ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА И ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья на тему

Марчук Светлана Федоровна

Марчук С.Ф., воспитатель; Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13», г. Санкт-Петербург,
 

В статье рассмотрено развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи при использовании жестового языка и жестовой речи, как средства реабилитации детей с нарушением слуха.

Ключевые слова: формирование эстетического вкуса,воспитание эмоционального восприятия музыки,коррекционное воспитание,нарушение развития,музыка лечит,язык жестов,поют руками,мелкая моторика,проговаривание музыкальной фразы,образность жестов,жестовая песня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

               УДК 78

Marchuk S.F., THE USE OF SIGN LANGUAGE AS A MEANS OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT. The article deals with the development of auditory perception of music and the pronunciation of speech in the use of sign language and gesture speech as a means of rehabilitation of children with hearing impairment.

Keywords: formation of aesthetic taste, education of emotional perception of music, correctional education, developmental disorder, music heals, sign language, sign language, sing hands, sing hands, fine motor skills, pronunciation of a musical phrase, imagery of gestures, gesture song

Марчук С.Ф., воспитатель; Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13», г. Санкт-Петербург,
E-mail: msf-17@mail.ru

В статье рассмотрено развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи при использовании жестового языка и жестовой речи, как средства реабилитации детей с нарушением слуха.

            Ключевые слова: формирование эстетического вкуса, воспитание эмоционального восприятия музыки, коррекционное воспитание, нарушение развития, музыка лечит, язык жестов, поют руками, мелкая моторика, проговаривание музыкальной фразы, образность жестов, жестовая песня.

«Музыка воодушевляет весь мир,

Снабжает душу крыльями,

Способствует полету воображения».

(Платон)

              ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА И ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Восприятие окружающего мира ребенком носит образный, эмоциональный характер. Важной формой эмоционально-эстетического развития глухих и слабо слышащих детей являются музыкально-ритмические занятия. Музыкальное воспитание важное средство коррекции нарушений в развитии, способствует формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса. Несмотря на значительную ограниченность, музыкально-слуховых возможностей глухих и слабо слышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможность для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны. В процессе формирования восприятия музыки осуществляется донесение до детей ее образного содержания, воспитывается эмоциональная отзывчивость. Воспитание эмоционального восприятия музыки происходит путем развития эмоциональной готовности к движениям под музыку, желания самостоятельно двигаться и жестами «петь» под музыку, реагировать на изменения в ее звучании.

Работая уже четвертый год воспитателем с детьми нарушения слуха и речи в «Центре содействия семейному воспитанию №13», я начала понимать проблемы коррекционного воспитания и обучения детей и подростков. На основе изучения специальной учебной литературы, пришла к выводу о целесообразности составления вышеуказанной работы. Да, мои воспитанники совсем не похожи на своих сверстников. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха и речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость в музыкально-ритмических занятиях. Говорят, что музыка лечит. Действительно, занятия показывают-дети быстро развиваются, а главное они получают некоторые навыки общения. Официально в мире разговаривают на 2,5 тысячах языках. И есть еще один - язык жестов. На нем общается ограниченное число людей-глухие и слабо слышащие. Понять их, возможно, кажется, только при помощи
сурдо переводчика. Но ребята жесты делают читаемыми для любой аудитории - они «поют» руками. Старшие учат жестам младших. В репертуаре русские народные песни, военная тематика и общеизвестные хиты. Также воспитанникам предлагается много заданий по импровизации движений под музыку. Детям не даются готовые движения, а они сами должны придумать. В таких заданиях у детей развивается воображение и творчество. Воспитатель помогает выполнить движения выразительно и красиво. На занятиях дети овладевают, не только крупной моторикой движений, но и уделяется немало времени для развития мелкой моторики, мимики. Дети мимикой показывают свой эмоциональный отклик на музыку, изображают характер музыкального образа. Дети воспринимают музыку в аудиозаписи, анализируют ее и далее импровизируют под музыку, выполняют движения в соответствии с характером музыки. Обучение глухих детей - это долгий процесс. На начальном этапе дети знакомятся с содержанием песни. Далее идет работа над каждой музыкальной фразой: разучивается ритмический рисунок мелодии (прохлопываем и т.д., проговаривание музыкальной фразы в ритме песни, работа над интонацией). Добавляются танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах. За этими на первый взгляд простыми движениями скрываются долгие и изнурительные тренировки. Занятия проходят по-особенному. Музыка играет в разы громче обычного для того, чтобы чувствовать вибрацию пола и колонок. Музыку воспринимают с помощью тактильно-вибрационных ощущений. Вибрацию ощущают ногой и стопой. Дети «слышат» телом.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятий.

Эффективной формой общения детей со своими сверстниками стали традиционные праздники в Центре. Результаты обучения воспитанников демонстрируются на праздниках; дети исполняют музыкально – пластические композиции, составленные с учетом их возможностей. На мероприятиях должен принимать участие каждый ребенок, выступая в посильной для себя роли. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступления, сопереживают другим детям. 

Занятия помогают детям школьного возраста всесторонне гармонически развиваться в искусстве жанров жестовой песни, танца и пантомимы. Программа позволяет преодолевать эмоциональный, коммуникативный, познавательный барьер в жизни Центра, школы и в обществе.

Как осуществляется работа над жестовым пением? Сначала надо выбрать тему концертной программы. Скажем, к Дню знаний подбираем песни о школе, о стране знаний, к Дню учителя – песни об учителях, об этом осеннем празднике, к Новому году – новогодние песни. К Дню Победы в Великой Отечественной войне подбирается военный песенный репертуар и т.д.

Сначала выбираются песни, затем состав исполнителей песенного репертуара. Потом осуществляется работа над текстом, проводится словарная работа, сопряженное проговаривание текста, заучивание текста песен наизусть. Осуществляется подборка синонимов и эпитетов к словам песен, жесты. Отрабатывается выразительность, точность, образность жестов, их осмысленность и синхронность с проговариванием, лицевая мимика и ритмичность телодвижений. Только в результате этих совокупных действий рождается настоящая жестовая песня и настоящий исполнитель жестовой песни.

 После того, как песня «переведена» на язык жестов, необходимо ее выучить. При этом учащиеся заучивают не только сами жесты, но и учатся «проговаривать» слова песни. Артикуляция должна быть четкой и выразительной, ведь многие ребята читают по губам. И только потом, когда заканчивается работа непосредственно над содержанием песни, начинается не менее кропотливая работа над движениями наших «артистов». Очень важно достичь синхронности и пластичности жестов.

            Одна из основных задач приобщать воспитанников к концертной деятельности – участие в конкурсах и фестивалях детского творчества.

 Каждый год в Санкт-Петербурге в концертном зале Дворца молодежи проходят конкурсные дни Всероссийского фестиваля жестового пения
«Поющие руки» с участием коллективов из разных городов нашей страны.
Конкурсанты соревнуются по четырем номинациям: «Зримая песня», «Сольная песня», «Музыкальный дуэт» и «Вокальный ансамбль».                                

На гала-концерте открытого фестиваля происходит награждение. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в конкурсе, чувствуют ответственность за свои выступления, сопереживают другим детям. Выезжая на различные конкурсы, фестивали, наши дети учатся общаться со сверстниками, вступать в общение с незнакомыми людьми. Это помогает также принять ребенка, поняв, что он – личность, талантливая и своеобразная.  Мы, учителя, гордимся своими детьми – лауреатами многочисленных конкурсов и фестивалей.

           Освоение нашими детьми жестовой речи – безусловно, сам по себе факт положительный, мы стараемся работать над жестовым переводом песни, над наполнением произведения смыслом, жизнью, сценическим движением. Большое значение уделяем созданию образа каждого слова, тем самым развивая и мышление, и воображение, и речь. В этой связи большое значение имеет отбор материала для жестового пения, его педагогическая целесообразность. Отдаём предпочтение песням, имеющим воспитательную направленность, независимо от тематики – будь то военная песня или песня о сказке.

             Жестовое пение-это актерское мастерство, хореография, драматургия и язык жестов. Оно дает возможность самовыражения и развития, спасает от ощущения глухоты и замкнутости в своем мире, объединяет воспитанников, согревает их детскую душу.

Библиографический список:

1. Куинджи Н.Н. «Валеология: пути формирования здоровья школьников» Методическое пособие. Москва, изд. «Аспект Пресс», 2001, 144 стр.

2. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва, изд. «Владос», 1997, 223 стр.

3. Речицкая Е.Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы» 152 стр.

4. Тугова Н.А. «Музыкально – ритмические занятия в школе для слабослышащих детей», Москва, изд. «Просвещение», 1992, 145 стр.

5. Яхнина Е.З. «Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха», Москва, изд. «Владос», 2003, 272 стр.

              6.Зайцева Г.Л.Жестовая речь. Дактилология-М.: Владос, 2004,192стр.

Зайцева Г.Л.Жестовая речь. Дактилология-М.: Владос, 2004,192стр.