Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ФГОС
рабочая программа на тему

Харитонова Оксана Александровна

Рабочая программа русскому языку для 6 класса  составлена в соответствии с  ФГОС НОО приказ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 год №19644) , Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы (Базовый уровень) \ автор-составитель М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина.-Москва «Просвещение» 2011 и учебника  для учащихся 6 класса  общеобразовательных учреждений  в 2-х частях авторов  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой(М., Просвещение, 2012).

Настоящая программа рассчитана на 6 часов в неделю (210 часа в год ) и является программой базового уровня обучения. В  данной рабочей программе  также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королев Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 2«имени В.Н. Михайлова»

«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Протокол № 1____________

Руководитель школьного                                                                      

методического                                                                                        

объединения_____________

Денисюк В.М.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР__________________

Е.В.Козлова

от «____»________2017

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

№2 им. В.Н. Михайлова

_________________

О.Ф. Латыпов

Приказ №_____

от «____»________2017

Рабочая программа

по русскому языку

на 2017-2018 учебный год

 для 6-го класса

Учитель

Харитонова Оксана Александровна

                                                            2017

                                             Пояснительная записка

Рабочая программа русскому языку для 6 класса  составлена в соответствии с  ФГОС НОО приказ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.02.2011 год №19644) , Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы (Базовый уровень) \ автор-составитель М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина.-Москва «Просвещение» 2011 и учебника  для учащихся 6 класса  общеобразовательных учреждений  в 2-х частях авторов  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой(М., Просвещение, 2012).

Настоящая программа рассчитана на 6 часов в неделю (210 часа в год ) и является программой базового уровня обучения. В  данной рабочей программе  также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, обучение русскому языку в 6 классе выстроено на высоком, но доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

   Для пробуждения познавательной активности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений и их взаимосвязь.

   Материал в программе подаётся с учётом возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику курса, место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане, личностные, метапредметные, предметные результаты, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Для достижения данных целей необходимо выполнение ряда задач:

• Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

• формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение

словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Основными формами и видами контроля знаний, умений, навыков являются:

входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, свободных, творческих диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста, работа в формате государственного экзамена (тестовые задания группы А и В + творческое задание по тексту).

1.Общая характеристика учебного  предмета.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

     В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом обучения, но и средством обучения. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

 Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

 Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (Вариант I) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 6 классе — 204 часа.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

   Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность учебных действий, контролировать и т.п.)

   В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность  приобретения речеведческих навыков.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникационные, здоровьесбережения.

Место предмета в учебном плане.

   Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (Вариант I) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов.

В том числе на изучение предмета в 6 классе отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.

2. Требования к результатам обучения и освоения содержания.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому

(родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами  освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Предметные результаты освоения учащимися программы по русскому языку.

Ученик  научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Ученик  получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Содержание программы.

Язык. Речь. Общение.

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи.Определение схемы ситуации общения.

   Повторение изученного в 5 классе.

   Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа. (Далее К.Р.) Контрольный диктант

   Текст.

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р.Речь устная и письменная. Диалог и монолог. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи.

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольная работа.

Фразеология. Культура речи.

   Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас – кос -. Буквы а и о в корне –гор – гар - . Буквы а о в корне - зор – зар -. Буквы и и ы после приставок. Гласные в приставках пре – и при-.

Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава  и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку.

Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольные работы

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

   Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на – мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе  существительных –чик- (-щик-). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольная работа

Имя прилагательное.

   Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Одна и две буквы  н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных – к – ск -. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы.

К.Р. Контрольная  работа

Имя числительное.

   Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных.  Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления.  Устное выступление на тему: «Берегите природу!»

К.Р. Контрольная работа.

Местоимение.

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя.

Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

   Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольные диктанты.

Глагол.

   Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольные диктанты.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи.

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Итоговый контроль

4.Учебно – тематический план.

Тема урока

Всего часов

Р.Р

К.Р

1.

Язык. Речь. Общение.

4

1

2.

Повторение изученного в 5 классе.

8

2

1

3.

Текст. Культура речи.

5

2

4.

Лексика. Культура речи.

12

2

1

5.

Фразеология. Культура речи.

4

1

6.

Словообразование.

Орфография.

Культура речи.

35

4

3

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

25

3

1

7.1

Имя прилагательное

25

3

1

7.2

Имя числительное

18

2

1

7.3

Местоимение

26

3

2

7.4

Глагол

36

4

2

8.

Повторение и систематизация изученного в 5 и  6 классах. Культура речи.

12

2

1

Итого

210

29

13

5. Планируемые результаты изучения курса русского языка в 6 классе.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры; осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к сохранению чистоты русского языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию; иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических норм для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

1) иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) знать базовые понятия лингвистики и её основных разделов;

3) владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета, использовать их в своей речевой практике;

4) распознавать и анализировать основные единицы языка, комментировать грамматические категории, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

5) проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетаний и предложений;

6) понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и  использовать её в собственной речевой практике;

7) уметь извлекать информацию из разных источников, планировать свою деятельность, уметь отбирать и систематизировать материал, сопоставлять и сравнивать;

8) применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни, использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне;

9) владеть разными видами монолога и диалога, уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;

10)участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, уметь оценить свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления, уметь создавать, совершенствовать, редактировать собственные тексты.

 Календарно-тематическое планирование.

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Виды контроля

Домашнее

задание

Язык. Речь. Общение. ( 4ч )

1

1.Русский язык – один из развитых языков мира.

Беседа

2

2.Язык, речь, общение.

3

3.Ситуация общения.

4

4.Р.Р. Ситуация общения

Практика

Повторение изученного в 5 классе ( 8ч )

5

1.Фонетика.

Орфоэпия.

Беседа

Практика

6

2.Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Практика

7

3.Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

Практика

8

4.Словосочетания.

Практика

9

5.Р.Р.Простое предложение.

Знаки препинания в простом предложении.

Практика

10

6.Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

Практика

Беседа

11

7.Р.Р.Прямая речь. Диалог.

Практика

12

8.К.Р.  Диктант.

Практика

Текст ( 5ч )

13

1.Текст, его особенности.

Практика

14

2.Тема и основная мысль текста.

Заглавие текста.

Практика

15

3.Р.Р.Начальные и конечные предложения текста.

Практика

16

4.Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Практика

17

5.Р.Р.Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

Практика

Лексика. Культура речи ( 12ч )

18

1.Слово и его лексическое значение.

Практика

Беседа

19

2.Р.Р.Подготовка к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя»

Практика

20

3.Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

Практика

Беседа

21

4.Р.Р.Диалектизмы. Изложение.

Практика

22

5.Исконно русские и заимствованные слова.

Беседа

Практика

23

6.Неологизмы.

Беседа

Практика

24

7.Устаревшие слова.

Беседа

Практика

25

8.Словари.

Беседа

Практика

26

9.Составление словарной статьи.

Беседа

Практика

27

10.Повторение.

Беседа

Практика

28

11.К.Р.Контрольная работа

Практика

29

12.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Беседа

Практика

Фразеология. Культура речи ( 4ч )

30

1.Фразеологизмы.

Беседа

31

2.Источники фразеологизмов.

Беседа

32

3.Повторение по теме «Фразеологизмы».

Беседа

33

4.Р.Р.Контрольный тест по теме «Фразеология».

Практика

Словообразование. Орфография. Культура речи ( 35ч )

34

1.Морфемика и словообразование.

Практика

35

2.Р.Р.Описание помещения.

Практика

36

3.Основные способы образования слов в русском языке.

Беседа

Практика

37

4.Основные способы образования слов в русском языке.

Беседа

38

5.Диагностическая работа по теме «Словообразование».

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Практика

39

6.Этимология слов.

Практика

40

7.Этимология слов.

Практика

41

8.Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план.

Практика

42

9.К.Р.Контрольная работа

Практика

43

10.Р.Р.Анализ ошибок, допущенных в работе. Редактирование текста.

Практика

44

11.Буквы а и о в корне –кос- - -кас-.

Беседа

Практика

45

12.Буквы а и о в корне –кос- - -кас-.

Беседа

Практика

46

13.Буквы а – о в корне – гар – гор -

Беседа

Практика

47

14.Буквы а – о в корне – гар – гор -

Беседа

Практика

48

15.Буквы а – о в корне – зар – зор -

Беседа

Практика

49

16.Буквы а – о в корне – зар – зор -

Беседа

Практика

50

17.Повторение.

Беседа

Практика

51

18.К.Р.Контрольная работа с грамматическим заданием.

Практика

52

19.Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Беседа

Практика

53

20.Буквы ы и и после приставок.

Беседа

Практика

54

21.Буквы ы и и после приставок.

Беседа

Практика Беседа

Практика

55

22.Гласные в приставках пре- и при-.

Беседа

Практика

56

23.Гласные в приставках пре- и при-.

Беседа

Практика

57

24.Р.Р.Гласные в приставках пре- и при-.

Работа с текстом

Практика

58

25.Гласные в приставках пре- и при-.

Беседа

Практика

59

26.К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Практика

60

27.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Беседа

Практика

61

28.Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Беседа

Практика

62

29.Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Беседа

Практика

63

30.Сложносокращённые слова.

Практика

64

31.Сложносокращенные слова.

Практика

65

32.Морфемный и словообразовательный разбор слова

Беседа

Практика

66

33.Подготовка к сочинению-описанию по картине

Т.Яблонской «Утро».

Беседа

Практика

67

34.Р.Р.Написание сочинения-описания по картине

Т.Яблонской «Утро».

Практика

68

35.Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Беседа

Практика

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

                                            Имя существительное ( 25ч )

69

1.Имя существительное как часть речи.

Беседа

Практика

70

2.Имя существительное как часть речи. Род имён существительных.

Практика

71

3.Разносклоняемые имена существительные.

Беседа

Практика

72

4.Разносклоняемые имена существительные. Диктант

Практика

73

5.Буква е в суффиксе –ен- существительных на – мя.

Беседа

Практика

74

6.Буква е в суффиксе –ен- существительных на – мя-

Беседа

Практика

75

7.Несклоняемые имена существительные.

Беседа

Практика

76.

8.Род несклоняемых имён существительных.

Беседа

Практика

77

9.Имена существительные общего рода.

Беседа

Практика

78

10.Имена существительные общего рода.

Практика

79.

11.Морфологический разбор имён существительных.

Беседа

Практика

80

12.Анализ текста. Существительные ,обозначающие состояние человека.

Практика

81

13.Р.Р.Сочинение

Практика

82

14.НЕ с существительными.

Беседа

Практика

83

15.НЕ с существительными.

Беседа

Практика

84

16.Р.Р. Описание по картины А.Герасимова «После дождя».

Беседа

Практика

85

17.К.Р.Контрольная работа

Практика

86

18.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Беседа

Практика

87

19.Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик- (-щик-).

Беседа

Практика

88

20.Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.

Практика

89

21.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Практика

90

22.Повторение  по теме «Имя существительное».

Беседа

Практика

91

23.Повторение  по теме «Имя существительное».

Беседа

Практика

92

24 .Р.Р.Контрольный тест №2 по теме «Имя существительное»

Практика

93

25.Анализ ошибок, допущенных в тесте.

Беседа

Практика

Имя прилагательное ( 25ч )

94

1.Имя прилагательное как часть речи.

Беседа

Практика

95

2.Описание природы.

Практика

96

3.Р.Р.Написание сочинения-описания природы .

Практика

97

4.Степени сравнения имён прилагательных.

Беседа

Практика

98

5.Степени сравнения имён прилагательных.

Беседа

Практика

99

6.Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Беседа

Практика

100

7.Качественные прилагательные.

Беседа

Практика

101

8.Относительные прилагательные.

Беседа

Практика

102

9. Относительные прилагательные.

Беседа

Практика

103

10.Притяжательные прилагательные.

Беседа

Практика

104

11.Р.Р.Контрольный тест № 3 по теме «Имя прилагательное».

Практика

105

12.Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

Беседа

Практика

106

13.Морфологический разбор имени прилагательного.

Беседа

Практика

107

14.НЕ с прилагательными.

Практика

108

15.НЕ с прилагательными и существительными.

Практика

109

16.Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Практика

110

17.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Беседа

Практика

111

18.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Практика

112

19.Р.Р.Сжатое изложение по теме «Имя прилагательное».

Практика

113

20.Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Беседа

Практика

114

21.Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.

Беседа

Практика

115

22.Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Беседа

Практика

116

23.Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Беседа

Практика

117

24.К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Практика

118

25.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Беседа

Практика

Имя числительное ( 18ч )

119

1.Имя числительное как часть речи.

Беседа

Практика

120

2.Простые и составные числительные.

Практика

121

3.Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Беседа

Практика

122

4.Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Беседа

Практика

123

5.Порядковые числительные.

Практика

124

6.Разряды количественных числительных.

Беседа

Практика

125

7.Разряды количественных числительных.

Беседа

Практика

126

8.Числительные, обозначающие целые числа.

Практика

127

9.Дробные числительные

Беседа

Практика

128

10.Собирательные числительные.

Беседа

Практика

129

11.Морфологический разбор имени числительного.

Беседа

Практика

130

12.Тест по теме «Числительное».

Практика

131

13.Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте по теме «Числительное»

Беседа

Практика

132

14.Р.Р.Составление текста объявления.

Практика

133

15.Р.Р.Составление текста выступления на тему «Берегите природу!»

Беседа

Практика

134

16.Подготовка к контрольному диктанту.

Беседа

Практика

135

17.К.Р.Контрольный диктантс грамматическим заданием.

Практика

136

18.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Беседа

Практика

Местоимение ( 26ч )

137

1.Местоимение как часть речи.

Беседа

Практика

138

2.Личные местоимения.

Беседа

Практика

139

3.Личные местоимения

Практика

140

4.Р.Р.Составление рассказа от первого лица.

Беседа

Практика

141

5.Возвратное местоимение себя.

Беседа

Практика

142

6.Р.Р.Рассказ от 1-го лица по рисункам

Практика

143

7.Вопросительные и относительные местоимения.

Беседа

Практика

144

8.Вопросительные и относительные местоимения.

Беседа

Практика

145

9.Неопределённые местоимения.

Беседа

Практика

146

10.Неопределённые местоимения.

Практика

147

11.Отрицательные местоимения.

Беседа

Практика

148

12.Отрицательные местоимения.

Беседа

Практика

149

13.К.Р.Контрольная работа

Практика

150

14.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Беседа

Практика

151

15.Притяжательные местоимения.

Беседа

Практика

152

16.Подготовка к сочинению-рассуждению.

Практика

153

17.Р.Р.Написание сочинения-рассуждения.

Практика

154

18.Указательные местоимения.

Беседа

Практика

155

19.Указательные местоимения.

Беседа

Практика

156

20.Определительные местоимения.

Беседа

Практика

157

21.Местоимения и другие части речи.

Практика

158

22.К.Р.Контрольная работа

Практика

159

23.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте № 12по теме «Местоимения»

Беседа

Практика

160

24.Морфологический разбор местоимений.

Беседа

Практика

161

25.Контрольный тест по теме «Местоимение»

Практика

162

26.Анализ ошибок, допущенных в тесте

Беседа

Практика

Глагол (36ч )

163

1.Глагол как часть речи.

Беседа

Практика

164

2.Глагол как часть речи.

Беседа

Практика

165

3.Разноспрягаемые глаголы.

Беседа

Практика

166

4.Разноспрягаемые глаголы.

Беседа

Практика

167

5.Разноспрягаемые глаголы.

Практика

168

6.Р.Р.Написание сжатого изложения.

Практика

169

7.Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Беседа

Практика

170

8.Глаголы переходные и непереходные.

Беседа

Практика

171

9.Глаголы переходные и непереходные.

Практика

172

10.Наклонение глагола.

Беседа

Практика

173

11.Изъявительное наклонение глагола.

Беседа

Практика

174

12.Изъявительное наклонение глагола.

Беседа

Практика

175

13.Условное наклонение глагола.

Беседа

Практика

176

14.Условное наклонение глагола.

Беседа

Практика

177

15.Повелительное наклонение глагола.

Практика

178

16.Повелительное наклонение глагола.

Беседа

Практика

179

17. Р.Р. Составление текста на заданную тему.

Практика

180

18.Контрольный тест №6 по теме «Глагол».

Практика

181

19.Анализ ошибок, допущенных в тесте №6

Беседа

Практика

182

20.Употребление наклонений глагола.

Практика

183

21.Безличные глаголы.

Беседа

Практика

184

22.Безличные глаголы.

Беседа

Практика

185

23.Р.Р. Изложение

Беседа

Практика

186

24.Морфологический разбор глагола.

Беседа

Практика

187

25.Повторение по теме «Наклонение глагола».

Беседа

Практика

188

26.Повторение по теме «Наклонение глагола».

Беседа

Практика

189

27.Повторение по теме «Наклонение глагола»

Беседа

Практика

190

28.К.Р.Контрольная работа

Практика

191

29.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте №14

Беседа

Практика

192

30.Р.Р.Рассказ на основе услышанного.

Практика

193

31.Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.

Беседа

Практика

194

32.Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.

Беседа

Практика

195

33.Правописание гласных  в суффиксах и окончаниях глаголов.

Практика

196

34.Повторение по теме «Глагол».

Беседа

Практика

197

35.К.Р.Контрольный диктант по теме «Глагол».

Практика

198

36.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Глагол».

Беседа

Практика

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи ( 12ч )

199

1.Разделы науки о языке.

Беседа

Практика

200

2.Орфография.

Беседа

Практика

201

3.Пунктуация

Беседа

Практика

202

4.Р.Р.Виды, стили речи

Беседа

Практика

203

5.Р.Р. Работа с текстом

Беседа

Практика

204

6.К.Р. Устный итоговый контроль

Практика

205

7.Словообразование.

Беседа

Практика

206

8.Морфология.

Беседа

Практика

207

9.Синтаксис.

Беседа

Практика

208

10. Повторение

Практика

209

11. Повторение

Беседа

Практика

210

12.Повторение.

Беседа

ИТОГО :  210 ; число контрольных работ -13 часов , развитие речи -29 часов

Учебники и

учебные пособия для учащихся

   Методические пособия для учителя

ЛадыженскаяТ.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.  Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС.М.,Просвещение, 2012.

1) Е.А.Ефремова. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2012.

2)ФГОС. Новый образовательный стандарт. Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько, «Национальное образовыание», М., 2012

3) Л.А.Ахременкова «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 6 класс,М., «Просвещение», 2000.

1) Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич, Т.А.Ладыженская. Русский язык. 6 класс. Дидактические материалы, М., «Просвещение», 2014

2) Е.В.Селезнёва. Диктанты по русскому языку. К учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс», «Экзамен», М., 2014

3) Лингвистический тренажёр.

Г.А.Богданова. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс, М., «Просвещение», 2012

4) А.Б.Малюшкин.

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс, М.,«Творческий Центр Сфера», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по русскому языку для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...