Методическая рекомендация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
методическая разработка на тему

Прима Игорь Кондратьевич

Методическая рекомендация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

предназначена для педагогов, работающих по программам технической направленности. Рекомендация разработана для пополнения УМК  по реализации программы «Техническая мозаика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_16g.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги

.

Развитие

 мелкой моторики у дошкольников

 (Методическая  рекомендация)

Автор:

И.К. Прима, педагог

дополнительного образования

Юрга 2018

Автор:

Прима И.К., педагог дополнительного образования МБУДО

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги»

Методическая рекомендация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

предназначена для педагогов, работающих по программам технической направленности. Рекомендация разработана для пополнения УМК  по реализации программы «Техническая мозаика»

 Оглавление

 Введение   ………………………………………………………………………                                                                                                              

 Глава 1.  Система работы по развитию графических навыков

                дошкольников………………………………………………………….

1.1. Развитие мелкой моторики и её роль в развитии  дошкольников….…….      

1.2. Организация работы по развитию мелкой моторики ……………………

1.3. Приёмы развития моторики рук…………………………………………..

1.4. Развитие ручной умелости…………………………………………………

1.5.  Обведение по трафарету и штриховка……………………………………                                                                                    

1.6.  Развитие графической моторики………………………………………….  

Заключение……………………………………………………………………….                                                                                                                                                                        

Список литературы. …………………………………………………………......                                                                                                        

Приложения                                                                                              

Приложение 1. Пальчиковые игры. ……………………………………………                                                                                        

Приложение 2. Варианты заданий по развитию графических навыков……..                            

Введение

«Движение руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию».

                                      В.М. Бехтерев.

Кисть человека в процессе эволюции, становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.  Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Значимость и сущность своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.

Глава 1.  

Система работы по развитию графических навыков дошкольников

1.1. Развитие мелкой моторики и её роль в развитии  дошкольников

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.  Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей   может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта

   Исследуя проблему готовности к обучению в школе, можно отметить наличие тесной взаимосвязи между:

  • тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности;
  • степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Выполняя пальчиками различные упражнения (штриховка, комплексы пальчиковой гимнастики, игровые упражнения с пуговицами, верёвочками, графические диктанты, разукрашивание предметов и др.), ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.    Хорошо развитая мелкая моторика рук оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количество детей (Л.В. Фоминой) была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы

1.2. Организация работы по развитию мелкой моторики

 Проблема развития мелкой моторики рук, графических навыков письма актуальна и имеет большое развивающее значение для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Считается, что для детей трудности овладения письмом можно избежать,   регулярно используя в работе систему дидактических игр, физических и  игровых упражнений, пальчиковую гимнастику, работу в тетрадях, ручной труд, способствующих развитию мелкой моторики.

 

1.3. Приёмы развития моторики рук

Огромный арсенал упражнений  позволяет выбрать те, которые оказывают наибольшее влияние на развитие координации движений, соединить эти упражнения в систему с целью направленного воздействия,  и использовать их в играх на благоприятном эмоциональном фоне.  Игры: "День и ночь", "Удочка", "Охотники и утки", "Охотники и зайцы", "Змейка", "Сбей кеглю", эстафеты "Посадка картошки", "Передай мяч" - повышают точность согласования движений различными звеньями тела. Точность воспроизведения этих упражнений способствует  развитию зрительного  и двигательного контроля за   движениями собственного тела.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток.    Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики, а  планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики.      

В работе с детьми используются следующие игры:

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
  6. Пальчиковый алфавит.
  7. Пальчиковый театр.
  8. Театр теней.

1.4. Развитие ручной умелости

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда -  эффективные пути  для подготовки руки ребёнка к письму. Составление узоров камешками, семенами растений, овощей и фруктов   это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал.  Мозаичной аппликации,  аппликация обрыванием   так же способствует развитию мелкой моторики. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх и инсценировках.

Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги,        Сила этого искусства   способна будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика поделок методом оригами   разнообразны и построены по принципу  « от простого к сложному»: бабочка, пчёлка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь.  

         Работая  с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти  предлагается  выполнять  не отрывая руки от листа слева направо и справа налево.

Стрелки

«Мы учимся письму.

Для чего? И почему?

Из крючков, из крючочков,

Из кружков из кружочков.

Сможем буквы написать.

Если будем мы стараться,

будут буквы получаться».

 «Восьмерки» - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки, предплечья.

Восьмерки

«Петельки» - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки, предплечья.

 «Клубочки» - упражнение  для отработки вращательных движений кисти и пальцев,  по часовой и против часовой стрелки. Сматывание и разматывание клубочков.

1.5. Обведение по трафарету и штриховка

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используем и  книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

1.6.  Развитие графической моторики.

    Графические навыки письма относятся к сенсорным  навыкам человека, они   достаточно сложны и складываются из различных приемов:

  • приемов, необходимых для письма,
  • приемов письма.

 Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы.  

Приемы, необходимые для письма

владение инструментом письма

соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме

соблюдение правильной позы, посадки при письме

движение руки вдоль строки во время письма  

Приемы письма

умение сравнивать образец с результатом письма;

приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);

приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

письмо букв между линиями строки и на линии;

начало письма, запоминание строки;

приемы правильного наклонения письма  

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, занятия проводятся в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает больше возможности для развития мелкой моторики и элементарных  графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для  развития ориентировки в микропространстве.

Заключение

Формирование  графических навыков  являются важным моментом обучения  дошкольников,  и определяет уровень их подготовки к школьному образованию.  Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов.

 Вся работа по развитию мелкой моторики рук и графических навыков письма способствует развитию речи и высших корковых процессов. Дети отчетливо, правильно произносят  звуки родного языка, развивается их связная речь. Они последовательно излагают свои мысли, грамматически правильно строят предложения.

  Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мелких мышц кисти, дает возможность выполнять сложные движения, сложные узоры

Литература

  •         Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. –   Тула: Арктоус, 1996, - 52с.;
  •        Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.
  •         Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. и др. Готовим руку к письму. – М.: Библиотека Ильи Резника, Дельта, 2004, - 64с.: ил.
  •         Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005. -176с.
  •        Крупенчук, О. Пальчиковые игры/О. Крупенчук. - СПб.: Литера, 2005. - 32с.
  •        Сержантова, Т. 366 моделей оригами/ Т.Сержантова. -М.: Айрис-пресс, 2003.-192 с.
  •        Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002
  •        Узорова, О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе/ О.В.   Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: ООО Издательство АСТ, 2001. - 104 с.
  •        Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 94с.
  •        Филиппова, Г. Тренируем пальчики./ Г. Филиппова.- ООО Дрофа, 2000. - 32с.
  •        Цвынтарный, В. Играем пальчиками и развиваем речь/ В.Цвынтарный. - СПб., Издательство Лань, 2000. - 3

Приложение 1

Пальчиковые игры

«Кто приехал»?

Пальцы обеих рук складываются  кончиками вместе.

Кто приехал?   - Быстро хлопает кончиками больших  пальцев.

Мы, мы, мы! -  Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.

Мама, мама, это ты? -  Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да!  -  Хлопают кончиками указательных  пальцев.

Папа, папа, это ты? -  Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да! -  Хлопает кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?  - Хлопает  кончиками больших пальцев.

Да, да, да! -  Хлопает кончиками безымянных пальцев.

Ах, сестричка, это ты? -  Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да! -  Хлопает мизинцами.

Все мы вместе, да, да, да!  - Хлопает всеми пальцами.

«Алые цветы»

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки  колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

«Прятки»

Сжимание и разжимание пальцев рук.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

«Дождик»

Слова «кап – кап» сопровождаются постукиванием пальчиков.

      Дождик песенку поет: кап – кап...

Только кто ее поймет, – кап – кап?

Не пойму ни я, ни ты,  - кап – кап…

Да зато поймут цветы  - кап – кап….

И весенняя листва,  - кап – кап…

И зеленая трава... - кап – кап…

«Наши пальчики»

Вы старались, вы писали

и немножечко устали.  – сжимают и разжимают пальцы рук;

Вверх поднимем наши ручки

и дотянемся до тучки.  -   поднимают руки, потягиваются.

Уходи от нас скорей,

не пугай ты нас детей!  -  машут руками, прогоняют тучку,

Вот к нам солнышко пришло,

стало весело, светло.  -  поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз.

 

Приложение 2

Варианты заданий  по развитию графических навыков

1. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации

 Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание.

Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают. (Все упражнения выполняются строго по клеткам).

2.    Радуга.

Цель: закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Воспитатель чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета:

красный, оранжевый, желтый  - это теплые цвета, как солнышко, как огонек; зеленый.  Голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета, как небо, как река, море. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплый или холодный цвет по указанию воспитателя.

3.    Наклонные прямые линии и комбинации из них.

 Цель; развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.); зрительно-двигательную координацию  навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

         Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию воспитателя.

4.   Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

 Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, умение чертить плавно закругленные линии, ориентировку в микропространстве.

Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат-клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике.  

5.    Печатание букв по клеткам.

Цель: развивать внимание, зрительно-двигательную координацию; закреплять элементарные  графические умения и  навыки  письма.

Буквы печатаем высотой в две клетки, шириной в одну клетку. Исключение составляют буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ы. Их печатают шириной в полторы клетки. В конце каждого занятия дети сравнивают по признакам сходства или различия некоторые буквы: Б-В; И-Н; С-Э; О-Ю; Ц-Щ и др.

7.   Рисование по клеткам предметов сложной формы.

 Цель: развивать зрительный анализ и синтез восприятия сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять  навыки счета и измерения условной меркой - клеткой.

Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры, определяя их величину, считая клетки в каждой стороне и определяя их взаимное положение, затем рисуют по образцу, раскрашивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства

Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....

Готовимся к школе. Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей...

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников у детей 5-7 лет

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников у детей 5-7 лет...

Перспективный план работы по теме:"Развитие мелкой моторики дошкольников

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук...

Перспективный план работы по теме:"Развитие мелкой моторики дошкольников

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР

Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...