курсовая работа
учебно-методическое пособие на тему

popova irina ilinishna

курсовая работа по теме: "Влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая работа75.9 КБ

Предварительный просмотр:

Введение……………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………………….6

  1. Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников…………………6

1.2 Изобразительно-выразительные средства в русских народных сказках……………….12

1.3 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15

1.4 Методы, приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста………………………………………………………..17  

Заключение………………………………………………………………………………………23

Список использованных источников и литературы………………………..…………….25

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно, грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что: связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.

Многолетний опыт обследования детей при зачислении в логопедическую группу показывает, что даже, если дошкольники владеют счетом до десяти и обратно, знают геометрические фигуры, хорошо ориентируются в пространстве и времени, обладают другими знаниями и навыками, связная речь у них в той или иной мере нарушена всегда.

От уровня развития связной речи зависит: умение общаться с людьми, общее интеллектуальное развитие, интеллигентность и культура человека. Сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа. Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет: давать развернутые ответы на сложные вопросы; аргументировано и логично излагать свои мысли; авторитетно отстаивать свое мнение; воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества; писать изложения и сочинения.

Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве.

При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте Ф.А.Сохин выделил три основных направления:

  1. структурное (формирование структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);
  2. функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);
  3. когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений).

Что касается первого направления, то было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

В исследованиях второго направления авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Исследования третьего направления были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное - закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения.

Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).

По мере взросления ребенка необходимо читать, а лучше рассказывать ему русские народные сказки. Они раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

задачи:

  1.  проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  2.  выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;
  3.  разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Объект: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: методы и приемы развития связной речи под влиянием русских народных сказок.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей

С помощью сказок ребенок впервые начинает познавать мир. Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего содержание и силу из творческих недр народа.

Горький говорит, что сказки открывали перед ним просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила; что устная поэзия трудового народа той поры, когда поэт и рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка [14, c55].

Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики» [28, c87].

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции.  Подразделяются сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.

В сказках о животных главным персонажем, естественно, являются животные (иногда им противостоит человек). В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа ( животные здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально – бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля…

 В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных.         В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа – древняя феодальная Русь. Унаследовав фантастику рассказов древнего человека, сказки, по существу, говорят не о природе, не о взаимоотношениях с ней, а о жизни человека в обществе, о нем самом.

Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости – вот что утверждают сказки…

Противником волка выступает лиса. Это «кумушка – голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость, смекалка соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко расплачивается.

Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая коза – дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка [28, c78].

В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный старичище, похищающий женщин, Баба Яга – «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая – в левый», Змей Горыныч. Это может быть и «мужичок с ноготок – борода с локоток» и др. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало нередко воплощают в себе и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старшие брать героя.

Отрицательные персонажи создают в волшебных сказках стихию таинственности, страшного. Именно из-за этого волшебные сказки исключаются из детского чтения, взрослые слишком оберегают «сказочный», «идеальный» мир ребенка, нередко забывая, свой не только взрослый, но и детский интерес к этим сторонам жизни. Но разве это правильно? Хорошо писала М.И.Цветаева: «Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь мальчикам головы? Нет, они его только боятся. Разве дети ненавидят Змея Горыныча? Бабу Ягу с ее живым тыном из мертвых голов? Все это – чистая стихия страха, без которой сказка не сказка и услада да не услада. Для ребенка, в сказке, должно быть зло».

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа [14, c34].

Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана-царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака Журка и кот Васька…

Герои волшебных сказок летают на коврах-самолетах, бегают по земле в сапогах-скороходах, пользуются шапкой-невидимкой, едят со скатерти-самобранки.

Волшебные сказки – своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Сказочный герой путешествует в «тридевятое царство, тридесятое государство». Здесь его поджидают чудеса, неожиданные испытания, здесь ему нередко угрожает смерть. Но все в волшебных сказках заканчивается благополучно – чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королевне.

Именно благодаря волшебным сказкам утвердилось мнение, что во всех сказках все мытарства героя заканчиваются счастливо. Но ведь это далеко не всегда так, особенно если иметь в виду социально – бытовые, сатирические сказки, о которых речь впереди.

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно в них проявилось сатирическое начало, выразившие симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат…

Осмеянию в социально-бытовых сказках, как и в сказках «Ерш Ершович», «Ворона-карабута», подвергались судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки («Шемякин суд»), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его не далекий, но богатый брат («Семилетка»).

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро (например, в сказках «Горшеня», «Елевы шишки»), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке «Царь и портной» царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Значительная часть социально-бытовых сказок принадлежит к числу антицерковных. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки «Церковная служба», «Безграмотная деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла».

Народ видел недостатки и в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они высмеивают ленивых, глупых людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость, пьянство. «В них, - писал в статье «О народных сказках» В.Г.Белинский, - виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве» [23, c92]/

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, - начинает сказочник. – На острове Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки юмористичны.

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил-был…», «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в капкан…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов.

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет – улица, налево – переулочек». Так запечатлен бег богатырского коня: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает», а так передается красота: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного для нас классического стиха Пушкина, Лермонтова, Некрасова с определенным количеством слогов и ударений в стихах и нередко рифмы; слогов же может быть разное количество. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

Именно в том,

В котором мы живем,

Жил-был царь…

Некоторые сказки рассказывались полностью сказовым стихом. Таковы, например, сказки о козе – белой бороде, вороне-праведнице.

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – Котофей Иваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк – «из-за кустов хап», лиса – «на поле краса», медведь – «всем пригнетыш»…

В художественном произведении поэтические средства всегда используются целесообразно и экономно. Они являются и приметами жанра. Именно поэтому мы не встретим, например, в сказках о животных вместо их привычного зачина «Жили – были…» развернутого, фантастического зачина волшебной сказки. Это было бы художественно не целесообразно. Именно поэтому пышные «формульные» диалоги, которые ведут между собой персонажи волшебных сказок, отличаются от диалогов персонажей новеллистических сказок: в последние диалоги приближены к нашей живой, бытовой речи, хотя и не копируют ее.

Таковы русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Если иметь в виду только сюжеты сказок, то их – более тысячи, а опубликованных записей сказок около пяти тысяч. А сколько хранится в архивах!

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие [1, c347]/

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность [1, c348]/

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

1.2.Изобразительно-выразительные средства в русских волшебных сказках.

         В специальной литературе сказки определяются как «один из древнейших видов народной словесности. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изобретали воображаемую победу над ними, а свершение магического обряда приучило человека к пассивному ожиданию. Затем вымысел в сказках стал поэтической условностью – в них воплотились мечты народа об иной, светлой жизни, которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала, неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе», [словарь юного литературоведа, с.302, 1986].

         Многие русские народные сказки имеют гротескную окраску. «Гротеск – это мир небывалый, особый, противостоящий не только обыденному и повседневному, но и реальному действительному. Здесь гротеск граничит с фантастикой, к которой он охотно прибегает, однако ей не тождественен. В гротеске естественные связи и отношения уступают место сложным, сталкиваются и обнажаются сами моменты перехода одной формы в другую» [словарь юного литературоведа с.59, 1986]. Таков мир сказок «Подземные царства», «Марья Моревна» и другие. Как пишет К.С.Станиславский «Настоящий гротеск – это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания».

         Тема самых распространенных сказочных сюжетов – судьба гонимых и униженных. За верность, доброту, бескорыстие беды таких героев сменяются благополучием. Этому обороту в судьбе герои обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебного предмета, знанию или умению. В сказках возникла целая плеяда чудесных помощников: конь, лягушка, добрая старуха, жена волшебница и другие. Они противодействуют врагам: ведьмам. похитителю-вихрю, Кощею, многоголовому змею и др. Сказки учили быть твердыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой. Сказочники мечтали о чудесном способе облегчить тяжелый физический труд, овладеть силами природы» [словарь юного литературоведа с.303, 1986].

          Нередко в основе сюжета сказки лежит сравнение доброго и злого, слабого и сильного. Причем добро всегда побеждает. Мы не можем не заметить, что идеей сказки является противопоставление доброй и трудолюбивой героини, злой, ленивой и жестокой, т.е. в основе идеи сказки лежит антитеза. Во многих сказках встречается прелестная, трудолюбивая падчерица и уродливая, ленивая доченька, о которой маменька заботится, следит, чтобы волосок с её головы не упал, а падчерицу мучает работой, унижает при каждой возможности. И когда бедняжка уже не знает, куда ей деваться, как дальше жить на белом свете, если её унижают, оскорбляют, рабским трудом обременяют, вдруг, откуда ни возьмись появляется добрая старушка, или волшебник, или кто-то, кто ей помогает, и даже кардинально меняет её жизнь в лучшую сторону, и она становится счастливой, а злая и ленивая сестра погибает лютою смертью. Нельзя не обратить внимание на то, что на протяжении всего произведения идет сравнение двух (или более) героев (героинь), сказочник параллельно рассказывает нам о судьбах персонажей, следовательно, параллелизм является важным элементом при построении композиции произведения. Почему дети так любят сказки? Потому что чтение русских народных сказок доставляет нам удовольствие, понимание их вводит нас в состояние чрезмерного счастья и душевного покоя.

          Параллелизм, сравнение, антитеза выполняют ещё одну очень важную функцию – создание образов. Очень часто в сказках мы встречаем выражения: «красная девица», «красота невоображаемая», «добрый молодец» и многие другие. Всё это образы героев русских народных сказок. Если речь идёт об описании девицы, то она непременно будет красивой, мудрой, доброй, трудолюбивой. Если на страницах сказки встречается молодец, то он обязательно будет добрым, сильным, смелым. Но если в начале мы встречаем «Иванушку-дурачка», то к концу сказки он становится «добрым молодцем, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». На протяжении произведения идет диалектика души, диалектика характера героя. Этого самого «окончательного героя» даже не стоит пытаться идеализировать – это уже идеал, это именно такой человек, которого люди хотели бы видеть.

Писатели представляли женщину красивой, верной, мудрой, трудолюбивой, невольно вспоминаются строки Н.А.Некрасова: «Красавица—миру на диво. Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка.»

          Мужчина описывается обязательно мужественным, честным, добрым, человеком с высокими нравственными понятиями. Но при чтении сказок мы обращаем внимание не только на образы героев, хотя это тоже важно, но и на другие ключевые моменты, причём делаем это, даже сами того не желая. Но ведь мы не знаем, какие моменты являются самыми важными, сами сказочники рассказывают нам об этом, рассказывают, используя средства художественной изобразительности, именно благодаря этому наше внимание там, где это необходимо, и вызывают у нас эмоции, необходимые для понимания данного произведения.

          Чтение сказок не было бы для нас таким приятным, если бы текст сказки был скучным и реалистичным. Русские народные сказки очень красивы благодаря обилию средств художественной изобразительности. Рассмотрим изобразительно-выразительные средства, которые используются в русских волшебных сказках.

          Изобразительно-выразительные средства употребляются для описания людей, например, красоты героини: «Ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать», «Другой подобной красавицы во всем свете не бывало!», «Душой-девицей», «Перед ним такая красавица, что век бы очей не отвел», «Видел я у стрельца жену – такой красоты во всем свете нет», «Да такою прекрасною…», «Красота невообразимая!», «Три девицы красоты неописанной…», «Прекрасная королевна» и многие другие.

          Изобразительно-выразительные средства описывают силу героя: «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну – только мокрёхонько будет», «Никто палки за один конец поднять не может, а Иван-царевич, да Иван- кухаркин сын, да Иван-Быкович между пальцами повёртывают, словно перо гусиное!», «Сильное войско королевское», «Вот сошлись они - поравнялись, так жестко ударились, что земля кругом простонала», «Стрелец-молодец» и др.; Моральные качества: «Добрый молодец», «Добрый человек», «Верой – правдой» и т.д.; отдельных частей героя: «уста сахарные», «коса русая», «руки белые», «брови черные», «ноги скорые», «буйная головушка» и т.п.; психологическое состояние: «горько-горько», «крепким сном», «заплакал-запечалился», «задумался закручинился».

          Эпитеты играют важную роль в описании природы («тучи черные», «гроза страшная», «ясен сокол», «зеленый сад», «страшным вихрем», «старая кляча», «добрый конь», «паршивый жеребенок», «зеленых лугах», «облака-тучи черные», «сизокрылый орёл», «красное солнышко», «дремучий лес», «океан-море широкое», «грянул гром», «ни свет, ни заря», «златопёрый ёрш», «олень – золотые рога», «богатырские кони», «звери лесные», «птицы воздушные», «тихий пруд», «на пустом месте», «огненная река», «сырая земля», «чистое поле»); для описания зданий («белокаменные палаты», «золотая беседка», «избушка на курьих ножках, на бараньих рожках», «палаты раззолоченные», «к большому, великолепному дворцу…»); государства («За тридевять земель», «чужедальнюю сторонушку», «чужие земли», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «тридесятое царство» и т.д.); пути («путь-дорога», «в дальний путь», «в обратный путь», «близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли», «шел-шел»); предметов быта («шитое полотенце», «волшебная книга», «серебряная ложечка», «серебряная вилочка» и пр.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства.

1.3 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Восприятие литературных и фольклорных произведении на втором году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.

В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока [1, c251].

Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А.Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношения к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он не редко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.

Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста, а для старших – те, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.

Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают на картинке»? И приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действий персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях, изображенных на картинке» и ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое [1, c253].

Если ребенок дает картинке название, выраженное одним – двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.

1.4 Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос) [5, c20].

М.М.Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. Можно объединять произведения одного жанра или несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

А) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

Б) чтение в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

А) оно может быть логически связано с содержанием занятия;

Б) чтение может быть самостоятельной частью занятия.

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций [5, c 348].

Сказки детям рассказывают и читают. Рассказывают реже, так как в большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их воспитателю нелегко.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.

  1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.
  2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.
  3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» - восхищаются прохожие. И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», - рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и читает сказку.
  4. Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием – «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?» (Отмечая на этот вопрос, дети упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.)

«Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее начало», - предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать концовку к произведению [1, c347].

В данной возрастной группе надо чаще использовать присказки, особенно в тех случаях, когда не проводится подготовительная работа к занятию. Желательно, чтобы по своему настрою присказка была связана с произведением, хотя подбор этот будет во многом условен. Практика показывает, что во втором полугодии дошкольники, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды. Для старшей группы можно рекомендовать следующие присказки:

Как кот в печи пироги печет, Кошка у окошка рубашку шьет,

Поросенок в ступе горох толчет, Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет. (К сказке «Крылатый, мохнатый

да масленый»).

 Лиса по лесу ходила  Звонки песни выводила,

 Лиса лычки драла,  Лиса лапотки плела.

 Это еще присказка,  а сказка дальше пойдет.

 (К сказке «Лисичка-сестичка  и серый волк».)

Посылали молодицу Под горушку по водицу,

А водица далеко, А ведерко велико.

Это еще не сказка – присказка,

А сказка вся впереди.  (К сказке «Хаврошечка»).

Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,                 И я там был,

Пряники жуют,                 Мед, пиво пил,

Медом запивают,              По усам бежало,

Нас в гости поджидают.    В рот ни капли не попало.

Или концовкой из сказок А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Те же присказки можно использовать, читая детям сказки во внеурочное время. Целесообразно повторять их и на занятиях по звуковой культуре речи, предлагая детям назвать слова с определенным звуком. Все это поможет запомнить детям присказки и самостоятельно использовать их в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников.

После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Необходимость в такой беседе очевидна. Известный советский психолог Б.М.Теплов отмечал, что произведение искусства выступает перед ребенком как эстетический объект не с самого начала, а тогда, когда оно становится для него конкретным, осмысленным. Это высказывание целиком относится и к произведениям художественной литературы. В то же время не следует забывать, что каждая встреча со сказкой – это, прежде всего воспитание чувств ребенка. Совершенно справедливо утверждение, что малыш должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.

Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и языки сказки.

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

- Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? – спрашивает педагог.

- Хитрая, умная, жестокая,- говорят дети.

- И только – то? – удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и, что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» - добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?».

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева не серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?»).

В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ откажется интереснее (подробнее)?»

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны – сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - со слов «сядут за стол – не нахвалятся» [5, c22].

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова.

Таким образом, русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

В приложении к данной курсовой работе, есть система мероприятий, в которых используются русские народные сказки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, приходим к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей. Считается, что сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Дети непоседливы и любознательны, интересны истории и сюжеты, рассказанные в доступной форме. Именно такой формой является сказка. Знакомство ребёнка с народным творчеством, начатое еще в раннем возрасте, влияет на формирование его внутреннего мира.

 Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Дети, которым в детстве читают сказки, быстрее учатся читать и ярче выражают свои мысли. Слушая сказки, дети учатся фантазировать, воспринимать сказку на слух, следовательно, запоминать. Сказка развивает воображение ребёнка, а также его творческий потенциал. Теперь нужно определить, в какое время лучше всего читать сказки. Принято считать, что сказки читают только на ночь. Но это далеко не так. Главное, чтобы у ребёнка было настроение. Когда детям начинаешь читать сказки, они не всегда сразу понимают, о чём она. Они пытаются понять её с помощью красочных иллюстраций в книге. А чем чаще читать сказки, тем больше у ребёнка развивается к ним интерес. Читать сказки надо с правильной интонацией, чтобы ребёнок полностью ощутил атмосферу. Важно ещё и самому любить и понимать сказки, тогда и рассказывать их будет ещё интереснее. Читая сказку ребёнку, нужно обратить особое внимание на то, каким героям симпатизируют ребёнок. Этим можно будет понять эмоциональное состояние ребёнка. В сказках Добро всегда побеждает Зло – это важная роль должна стать фундаментом для развития личности ребёнка. Пусть жизнь будет стараться внести свой корректив, но на подсознательном уровне у ребёнка будет правильное понимание, что плохое нужно искоренять. В жизни нужно всё

стараться воспринимать на позитивном уровне.

  Читая сказки, дети расширяют свой словарный запас, делают его более красочным. Главным моментом в выборе сказки является возраст ребёнка. Ведь с помощью сказки можно правильно влиять на общее развитие и творческий рост ребёнка. Нельзя также забывать, что, читая детям сказки, мы прививаем им любовь к книгам.

    В заключении можно сказать, что сказки просто необходимы, чтобы сформировать личность ребёнка. Рассказывая и читая сказки, развивается внутренний мир ребёнка, он учится терпению, упорству, умению ставить перед собой цели и идти к ним. Сказка заряжает ребёнка положительными эмоциями, так как ребёнок всегда ставит себя на место положительного героя. Сказка развивает его мышление, фантазию и кругозор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0521-4
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0391-2
  3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1995. –127с.-150000 экз.- ISBN 5-09-001627-5
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981.-255с.- – 390000 экз.
  5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2003. - 175с.- 10000 экз.
  6. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.Карпинская.– М.: Педагогика, 2002.-400с.-300000экз.
  7. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова .– М.: Просвещение,- 2004.-398с.
  8. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
  9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2004.
  10. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2000.-10000 экз.
  11. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2001.
  12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-– М.: Просвещение,- 2003. – 159с.
  13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005.
  14. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М.: 1996.-234с.
  15. Метод научной педагогики Марии Монтессори. – Киев, 2001.
  16. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.- Ярославль.: ТОО “Гринго”, 1995.- 240с.-35000 экз.- ISBN 5-88723-009-6
  17. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная пресса, 2003.- 128с.- 15000 экз.- ISBN 5-9219-0142-3
  18. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2004.-336с.-20000 экз.
  19. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.
  20. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2002.-432с.-20000 экз.
  21. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 1966.-176с.- 200000 экз.
  22. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1981.- 400с.-30000экз.
  23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.- ISBN 5-691-00871-4
  24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.-323с.-10000 экз.
  25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.
  26. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001.-234 с.-10000 экз.
  27. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 2002.

  Конспект занятия по методике развития речи в старшей группе

 Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии сюжетных картинок.

Цель: изучение уровня развития связной монологической речи детей.

Оборудование: серия сюжетных картинок по сказке «У страха глаза велики».

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что сегодня на занятии разговор пойдет о русской народной сказке. Просит вспомнить, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Предлагает назвать известные им русские народные сказки. Следит за точностью ответов, поправляет ребенка, если он воспоминает авторскую сказку или сказку народов мира. Хвалит детей за активность, за правильные ответы дает фишки.

Затем дети называют свои любимые русские народные сказки и воспитатель предлагает детям вспомнить известную им сказку «У страха глаза велики».

Воспитатель начинает рассказывать:

По синю морю, корабль бежит,

Серый волк на носу стоит,

А медведь паруса крепит.

Заюшка кораблик за веревку ведет,

Лисичка из-за кустика хитро глядит:

Как бы зайку украсть.

Как бы веревку сорвать.

Это еще не сказка, а присказка,

а сказка вся впереди.

Воспитатель прерывается на этом и говорит:

  • Дети, так как вы знаете эту сказку, попробуйте ее рассказать сами, а в помощь вам у меня есть серия сюжетных картин по этой сказке. Картинки помогут вам в пересказе.

Дети по выбору воспитателя пересказывают отрывки сказки. Воспитатель опрашивает всех детей.  Воспитатель читает заключительную фразу, чтобы помочь малышам уяснить, что поговорку «У страха глаза велики» приводят в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности.В конце занятия воспитатель спрашивает у кого больше фишек, чему учит данная сказка, трудно ли было ее пересказывать, кому что в ней особенно понравилось.


Конспект проведения беседы

Тема: «Русские народные сказки»

Цель: изучить особенности диалогического общения детей в специально организованной беседе.

Ход

Я устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создаю ситуацию разговора.

Вопросы для разговора с детьми:

  • Тебе нравятся русские народные сказки?
  • Какая твоя самая любимая сказка? Почему?
  • А ты помнишь, как звали героев этой сказки? Назови, пожалуйста, их.
  • Есть ли у тебя любимый герой сказки, а может их несколько?
  • Любишь ли ты играть в какие-нибудь русские народные сказки? Какую роль ты берешь на себя и почему?

Ход разговора направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.

Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора я показываю ему сюжетную картинку и предлагаю задать вопросы по ее содержанию.

Во время проведения эксперимента я не вступаю в беседу с ребенком, а только отвечаю на поставленные им вопросы. Беседа ведется индивидуально с каждым ребенком, дословно фиксируется.

В результате анализа разговоров я составила характеристику коммуникативных умений детей.


Пьеса-сказка для детей старшего возраста

Колобок – Ледяной бок

Действующие лица:

Первый рассказчик

Второй рассказчик

Третий рассказчик

Елочки

Колобок – Ледяной бок

Заяц

Медведь

Волк

Лиса

 Девочка Маша

Пролог

Первый рассказчик: Жил на свете Колобок, Колобок – круглый бок. Только был он не простой.

Все: А какой?

Второй рассказчик: С морковкой гладкой?

Третий рассказчик: С малинкой сладкой?

Второй рассказчик: Может, мясной?

Третий рассказчик: Или с рыбкой какой?

Первый рассказчик: Говорю ж вам: не простой!

Второй рассказчик: Неужто золотой?

Первый рассказчик: Золотым было яйцо, его курица снесла на крыльцо!

Третий рассказчик: Про курицу мы знаем!

Первый рассказчик: Да мы не в эту сказку играем! У нас будет сказка другая.

Все: Какая?

Первый рассказчик: «Колобок – Ледяной бок».

Все: А-а-а, мы так и знали…

Первый рассказчик: Вы что, уже эту сказку играли?

Второй рассказчик: про Колобка, который студился?

Третий рассказчик: Студился, студился и покатился?

Второй рассказчик: Сначала к двери, потом – за порог,

Третий рассказчик: Припустил за порог со всех ног!

Первый рассказчик: Это же неинтересно! Сказка-то вам известна!

Все: Какая?

Первый рассказчик: «Колобок – Ледяной бок».

Все: Нет, эту сказку мы не знаем!

Первый рассказчик: Так давайте ее сыграем!

Картина первая

Выходят Елочки, танцуют, остаются на сцене. Появляется Колобок – Ледяной бок. Он катится по лесу, поет свою песенку и танцует.

Колобок (поет): У леса на опушке

 Живу в своей избушке,

 Я мал и крутобок,

 Я снежный Колобок.

 На завтрак съем сосульку,

 А на обед – снежок,

 Я бело-белоснежный

 Чудесный Колобок.

 Никого, никого не боюсь я,

 Захочу, захочу – покачусь я,

 Да с горы, да с горы ледяной,

 Никому не угнаться за мной.

Картина вторая

На поляне появляется Заяц.

Заяц: Эй, дружок, ты кто такой?

Колобок: Колобок я, ледяной.

Заяц: Ледяной?

А разве бывает такой?

Разыграть решил зайчишку?

Ты – капуста с кочерыжкой.

Колобок: Хоть и белый я, но все же…

Заяц: На капусту ты похожий! Обмануть себя не дам! (Подбегает к Колобку.) Откушу кусочек! Ам! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! (Отбегает от Колобка.)

Колобок: Заяц, заяц, что с тобой?

Заяц: Ты капуста не простая,

 Ты капуста… ледяная,

 Хоть и вкусная на вид! (Хриплым голосом)

 Ой, как горлышко болит…

Колобок: Колобок я ледяной, весь из снега…

Заяц (испуганно): Ой-ой-ой,

 Не могу я говорить,

 Горло все сильней болит… (уходит)

Колобок (елочкам): Заяц, глупенький такой,

 Говорю ж, я – ле-дя-ной!

Елочки: Не хотел тебя он слушать,

 А хотел лишь взять и скушать!

Картина третья

Звучит песенка Колобка. Колобок снова катится по поляне, навстречу ему Медведь.

Медведь: Эй, дружок, ты кто такой?

Колобок: Колобок я, ледяной.

Медведь: Ледяной?

А разве бывает такой?

Обмануть решился мишку?

Ты – медовая коврижка.

Пообедаю тобой… (Приближается к Колобку.)

Колобок: Говорю ж: я ле-дя-ной!

Медведь: Мягонький да сдобный…

Колобок (вырываясь): Нет, я не съедобный!

 Горло застудишь –

 Болеть будешь!

Медведь: Ам!… Невкусный-то какой!

 Ты и вправду (хрипло)… ледяной…

 У меня не голос – хрип…

 Простудился я, осип… (Уходит)

Колобок (елочкам): Ну и мишка! Он хрипит,

 У него не важный вид…

 Заболел он. Ясно.

Елочки: Винишь себя? Напрасно.

Картина четвертая

Вновь звучит мелодия Колобка. Колобок катится по поляне. Навстречу ему Волк.

Волк: Эй, дружок, ты кто такой?

Колобок: Колобок я, ледяной.

Волк (обнюхивая Колобка): Я не понял! Ле-дя-ной?

 Что бывает и такой?

Колобок (отходя от Волка): Бывает, бывает

 Кто съест кусочек – болеть начинает.

Волк: Колобки я ел и буду! (Хватает Колобка)

Колобок (сопротивляясь): Отпусти – схватишь простуду!

Волк: Колобок, да ты наглеешь!

 Съем тебя!

Колобок: Ты пожалеешь!

Волк: Ам!…

Лишь кусочек откусил –

В горле жжет, терпеть нет сил…

Мое горло льдом сковало…(хрипло)

Ох, такого не бывало…

Ты мне, льдышка навредил!

Чтоб ко мне не подходил! (уходит)

Колобок (елочкам): Вот! Опять беда случилась…

 Как все это получилось?

Елочки: Кто не умеет слушать,

 А хочет только кушать,

 Пусть на себя пеняет

 Других не обвиняет.

Картина пятая

Грустный Колобок медленно катится по поляне, навстречу ему Лиса.

Лиса: Эй, дружок, ты кто такой?

Колобок (устало): Колобок я, ледяной.

Лиса: Колобок, какой, какой?

Колобок: Ле-дя-ной.

Лиса: Разве бывает такой?

Колобок (многозначительно): Еще как бывает!

Лиса (вкрадчиво): Слушай, милый Колобок,

 Сядь ко мне на язычок.

Колобок (с укором): На язычок?

Лиса (невинно): На язычок.

Колобок: Ай-ай-ай!

Будто Лисонька не знает,

Что бывает, Когда на язычок

Лед попадает?

Лиса (заподозрив неладное): А что, что тогда бывает?

Колобок: Горло лисье простывает,

Сильно голова болит,

Начинается бронхит.(Кашляет на Лису)

А потом ангина,

Свинка, скарлатина,(Наступает на Лису)

Тонзиллит и дифтерит.

И хронический гастрит

И ветрянка,

И волчанка, (Лиса в испуге катится от Колобка)

И краснуха, и понос,

Преждевременный склероз, (Лиса бежит от Колобка)

А потом еще отит. (Лиса в испуге убегает со сцены, Колобок кричит вдогонку Лисе):

Лихорадка, птичий грипп!

Колобок устало садится, ему грустно и обидно. Вокруг него кружатся в танце Елочки.

 Картина шестая

Появляется девочка Маша.

Маша: Здравствуй, Колобок – Ледяной бок!

Колобок: Как? Ты меня знаешь?

Маша: Конечно, знаю.

Колобок: И что – не хочешь меня съесть?

Маша (смеется): Конечно, нет! Ты же Колобок белоснежный. Снаружи – ледяной, внутри – снежный.

Колобок (удивленно): Верно, а откуда ты это знаешь?

Маша: Я сама тебя слепила

 И на горке положила,

 Только вдруг ты покатился

 И назад не воротился.

Колобок: И теперь я на опушке

 В ледяной живу избушке.

Маша: Ну, а что ты здесь сидишь?

 И, мне кажется, грустишь?

Колобок: В лесу такое творится!

 Заяц меня боится,

 Медведь меня опасается,

 Волк угрожать пытается,

 А лисица, а лисица

 На меня ужасно злится.

 Я – несчастный Колобок,

 Я ужасно одинок.

 Не могу так больше жить!

Маша: Так давай с тобой дружить!

Что плохое вспоминать?

Лучше будем мы играть!

Будем с горки кататься!

Колобок: И в снегу кувыркаться!

Маша: Снежки лепить.

Все вместе: Хороводы водить!

Выходят все участники сказки и исполняют песенку Колобка (на мотив песни Э.Каца «Зима»).

У леса на опушке

Живет в своей избушке,

Мал и крутобок –

Чудесный Колобок.

На завтрак ест сосулку,

А на обед – снежок,

Он бело-белоснежный,

Чудесный Колобок.

Музыкальный спектакль по произведениям Г.Струве для старшей и подготовительной к школе групп

Страна счастья

Обе группы выходят из-за занавеса в зал, становятся полукругом, поют «Песенку о гамме» (сл. Н.Соловьевой // Дошкольное воспитание. – 1996. - №6. – С.77). В центре восемь детей, в руках каждого картонка с изображением ноты. Во время исполнения припева дети по очереди ритмично поднимают картонки.

Дети читают стихи, посвященные женскому дню (по выбору музыкального руководителя), садятся на стульчики.

Ребенок: Наш спектакль музыкальный дарим самым-самым, самым добрым и красивым нашим милым мамам.

Перед зрителями полукругом стоят стульчики, на них – колокольчики, ксилофоны, металлофоны. Выходят все участники спектакля в костюмах. «Музыканты» берут инструменты и садятся на стульчики, остальные дети становятся за ними. Все поют «Веселую песенку», оркестр аккомпанирует им.

Вместо двух последних строк:

Дети (поют): Где же этот край чудесный?

1-й ребенок: Кто ответит, кто ответит?

2-й ребенок: Кто ответит детворе?

1-й ребенок: Давайте отправимся искать эту страну.

Поют «Песню о дружбе» (муз. И сл. Л.Эйлазовой // Дошкольное воспитание. – 1999. - №8).

Дети из подготовительной к школе группы выносят ширму. На ней появляются домик, баба и дед (куклы). Рядом с ширмой стоит Сказочница (ребенок) и рассказывает сказку «Колобок». Все роли исполняют дети.

 Сказочница: Жили-были дед да баба.

Дед: Испекла бы ты, баба, Колобок – румяный бок.

Сказочница: Баба по коробу помела, муки наскребла, на сметане тесто замесила, испекла Колобок и поставила на окошко студить. Посидел, посидел Колобок, надонло, скатился с окна во двор да покатился по тропинке в лес. Навстречу ему Заяц.

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою: «Я – Колобок, Колобок, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя, Заяц, и подавно уйду!»

Сказочница: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк.

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою: «Я – Колобок, Колобок, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!»

Сказочница: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою: «Я – Колобок, Колобок, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, я от Волка ушел, а от тебя, Мишенька, и подавно уйду!»

Сказочница: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою: «Я – Колобок, Колобок, на сметане мешен, на окошке стужен, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, я от Волка ушел, я от Медведя ушел, а от тебя, Лисонька, и подавно уйду!»

Лиса: Ой, Колобок, совсем старая стала, на ухо тугая, сядь-ка лучше мне на носок да спой еще разок.

Сказочница: Стой, Колобок, не слушай хитрую лису. Пошла, Лиса, прочь!

В конце сказки Лиса готовится схватить Колобка, ведущая отгоняет плутовку, а дети, не участвующие в кукольном представлении, поют, обращаясь к Колобку (вышедшему из-за ширмы ребенку в соответствующем костюме), песню «Колобок» (сл. В.Татаринова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №3. – С. 156).

Хор: Кто там катится вдали,

 Без тропинок, без дорог?

 Ты зачем на край земли

 Разбежался, Колобок?

Припев: Колобок, Колобок,

 Ну, куда ты, дружок?

 Ну, какой тебе прок

 Убегать за порог?

Колобок: Я от бабушки ушел,

 Я от дедушки ушел,

 Не попался на зубок,

 Вот какой я Колобок!

Хор: Ты и волку, и лисе

 Все хвалился б и хвалился…

 Ну, а дальше знают все,

 До чего б ты докатился!

Припев: Колобок, Колобок,

 Ну, куда ты, дружок?

 Ну, какой тебе прок

 Убегать за порог?

Хор: На пригорок, на горбок,

 Через поле и лесок

 Отправляйся, Колобок,

 Лучше с нами, голубок!

Припев: Колобок, Колобок!

 Лучше с нами, дружок,

 Покатись, Колобок,

 Так как путь наш далек.

Колобок присоединяется к детям. Идут вместе. Встречают сына мельника с Котом в сапогах. Колобок и дети стоят у боковой стены. Кот в сапогах и его хозяин – у микрофона в центре зала. Кот, обращаясь к хозяину, поет 1-й куплет песни «Лунные коты». В это время у центральной стены танцуют кошечки (девочки), к которым после пения присоединяется Кот. Второй куплет исполняет хозяин. Третий куплет поют Кот и хозяин.

Хозяин (обращаясь к детям и Колобку): Куда вы идете?

Дети и Колобок: Мы ищем Страну Счастья, пойдемте с нами.

Хозяин и Кот: Пойдем.

Звучит отрывок фонограммы сказки «Бременские музыканты» («Ничего на свете лучше нету…»).

Открывается занавес. У центральной стены домик с забором. Во дворе Коза месит тесто в миске.

Коза: Пеку я всевозможные

 Бисквиты и пирожные.

 Их надо печь искусно,

 Чтоб было очень вкусно.

 Козленок!

Козленок: Я здесь, мамочка.

Коза: Ну, как, напрыгался, дружок?

Козленок: Меня еще зовет лужок.

Козленок подбегает к детям и вместе с ними начинает игру. Проводится любая музыкальная игра по усмотрению музыкального руководителя, например «Передача платочка».

Выходит Коза с тортом в корзинке.

Коза: Малыш! Этот торт с тобой вдвоем мы бабуле отнесем.

Пока Коза уходит в домик переодеться, Козленок хватает корзинку и убегает один.

Занавес закрывает домик.

Козленок: Сам к своей бабушке смело пойду, сам ей в корзиночке торт отнесу.

Появляются девочки с цветами в руках. Испоняют «Танец цветов» (музыка и движения по усмотрению музыкального руководителя). В конце танца девочки-цветы опускаются на пол по всему залу.

Выбегают дети в шапочках Коровы, Овцы, Собаки, Козы и становятся по углам. Среди застывших в одном положении «цветов» появляется Козленок. Дети инсценируют песню «Про Козлика» (сл. В.Семернина // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – С.99), которую исполняет хор.

Коза: Тебя я нашла, мой милый козленок,

 Мой самый красивый и добрый ребенок.

Выходят три мальчика. Поют по очереди куплеты песни «Так уж получилось» (сл. Н. Соловьевой // Дошкольное воспитание. – 1996. - №6. – С.76).

Появляются дети, идущие в Страну Счастья.

Три мальчика: Куда вы идете, ребята?

1-й ребенок: Идем искать Страну Счастья.

Козленок: Мама, ребята идут искать Страну Счастья. Пойдем и мы.

Коза: Пойди, сыночек, с детьми и сам постарайся понять, что такое Страна Счастья и где она. А я останусь дома.

 Дети поют песню «С нами, друг!»

Появляется Лучик (мальчик).

Лучик: Ах, как я торопился. Солнце весеннее меня к вам прислало, чтобы вы не скучали. Давайте потанцуем и поиграем вместе.

 Исполняется общий парный танец.

 Проводится конкурс для девочек «Принеси покупки».

 Около зрителей ставят два стола (для двух команд) с одинаковым набором продуктов (бутафория). На каждом столе «продавец» - игрушечный крокодил Гена или Карлсон (можно использовать любые крупные игрушки). Напротив каждого стола, ближе к центральной стене, на расстоянии 10-12 шагов на пол кладется гимнастическая палка или веревка (стартовая черта, обозначающая дом), у которой ставятся корзина и пара галош большого размера. Около каждой корзины лицом к зрителям выстраивается в колонну команда детей. На пути от черты дома) до магазина (стола) на полу размещается по три небольших обруча – «лужи талого снега». После сигнала музыкального руководителя дети, стоящие первыми в колоннах, обувают галоши, берут корзину и бегут за покупками. Каждый ребенок кладет в корзину по одной покупке и коротким путем (по прямой) возвращается к следующему участнику своей команды. Снимает галоши и передает корзину, а сам садится на стульчик и т.д. Выигрывает команда, которая раньше сделает все покупки.

В конкурсе «Завяжи платочек» участвуют мальчики. Обе команды выстраиваются в шеренгу лицом друг к другу. Первым номерам выдают сложенные по диагонали женские платки средней величины. В каждой команде мальчик, стоящий первым, надевает платок на голову следующему (второму) игроку своей команды и красиво завязывает его под подбородком. Второй мальчик развязывает платок, надевает его на гологу третьего участника.

Последний в шеренге, развязав платок, бежит к первому игроку и завязывает платок у него на голове. Оценивается скорость и качество выполнения задания.

Лучик: Молодцы! Я знаю, вы ищете Страну Счастья, поэтому послушайте нашу песню.

Выходит Солнце и поет вместе с Лучиком «Веселую песенку».

Выходят все участники спектакля, становятся полукругом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему-  особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ

Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

В пособии предоставлены  методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...