ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03 ОСНОВЫ Материаловедение С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (ОПЫТ РАБОТЫ)
статья на тему

Краснова Елена Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (ОПЫТ РАБОТЫ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ                                ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ                                           ОП.04 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (ОПЫТ РАБОТЫ)

Автор: Краснова Елена Николаевна, преподаватель

Место работы: СПБ ГБ ПОУ Колледж Петербургской моды
Должность: преподаватель

тел. +7(911)713-08-50, enkrasnova78@mail.ru

        Стремительное изменение условий жизни требует от профессионального образования подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. От выпускников учебных заведений  сегодня ждут готовности к непрерывному самообразованию и повышению профессиональной квалификации, способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение и т.д.), умения общаться с людьми  (сотрудничества, работы в команде),  умения действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях, способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью и т.д. На данный момент востребованы не только знания выпускника, но и его  готовность к  практической деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.

        Согласно ФГОС СПО результатом образования являются не только знания, умения,  но и общие и профессиональные компетенции. Под компетенциями я понимаю способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.  В связи с этим в программе  дисциплины ОП.04 Основы материаловедения (профессия 29.01.04 Художник по костюму) практически по каждой теме предусмотрены часы на выполнение практических работ, целью  которых является создание практико – ориентированной образовательной среды, позволяющей моделировать будущую профессиональную деятельность и обеспечивать включение обучающихся в ситуации решения профессиональных задач. Для того чтобы организовать качественную профессиональную подготовку возникла необходимость в создании такого учебно-методического пособия, как рабочая тетрадь, которая позволяет значительно увеличить объем учебного материала и повысить эффективность его усвоения.

В ходе разработки рабочей тетради я руководствовалась принципами:

  • доступности;
  • последовательности и систематичности;
  • связи теории с практикой;
  • наглядности;
  • активности обучаемых;

Рабочая тетрадь охватывает все темы учебной дисциплины ОП.04 Основы материаловедения, изучать которые предполагается в той последовательности, которая представлена в пособии. Тетрадь оформляется обучающимся в папку, благодаря чему их работа становится систематизированной, более осмысленной и продуктивной. Все виды заданий  обязательны для выполнения и должны выполняться в срок, указанный преподавателем. Предлагаются задания для студентов, работающих в быстром темпе.

Рабочая тетрадь состоит из пяти блоков:  

  1. Первый блок содержит методические рекомендации для студентов,

раскрывающие принципы  организации работы в аудитории или дома с использованием рабочей тетради, указаны знания и умения, ПК и ОК которыми должны овладеть студенты, требования к оформлению записей, выполнению рисунков, таблиц, схем, практических и лабораторных работ, заданий для самоконтроля, критерии оценки.

  1. Второй блок представлен в виде сводной ведомости (таблица 1) определяющей порядок

изучения тем дисциплины и сроки выполнения практических заданий.  По каждой теме преподаватель выставляет оценку, затем оценки суммируются, и выставляется общий балл.

Таблица 1

Сводная ведомость успеваемости по ОП.04 Основы материаловедения

темы

Наименование

темы

Сроки выполнения

Оценка

Подпись преподавателя

1.

Введение.

2.

Волокнистые материалы.

Лабораторная работа № 1: «Распознавание текстильных волокон».

3.

Основы технологии производства текстильных материалов.

Практическое занятие №1:

Виды текстильных нитей, основные процессы прядения.

  1. Третий блок – информационная часть рабочей тетради.

Изучение каждой темы предполагает теоретическую часть, представляющую собой трафарет конспекта, который студент выполняет с помощью преподавателя, используя учебник или интернет источники. Например: напишите определения понятий, допишите классификацию или составьте классификацию, заполните таблицу, выполните схему, дорисуйте рисунок, прикрепите образцы материалов и т. д.

Все нарисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Разработаны задания разного уровня, некоторые темы включают  кратко сформулированные основные теоретические сведения и примеры выполнения заданий.

        Пример страницы рабочей тетради по теме: «Простые ткацкие переплетения» (таблица 2)

Таблица 2

Простые ткацкие переплетения

Название переплетения

Схема и

раппорт

Особенности образования

Характерные особенности

Ассортимент тканей

Полотняное

Основная и уточная нити чередуются через одну.

Поверхность ткани ровная, одинаковая с лицевой и изнаночной сторон. Переплетение придает ткани прочность, жесткость и большую плотность.

Ситец, бязь, батист, крепдешин, шифон, маркизет.

Саржевое

Сатиновое

Конспект позволяет сосредоточить внимание студентов на основных вопросах темы, развивает образное мышление, повышает эффективность его восприятия. Использование такой модели (трафарет конспекта) не только экономит учебное время, но и непроизвольно прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства первокурсников), воспитывает аккуратность и эстетические качества, позволяет сформировать не только профессиональные,  но и такие общие компетенции как:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  1. Четвертый блок рабочей тетради – контролирующий и состоит из практической части (включает практические и лабораторные работы)

В рабочей тетради каждого студента:

  • перечислены необходимые для выполнения практической работы инструменты и

приспособления. Например: лупа, ножницы, пинцет, ручная игла, сантиметровая лента и т.п.

  • составлен алгоритм (последовательность, этапы) выполнения работы;

Пример последовательности выполнения практической работы: «Выбор материалов для швейного изделия:

Часть 1: Составьте техническое описание изделия, укажите назначение и условия эксплуатации.

Часть 2: Составьте требования к материалам для данного изделия, установите перечень свойств по

которым нужно выбирать материалы.

Часть 3: Осуществите выбор «пакета материалов», удовлетворяющих предъявленным

требованиям

Часть 4: Проведите дополнительные испытания материалов

Часть 5: Разработайте рекомендации для конструирования изделия, напишите параметры и

режимы технологической обработки

Часть 6: Образцы «пакета материалов» прикрепите в таблицу №1, в соответствии с их

назначением

  • предложен вариант оформления отчета

Пример оформления третей и шестой части отчета практической работы «Выбор материалов для швейного изделия» (таблица 2):

Таблица 2

Эскиз модели

Название групп

«пакета материалов»

Образцы

материалов

        

Основной

Прокладочный

Подкладочный

Отделочный

Скрепляющий

Фурнитура

Утепляющий

  •  перечислены требования к выполнению работы (например: прикрепить образец ткани

степлером лицевой стороной вверх, размер образца ткани должен быть 4×4 см. и т.д.);

  •  указаны критерии оценки работы (например: правильность определения лицевой стороны

ткани, ровность и размер образцов, точность определения волокнистого состава ткани и т.д.);          

        Практические работы позволяют сформировать у обучающихся немаловажную общую компетенцию - понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, а так же, стремление мыслить, применять знания для решения практических и теоретических проблем. С целью достижения самостоятельности в работе над темой, в практических работах сформулированы индивидуальные задания, но так же имеются задания для работы в группах.

        Для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций в рабочей тетради задания практических работ воссоздают, наиболее типичные профессиональные проблемы и ситуации, моделирующие те ситуации и системы отношений, которые наиболее характерны для деятельности специалиста на производстве.

Например, для формирования практически всех профессиональных компетенций по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения, указанных в ФГОС (профессия 29.01.04 Художник по костюму) в заданиях практических работ по выбору «пакета материалов» обучающимся могут быть предложены следующие ситуации (в системе  взаимоотношений «заказчик – одежда – художник по костюму»):

  1. У заказчика подобран фасон (эскиз модели) изделия, но нет материала: необходимо помочь ему подобрать «пакет материалов»
  2. У заказчика имеется свой материал, но нет определенной модели: требуется подобрать современную (модную) модель изделия;
  3. У заказчика есть и материал и подобран фасон, но надо проанализировать возможности материала, его соответствие выбранной модели, облику заказчика, современному направлению моды
  4. У заказчика нет ни материала, ни определенного фасона, но он хочет быть красиво одет, выглядеть современно и т.д.
  5. Заказчик хочет обновить изделие, вышедшее из моды;
  6. Заказчик хочет изменить модель изделия

Кроме того каждая из перечисленных ситуаций может усложниться:

  1. Фигурой, возрастом, внешним обликом заказчика
  2. Несоответствием свойств и фактуры предлагаемого материала направлению моды
  3. Несоответствием свойств материала  художественно – колористическому оформлению выбранной модели
  4. Отсутствием необходимой фурнитуры и отделочных элементов
  5. Техническим возможностям (устаревшее оборудование, нет приспособлений)  

        Практические работы в рабочей тетради составлены таким образом, чтобы обучающиеся постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учесть уровень подготовки и интересы обучающихся, выступать в роли консультанта, не подавляя самостоятельности и инициативы.

        Практический опыт работы в колледже показал, что систематически проводимые практические работы и их правильная организация способствуют получению обучающимися более глубоких и прочных знаний, формированию компетенций. Организация выполнения обучающимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их самостоятельности, познавательных и творческих способностей. Практические задания позволяют сконцентрировать внимание студентов на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Предлагаются задания для студентов, работающих в быстром темпе. Например, создать презентацию, выполнить дополнительные исследования материалов.

Рабочая тетрадь выполняет и рефлексивно-контролирующую функцию, поскольку содержит задания, направленные на самоконтроль и оценку результатов освоения обучающимися дисциплины. В заключении каждой практической работы предлагается большой перечень контрольных вопросов. Возможны три варианта их использования: либо для контроля полученных обучающимися знаний, либо для обсуждения каждого вопроса как мини-проблемы в ходе семинарского занятия, либо то и другое в определенном сочетании.

  1. Пятый  блок – включает список рекомендуемой литературы и интернет источников.

В ходе выполнения заданий обучающиеся анализируют различную учебную литературу,  журналы, ГОСТы, работают с информацией в Интернете.

        В рабочей тетради используются условные обозначения «смайлы»,  которые позволяют акцентировать внимание на отдельных видах учебно-познавательной деятельности.

Возможности использования рабочей тетради в ходе изучения дисциплины ОП. 04 Основы материаловедения разнообразны: 

  • в качестве дидактического материала на уроке;
  • для проведения индивидуальной работы;
  • для возврата к ранее изученному (с целью повторения и для обеспечения преемственности нового материала с ранее пройденным);
  • для формирования знаний и умений, общих и профессиональных компетенций;
  • для закрепления и повторения пройденного материала;
  • как средство контроля пройденного материала (осуществление контроля за ходом освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций);
  • для формирования умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • для восстановления пропущенного материала;
  • для выполнения домашнего задания;

Назначение рабочей тетради состоит в том, чтобы помочь обучающимся в освоении трудного для них теоретического курса, формирования компетенций в ходе практических работ. Тетрадь является "настольной книгой"  по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения.

Практика показывает, что использование рабочей тетради вызывает у обучающихся интерес к осваиваемому материалу, методам обучения и образовательному процессу. В ходе рефлексии проведенных уроков студенты выделяют среди положительных моментов: снижение утомляемости, отсутствие монотонности, учет индивидуальных особенностей. Таким образом, рабочая тетрадь является мобильным средством, обеспечивающим дифференцированный подход к обучению и оценке знаний. Она способствует формированию профессиональной компетентности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии КИМ для формирования общих и профессиональных компетенций

Социальная значимость профессии в обществе. Востребованные качества на рынка труда. Освоение профессиональных компетенций и саморазвитие обучающихся....

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже

В статье рассматриваются  игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью р...

Доклад на тему: «Формирование общих и профессиональных компетенций в физическом воспитании студентов в ходе использования здоровьесберегающих технологий в обучении»

Главная цель работы преподавателей физкультуры – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже. Для этого необходимо:-...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

"Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец.дисциплин"

              Совменные образовательные технологии формируют у будущих специалистов умения  ставить и решать задачи - не только  профессиональн...

Доклад "Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов" 2018 год

Доклад на тему: «Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов».Разработчик: Кукорова О.А. - мастер п/о ОГБПОУ "Скопинский элект...