Консультация "Формирование системного мышления дошкольников"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
"Формирование системного мышления дошкольников"
Цель: систематизация имеющихся знания, умения самостоятельно добывать и свободно использовать информацию в процессе познавательной деятельности.
Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С. Альтшуллер. Педагог с детьми рассматривает природный и рукотворный мир. Большую часть которой занимает познание свойств (значений признаков) объектов материального мира.
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку:
«Что-то» ( в сокращении) Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, Г. Жуковский
Если мы рассмотрим что-то... (объект)
Это что-то для чего-то... (функция объекта)
Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов
рукотворного мира
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель системного оператора – это девять экранов:
6 | 3 | 9 |
4 | 1 | 7 |
5 | 2 | 8 |
Первым шагом работы с системным оператором является обозначение объекта и определение его функции (окно №1).Далее рассматриваются части(подсистема – окно№2) объекта по его функции (система в будущем), части (окно№8) и место (окно№9).
При необходимости можно расширить и дополнить логические операции системного характера за счет заполнения верхних и нижних окошек таблицы.
Рассмотрим рукотворный объект – игрушечная машина.
- Что это? (называется объект и обозначается схемой). Для чего люди его придумали? Какие ещё "дела" умеет делать этот объект.
- Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению "главного дела"?
- Где мы можем встретить этот объект? Для чего он там?
- Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было? Что умел его предшественник»?
- Какие у него были части? Чем он отличался от сегодняшнего?
- Где его использовали? Зачем они стали придумывать этот объект?
- Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить?
- Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Почему он будет лучше?
- Как измениться жизнь человека, если так произойдёт? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае "найдёт и потеряет.
Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов живой природы
При систематизации объектов живой природы необходимо помнить, что все живые объекты обладают признаком рождения и умирания. Учитывая данный факт, в окно №1 рекомендуется помещать детёнышей животных или растения в на начальном этапе роста (росток), окно №2 – яйцо, икринка, семечко растения; окно №7 – взрослое животное или растение. Либо рассматривать объект с точки зрения времён года: окно №1, 2, 3 – зима; окно №4,5,6 – осень; окно №7,8,9 – весна.
6 место обитания объекта в прошлом | 3 место обитания объекта в начале жизни | 9 место обитания объекта в зрелом возрасте |
4 объект в прошлом | 1 Объект в начале жизни | 7 объект в зрелом возрасте |
5 части объекта в прошлом | 2 части объекта в начале жизни | 8 части объекта в зрелом возрасте |
А теперь рассмотрим для примера природный объект – цыплёнка.
- Кто это? (называется объект и обозначается схемой). Что он умеет делать?
- Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть?
- Где находится (живёт) наш объект? Кто его «друзья»? (представители того же класса). Что нужно, чтобы объект нормально жил и развивался? (для объектов живой природы или экосистем)
- Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
- Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
- Где и благодаря чему это объект появился на свет? Что было нужно, чтобы он стал таким, каков есть сейчас?
- Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые «дела» у него появятся?
- Как изменится каждая его часть?
- Где он тогда будет? Что нужно, чтобы так произошло?
Когда дети уже знакомы с признаками и их условными обозначениями, то клеточки
можно заполнять карточками, либо схематически изображать фломастером.
Литература: «Формирование системного мышления дошкольников» Т.А. Сидорчук и И.Я. Гуткович.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/15/picture-109275.jpg)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК 01.01. Системное программирование
Примерная рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/15/picture-109275.jpg)
Методическая разработка открытого урока по системному программированию на тему «UEFI – эволюция или революция?»
Автор: Смирнова Ирина Петровна, преподаватель ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологийСпециальность: 230115 – Программирование в компьютерных системахПредмет: МДК 01.01 Системное...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/15/picture-109275.jpg)
Тест. МДК 01.01 Системное проограммирование. Последовательность загрузки компьютера. BIOS. BIOS SETUP.
Тест выполняется после практической работы и завершает изучение темы "BIOS" МДК 01.01 Системное проограммирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-170530-1356550664.jpg)
Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык
"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-324477-1382556539.jpg)
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Основы системного анализа" для студентов по специальности 080504"Госуарственное и муниципальное управление"
Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Основы системного анализа» является формирование у студентов системности мышления.Сущность системного мышления должна реализоваться в том, что ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-322407-1382412603.jpg)
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188943-1359217339.jpg)
Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....