Образ учителя в российском кинематографе
статья на тему

Антонова Лидия Евгеньевна

            Статья посвящена динамике образа учителя в отечественном кинематографе, начиная с 30-х годов XIX века до наших дней. Написана в соавторстве с обучающимися 1-2 курсов колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антонова Л.Е, Афоничева И.А., Погодина А.А., Худынцева Е.Н., Цымбал В.В.

ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Анализ художественных фильмов, посвященных школе и учителям, показывает, что образ педагога на экране изменялся в разные временные периоды в зависимости от требований эпохи.

В первые годы существования российский кинематограф к образу педагога практически не обращался. Первые попытки вывести на экран учителя предпринимаются в тяжелое время: сначала приход к власти И. В. Сталина, затем Великая Отечественная Война и послевоенное время, породившее голод, нищету, ужас, хаос, разрушения…  Но на советском экране учитель даже при такой обстановке показан Человеком с большой буквы. Учителей, появившихся на киноэкране в этот период, объединяют такие качества, как целеустремленность, искренняя вера в светлое будущее советского государства в сочетании с профессионализмом, мудростью и любовью к ученикам. Учителя стремятся передать ученикам, как детям, так и взрослым, интерес к знаниям, желание учиться, как это делает героиня фильма М. Донского «Сельская учительница» Варенька и герой фильма С. Герасимова «Учитель» Степан Иванович. Это подвижники, герои, которых не страшат ни трудности, не угрозы; они едут создавать сельские школы.  

В фильме К. Воинова «Солнце светит всем» Николай Савельев стремится сделать из детей дисциплинированных, общительных, добросовестных, целеустремленных людей. Главный герой фильма, прошедший суровые испытания, хочет воспитать людей в полном смысле этого слова, способных пройти через любые испытания с помощью чувства долга, чести, совести и любви. В фильмах  «Первоклассница» И. Фреза и «Семиклассники» Я. Протазанова и Г. Левкова учителя помогают своим ученикам быть дисциплинированными, общительными, отзывчивыми.

Учитель в кинематографе 30-40 годов – профессионал, мастер своего дела. Он верит, надеется и ждет, что придут времена, и его ученики, которые прежде не могли учиться, добьются поставленных целей и станут учеными, инженерами, политиками, которые прославят свою страну, свой родной город, родное село.

По нашему мнению, личностные качества учителя в фильмах этого периода берут вверх над профессиональными, потому что в просмотренных нами фильмах учителя любят своих учеников, заботятся, переживают за них, уважают, пытаются помочь им при любых обстоятельствах. В кинематографе 30-50 годов профессия учителя становится одной из почетных профессий.

Эпоха «застоя» в истории России занимает особое место. Говоря об этом времени, граждане нашей страны вспоминают историческую стыковку космических станций «Союз» - «Аполлон», ввод войск в Афганистан, Олимпиаду-80, стройки века…

Кинематограф этого времени заставляет задуматься над нравственными проблемами.  Особое место среди фильмов, прославивших ту эпоху, занимают киноленты о педагогах. На наш взгляд, в 60-70 годы были созданы лучшие фильмы об учителях, глубокие и полные размышлений. В первую очередь, формировался образ учителя, который занимается нравственным воспитанием своих подопечных, а преподавательская функция уходит на второе место.

Кинематографический учитель той эпохи, как и его предшественник, считал, что его основная миссия – воспитать Человека, который пройдёт достойно свой жизненный путь. Таким показал его режиссёр С. Ростоцкий в фильме «Доживём до понедельника». Иван Семёнович – благородный, умный, несколько надменный человек. Лаконично и чётко он излагает свои мысли, может увлечь ребят изложением исторических фактов. Иван Семёнович, несмотря на внутренний разлад и нескладывающиеся отношения с коллегами, до конца защищает своего ученика и остаётся работать в школе.

С другой стороны, мы видим и иные примеры. В фильме «Ключ без права передачи» Д. Асановой молодой классной руководительнице Марине Максимовне ученики вручили «ключ» от сердца класса, без права передачи кому-либо другому. Молодая учительница вполне осознает свой педагогический дар, видит значительную разницу в интеллекте и духовном развитии между собой и коллегами-неудачниками, и на этом основании ведет себя с ними гордо и вызывающе. Режиссёр противопоставляет ей нового директора школы, который поначалу кажется солдафоном и ретроградом, но, пытаясь найти достойный выход из сложной и запутанной ситуации, вызывает симпатию зрителей, а прогрессивные взгляды молодой учительницы оказываются на поверку не столь заслуживающими восхищения.

Учитель и ученики влияют друг на друга и становятся лучше нравственно.  Нестор Петрович («Большая перемена») – это другая грань образа педагога 70-х годов. Поначалу он намерен провести время в вечерней школе до поступления в аспирантуру, но постепенно жизнь его взрослых учеников нарушает равновесие его мирка. Он начинает жить заботами своих подопечных, помогает им. Они отвечают ему взаимностью.

Порой учитель мог пожертвовать всем ради своих учеников. Лидия Михайловна, молодая учительница из фильма «Уроки французского» Е. Ташкова, лишится рабочего места из-за попытки помочь главному герою понять, что справиться с жизненными трудностями можно оставаясь Человеком.

  Борис Николаевич Свечников, директор школы в фильме «Дневник директора школы» Б. Фрумина, определяет учительскую миссию: «Мы в школе должны воспитывать аристократов…» и, говоря о конкретном ученике, заботится прежде всего о его личностных, не учебных, компетенциях: «Важно, чтобы он веры в себя не терял». Отец учительницы литературы Татьяны Ивановны Колесовой («4:0 в пользу Танечки») так объясняет смысл и суть профессии учителя: «Учитель не может ошибаться, он имеет дело с живыми людьми и создаёт самое великое чудо на свете – душу человеческую. Через неё умнеет всё, что может поумнеть». Илья Семёнович Мельников, историк из фильма «Доживём до понедельника», с грустью констатирует: «Мы совершенно не знаем их (учеников) и не занимаемся нашим главным делом – воспитанием… Давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится». И почти слово в слово повторяют эту мысль герои фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы», соревнуясь в значимости своих профессий-миссий – врача и учителя: «Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счёте, они обходятся людям не менее дорого». Школа показана в этих фильмах как специфическое место, где происходит взаимный воспитательный процесс, сложный одновременный духовный рост и учителя и его подопечных, где реализуются лучшие принципы гуманистической педагогики. Главными профессиональными качествами педагога данной эпохи являются умение понять душу ребёнка, сильная воля, авторитет и понимание среди своих учеников, любовь к своей работе.

Постепенно менялся мир, и фильмы о школе менялись тоже. Следующий период развития нашей страны назван эпохой перестройки. Еще один сложный период в жизни, полный вопросов и проблем.

В фильмах Р. Быкова «Чучело» и Э. Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» представлены образы учителей, не сумевших вовремя заметить недостатки и проблемы учеников. Маргарита из «Чучела», занятая своими делами, упускает из виду травлю ученицы в классе, а Елена Сергеевна, веря в лучшее в своих подопечных, не понимает их истинных устремлений. Интеллигентная, искренняя и добрая Елена Сергеевна сталкивается с жестокостью и эгоизмом учеников, готовых на все ради хорошей оценки. Тем не менее, в фильмах этого времени учителя стремятся исправить допущенные ими ошибки, как это показано в фильме А. Бенкендорфа «Работа над ошибками» или в фильме В. Курыкина «Шантажист». Нам удалось найти в фильмах этого времени образы учителей, стремящихся понять учеников, узнать их поближе и помочь, примером чему может служить фильм И. Фритберга «Куколка». В этом фильме учительница Елена Михайловна всей душой пытается найти общий язык со своей ученицей, сопереживает ее болезни, но и эта попытка сближения обречена на провал.

В более поздних фильмах о школе картина меняется. Так в фильме В. Шамшурина и С. Тараховского «Сделано в СССР» благодаря учителю истории Виктору Андреевичу в школе царит террор, она превращается в подобие сталинского СССР. Процветает культ учителя, шпионаж, стукачество. Дело доходит до пыток и арестов как методов перевоспитания учеников.

Современный мир — это мир новых возможностей (технический прогресс пошел полным ходом вперед), но в то же время – тяжелый мир: наркотики, распущенность не только взрослых людей, но и детей, которые курят, пьют и принимают наркотики еще даже не дожив до совершеннолетия — губят свою жизнь!

В этом мире профессия учителя стала не столь престижной, как раньше. Ученики в фильмах про школу хамят учителям, срывают уроки. При просмотре этих фильмов видишь, что учитель доведен поведением таких учеников до крайности: он запирает их в шкафу или при игре в карты оскорбляет их, как это показано в фильме А. Веледенского «Географ глобус пропил», герой которого Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии; берет целый класс в заложники, как в кинокартине А. Петрухина «Училка». В таких фильмах, как «Школа» В. Гай Германики, «День учителя» В. Акопяна учителя представлены как неуспешные, малообразованные, не уверенные в себе и не вызывающие уважения люди. Но как может такой человек быть учителем?

Нам удалось найти только один фильм, в котором раскрыт положительный образ учителя. Это молодая практикантка, будущий учитель английского языка, которая пытается обучить класс своему предмету, несмотря на ужасное отношение к ней учеников в фильме А. Кудиненко «Розыгрыш». В современном кинематографе учителя направлены на то, чтобы давать образование,  нежели обращают внимание на проблемы детей личного характера. Но ведь это не так!

Таким образом, на протяжении нескольких десятилетий образ учителя изменялся не в лучшую сторону, а ведь фильмы про школу смотрят и дети, и их родители, часто доверяющие кинематографу. Какой же образ учителя формируется у них? Обидно, что профессия педагога в современном кинематографе обесценена и оклеветана.

Приложение

ФИЛЬМОГРАФИЯ

  1. Фильм Якова Протазанова и Григория Левкова «Семиклассники», 1938 год.
  2. Фильм Сергея Герасимова «Учитель», 1939 год.
  3. Фильм Марка Донского «Сельская учительница», 1947 год.
  4. Фильм Ильи Фреза «Первоклассница», 1948 год.
  5. Фильм Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на заречной улице», 1956 год.
  6. Фильм Константина Воинова «Солнце светит всем», 1959 год.
  7. Фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», 1964.
  8. Фильм Алексея Коренева «Большая перемена», 1973.
  9. Фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», 1975.
  10. Фильм Бориса Фрумина «Дневник директора школы», 1975.
  11. Фильм Динары Асановой «Ключ без права передачи», 1976.
  12. Фильм Евгения Ташкова «Уроки французского», 1978.
  13. Фильм Р. Василевского «4:0 в пользу Танечки», 1982.
  14. Фильм Ролана Быкова «Чучело», 1983 год.
  15. Фильм Валерия Курыкина «Шантажист», 1987 год.
  16. Фильм Эльдара Рязанова «Дорогая, Елена Сергеевна», 1988 год.
  17. Фильм Андрея Бенкендорфа «Работа над ошибками», 1988 год.
  18. Фильм Андрея Эшлая «Шут», 1988 год.
  19. Фильм Исаака Фридберга «Куколка», 1988 год.
  20. Фильм Андрея Кудиненко «Розыгрыш», 2008 год.
  21. Фильм Владимира Шамшурина и Святослава Тараховского «Сделано в  СССР», 1990 год.
  22. Фильм Валерии Гай Германика «Школа», 2010 год.
  23. Фильм Александра Веледенского «Географ глобус пропил», 2013 год.
  24. Фильм Андрея Силкина «Дневник мамы первоклассника», 2014 год.
  25. Фильм Вардана Акопяна «День учителя» 2014 год.
  26. Фильм Алексея Петрухина «Училка», 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе «Учитель - это образ жизни»

Эссе «Учитель -  это образ жизни»Моя замечательная подруга работает учителем начальных классов. На работу она приходит за час до начала уроков, для того чтобы приготовить доску, написать на...

Здоровый образ жизни как основная профессиональная составляющая современного учителя физической культуры (кураторский час)

Кураторский час представлен в форме часа общения с элементами дискуссии. Данное меропиятие позволяет развивать у студентов позновательное отношение и интерес к данной теме, коммуникативные навыки, вос...

Эссе "Учитель - это образ жизни"

Это эссе было написано для участия в конкурсе "Преподаватель года 2014" Тверская область.  В нем отражена моя точка зрения на деятельность учителя и педагога, подкрепленная выссказываниями знамен...

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)

Тест по ОБЖ  "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)...

Презентация учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №63 г. Брянска Шнекутис Е.В "Конституция Российской Федерации"

Цель презентации:-Составить общее представление о Конституции;-Познакомиться со структурой документа;-Объяснить новые понятия;-Научиться работать с документом и использовать его в необходимых ситуация...

статья на тему: "Образ учителя в жизни А.П.Чехова и его ранних рассказах"

1.  ВведениеЕсли учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не ...

презентация на тему здоровый образ жизни и развитие Российского туризма

презентация на тему здоровый образ жизни и развитие Российского туризма...