Учиться с удовольствием: миф или реальность?
статья

Татьянина Ольга Николаевна

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitsya_s_udovolstviem_mif_ili_realnost.docx131.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учиться с удовольствием: миф или реальность?

(Советы родителям по повышению учебной мотивации)

Многие родители, к сожалению, совершают одну и ту же ошибку: пытаются заставить своего ребенка хорошо учиться, бесконечно отчитывают за неугодную им оценку и не слышат и не хотят слышать, чего же хочет их чадо.

А ведь важно сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились.

Конечно, основные вопросы обучения ложатся на плечи школы, но и роль родителей, безусловно, важна.

Не стоит ожидать, что ребенок сможет самостоятельно научиться учиться. Нет! Он нуждается в контроле со стороны взрослых, поддержке, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

На самом деле ребенок с самого рождения уже приступил к обучению учиться. Сначала дети учатся сидеть и ходить, разговаривать и классифицировать предметы, различать цвет и вкус, сравнивать большое с маленьким. Это происходит в игре и непринужденном общении с мамой. Малыш не устает от этих уроков и с удовольствием все усваивает. Все происходит само собой.https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/60808/pub_5b44b1e96da19500a9f6f12e_5b44b521d22d6300a881e94f/scale_1200

Вот и обучение должно проходить как что-то само собой разумеющееся и естественное. Обязательно должен быть урок-игра и правила такой игры должны быть понятны для ребенка. Наверно, вам неоднократно приходилось наблюдать, как даже самые маленькие дети с удовольствием сражаются в компьютерные игры разной сложности. Дело в том, что все компьютерные игры создаются таким образом, что игрок может интуитивно понять, как играть в них, проходит уровни один сложнее другого и получает награду за каждый уровень. Вот и обучение должно быть построено так, чтобы ребенок шел к познанию от простого к сложному, испытывая интерес и желание узнать: «А что же дальше?»

И, важно помнить, что родитель всегда должен дать понять ребенку, что ценит его старания, и что если что-то не получается, то это не катастрофа!

Что же необходимо делать для того, чтобы, школа приносила удовольствие  и  родителям, и детям.

Начнем с первоклашек.

Обычно учитель не задает домашнее задание первоклассникам, вы, уважаемые родители, не заставляйте его писать крючочки, палочки, он и так устает в школе, так как после садика итак очень сложно привыкнуть к усидчивости и дисциплине. Лучше позаботьтесь о полноценном отдыхе вашего ученика, об активности на свежем воздухе, но и, конечно, о правильном сбалансированном питании.

Продолжайте работать над мелкой  моторикой пальчиков (лепка из глины, пластилина, вышивание и бисероплетение; клейте аппликации – т.е. все то, что нравится вашему ребенку) – это научит малыша лучше и аккуратнее писать буквы и цифры.

Если все-таки домашнее задание задали – то не давайте ребенку скучать при выполнении домашних работ, подключайтесь сами, пишите рядом на своем листе бумаге, а он на своем. Домашнее задание должно вызывать интерес ребенка. Не торопите его, помогайте, не злитесь и не ругайте за ошибки.

Главное в учебе – это не убить интерес к познанию школьной программы, дайте своему ребенку возможность получать хоть и небольшое, но удовольствие от занятий. Не стоит воспринимать выполнение домашней работы с ребенком обременительной ношей, во всем должен быть позитив.

Ребенка перегружать нельзя, ни в коем случае! Ребенок устал? Вертится? Расстроен? Сделайте перерыв в выполнении заданий, не заставляйте. В учебе важна мера.

В среднем звене, желательно, чтобы ребенок уже самостоятельно выполнял домашнее задание, а вы только проверяйте.

Если ваш ребенок все же совершил ошибку – не заставляйте его переделывать работу или переписывать. На ошибках учатся! Вы сами никогда не совершаете ошибки? Относитесь уважительно к ошибкам ребенка. Объясните, что ошибки делают все, они неизбежны, это естественный процесс для любого нормального человека.

Не нужно излишне беспокоиться из-за неудач вашего ребенка, просто будьте рядом, поддержите ребенка.

 Чаще хвалите ребенка, не оскорбляйте. Найдите в строке, среди всех букв, самую красивую и похвалите за нее ребенка. Объясните, что то, что не получилось сейчас – получится обязательно потом.

 Не нужно делать высокую отметку в школе идолом для поклонения. Оценка – это всего лишь оценка. Сегодня она ниже, завтра выше. Ваш ребенок обязательно будет успешным в будущем, даже не будучи круглым отличником, т.к. он имеет главный и самый важный инструмент к познанию – это его интерес.

С подростками, естественно, все несколько сложнее. Но здесь главное не передавить, аккуратно выяснить причины нежелания учиться.

Родителям необходимо помочь подростку осознать ценность обучения. помочь понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Можно показать наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать —  спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием,  то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.

Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. Дайте ему возможность поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.

Так подросток поймёт, что любой труд – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться.  

Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.  

 И не забывайте хвалить! Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но и  в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.

Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье.

         И не забывайте золотые правила: 

Хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение.

Часто ругают целиком ребенка, а не отдельный промах. Разделяйте оценку ребенка в целом и оценку его работы.

Так у ребенка появится уверенность в себе, а желание учиться не будет отбито вечной критикой.

Не сравнивайте сына или дочь с другими детьми. Сравнивать и оценивать нужно только  вчерашние достижения и сегодняшние. Когда будет фокус на прогрессе, прогресс не заставит себя ждать.

Не ставьте перед ребенком заведомо недостижимые цели или неизмеримые. Если вы точно знаете, что ваш ребенок не может быть отличником, не надо ему ставить эту цель. Иначе от недостижимой цели, ребенок окончательно потеряет интерес к учебе.

В любой бочке дегтя можно найти крохотную капельку меда, если постараться. В вашем ребенке есть островок, который нужно выкроить из потока неудач, незнаний и неумений. В противном случае все останется на своих местах. Просто этот остров, возможно, пока необитаем.

Хвалите, цените, помогайте и любите, тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе, найдет свое место в обществе, добьется успеха. Не стоит забывать и о том, что ваш ребенок – это отдельная личность, неповторимая и уникальная.

Удачи вам! У вас все получится!

Ваш ребенок самый-самый, помните об этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учись учиться"

В помощь первокурсникам...

Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"

Материал содержит следующую информацию:Программа «Учись учиться». Что она собой представляет?  Основной акцент здесь делается на организации  самоуправления и преемственности.Роль педагога-к...

Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться"

Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"...

Презентация к уроку английского языка «Видовременные формы английского глагола в действительном залоге» (Автор Хмелевская Л.П.), 9 класс, к учебнику Биболетовой М.З. "Английский с удовольствием" для 9 класса.

В системе английских глаголов 12 времен. Правила образования временных форм, образование отрицательных предложений, слова, помогающие определить времена....

«Музыка в удовольствие»

Методическая разработка Тема разработки: «Музыка в удовольствие»  Сост Мои музыкальные занятия проходят по программе, соответствующей основным принципам государственной поли...

Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""

В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...

Конференция "Право человека на свежий воздух выше права курильщика на удовольствие"

В ГБПОУ ДЗМ "МК №6" 31 мая проходит ежегодная конференция, посвященная Всемирному дню отказа от курения. Все знают, что курить плохо, что это ведет к целому ряду проблем, связанному со здоро...