Самообразование «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»
учебно-методический материал (младшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

Тема:

«Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи

в среднем дошкольном возрасте»

2018-2019 учебный год

(средняя группа)

Воспитатель средней «А»группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2018год

ВВЕДЕНИЕ

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Тема моего самообразования –

В.А. Сухомлинский

Тема моего самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя на этот учебный год.

Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
  2. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  3. Разработать и подобрать  дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.  

Тема  выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать  речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Игра на занятиях по речевому развитию  и  в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.  

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.    

 Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Условия реализации:

В группе «Солнышко» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.

Применение:

Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Представлена  поэтапность  дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

п/п

Этапы работы

Содержание работы

Срок проведения

Формы представления  результата работы

1.

2.

3.

I этап 

Организационно-диагностический

(информационно-ознакомительный)

Цель: работа данного этапа заключалось в выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

                

II этап 

Теоретический-Практический- Обобщающий

Цель:

  • изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;
  • формирование и оформление методической копилки (составление  плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.);
  • формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

 

 

III этап

 Итоговый

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

  • Анализ ситуации   по выбранной теме.
  •  Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
  • Подбор и изучение, методической литературы по данной теме.
  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме;
  •  Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
  • Постановка целей и задач. Определение проблемы, подлежащей решению.
  • Анализ проведенных исследований по данной проблеме.
  • Консультации с логопедом  МАДОУ Усковой О.С. по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию среднего дошкольного возраста»
  • Подбор и изучение литературы.

  • Внедрение в практику полученных теоретических знаний  
  • Изготовление демонстрационного материала
  • Использование мнемотаблиц в составлении рассказов дошкольниками.
  • Внедрение нововведений инновационных технологий в ДОУ.
  • Разработать конспект итогового мероприятия
  • Использование мнемоквадратов. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
  • Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений.
  • Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.

Сентябрь

Октябрь:

Игры

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

  • «Повтори

правильно»

  •  «Скажи чистоговорку»
  •  «Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

  •  «Закончи предложение»
  •  «Прятки»
  •  «Сервируем стол»

Уровень развития связной речи:

  •  «К нам пришел почтальон»

Ноябрь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Похлопаем-потопаем»
  • «Повтори»
  • «Послушай и скажи»
  • «Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • «Что бывает осенью?»
  • «Один-много»
  • «Загадки зайца»
  • «Назови ласково»
  • «Поваренок»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»
  • «Чего много»
  • Мой-моя-моё-мои»
  • «Дополни предложение»

Игры для развития связной речи:

  • «Дай определение словам»
  • «Дай действия словам»
  • «Наоборот»

«Четвертый лишний»

Декабрь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Чей голос»
  • «Придумай своё слово»
  • «Найди ошибку»
  • «Очень нужные слова – для тебя и для меня»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • Магазин «Фрукты»
  • «Узнай игрушку»
  • «Кто во что одет?»
  • «Чего не хватает?»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»\
  • «Наоборот»
  • «Кто больше»
  • «Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

  • «Четвертый лишний»
  • «Кто у кого?»
  • «Назови одним словом»
  • «Узнай по описанию»

Январь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Здравствуй, Петрушка»
  • Упражнение на речевое дыхание

Игры для грамматического строя речи:

  • «Узнай игрушку»
  • «Один много»
  • «Назови ласково»
  • «Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

  • «Угадай звук»
  • «Используй каждое мгновение»
  • «Вкус и запах»
  • «Измени предложение»

Февраль:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • Упражнение на речевое дыхание
  • «Ветерок»
  • «Эхо»
  • «Моторчики»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Закончи фразу»
  • «Какое это бывает»
  • «Кто что делает»
  • «Разбуди кота»

Игры для развития связной речи:

  • «Когда это бывает?»
  • «Разноцветный сундучок»
  • Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

«Кто это, что это?»

Март:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  •    Упражнение на речевое дыхание
  •   «Чей голос»
  •   «Угадай, кто меня назвал»
  •   «Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Назови одним словом»
  • «Скажи наоборот»
  • «Закончи фразу»
  • «Угадай звук»

Игры для развития связной речи:

  • «Чего не стало, кого не стало?»
  • «Подбери разные слова»
  • «Смысл слова»

«Закончи предложение»

Апрель:

  • «На чем дети катаются?»
  • «Доскажи словечко»
  • «Что за предмет?»
  • Разучивание стихотворения по опорным картинкам

Май:

 

Работа с родителями:

  • Изготовление буклетов, информационных стендов для родителей по внедрению ФГОС,
  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями поступивших детей;
  • представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников;

Просветительская:

  • Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»
  • - анкетирование «Развиваем речь детей»;
  • - выставка педагогической литературы;
  • - дискуссия «Развиваем речь дома»;
  • - посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).
  • Консультативная:
  • Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)
  • Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»
  • Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?»
  • Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)
  • «Значения связной речи в жизни дошкольника»,
  • Методические рекомендации по речевому развитию в играх «Учимся играть правильно»
  • Диалог с родителями «Вопрос-ответ»
  • - индивидуальные консультации.

Работа с детьми:

  • Разработка перспективного плана работы по развитию связной речи с детьми среднего возраста на 2018-2019 учебный год.
  • Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
  • Поисково-исследовательский
  • В течении года                                Анализ детской деятельности.

 Для воспитателей ДОУ:

- консультации;

- беседы;

- обмен опытом;

- изготовление атрибутов (дидактических игр, мнемотаблиц);

артотек дидактических и словесных игр по развитию связной речи детей дошкольного возраста:

Конспекты интегрированных игр – занятий для детей средней  группы.

Пополнение развивающей среды:

создание  картотек и альбомов по дидактическим играм и мнемотехнике.

Проведение итогового   мероприятия

Обобщение из опыта работы по теме самообразования

Отчет о проделанной работе

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Методическая литература:

  1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
  2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
  3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
  4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
  5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации,

мастер-классы, открытые занятия коллег, сеть Интернет.

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
  3. Бодраченко И.А.  Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
  4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
  9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
  10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
  11. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
  13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г
  14. htt:|\\detsad-kitty.ru
  15. 15.htt: \\ www.i-deti.ru
  16. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
  17. razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

на  2014 - 2015 учебный год

Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»

Воспитатель I младшей  «Б» группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2014год

Цель: выработка целостной системы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников; повышение своего уровня, компетентности и профессионального мастерства; создание условий, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующие саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • определить уровень речевого развития детей;
  • выявить условия, влияющие на формирование коммуникативно-речевой активности детей;
  • выбрать оптимальные технологии, влияющие на формирование навыков культуры речевого общения, развития речи и словарного запаса, развития словотворчества и воображения детей в процессе интеграции разных видов деятельности;
  • организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
  • разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности, родительских собраний, выступлений по формированию коммуникативно-речевой активности детей с использованием современных педагогических технологий;
  • представить свой опыт работы перед педагогами ДОУ. Объект – речевая деятельность.

п/п

Этапы работы

Содержание работы

Срок проведения

Формы представления  результата работы

1.

2.

3.

I этап (информационно-ознакомительный)

                

II этап (практический)

III этап (обобщающий)

  • Анализ ситуации   по выбранной теме.
  • Подбор и изучение, методической литературы по данной теме.
  • Проведение дидактических игр и упражнений.
  • Разработка проекта «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
  • Продолжение работы Клуба общения.

Подбор и изучение литературы:

 - Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

-Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

-Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

-Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

-В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

- Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

- Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. -  2011.

-Информационно – ознакомительный материал с Интернета.

  • Составление плана работы
  • Изучение практической и теоретической работы с детьми младшего возраста по познавательно-речевому развитию
  • Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. Воспитание детей в первой младшей  группе детского сада. -2-е изд., испр. -М. :Просвещение, 1982.
  • Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985
  •  Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. -М., 1984.
  • Т.А.Ткаченко «Формирование навыков общения и этических представлениф детей».
  •  Л.М.Шипицина «Азбука общения»
  • «Дошкольник. Модель образованного пространства» сост. В.Ю. Дьяченко
  •  В.Я.Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»

  • Дидактические и словесные игры        ;
  • Игры для формирования у детей культуры общения;
  • Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста:

-развиваем умение сотрудничать:

учим слышать, понимать и подчиняться правилам;

учим контролировать движения и работать по инструкции;

-воспитываем доверие друг другу, чувство ответственности за другого;

-развиваем умение активно слушать: учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства и т.д.

  • Изучение вопросов организации и  проведения игр-занятий по развитию речи.

1.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. -М., 2005.

2. Занятия по развитию речи в детском саду/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 2001.

3.Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками. -1984№4.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста/под ред. Ф. А. Сохина. -М., 1984.

5. Развитие речи и речевого общения/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 1995.

  • Внедрение в практику полученных теоретических знаний  
  • Изготовление демонстрационного материала
  • Разучивание считалок, придумывание загадок. Пальчиковые игры.
  • Оформление  познавательно - речевого центра.
  • Разработать конспект итогового мероприятия

Сентябрь

Сентябрь - октябрь

Октябрь – ноябрь

Ноябрь - декабрь

Декабрь – май

Январь - февраль

Январь -май

 Март

Апрель-май

Работа с родителями:

  • памятки для родителей по обучению  познавательно-речевой активности детей;
  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями поступивших детей;
  • представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников;
  • семинар-практикум «Игры, в которые мы играем»;
  • рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» Папка-передвижка.
  • рекомендации по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику;
  • консультации для родителей «Как организовать домашний театр»;
  •  консультация «Учим ребёнка общаться».

Перспективный план работы по социально-личностному и познавательно-речевому развитию  детей.

Работа с детьми:

  • разыгрывание этюдов по содержанию знакомых сказок;
  • настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.;
  • активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок;
  • дидактические игры с применением картинок;
  • драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске;
  • показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей «А» группы;
  • театрализованный показ «Наши любимые сказки»

Консультация для воспитателей:

«Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно - речевого развития детей»

Картотека дидактических и словесных игр по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста:

Конспекты интегрированных игр – занятий для детей младшей  группы.

Пополнение развивающей среды:

демонстрационный материал для театрализации и драматизации;

картотека пальчиковых игр, потешек, считалок;

Проведение итогового   мероприятия

Обобщение из опыта работы по теме самообразования

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию раннего возраста»

Методическая литература:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
  6. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
  8. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  9. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.
  10. Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2.
  11. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. -  2011.
  12. Информационно – ознакомительный материал с Интернета.
  13. Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. Воспитание детей в первой младшей  группе детского сада. -2-е изд., испр. -М. :Просвещение, 1982.
  14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985
  15. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. -М., 1984.
  16. Т.А.Ткаченко «Формирование навыков общения и этических представлениф детей».
  17. Л.М.Шипицина «Азбука общения»
  18. «Дошкольник. Модель образованного пространства» сост. В.Ю. Дьяченко
  19. В.Я.Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

на  2017 - 2018 учебный год

Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»                                                        

Воспитатель младшей  «А» группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2017год

Актуальность исследования

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Цель: определение  путей  повышения эффективности регулирования  процесса развития речи и осознания  воспринятого у детей посредством использования метода  мнемотехники.

Задачи:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • определить уровень речевого развития детей;
  •  повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками;
  • раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи;
  •  подготовить консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка»;
  • развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений;
  • организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
  • разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности, родительских собраний, выступлений использования метода  мнемотехники;
  • представить свой опыт работы перед педагогами ДОУ. Объект – речевая деятельность.

п/п

Этапы работы

Содержание работы

Срок проведения

Формы представления  результата работы

1.

2.

3.

I этап (информационно-ознакомительный)

                

II этап (практический)

III этап (обобщающий)

  • Анализ ситуации   по выбранной теме.
  • Подбор и изучение, методической литературы по данной теме.
  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме;
  •  Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
  • постановка целей и задач. Определение проблемы, подлежащей решению.
  • Анализ проведенных исследований по данной проблеме.
  • Изучение методической литературы по сенсорной культуре:
  • Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; М. Д. Маханёва «Подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 лет»; Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;
  •  Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».

Подбор и изучение литературы:

 1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;

2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

6.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС.

7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /  Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, №10

8. Полянcкaя Т.Б. Иcпользовaние методa мнемотехники в обучении рaccкaзывaнию детей дошкольного возрacтa. CПб., 2011

  • Внедрение в практику полученных теоретических знаний  
  • Изготовление демонстрационного материала
  • Планирование  работы методa мнемотехники в обучении рaccкaзывaнию детей дошкольного возрacтa.
  • Использование мнемотаблицы в составлении рассказов дошкольниками.
  • Внедрение нововведений инновационных технологий в ДОУ.
  • Разработать конспект итогового мероприятия
  • Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием приемов наложения и приложения). Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:
  • - на занятиях; - в свободной деятельности; - в продуктивной деятельности; - в индивидуальной деятельности.

 Отчет о проделанной работе

Сентябрь

Сентябрь - октябрь

Октябрь – ноябрь

Ноябрь - декабрь

Декабрь – май

Январь - февраль

Январь -май

 

май

Работа с родителями:

  • Изготовление буклетов, информационных стендов для родителей по внедрению ФГОС,
  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями поступивших детей;
  • представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников;

Просветительская:

  • - родительские собрания («Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»,
  • - анкетирование «Развиваем речь детей»;
  • - выставка педагогической литературы;
  • - дискуссия «Развиваем речь дома»;
  • - посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).
  • Консультативная:
  • - групповые консультации;
  • - индивидуальные консультации.

Информационная:

- стендовая информация.

Работа с детьми:

  • Разработка перспективного плана работы по развитию связной речи с детьми младшего возраста на 2017-2018 учебный год.
  • Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
  • Поисково-исследовательский В течении года Анализ детской деятельности.
  • Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено). Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь)
  • Оснащение ПРС с использованием мнемотаблиц.

 Для воспитателей ДОУ:

- консультации;

- беседы;

- обмен опытом;

- изготовление атрибутов (мнемотаблиц).

Картотека дидактических и словесных игр по развитию связной речи детей дошкольного возраста:

Конспекты интегрированных игр – занятий для детей младшей  группы.

Пополнение развивающей среды:

Создание альбомов по мнемотехнике,

Проведение итогового   мероприятия

Итоговое занятие,

Обобщение из опыта работы по теме самообразования

Методическая литература:

1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;

2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

        Источники самообразования:

        методическая литература,

        журналы,

        семинары и конференции,  

        курсы повышения квалификации,

        мастер-классы,

        открытые занятия коллег,

        сеть Интернет.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

Тема:

«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

2020-2021 учебный год

(Подготовительная А группа)

Воспитатель подготовительной «А» группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2020год

ВВЕДЕНИЕ

Тема:

«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе.

 Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

Задачи:

1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о словезвуке, слоге, предложении;

3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о словезвуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Актуальность

Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от нации, социального статуса, психофизических и других особенностей». В связи с этим возникает потребность в применении разных технологий для подготовки детей к обучению грамоте.

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. В школе дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.

Вторая причина этой проблемы - требования школ. Одно из них – овладение ребенком звукобуквеннымизвуко-слоговым и лексико–синтаксическим анализом до поступления в школу.

 Принципы работы:

• От простого - к сложному.

• Доступность содержания программы.

• Систематичность и последовательность материала.

• Наглядность.

• Игровая форма.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

• Взаимосвязь с родителями и социальными партнерами.

• Взаимосвязь с логопедом.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаряграмматической стороны речи,воспитание звуковой культуры речиподготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Тема моего самообразования – «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако и в подготовительной группах детского сада приобретает характер непосредственной образовательной деятельности (НОД). Так, одной из форм подготовки дошколят являются занятия по обучению основам грамоты.

Планируемые результаты:

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

План работы на 2020 – 2021 уч. год

Срок 1год 

Условия реализации:

В группе «Солнышко» - старший дошкольный возраст 6-7 лет.

   Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Этапы

I этап: подготовительный (цель: изучить  методическую литературу по данной проблеме и сделать ее анализ );

II этап: социометрический (цель: с детьми).

III этап: плановый (цель: планирование работы)

IY этап: контрольно – аналитический (цель: выявить уровень сделать выводы)

Сентябрь.  Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.

1. Значение дидактических игр по обучению грамоте 1. Список литературы

2. Изготовление картотеки дидактических игр по обучению детей грамоте.

Октябрь.  Роль наглядного материала с картинками на разные звуки в обучении детей грамоте.

1. Изготовление наглядного материала с картинками на разные звуки. Применение его в работе с детьми.

2. Рекомендации для родителей «С чего начинать обучение чтению» (Папка-передвижка).

3 .Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,

«Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Ноябрь. Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи.

1. Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.

2. Подбор материала по формированию графических умений.

3. Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса букв».

4. пополнить картотеку пальчиковых игр.

Декабрь. Приемы обучению письму, с применением обводок и штриховок.

1. Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» (Папка – передвижка).

2. Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Январь. Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

1. Рекомендации для родителей «Игры с буквами для дошколят» (Папка – передвижка)

2.Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Февраль.  Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста, средствами устного народного творчества.

 1. Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

2 .Обновление обводок, штриховок.

Март. Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста

1. Изготовление дидактических игр

2. Обновление наглядного материала на звуки

Апрель.  Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции развития и результаты исследования.

1..Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

2. Рекомендации для родителей «Страна букв» (Папка – передвижка).

3. Досуг «В стране звуков»

Май  Анализ работы.

 Мониторинг. Итоговое мероприятие – досуг.

Литература:

1. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г

2. Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.

3. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

4. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

5. Значение дидактических игр по обучению грамоте. Интернет ресурсы http://sarpedob.ru/sites/default/files/nashi_avtori/032015/didakticheskie_igry_po_obucheniyu_gramote.pdf.

6. Роль наглядного материала с картинками на разные звуки в обучении детей грамоте.Интернет ресурсы: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/ispolzovanie-zanimatelnogo-naglyadn/

7. Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи.Интернет ресурсы: http://doshkolnik.ru/motorika/23112-palchikovaya-gimnastika-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-dlya-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html

8. Приемы обучению письму, с применением обводок и штриховок.Интернет ресурсы: http://io.nios.ru/articles2/90/2/odin-iz-priyomov-obucheniya-pismu-v-period-obucheniya-gramote

9. Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников.Интернет ресурсы: https://dohcolonoc.ru/cons/2579-metodicheskaya-razrabotka-tema-igra-kak-sredstvo-obucheniya-gramote-starshikh-doshkolnikov.html

10. Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста, средствами устного народного творчества. Интернет –ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-leksicheskoy-storony-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-ustnogo-narodnogo-tvorchestva

11. Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста. Интернет –ресурсы: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607277/

12. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции развития и результаты исследования. Интернет –ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-pismu-i-chteniyu-kontseptsii-i-rezultaty-issledovaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020

План работы по самообразованию  Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»  2020...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.

Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

План работы по самообразованиюТема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа)Цель: Повышение...

Консультация для родителей "Звуковой анализ слова в подготовке к обучению грамоте"

Как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе.Ведь от того,насколько успешным будет начало школьного обучения,зависит успеваимость ученика.Обучение грамоте детей в детском саду это целен...

План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»

План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению гра...

Отчет по самообразованию 2021-2022. «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.Задачи:1. Учить дет...