Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык" (ППССЗ)
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«Марксовский политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
технического профиля
на базе основного общего образования
г. Маркс
2017 г.
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УПР ГАПОУ СО «МПК» _______________/Гребнева Е. В./ «____» _________________ 2017 г. | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г. (редакция от 31 декабря 2015г.) с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 г.. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 года). Регистрационный номер рецензии № 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». | |
ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № __, «___» _____________ 20__ г. Председатель /___________/Курилова Н. А./ | ОДОБРЕНО методическим советом колледжа ГАПОУ СО «МПК» Протокол № __, «___» ____________ 20___ г. Председатель ___________/ Федотова Н. В. / | |
Составитель: Рецензент внутренний:
внешний: | Терёхина С. Г., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории. Малютина Н. Е, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «МПК» высшей квалификационной категории Резепова Г. М., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 г.Маркса | |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 18
ДИСЦИПЛИНЫ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 01. «РУССКИЙ ЯЗЫК»
- 1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г. (в ред. от 31 декабря 2015г.) с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 г. для специальности среднего профессионального образования технического профиля 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, реализующей образовательную программу на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
составлена в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Русский язык» относится к обязательной предметной области «Русский язык и литература». Учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена.
- 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности - эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание −
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к
русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);
- метапредметных:
-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять при-
чинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- предметных
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-
родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
Максимальная учебная нагрузка - 78 часов, обязательная аудиторная нагрузка - 78 часов; из них 20 ч. – практических занятий.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме экзамена.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем нагрузки (ч) |
Объем образовательной нагрузки | 78 |
Аудиторная нагрузка | 78 |
в том числе: теоретических занятий практических занятий | 58 20 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | О МОГУЩЕСТВЕ РУССКОГО ЯЗЫКА | ||
Введение. О могуществе русского языка. Русский язык среди языков мира. | Содержание учебного материала Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как высшая форма существования национального языка. Основные составляющие русского языка. Понятие о нормах русского литературного языка. | 2 | 2 |
Раздел 1 | ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. | ||
Тема 1.1. Фонетика. Графика. | Содержание учебного материала Фонетика. Основные фонетические единицы. Понятие о фонеме. Логическое ударение. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс. Графика. Позиционные принцип русской графики. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Из истории письма. Возникновение письменности. Практическое занятие № 1 Транскрипция отрывка из художественного произведения | 2 | 2-3 | |
Тема 1.2. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Содержание учебного материала Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка: произносительные и нормы ударение, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Практическое занятие № 2 Работа с орфоэпическим словарем. Подбор омофонов, омографов, омофоров | 2 | 2 |
Раздел 2 | ЛЕКСИКА. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. | ||
Тема 2.1. Лексика. Лексическое значение слова. | Содержание основного материала Основные понятия и основные единицы лексики. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Лексикография. Словари русского языка. | Содержание учебного материала Лексикография. Словари русского языка: орфографические, толковые, словообразовательные. Орфоэпические и толковые словари, словарь крылатых фраз, словарь иностранных слов, словари лексических групп. Учёные-языковеды: Даль, Шахматов, Ушаков, Виноградов, Ожегов. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Лексические нормы. | Содержание учебного материала Лексические нормы: построение предложений с паронимами, лексические ошибки в словоупотреблении, плеоназм. Практическое занятие № 3 Работа с текстами художественных произведений: подбор историзмов и архаизмов. | 2 | 2-3 |
Тема 2.4. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | Содержание учебного материала Фразеология как раздел науки о языке. Основные понятия фразеологии. Фразеологические единицы и их употребление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Практическое занятие № 4 Анализ текста. Разбор ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов. | 2 | 2-3 |
Раздел 3 | МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. | ||
Тема 3.1. Морфемика. Словообразование. | Содержание учебного материала Основные понятия морфемики. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Основные понятия словообразования. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. | 2 | 2 |
Раздел 4. | ОРФОГРАФИЯ. | ||
Тема 4.1. Орфография как раздел науки о языке. Понятие «орфограмма». | Содержание учебного материала Основные понятия орфографии. Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Правописание двойных согласных. Употребление Ъ и Ь. Употребление гласных после шипящих и Ц. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 5 Заполнение карточек по правописанию орфограмм в корне слова. | 2 | 3 | |
Раздел 5 | МОРФОЛОГИЯ | ||
Тема 5.1. Самостоятельные части речи. Имя существительное. | Содержание учебного материала Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание. Практическое занятие № 6 Морфологический разбор имени существительного. | 2 | 2 |
Тема 5.2. Имя прилагательное. | Содержание учебного материала Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Сравнительная и превосходная степени прилагательного. Простая и сложная формы степеней. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. | 2 | 2 |
Тема 5.3. Имя числительное. | Содержание учебного материала Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор имён числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Практическое занятие № 7 Работа по карточкам «Склонение количественных числительных» | 2 | 2-3 | |
Тема 5.4. Местоимение. | Содержание учебного материала Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Практическое занятие № 8 Работа в таблицах «Разряды местоимений», «Отличие личных местоимений от притяжательных». | 2 | 2 |
Тема 5.5 Глагол | Содержание учебного материала Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категории наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное (условное). | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Категория времени глагола. Спряжение глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. Практическое занятие № 9 Работа в карточках «Личные окончания глаголов I и II спряжений». | 2 | 2 | |
Тема 5.6. Причастие и деепричастие | Содержание учебного материала Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного в причастии. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Практическое занятие № 10 Работа с отрывками из художественных произведений. Подбор примеров предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. | 2 | 2-3 | |
Тема 5.7. Наречие. Слова категории состояния. | Содержание учебного материала Наречие как часть речи. Разряды наречий. Правописание наречий. Грамматические особенности слов категории состояния. Практическое занятие № 11 Работа в карточках «Правописание суффиксов наречий» | 2 | 2-3 |
Тема 5.8. Морфологические нормы употребления слов. | Содержание учебного материала Морфологические нормы употребление имен существительных (форм рода, числа, падежа), имен прилагательных (форм степеней сравнения). | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Морфологические нормы употребления имён числительных (склонение количественных числительных), местоимений и форм глагола. | 2 | 2 | |
Тема 5.9. Служебные части речи | Практическое занятие № 12 Анализ текста: ошибки в употреблении форм слова. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Правописание предлогов. Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Правописание союзов. | 2 | 2 | |
Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Практическое занятие № 13 Работа по карточкам «Правописание слов служебных частей речи» | 2 | 2 | |
Раздел 6. | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | ||
Тема 6.1. Словосочетание | Содержание учебного материала Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. | 2 | 2 |
Тема 6.2. Простое предложение | Практическое занятие № 14 Заполнение рабочей карты «Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании». Содержание учебного материала Понятие о предложении. Классификация предложений. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные, двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, полные и неполные. | 2 | 2-3 |
Тема 6.3. Простые осложнённые и неосложнённые предложения. | Содержание учебного материала Главные и второстепенные члены предложения. Порядок слов в простом предложении. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Простое осложнённое и неосложнённое предложения. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 2 | 2 | |
Тема 6.4 Синтаксические нормы. Предложения с деепричастными оборотами. | Содержание учебного материала Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращениях, вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Обособленные члены предложения и знаки препинания при них. Обособленные и необособленные определения. Обособленные обстоятельства. Параллельные синтаксические конструкции. Практическое занятие № 15 Работа в карточках: расстановка знаков препинания в простых предложениях. | 2 | 2-3 | |
Содержание учебного материала Предложения с деепричастными оборотами и знаки препинания в них. Нормы построения предложений с деепричастными оборотами. | 2 | 2 | |
Тема 6.5. Нормы согласования и управления. | Содержание учебного материала Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчинённых предложений. Практическое занятие № 16 Работа с текстами художественных произведений, подбор ССП, СПП, БСП. | 2 | 2 |
Тема 6. 6. Прямая и косвенная речь. | Содержание учебного материала Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах. Авторская пунктуация. | 2 | 2 |
Раздел 7 | ТЕКСТ. СТИЛИСТИКА | ||
Тема 7.1. Текст, его строение | Содержание учебного материала Текст, его строение. Основные признаки текста. Последовательность предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. | 2 | 2 |
Тема 7.2. Стилистика. Типы и стили речи | Содержание учебного материала Средства художественной выразительности. Практическое занятие № 17 Анализ выразительных средств в тексте. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Функционально-смысловые типы речи. Практическое занятие № 18 Анализ текста. «Стиль и тип речи текста» | 2 | 2 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины проходит в кабинете № 14 учебного корпуса.
Оборудование кабинета: парты, стулья, доска, табличный и дидактический материал, учебники.
Технические средства обучения: компьютер, электронный словарь русского языка.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Для преподавателя:
- «Русский язык» (учебник). Авторы: Антонова Е. С., Воителева Т. М. – «Академия», 2014 год.
Для студентов:
- «Русский язык» (учебник). Авторы: Антонова Е. С., Воителева Т. М. – «Академия», 2014 год.
Дополнительные источники:
- Иванова С. Ю. Экзаменационные ловушки. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (фонетика, лексика, состав слова, словообразование, морфология, орфография, синтаксис, пунктуация, культура речи, текст). – Самара, ООО «Офорт». 2006 – 380 с.
Справочная и нормативная литература:
- Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., «Айрис-пресс», 2007 – 255 с.
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Справочник по русской орфографии и пунктуации. М., «Новая волна», 2002 – 240 с.
- Щипачева Л. А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. М., «Школьная Пресса», 2004 – 48 с.
- Лушникова Н. А. «Русский язык в таблицах и схемах». СПб., ООО «Виктория плюс», 2004 – 64 с.
- Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов». М., «Дрофа», 2004 – 299 с.
- Русский словарь крылатых фраз. М., «ЮНВЕС», 2001 – 608 с.
- Баранов М. Т. . Школьный орфографический словарь русского языка. М., «Просвещение». 1997 – 240 с.
- Бархударов С. Г. Орфографический словарь русского языка. М., «Русский язык». 1984 – 262 с.
- Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., Астрель. 2006 – 348 с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., «Русский язык». 1989 - 750 с.
- Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., «Альта-Принт. 2005 – 1239 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык: - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике | Оперативный контроль: - тестирование, аудиторные контрольные работы; |
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью | Оперативный контроль: - в форме выполнения практических заданий по анализу текста. |
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации | Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий; - тестирование |
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров | Входной контроль: тестовые задания Рубежный контроль: - аудиторная контрольная работа; - тестирование |
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка | Оперативный контроль: - творческая работа. |
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях | Оперативный контроль: - практическая работа (анализ текста) |
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания | Оперативный контроль: - в форме анализа текстов |
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы | Оперативный контроль: - в форме защиты практических работ; - тестирование Итоговый контроль – экзамен |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
Личностные результаты | |||
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; | - проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. | |
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности | Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях, в дистанционных олимпиадах и конкурсах | |
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | - демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. | |
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | - готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности - способность и умение ценить прекрасное; | - практические работы (анализ текста) | |
-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; −владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию | Наблюдение за ролью обучающегося в группе | |
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | - демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию | Наблюдение за ролью обучающегося в группе | |
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач | Конкурсы Олимпиады | |
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | Использование электронных источников. | |
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; | - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) | Деловые игры-моделирование. | |
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
