«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Калайчева Медули Давидовна

  В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (образовательных областях), в том числе и в речевом развитии.

 Формированию предпосылок смыслового чтения у детей нашей группы уделяется большое внимание.Этот процесс очень ответственный и сложный. При этом обучение чтению не является для нас самоцелью. Но благодаря систематической работе большинство детей-выпускников нашей группы умеют читать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnn.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»

 «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»

(В.А. Сухомлинский)

Актуальноть:

    Читательская культура подрастающего поколения - одна из основных проблем нашего общества. Бурное развитие новых технологий сыграло с детьми злую шутку: век компьютеров отрицательно отразился на их отношении к книге. Дети все чаще и больше читают с монитора, предпочитая экранную цивилизацию книжной. С одной стороны это развивает интеллектуальные возможности ребенка, а с другой – утрачивается актуальность чтения, которое уже практически не рассматривается как основное средство обучения и развития.

   Научно доказано, что хорошо читающий с детства ребенок в течение жизни читает больше. А у читающих дошкольников возникает гораздо меньше проблем при обучении в начальной школе.

    Психологи считают, что в 4-5 лет ребенку легче научиться читать, чем в 7-8. Пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны. Он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них звуки.

   А вот в 7-8 лет возрасте слова и звуки уже становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает.

   Формированию предпосылок смыслового чтения у детей нашей группы уделяется большое внимание. Этот процесс очень ответственный и трудный для нас – педагогов-дошкольников. При этом обучение чтению не является для нас самоцелью. Но благодаря систематической работе большинство детей-выпускников нашей группы умеют читать.

    В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова  - это необходимая предпосылка для овладения чтением, а в последствии и письмом.

    В нашей группе подготовка к обучению чтению происходит в игровой форме.  Учебная игра  - это переходная форма от дошкольного к школьному обучению.

    Наиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются игровые технологии, в частности – дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляется умение интонационно выделять  звук в слове, определять его качественные характеристики, пополнять и активизировать словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.

        

Игры по подготовке к обучению грамоте детей  старшего дошкольного возраста.

1.Выделение звука на фоне слова

Название игры, цель

Оборудование

Ход игры

«Где звук?»,

Цель: развитие умений определять, где находится звук.

Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова)

Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук.

«Где спрятался звук?»,

 Цель:развитие умения устанавливать место звука в слове.

У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове.

Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах.

«Узнай звук»,

Цель: развитие умений находить слова с изучаемым звуком.

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

«Выдели звук»,

Цель: развитие умений выделять первый звук в слове.

Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка.

Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку.

   

 

 Дифференциация гласных и согласных

Название игры

Оборудование

Ход игры

«Найди место», Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках

Предметные картинки; два квадрата: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Дети раскладывают картинки под синим или красным квадратом в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

«Кто больше»

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках

Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.

«Найди предмет» Цель: закрепление знаний  о гласных звуках.

У воспитателя – предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.

«Лото»

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках

Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные квадраты, которыми надо будет закрывать предметные картинки.

Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красным квадратом, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.

«Найди картинке место»

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.

«Поезд»

Цель:  развитие умения выделять гласные звуки.

Поезд с буквами, предметные картинки.

Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.

«Кто в домике живет»

Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.

Домик, набор предметных картинок.

В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка.

Постановка ударения.

Название игры

Оборудование

Ход игры

«Исправь ошибку»

Цель: развитие умения ставить в словах ударение.

Карточки со словами (для воспитателя).

Воспитатель произносит слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка.

«Соберем урожай»

Цель: развитие умения ставить в словах ударение.

Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины.

Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай.

Выделение ударного слога

Название игры

Оборудование

Ход игры

«Цветы»

Цль: развитие умение определять количество слогов в слове.

Предметные картинки (цветы).

На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов.

«Зоопарк»

Цель: развитие умения подбирать с заданным количеством слогов.

Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к магнитной лоске, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие умений делить слова на слоги.

Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.

Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование.

«Купи игрушку»

Цель:развитие умения определять количество слогов в слове.

Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.

Воспитатель раскладывает на столе игрушки и   предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку.

«Молчанка»

Цель:развитие умения определять количество слогов в слове.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка).

Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

«Слог – шаг»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

«Один – два – три»

Цель: развитие умения слышать слог в слове.

Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.

Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру.

«Ударный слог»

Цель: закрепление умений выделять ударный слог.

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог.

«Загадка»

Цель: закрепление умений выделять ударный слог.

У воспитателя карточки с загадками и отгадками.

Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог ударный.

Слог, как часть слова (для читающих детей)

Название игры

Оборудование

Ход игры

«Перевертыши»

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Карточки со слогами у каждого ребенка.

Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет какие два слова получились.

«Собери слова»

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Карточки со слогами.

Воспитатель показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова.

«Домино»

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя.

Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок.

«Часы»

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур.

Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается, пока не используются все слоги.

«Цепочка»

Ц.: Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведении игр....

Самообразование на тему: "Использование игрового материала в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021 уч.г

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.Появилось много трудностей в обучении детей письменн...