«Влияние кружковой работы на формирование эстетических и нравственных качеств детей» - обмен опытом
методическая разработка на тему

Иващенко Лариса Александровна

Публикация материала для выступления методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_i_esteticheskoe_vospitanie.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Каневской социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Влияние кружковой работы на формирование эстетических и нравственных качеств детей» -

обмен опытом

                                                 

                                                         Разработчик: воспитатель отделения

                                                         диагностики и социальной реабилитации

                                                         Л.А.Иващенко

ст. Новоминская

2016 год

        Нравственное и эстетическое воспитание — относительно самостоятельные  направления воспитательной работы. Каждое из них решает свои специфические задачи, имеет собственные средства и методы.  Их общие черты предопределены всем укладом нашей жизни, развитием общественных нравственных и эстетических отношений.  

        «Эстетическое воспитание гармонизует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества». Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

         Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием. Умение радоваться жизни и мужественно переносить трудности должны закладываться в раннем детстве. Чтобы стать добрыми к людям, быть справедливыми нужно уметь проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества  человека, которые нужны каждому, но все они должны закладываться нашим детям.

        Кружковая работа имеет большое значение в нашей работе.

        О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в обществе, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Совокупность нравственных взглядов и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

        О нравственности  человека обычно судят по его поведению. Но поведение – понятие широкое, охватывающее разные стороны жизнедеятельности  личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо найти наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения является поступок.

        Под поступком понимают какое-либо действие или состояние ребенка. Но всякое действие оправдывается  только при  условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, при этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и поступки.

        Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков, выделяя при этом обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживания.

        На своих занятиях стараюсь использовать разные методы.

        Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетних (метод формирования сознания личности);

        Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

         Методы стимулирования поведения и деятельности.

         Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Главное назначение этой группы – формирование устойчивых убеждений, понятий и суждений. Нравственная уверенность в общественной значимости определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.

        Убеждение в кружковой работе достигается при использовании приемов – в форме назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения диспуты.

         Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации.

         Рассмотрим некоторые методы словесно-эмоционального воздействия, которые часто используются в нашей работе.

        Рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение событий, историй имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ не только раскрывает содержание, но и формирует у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным качествам (рассказы о пионерах-героях, маленьким людях в годы Вов).

● служить источником знаний;

● обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;

● служить способом использования положительного примера в воспитании.

          Разъяснение – применяется только там, где  воспитаннику действительно нужно дополнительно объяснить новые положения:

● чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

● для выработки правильного отношения воспитанников к определенному  поступку.

         Широко применяю  метод этической беседы.  Он рассматривается и как метод привлечения воспитанников для обсуждения, анализа поступков, как форма принципов нравственности и их осмысления, и как согласование представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования устойчивых убеждений.

        Этическая беседа – метод последовательного обсуждения знаний, поступков, умений  воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, строит отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы – обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценочных поступков. Обсуждая ситуации,  конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность.

        Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается воспринимаемым зрением. Быстро и без труда запечатлевается в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активизирует деятельность. Большую воспитательную силу имеет пример героев книг, выдающихся людей и т.д.

        Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание на поступки и поведения людей, анализировать последствия неправильных поступков,  извлекать из них положительные примеры  необходимо для формирования нравственности.

        Одним из условий успешных занятий в кружковой работе является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить радость от общения.

        На эту особенность кружковой работы указывал В.Сухомлинский: «Целостность кружковой работы состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу».

           Правильно организованные и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии детей, в формировании их мировоззрения.

         Опыт организации кружковой работы свидетельствует о том, что введение соответствующей воспитательной, образовательной питательной среды, помогает детям развиваться, духовно и творчески обогащаясь многообразными нравственно-эстетическими впечатлениями.  

        В плане моего кружка много занятий и мероприятий  по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка:

         Государственная символика России.  Просмотр презентации «Символика России» с целью формирования у несовершеннолетних высокого патриотического сознания, культурно – исторической преемственности поколений. В итоге занятия конкурс рисунков на тему «Символика России».

        О доблести, о подвиге, о славе. Познавательный вечер, направленный  на воспитание патриотических качеств несовершеннолетних на примерах героизма, храбрости и мужества русской армии. Беседа о подвигах солдат на привитие любви к героическому прошлому своего народа.

         Герои земли русской.  Просмотр презентации о героях русской земли, обсуждение высокого патриотического сознания героев, идей служения своему Отечеству. Просмотр видеоролика на развитие морально-волевых качеств.

         Боевая слава нашего народа. Обсуждение боевых подвигов русского народа, их героизма, патриотизма перед Отечеством, просмотр презентации, формирование у несовершеннолетних идей служения своему Отечеству.

         Я только слышал о войне. Беседа-диалог за круглым столом о тяготах войны, о том, что пришлось пережить русскому народу, чтобы одержать Великую Победу. В заключении конкурс рисунков на военную тематику.

         Личностью человек становится тогда, когда складывается устойчивая система взглядов, умение владеть собой, чувствовать определенную обстановку. Таким образом, вырисовывается мысль, чтобы сделать человека личностью, нужно его воспитать.

         Через организацию кружковой работы создается атмосфера, способствующая духовно-нравственному и творческому развитию личности и ребенка, и взрослого.

         Занятия моего кружка дают детям положительный результат в общем развитии детей, расширяет кругозор, дает возможность повысить профессиональное мастерство, способствует развитию психических процессов: ощущения, восприятия, наблюдательности, мышления, воображения, художественной памяти.

        Таким образом, формирование духовно-нравственного сознания личности является основой процесса социализации молодого поколения, и это служит ведущей целью в работе по развитию личности ребенка.

        Опыт организации кружковой работы свидетельствует о том, что введение соответствующей воспитательной, образовательной питательной среды, помогает детям развиваться, духовно и творчески обогащаясь многообразными нравственно-эстетическими впечатлениями.  

        Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...

«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету.

Содержание и формы кружковой работы, влияние на углубление знаний по предмету....

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....