Программа по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей младшей группы посредством русских народных сказок"
материал
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. А ведь именно с младшего дошкольного возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
№ 3 «Буратино» г.Соль – Илецка.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ детский сад № 3«Буратино»
/ А.И . Нуралина
Приказ № от « »
Программа
по самообразованию на 2025-2026 учебный год
«Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок»
Воспитатель: Жалмагамбетова В.К.
Г. Соль – Илецк 2025
Пояснительная записка.
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский.
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. А ведь именно с младшего дошкольного возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.
Актуальность выбранной темы .
Для решения данной проблемы мной была разработана программа «Формирование нравственных качеств детей раннего возраста. Актуальность программы видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель программы: Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи программы:
✔ Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
✔ Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
✔ Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
✔ Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
✔ Развивать речь, активизировать словарный запас, творчество, фантазию, воображение.
✔ Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
✔ Подобрать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.
I. Организационно-подготовительный этап
Определение темы
Разработка плана.
Создание предметно-развивающей среды
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр с детьми.
Создание консультаций для родителей.
II. Основной этап.
План проведения проекта с детьми
✔ Чтение, рассказывание сказок.
✔ Беседы.
✔ Рассматривание иллюстраций.
✔ Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые игры.
✔ Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
✔ Игры – драматизации.
✔ Театрализованная деятельность.
✔ Работа с родителями.
III. Заключительный этап.
Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
- инсценировка сказки
Формы и методы ознакомления со сказкой :
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- инсценировки, театрализация
Приемы формирования восприятия сказки :
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
- драматизация и театрализация сказки;
-просмотр иллюстраций.
Срок реализации плана по : 2025-2026 учебный год (с 01.09.2025 по 31.05.2026г.)
Планируемые результаты:
✔ Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
✔ Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
✔ Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
✔ Ответственность за свои дела и поступки.
✔ Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
✔ Развитие творческой активности.
✔ Развитие выразительной, образной речи.
✔ Фотоотчёт по проекту «Воспитание нравственных качеств детей
младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
✔ Выставка книжек – малышек на тему: «Наши любимые русские народные сказки».
✔ Развлечение «Сказочное путешествие Мишутки».
Планирование по теме самообразования на 2025 – 2026 учебный год.
Сентябрь
.• Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
• Мониторинг
Месяц | Форма и тема мероприятия | Цели |
Октябрь | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Нравственный урок. «Добрый тот, кто помогает в беде». | |
Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» (НОД). | Формировать умению сопереживать к персонажам сказки, развивать внимание детей, активизировать речь и обогащать словарь детей; воспитывать любовь к русской народной сказке, доброту и заботу о близких, поддерживать бодрое, веселое настроение. | |
Потешка «Петушок, петушок…» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. | |
Лепка «Яичко для дедушки и бабушки» | Учить скатывать из комка пластилина шарик. Воспитывать любовь к фольклору, доброту и заботу о близких. | |
Подвижные игры: «Курочка Хохлатка», Курочка Рябушечка». | Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе. | |
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба». | Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. | |
Пальчиковая игра «Вышла курочка гулять» | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество | |
Повторение сказки «Курочка Ряба» | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Театр кукол «Би-ба-бо» по сказке «Курочка Ряба». | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. | |
| Русская народная сказка «Репка» Нравственный урок. «Там, где дружат – живут не тужат».
| |
ноябрь | Рассказывание русской народной сказки «Репка» (НОД). | Формировать представления о добре и добрых делах на основе русской сказки; Подвести детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле. |
Коллективная аппликация «Выросла репка - большая-пребольшая» | Учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации; Вызвать желание работать, чтобы получилась красивая, большая репка. | |
Дидактическая игра «Репка на прищепках» | Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками. | |
Подвижная игра «Мышеловка». | Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя | |
Хороводная игра по мотивам сказки «Репка» | Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевой и двигательной активности. | |
Декабрь | Русская народная сказка «Колобок». Нравственный урок «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
| |
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» (НОД). | Формировать через сказочные образы нравственные убеждения: живи дружно, будь вежлив; воспитывать желание помочь; спасти колобка, найти выход из трудной ситуации. | |
Лепка «Колобок». | Развивать воображение, наглядно-образное мышление. | |
Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок на окошке». | Развивать связную речь детей. | |
Дидактические игры «Кто лишний?» «Чья песенка». | Развивать мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. | |
Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). | Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях. | |
Пальчиковая игра «Мы лепили колобок» | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество. | |
Показ настольного театра «Колобок» | Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему; напомнить сказку «Колобок», вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; | |
Январь | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Нравственный урок: «Добро не умрет, а зло пропадет». | |
Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (НОД). | Учить детей понимать, что нельзя победить с помощью обмана, зло всегда будет наказано; воспитывать чувство сострадания, желание помочь. | |
Дидактическая игра «Как надо заботиться». | Формировать представление о добре, любви и заботе. | |
Пальчиковая гимнастика «Семья». | Развивать мелкую моторику рук, речи, интереса к фольклорным произведениям; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком. | |
Повторение сказки « Волк и семеро козлят». | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным.
| |
Рассматривание иллюстраций к сказке. | Дать детям почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. | |
Показ настольного театра «Волк и семеро козлят».
| Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; воспитывать умение детей внимательно слушать сказку. Воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства. | |
Февраль | Русская народная сказка «Теремок». Нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде». | |
Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (НОД). | Учить детей справедливому и внимательному отношению к людям; воспитывать умение быть вежливым, терпеливым, усвоить нравственный урок «В тесноте, да не в обиде». | |
Конструирование «Теремок». | Воспитывать желание помочь сказочным героям | |
Потешка «Идет коза рогатая…» | Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру на основе народных произведений | |
Настольный театр по сказке «Теремок». | Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; воспитывать умение детей внимательно слушать сказку. | |
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кто, где живёт» | Развивать мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. | |
Настольно – печатная игра «Картинки-половинки». | Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях. | |
Подвижная игра «Кто в теремочке живёт» | Воспитывать желание участвовать в совместной с другими детьми двигательно-игровой деятельности | |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Нравственный урок: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». | ||
Март | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» (НОД). | Формировать нравственные эталоны и различение духовно – нравственных категорий: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – неблагодарность |
Конструирование «Домик для Зайчика». | Воспитывать желание помочь сказочному герою. | |
Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка». | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество | |
Подвижные игры «Зайцы и лиса», «Лиса в курятнике». | Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. | |
Театр игрушек по сказке «Заюшкина избушка». | Продолжать формирование нравственных эталонов и различение духовно – нравственных категорий: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – неблагодарность | |
Апрель | Русская народная сказка «Маша и медведь». Нравственный урок: «Глупый киснет, а умный мыслит». | |
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (НОД). | Приучать детей внимательно слушать русскую народную сказку. Учить следить за развитием действия и понимать содержание, сопереживать героям сказки. | |
Лепка «Пирожки». | Развивать воображение, наглядно-образное мышление | |
Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Угадай, чья тень». | Учить детей находить заданные силуэты путем зрительного восприятия. | |
Подвижная игра «У медведя во бору» | Умение соотносить свои действия со словами, быстро реагировать на словесный сигнал. | |
Театр на фланелеграфе «Маша и медведь». | Формировать уважение к старшим, привычку трудиться; продолжать учить различать доброе и злое. | |
Игра-драматизация «Мишка - отгадчик»
| Учить детей умению узнавать друг друга, терпеливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации. | |
Май | Фотоотчёт по проекту «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Выставка книжек – малышек на тему: «Наши любимые русские народные сказки».
Развлечение «Сказочное путешествие Мишутки». | |
| Работа с родителями (законными представителями) ∙ Анкетирование родителей (законных представителей) на тему: «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок». ∙ Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой». ∙ Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». ∙ Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка. ∙ Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием». ∙ Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки». ∙ Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. ∙ Привлечь родителей к изготовлению декораций к сказкам, атрибутов и элементов костюмов для организации театрализованной деятельности. |
Приложение
Конспект НОД по сказке «Курочка Ряба»
Воспит: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся – «Доброе утро!»
Воспит: Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребята, посмотрите, какая корзина у меня есть! Подойдите, пожалуйста, ко мне, давайте посмотрим – что же в ней лежит? (достаёт яйцо)
Воспит: Что это?
Дети: Яичко.
Публикация «Конспект НОД по сказке „Курочка Ряба“» размещена в разделах
Воспит: Яичко белое, гладкое, хрупкое, полезное. (дать детям потрогать)
- А как вы думаете, кто снёс яичко?
Дети: Курочка.
Воспи: Верно, молодцы, его снесла курочка.
(Аудиозапись с голосом – курочка кудахчет)
Воспит: Кто же нас зовёт?
Дети: Курочка.
Воспит: Давайте её поищем.
(Воспитатель обращает внимание на курочку – игрушку).
- Вот она, посмотрите, ребята, курочка красавица в гости к нам пришла.
Давайте поздороваемся с курочкой. Полюбуйтесь, какая она красивая, пёстрая, красный хохолок, чёрные глазки, клюв, пёрышки (рассматривают курочку).
У курочки есть дети – маленькие, жёлтые, пушистые, как их называют?
Цыплята какие? (дать потрогать цыплёнка).
Как курочка зовёт своих деток – цыпляток? (Ко-ко-ко)
А как цыплятки пищат? (Пи-пи-пи)
Дидактическая игра «Где цыплёнок?» (индивидуальное звукоподражание)
Воспит: Цыплёнок любит играть в прятки.
Сейчас я спрячу его в чьи-нибудь ладошки, например, в Софиины.
А когда спрошу: «Цыплёнок, ты где? София ответит «Пи-пи-пи»
(повторяется с другими детьми)
Воспит: Курочка не просто так в гости пришла, она нам принесла сказку. А какую сказку вы знаете про курочку? (Курочка Ряба)
Давайте вспомним, что же случилось в этой сказке, помогайте мне рассказывать. (Рассказ и показ сказки с использованием игрушек)
- В одной деревушке, в маленькой избушке жили-были…
Дед и баба.
Была у них…
Курочка Ряба.
Снесла курочка….
Яичко.
Не простое, а …
(золотое)
А что хотели дед и баба с яичком сделать? (разбить)
Получилось у них это сделать? (нет)
Дед бил - не разбил.
Баба била - не разбила.
А кто яичко разбил?
Мышка бежала, хвостиком вильнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут.
А что им курочка сказала?
Не плачь, дед, не плачь, баба,
Снесу я вам яичко другое,
Не золотое, а простое.
Молодцы! Хорошо сказку рассказали.
Физ. минутка «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки-
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышко ищите.
Съели толстого жука,
Земляного червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Воспит: Давайте поищем зёрнышки. Нет, нигде не видно.
Предлагаю нарисовать зёрнышки для курочки.
(Показ задания, готовой работы)
Вот такие зёрнышки - маленькие, жёлтые, круглые мы с вами нарисуем.
-У меня на столе стоит краска, каким она цвета? (жёлтого)
А ещё есть тарелка, она какого цвета? (зелёного)
Рисовать мы будем ватной палочкой. Беру её тремя пальцами, макаю в краску и примакиваю к тарелке. Получилось зёрнышко. Ещё примакиваю. Опять макаю палочку в краску и примакиваю к тарелке. Вот получилось много зёрнышек для курочки. Ватную палочку кладу на салфетку.
- Садитесь за стол, примемся за работу.
Но прежде разомнём наши руки, чтобы они лучше рисовали, сделаем пальчиковую гимнастику.
- Мышка зёрнышки нашла
И домой их принесла.
Дома зёрна намололи,
Пирожочки приготовили.
С капустой,
С мяском,
С творожком,
С вареньем.
Поели с объеденьем.
- А теперь будем дружно рисовать зёрнышки.
Макаем ватную палочку в краску и примакиваем к тарелке.
(Контроль за выполнением задания, помощь детям у которых возникли затруднения, вытирают руки влажной салфеткой)
Воспит: Какие вы молодцы ребята, как много зёрнышек нарисовали.
(Олеся рассказывает потешку)
Курочка моя, умница моя
Вот зерно, водица.
Дай ты мне яичко, умница моя.
Покормите курочку, чтобы снесла много яиц.
(Курочка угощается)
- Курочка говорит вам большое спасибо!
(Воспитатель приглашает детей на палас)
Воспит: Дети, кто к нам сегодня приходил в гости?
Какую сказку мы сегодня вспоминали?
А что мы рисовали для курочки?
Ребята, вы молодцы. курочке тоже у вас понравилось.
Список литературы
Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера, 2002. - 120 с.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
Доброе слово. Книга для развития детей дошкольного возраста по общей редакцией И.А. Кузьмина. Издательский дом «Истоки», 2016г.
Доброе слово. Альбом для развития детей дошкольного возраста по общей редакцией И.А. Кузьмина .Издательский дом «Истоки», 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.
приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....

выпускная квалификационная работа по теме: "Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста".
выпускная квалификационная работа в педагогическом колледже...
Викторина -"Русских народных сказок".
Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказок....
Статья на тему: Развитие сюжетно-ролевой игры детей младшей группы посредством использования атрибутов
Сюжетные игры младших дошкольников носят подражательный характер, поэтому в этот период развития игры для ребенка важна атрибутика (предметы и игрушки). Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно &ndash...

Развитие словесного творчества с использованием русских народных сказок
Презентация учителя - логопеда Кузнецовой Д. В. и педагога - психолога Гусаровой О. А....
Буклет "Народные подвижные игры для детей младшей группы"
В буклете собраны народные подвижные игры...
Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью посредством изучения сказок.
Данный доклад посвящен изучению проблемы нравственной воспитанности детей с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью в младшем школьном возрасте. В работе проводится сравне...