«Музыка в удовольствие»
статья на тему

Марчук Светлана Федоровна

Методическая разработка

 

Тема разработки: «Музыка в удовольствие»

 

 

Сост Мои музыкальные занятия проходят по программе, соответствующей основным принципам государственной политике РФ в области образования, изложенной в Законе Российской Федерации «Об образовании».

    Музыкально-ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание слабо слышащих детей средствами музыки совершенствование их движений развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию детей, расширению их кругозора, развитию воображения, творчества. Эстетическое развитие слабо слышащих детей-одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Ей подчинён отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений. Эта задача реализуется в методических приёмах обучения, в организации занятий (оборудования кабинета, дидактические пособия, манера общения воспитателя с воспитанниками и детей между собой). Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музыкально-ритмическим движениям дети не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа. Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию воспитанников. Содержание обучения, методические приёмы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребёнке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений детей общаться в группе, соотносить с ними свои интересы. При проведении занятий большое значение придаётся расширению кругозора детей. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о её связи с другими видами искусства; о деятельности композиторов и исполнителей; о народном творчестве. В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие воспитанников, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера. Дети видят исполнение воспитателя, слушают музыку и «входят» в её эмоциональный мир. Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово воспитателя о музыке, его умение заинтересовать детей Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев, песен.авитель: Марчук С.Ф., воспитатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka.docx35.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №13»

Методическая разработка

Тема разработки: «Музыка в удовольствие»

                                       Составитель: Марчук С.Ф., воспитатель

                   

    Консультант:                                Ф.И.О. (полностью),

                                                             должность

Санкт-Петербург

(год)

«Музыка воодушевляет весь мир,

Снабжает душу крыльями,

Способствует полету воображения».

(Платон)

ВВЕДЕНИЕ

Восприятие окружающего мира ребенком носит образный, эмоциональный характер. Важной формой эмоционально-эстетического развития глухих и слабо слышащих детей являются музыкально-ритмические занятия. Музыкальное воспитание важное средство коррекции нарушений в развитии, способствует формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса. Несмотря на значительную ограниченность, музыкально-слуховых возможностей глухих и слабо слышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможность для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны. В процессе формирования восприятия музыки осуществляется донесение до детей ее образного содержания, воспитывается эмоциональная отзывчивость. Воспитание эмоционального восприятия музыки происходит путем развития эмоциональной готовности к движениям под музыку, желания самостоятельно двигаться под музыку, реагировать на изменения в ее звучании.

I. Пояснительная записка

Направленность программы

    Мои музыкальные занятия проходят по программе, соответствующей основным принципам государственной политике РФ в области образования, изложенной в Законе Российской Федерации «Об образовании».

    Музыкально-ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание слабо слышащих детей средствами музыки совершенствование их движений развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию детей, расширению их кругозора, развитию воображения, творчества. Эстетическое развитие слабо слышащих детей-одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Ей подчинён отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений. Эта задача реализуется в методических приёмах обучения, в организации занятий (оборудования кабинета, дидактические пособия, манера общения воспитателя с воспитанниками и детей между собой). Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музыкально-ритмическим движениям дети не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа. Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию воспитанников. Содержание обучения, методические приёмы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребёнке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений детей общаться в группе, соотносить с ними свои интересы. При проведении занятий большое значение придаётся расширению кругозора детей. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о её связи с другими видами искусства; о деятельности композиторов и исполнителей; о народном творчестве. В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие воспитанников, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера. Дети видят исполнение воспитателя, слушают музыку и «входят» в её эмоциональный мир. Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово воспитателя о музыке, его умение заинтересовать детей Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев, песен.

                                 Уровень освоения.

 

        В процессе занятий активизируются умственные способности слабо слышащих детей. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти. Физическое развитие слабо слышащих детей-одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. Поэтому обучение глухих и слабо слышащих детей гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-ритмических занятиях. Развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Развитие двигательных способностей воспитанников рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее формированию слуховых и рече двигательных навыков. Развитие слухового восприятия детей имеет важное значение для полноценного развития ребёнка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представление детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации-речи, не речевых звучаний, музыки. Важнейшей задачей этих занятий является совершенствование произношение детей. У них закрепляются совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмика-интонационной структуры речи, развивается речевое дыхание. а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни.

Занятия проводятся в зале, где есть:

-звукоусиливающая аппаратура;

-пианино;

-музыкальный центр и набор СD дисков с музыкальным материалом;

-подсобка для хранения оборудования (мячи, ленточки, обручи, скакалки, реквизит для танцев и т.д.)

-музыкальные инструменты

-Актуальность

Работа воспитателя на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкально – ритмических занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

                                     

                                                -НОВИЗНА  

 Работая уже четвертый год воспитателем с детьми нарушения слуха и речи в «Центре содействия семейному воспитанию детей - сирот №13 Приморского района», я начала понимать проблемы коррекционного воспитания и обучения детей и подростков. На основе изучения специальной учебной литературы, я пришла к выводу о целесообразности составления вышеуказанной работы. Да, мои воспитанники совсем не похожи на своих сверстников. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха и речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развития, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость в музыкально-ритмических занятиях. Говорят, что музыка лечит. Действительно, занятия показывают-дети быстро развиваются, а главное они получают некоторые навыки общения. Официально в мире разговаривают на 2,5 тысячах языках. И есть еще один - язык жестов. На нем общается ограниченное число людей-глухие и слабо слышащие. Понять их, возможно, кажется, только при помощи сурдо переводчика. Но ребята жесты делают читаемыми для любой аудитории - они «поют» руками. Старшие учат жестам младших. В репертуаре русские народные песни, военная тематика и общеизвестные хиты. Также воспитанникам предлагается много заданий по импровизации движений под музыку. Детям не даются готовые движения, а они сами должны придумать. В таких заданиях у детей развивается воображение и творчество. Воспитатель помогает выполнить движения выразительно и красиво. На занятиях дети овладевают, не только крупной моторикой движений, но и уделяется немало времени для развития мелкой моторики, мимики. Дети мимикой показывают свой эмоциональный отклик на музыку, изображают характер героя в театрализованных постановках, характер музыкального образа. Дети воспринимают музыку в аудиозаписи, анализируют ее и далее импровизируют под музыку, выполняют движения в соответствии с характером музыки. Обучение глухих детей - это долгий процесс. На начальном этапе дети знакомятся с содержанием песни. Далее идет работа над каждой музыкальной фразой: разучивается ритмический рисунок мелодии (прохлопываем и т.д., проговаривание музыкальной фразы в ритме песни, работа над интонацией). Добавляются танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятий.

ЦЕЛЬ: Формирование гармоничной личности.

Особенности общего и речевого развития определяют следующие задачи:

  • Формировать навыки музыкально – ритмических движений.

Овладение музыкально – ритмическими навыками необходимо воспитаннику с нарушением слуха, поскольку совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны таким детям. Раскованность и непринужденность приобретаются детьми в процессе выполнения музыкально – ритмических упражнений, где взаимодействует музыка, движение и речь, что и составляет основу коррекционного воздействия на ребенка.

  • Развивать слуховое восприятие.

Развитие слухового восприятия воспитанников имеет важное значение для полноценного развития ребенка, имеющего нарушение слуха. В процессе музыкально – ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации речи, не речевых звучаний музыки. На занятиях воспитанники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное.

  • Игра на детских музыкальных инструментах.

Этот вид музыкальной деятельности широко используется в группе. В современных условиях, когда возрастает роль художественной культуры в формировании ребенка с проблемами, знакомство с музыкальными инструментами, отражающие национальные фольклорные традиции народа, приобретает еще большее значение. Обучение игре на них происходит на музыкальных занятиях. Дети знакомятся с различными группами музыкальных инструментов, учатся различать их по звучанию (духовые, ударные, клавишные, струнные), овладевают звукоизвлечением. Обучение игре на детских инструментах проходит в несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача простого ритмического рисунка на ударном инструменте (барабане, бубне, ложках, палочках, треугольнике).

  • Учить исполнять песни и чувствовать ритм.

Декламация песен под музыку - одно из важных направлений коррекционной работы на музыкально – ритмических занятиях. Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации под аккомпанемент, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто).

           Жестовое пение – это особый вид творчества глухих и слабослышащих людей. Они могут танцевать, читать стихи, но, к сожалению, пение голосом им недоступно. А желание творить и выступать есть. Жестовая речь – это полноценная речь, поэтому передать песню с ее помощью вполне возможно. И иногда это даже более яркое представление, нежели выступление человека, обладающего голосом и слухом.

Программа составлена для воспитанников с нарушением слуха и рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю).

II. Учебный план.

1. Музыка вокруг нас. Шумовые и музыкальные звуки.

2. Музыкальные инструменты (ознакомительное занятие)

3. Песня. Что такое песня? Какие бывают песни.

4. Танец. Что такое танец? Какие бывают танцы.

5. Марш. Маршировка на счет и под музыку.

6. Какая бывает музыка? Характер музыки (быстрая, медленная, веселая, грустная).

7. Русские народные инструменты.

8. Ложки. Игра на ложках.

9. Бубенцы. Игра на бубенцах.

10.Исполнение на инструментах (ложки, бубенцы, кастаньеты) сильной доли такта при аккомпанементе русской народной «Барыня».

11.Оркестр русских народных инструментов.

12.Русская пляска.

13.Русский переменный шаг. Разучивание танцевальной композиции.

14.Музыкальные инструменты: деревянные, ударные.

15.Хоровод. Игра «Ручеек». Русская народная музыка.

16.Комплекс упражнений с лентами.

17. Характер музыки (какая бывает музыка).

18.Круг, змейка, колонна, шеренга. Перестроения в движении (упражнения на освоение пространства зала.

19.Тема: «Природа в музыке».

20.Дождь, капель, пение птиц.

21.Комплекс упражнений с обручами.

22.Комплекс упражнений с мячами.

23.Слушание музыки. Викторина «Угадай мелодию».

24.Элементы классического танца.

25.Детские бальные и народные танцы.

26.Образные танцы (игровые).

27.Постановка танцевальной композиции.

28.История балета.

29.Танцы народов РФ.

30.Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».

31.Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.

32.Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.

33.Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.

34.Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластическая гимнастика.

35.Упражнения на дыхание. Упражнения для развития правильной осанки.

36.Аэробика.

37.Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.

38.Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.

39.Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

40.Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звёздочка, воротца, змейка.

41.Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри».

42.Музыкальные инструменты. Игра на ксилофоне и барабане. Барабанные дроби.

43.Музыкальная игра «Караси и щуки». Муз. В. Герчин.

44.Комплекс упражнений: «Восточные мотивы» c кастаньетами.

45.Тема: «Песня, танец, марш- три кита музыки».

46.Национальная музыка и танцы.

47.Вальс(музыка, танец). Вальс Муз. Э. Грига и П. Чайковского.

48.Менуэт(музыка, танец, костюм).

49.Полька(музыка, танец, костюм).

50.Мазурка, полонез (музыка, танец, костюм).

51.Музыкальная игра «День и ночь» Муз. А. Островского.

52.Тема: «Музыка для всех времён года».

53.Композиторы Чайковский, Вивальди «Времена года».

54.Колокольные звоны. Муз. М. Мусорского- вступление к опере

«Хованщина».

55.Колыбельные песни.

56.Комплекс упражнений с лентами.

57.Природа в музыке.

58.Сказка в музыке.

59.С. Прокофьев «Петя и Волк». Симфоническая сказка.

60. «Петя и Волк» основные музыкальные темы и музыкальные инструменты сказки.

61.Инсценирование сказки.

62.Характер музыки. Музыкальные портреты.

63.Импровизация под разнохарактерную музыку.

64.Мужской, женский, детский хор.

65.Движения вальса в паре.

66.Торжественный, взволнованный характер музыки. Гимн России.

67.Рождение музыки.

68.Композиторы, авторы музыки.

69.Современные исполнители музыки.

70.Музыка и изобразительное искусство.

71.Музыка и литература.

72.Музыка и кино.  

Разучивание песен:

«Мир, который нужен мне» А. Ермолов

«Три белых коня» муз. Е. П. Крылатов

сл. А.Дербенёв

«Журавли» муз. Я. А. Френкель

сл. Р. Гамзатова

«Колядки»

«Снежинки спускаются с неба» В.Шаинского

сл. А. Внукова

Масленица- «Барыня»

Масленица «Разрумяными блинами» муз. Трубачёв

«Чёрное-белое» муз. Э. Колмановский

сл. М. Танич

«Журчат ручьи» муз. И. Дунаевский

сл. М. Вольпин

«Прекрасное далеко» муз. Е. Крылов

сл. Ю.Энтина

«Рисуют мальчики войну» муз. А. Богословский

сл. А. Богословский

«Птицы белые» муз. А. Прончак

сл. С. Шкуро

«Ты же выжил, солдат» муз. В. Мигуля

сл. М. Агашина

Освоение ритмических движений с музыкальным сопровождением предполагает формирование опыта эмоционально – образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально – творческой деятельности, приобретение знаний и умений, обеспечивает введение воспитанников в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкально – ритмических занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия воспитанников через эмпатию, идентификацию, эмоционально – эстетический отклик на музыку и танцевальное движение. Уже на начальном этапе обучения дети понимают, что музыка и движение открывают перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно – нравственного становления, развивают способность сопереживать, вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкально – ритмической деятельности и организации своего культурно – познавательного досуга.

IV. Содержание программы.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкально – ритмической учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Музыкально – ритмические занятия для слабослышащих детей, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

 Содержание музыкально-ритмических занятий для слабо слышащих детей.

Программа музыкально-ритмических занятий включает следующие разделы:

• обучение движениям под музыку;

• обучение восприятию музыки;

• декламация песен под музыку;

• жестовое пение

• игра на элементарных музыкальных инструментах;

• автоматизация произносительных навыков.

-Формы и методы проведения занятий.

Обучение восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельной деятельности, так и составной части других видов деятельности музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах, жестовое пение.

Обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности включает следующее:

• формирование сенсорной основы восприятия музыки: обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длительности, тембра) в различных их сочетаниях;

• формирование слушательской деятельности: обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.

Обучение восприятию музыки как составной части других видов деятельности осуществляется в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах.

Один из основных видов деятельности на музыкально-ритмических занятиях — музыкально-ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например, ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у воспитанников импровизации движений под музыку.

Декламация песен под музыку — одно из важных направлений коррекционной работы на музыкально-ритмических занятиях. Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации под аккомпанемент учителя или минусовую фонограмму, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковидения (плавно, отрывисто).

Репертуар содержит народные и современные детские песни, а также попевки, прибаутки.

Игра на элементарных музыкальных инструментах способствует развитию у глухих учащихся звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, восприятия характера музыки. Воспитанники учатся исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных инструментах (например, на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках).

Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации песен, инсценировании музыкальных сказок, а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики).

          Освоение нашими детьми жестовому пению – безусловно, сам по себе факт положительный, мы стараемся работать над жестовым переводом песни, над наполнением произведения смыслом, жизнью, сценическим движением. Большое значение уделяем созданию образа каждого слова, тем самым развивая и мышление, и воображение, и речь. В этой связи большое значение имеет отбор материала для жестового пения, его педагогическая целесообразность. Отдаём предпочтение песням, имеющим воспитательную направленность, независимо от тематики – будь то песня о любви к матери, военная песня или песня о сказке.

         После того, как песня «переведена» на язык жестов, необходимо ее выучить. При этом учащиеся заучивают не только сами жесты, но и учатся «проговаривать» слова песни. Артикуляция должна быть четкой и выразительной, ведь многие ребята читают по губам. И только потом, когда заканчивается работа непосредственно над содержанием песни, начинается не менее кропотливая работа над движениями наших «артистов». Очень важно достичь синхронности и пластичности жестов.

        В процессе обучения реализуется дифференцированный подход к учащимся, учитывающий состояние слуховой функции, уровень речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи каждого ученика (Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, 2001).

На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию у учеников речевого дыхания.

При широком использовании музыки и движений ведется работа по развитию у учеников голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте. Развитию более естественного звучания голоса содействует специальная работа над хорошей осанкой, нормализацией мышечного тонуса детей.

На занятиях закрепляются умения учеников правильно воспроизводить звуковую структуру речи при реализации концентрического метода обучения с применением сокращенной системы фонем.

Большое внимание уделяется работе над словом и фразой. У детей закрепляются умения произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую и, по возможности, мелодическую структуру.

Важное значение придается развитию у учащихся ритмика-интонационной структуры речи (слухового и слуха-зрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур): слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса — ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе, мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный). В процессе работы над ритмика-интонационной структурой речи детей применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмика-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз.

Широко используются речевые упражнения под музыку. Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию в ее структуры (Е.З. Яхнина)

 

Ожидаемые результаты.

В результате занятий должны быть достигнуты определенные результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ отражаются в индивидуальных качественных свойствах воспитанников, которые должны приобрести в процессе освоения музыкально – ритмических занятий:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусcтва России;

- целостный, социально – ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни группы, детского дома и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- овладение навыками сотрудничества с воспитателями и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни группы,
детского дома и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и
эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТЫ характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий воспитанников, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкально – ритмической деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

- формирование устойчивого интереса к музыкально – творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций.

Результаты обучения воспитанников демонстрируются на праздниках; дети исполняют музыкально – пластические композиции, составленные с учетом их возможностей. На мероприятиях должен принимать участие каждый ребенок, выступая в посильной для себя роли.

III. Календарный график.

СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Эффективной формой общения детей со своими сверстниками стали традиционные праздники в Центре. Результаты обучения воспитанников демонстрируются на праздниках; дети исполняют музыкально – пластические композиции, составленные с учетом их возможностей. На мероприятиях должен принимать участие каждый ребенок, выступая в посильной для себя роли. Проводятся следующие праздники:

- День знаний - 1 сентября.

- День учителя.

- Осенние праздники.

- Моя большая, дружная семья.

- Новый год и Рождество.

- 8 марта и День матери.

- День Святого Валентина.

- День защитника Отечества.

- День Победы.

- День смеха.

- Масленица.

- Дни рождения.

Эстетические переживания, связанные с проведением мероприятий, праздников в Центре, обеспечивается комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступления, сопереживают другим детям. 

Подведение итогов реализации

ДЕТИ ДОЛЖНЫ – ПОНИМАТЬ

1.Названия музыкальных инструментов.

2. Понимать основные дирижерские жесты (внимание, дыхание, начало, окончание, логическое ударение).

3. Названия танцевальных движений (приставной шаг, ковырялочка, пружинка, фонарики и т.д.).

ДЕТИ ДОЛЖНЫ - УМЕТЬ

1. Эмоционально и правильно выполнять гимнастические и танцевальные движения с предметами.

2. Определять на слух начало и окончание музыкального произведения.

3. Различать на слух веселую и грустную, тихую и громкую, медленную и быструю мелодии.

4. Ритмично и красиво двигаться под музыку, так и без нее.

5. Правильно пользоваться речевым дыханием.

6. Воспроизводить небольшие фразы на одном выдохе.

7. Различать на слух польку, марш, хоровод.

8. Исполнять несложные танцевальные композиции.

9. Изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения.

10. Определять в пьесах характер музыки (быстрый и медленный, веселый и грустный, радостный и бодрый).

11. Декламировать песни под музыку.

12. Жестовое пение.

V. Оценочно-методические материалы

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

О достижении результатов следует судить:

- по исполнению танцев, песен; игре на простых музыкальных инструментах, участию в различных сценических представлениях;

- по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников;

- по повышению уровня общей и физической культуры;

 - по отношениям в коллективе.

Оценочные критерии знаний, умений, навыков.

Музыкальные занятия должны развивать детей эмоционально.

Привить воспитанникам интерес к музыкальному искусству можно систематически развивая творческие способности, навыки восприятия музыки.

На музыкальных занятиях создается доброжелательная, спокойная, творческая обстановка. Лучшим «оружием» воспитателя – похвала. И тогда мы видим в глазах радость и уверенность в своих силах.

Каждое занятие должно быть оценено. Зачастую дети оценивают себя сами в зависимости от результатов. Они сами считают свои ошибки. Бывает, конечно, и не очень честные подсчеты, но если эту работу проводить регулярно, ставить только «четыре» и «пять» (если заслуженно), а главное – убедить ребенка, что процесс изучения важнее сегодняшней оценки, то дети трудятся честно, кто - то получает оценку, а кто – то еще нет.

Оценка «5» ставится:

- дает правильные осознанные ответы на поставленные вопросы.

- умеет самостоятельно с минимальной помощью воспитателя находить нужный музыкальный темп, правильно ориентироваться в пространстве. Четко исполняет ритмика – гимнастические упражнения.

- правильно выполняет работу на музыкальных инструментах, исполняет различные ритмы на бубне, барабане и т. д.

- умеет придумывать варианты к пляскам, играм.

Оценка «4» ставится, если его ответ соответствуют требованиям, установленным для оценки «5», но: творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения – заинтересованность детей, их живое эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на музыкально – ритмических занятиях:

- при ответе воспитанник допускает отдельные неточности, нуждается в дополнительных вопросах.

- делает ошибку при выполнении задания.

Оценка «3», «2» и «1» не ставится. Ведь наши музыкальные занятия «Музыка в удовольствие».

VI.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

- Куинджи Н.Н. «Валеология: пути формирования здоровья школьников» Методическое пособие. Москва, «Аспект Пресс», 2001

- Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», Москва «Владос», 1997

- Речицкая Е.Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы».

- Тугова Н.А. «Музыкально – ритмические занятия в школе для слабослышащих детей», Москва «Просвещение», 1992

- Яхнина Е.З. «Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха», Москва «Владос», 2003

- Ротерс Т.Т. «Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика». – М.

- Тарасова К.В. «Онтогенез музыкальных способностей». – М.

- Базарова Н.Мей В. «Азбука классического танца».

- Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно-отсталых детей-сирот. Москва. 2003г.

- Мамойчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушением в развитии. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2000г.

ПОСОБИЯ:

- портреты композиторов;

- атлас музыкальных инструментов;

- Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особе...

Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе...

План урока-беседы по литературе на тему "Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе..."...

«Музыка в сказках». «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

План-конспект  урока с учащимся 1класса Блохиным Тимофеем (музыкальный инструмент «Блокфлейта»)....

Разработка праздничного сценария: День музыки "Без музыки не проживу и дня"

Стихи, музыкальные номера, посвященные празднику " День музыки"...

Презентация к уроку английского языка «Видовременные формы английского глагола в действительном залоге» (Автор Хмелевская Л.П.), 9 класс, к учебнику Биболетовой М.З. "Английский с удовольствием" для 9 класса.

В системе английских глаголов 12 времен. Правила образования временных форм, образование отрицательных предложений, слова, помогающие определить времена....

Учиться с удовольствием: миф или реальность?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ...

Конференция "Право человека на свежий воздух выше права курильщика на удовольствие"

В ГБПОУ ДЗМ "МК №6" 31 мая проходит ежегодная конференция, посвященная Всемирному дню отказа от курения. Все знают, что курить плохо, что это ведет к целому ряду проблем, связанному со здоро...