Консультация "Формирование системного мышления дошкольников"
консультация на тему

Петрова Татьяна Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование системного мышления  дошкольников"

Цель: систематизация имеющихся знания, умения самостоятельно добывать и свободно использовать информацию в процессе познавательной деятельности.

 Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С. Альтшуллер. Педагог с детьми рассматривает природный и рукотворный мир. Большую часть которой занимает познание свойств (значений признаков) объектов материального мира.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку:

«Что-то» ( в сокращении) Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, Г. Жуковский

Если мы рассмотрим что-то... (объект)

Это что-то для чего-то... (функция объекта)

Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)

Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов

рукотворного мира

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель системного оператора – это девять экранов:

6

3

9

4

1

7

5

2

8

Первым шагом работы с системным оператором является обозначение объекта и определение его функции (окно №1).Далее рассматриваются части(подсистема – окно№2) объекта по его функции (система в будущем), части (окно№8) и место (окно№9).

При необходимости можно расширить и дополнить логические операции системного характера за счет заполнения верхних и нижних окошек таблицы.

Рассмотрим рукотворный объект – игрушечная машина.

  1. Что это? (называется объект и обозначается схемой). Для чего люди его придумали? Какие ещё "дела" умеет делать этот объект.
  2. Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению "главного дела"?
  3. Где мы можем встретить этот объект? Для чего он там?  
  4. Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было? Что умел его предшественник»?
  5. Какие у него были части? Чем он отличался от сегодняшнего?
  6. Где его использовали?  Зачем они стали придумывать этот объект?
  7. Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить?
  8. Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Почему он будет лучше?
  9. Как измениться жизнь человека, если так произойдёт? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае "найдёт и потеряет.

Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов живой природы

 При систематизации объектов живой природы необходимо помнить, что все живые объекты обладают признаком рождения и умирания.  Учитывая данный факт,  в окно №1 рекомендуется помещать детёнышей животных или растения в на начальном этапе роста (росток), окно №2 – яйцо, икринка, семечко растения; окно №7 – взрослое животное или растение. Либо рассматривать объект с точки зрения времён года: окно №1, 2, 3 – зима; окно №4,5,6 – осень; окно №7,8,9 – весна.

6

место обитания объекта в прошлом

3

место обитания объекта в  начале жизни

9

место обитания объекта в зрелом возрасте

4

объект в прошлом

1

Объект в начале жизни

7

объект в зрелом возрасте

5

части объекта в прошлом

2

части объекта в

начале жизни

8

части объекта в зрелом возрасте

А теперь рассмотрим для примера природный объект – цыплёнка.

  1. Кто это? (называется объект и обозначается схемой). Что он умеет делать?
  2. Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть?
  3. Где находится (живёт) наш объект? Кто его «друзья»? (представители того же класса). Что нужно, чтобы объект нормально жил и развивался? (для объектов живой природы или экосистем)
  4. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
  5. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
  6. Где и благодаря чему это объект появился на свет? Что было нужно, чтобы он стал таким, каков есть сейчас?
  7. Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые «дела» у него появятся?
  8. Как изменится каждая его часть?
  9. Где он тогда будет? Что нужно, чтобы так произошло?

Когда дети уже знакомы с признаками и их условными обозначениями, то клеточки

можно заполнять карточками, либо схематически изображать фломастером.

Литература: «Формирование системного мышления дошкольников» Т.А. Сидорчук и И.Я. Гуткович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК 01.01. Системное программирование

Примерная рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования...

Методическая разработка открытого урока по системному программированию на тему «UEFI – эволюция или революция?»

Автор: Смирнова Ирина Петровна, преподаватель ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологийСпециальность: 230115 – Программирование в компьютерных системахПредмет: МДК 01.01 Системное...

Тест. МДК 01.01 Системное проограммирование. Последовательность загрузки компьютера. BIOS. BIOS SETUP.

Тест выполняется после практической работы и завершает изучение темы "BIOS" МДК 01.01 Системное проограммирование....

Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык

"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Основы системного анализа" для студентов по специальности 080504"Госуарственное и муниципальное управление"

Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Основы системного анализа» является формирование у студентов системности мышления.Сущность системного мышления должна реализоваться в том, что ...

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....