-начинается…(игра).

Ру-ру-ру-очень любим мы …(игру).

Ры-ры-ры-жить не можем без…(игры).

Послушайте стихи и добавьте подходящие по смыслу слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате… (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли... (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна... (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь... (тишина).

Ответы участников мастер-класса.

III. Использование наглядного занимательного материала.

 1пара-Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 2 - е задание «Паровоз». Цель: определение позиции звуков в слове.

Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.

2 пара- задание «Веселые путешественники».

Цель: дифференциация звуков Д-Т. Картинки, содержащие в названиях звуки Д-Т, изображения грузовика и автобуса. Поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук Д, а в автобус – со звуком Т. Затем рассказать  какие животные  едут в машине, а какие в автобусе.

А для вас коллеги новая игра, что бы вы не скучали.

Игра «Подбери родственное слово к слову  «игра» перекидываем мяч.

(Однокоренными словами (то есть слова с корнем "ИГР")

со словом "Игра" являются такие слова:

игровой,

проигрыш,

игрушка,

игральные,

играть,

игрок,

сыграть,

выигрыш,

обыграть,

игрушечный,

игротека,

игротерапия.

Ответы участников мастер - класса.

Отлично с заданием справились!

IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.

 Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами  окружающего мира.

Молоток стучит: «Тук- тук!»

Букве Т я старый друг.

Стихи с буквой Т.

 

 Задание: найдите букву Т в словах.

Торт.

 

Тигрица тигру в День Рожденья

Торт испекла с густым вареньем.

Тигрята даже не спросили —

Торт по кусочку откусили.

 

Торт получился очень сладкий,

Доели весь, и без оглядки.

 

Тигрица это увидала,

Тигрят немножко поругала,

Тугое тесто замесила,

Торт новый испекла,

Ещё вкусней, чем было. 

V. Использование дидактических игр. 

Большое  значение в процессе работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом.

Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 3 - е задание «Карандаши». Читаю письмо:

- Произошла беда, пока я шла, уронила карандаши, и они сломались. Помогите склеить их и прочитать слово, которое на них было написано.

- Если слово прочитаете правильно, сможете узнать, что лежит в коробке(«Ключик»).

- С заданием справились!

- А теперь посмотрите на каждом ключике цифра. Давайте встанем по - порядку. А наши гости прочтут, что написано на ключиках («Дружба»). Вывод:

Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей

Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...

Самообразование на тему: "Использование игрового материала в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021 уч.г

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.Появилось много трудностей в обучении детей письменн...