Мастер-класс "Системный оператор как средство формирования математических представлений"
консультация на тему

Петрова Татьяна Владимировна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrova_opornaya_dokolad.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Т.В, воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

Системный оператор как средство формирования математических представлений

Одна из самых распространённых ошибок в практике обучения дошкольников – это стремление дать как можно больше разнообразных знаний различного характера. Даже если проанализировать современные примерные образовательные программы, включённые в навигатор программ, практически в каждой образовательной области мы встречаем задачи «сформировать представления о геометрических фигурах…», «Познакомить с числами…». При этом со многими фактами дети либо уже стихийно знакомы, либо не заинтересованы в их усвоении. Поэтому мы должны не только дать детям знания, но и систематезировать их. Таким образом, системно – деятельностный подход при реализации ФГОС выходит на первый план. Однако, появляется проблема отбора технологии. В нашем детском саду с этой целью используется технология ТРИ З.

Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе». Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С. Альтшуллер.

Материальный мир состоит….

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку:

«Что-то» ( в сокращении)

Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский

Если мы рассмотрим что-то... (объект)

Это что-то для чего-то... (функция объекта)

Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)

Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Системное мышление по отношению к объектам рукотворного и природного мира имеет свои характерные особенности.

Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов рукотворного мира

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель системного оператора – это девять экранов:

6

3

9

4

1

7

5

2

8

Первым шагом работы с системным оператором является обозначение объекта и определение его функции (окно №1).

Далее рассматриваются части (подсистема – окно№2) выбранного объекта, которые позволяют ему выполнить функцию.

В третьем окошке рассматривается окружение (надсистема), в котором выполняется функция выбранного объекта.

Четвертое окошко позволяет обозначить прошлое объекта по выполняемой функции (система в прошлом), его части (окно№5) и место его функционирования (окно№6).

В седьмом окне определяются перспективы развития данного объекта по его функции (система в будущем), части (окно№8) и место (окно№9).

При необходимости можно расширить и дополнить логические операции системного характера за счет заполнения верхних и нижних окошек таблицы правой и левой стороны. Полнота описания объекта как системы может быть достигнута путем сравнения с другим объектами по определенным признакам.

Рассмотрим рукотворный объект – игрушечная машина.

  1. Что это? (называется объект и обозначается схемой). Для чего люди его придумали? Какие ещё "дела" умеет делать этот объект.
  2. Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению "главного дела"?
  3. Где мы можем встретить этот объект? Для чего он там? Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
  4. Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было? Что умел его предшественник»?
  5. Какие у него были части? Чем он отличался от сегодняшнего?
  6. Где его использовали? Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?
  7. Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить? Какие новые дела научить делать? Какие качества улучшить?
  8. Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Почему он будет лучше?
  9. Как измениться жизнь человека, если так произойдёт? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае "найдёт и потеряет?"

Последовательность мыслительных операций по систематизации объектов живой природы

При систематизации объектов живой природы необходимо помнить, что все живые объекты обладают признаком рождения и умирания.  Учитывая данный факт, при рассматривании объектов, в окно №1  рекомендуется помещать детёнышей животных или растения в на начальном этапе роста (росток), окно №2 – яйцо, икринка, семечко растения; окно №7 – взрослое животное или растение. Либо рассматривать объект с точки зрения времён года: окно №1, 2, 3 – зима; окно №4,5,6 – осень; окно №7,8,9 – весна.

6

место обитания объекта в прошлом

3

место обитания объекта в  начале жизни

9

место обитания объекта в зрелом возрасте

4

объект в прошлом

1

объект в начале жизни

7

объект в зрелом возрасте

5

части объекта в прошлом

2

части объекта в

начале жизни

8

части объекта в зрелом возрасте

А теперь рассмотрим для примера природный объект – цыплёнка.

  1. Кто это? (называется объект и обозначается схемой). Что он умеет делать?
  2. Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть?
  3. Где находится (живёт) наш объект? Кто его «друзья»? (представители того же класса). Что нужно, чтобы объект нормально жил и развивался? (для объектов живой природы или экосистем)
  4. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
  5. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
  6. Где и благодаря чему это объект появился на свет? Что было нужно, чтобы он стал таким, каков есть сейчас?
  7. Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые «дела» у него появятся?
  8. Как изменится каждая его часть?
  9. Где он тогда будет? Что нужно, чтобы так произошло?

Когда дети уже знакомы с признаками и их условными обозначениями, то клеточки

можно заполнять карточками, либо схематически изображать фломастером.

Системный оператор успешно может использоваться и при формировании элементарных математических представлений для математических объектов и понятий. При этом используется последовательность мыслительных операций по систематизации объектов рукотворного мира. В младшем возраст используется 5 окон, знакомим с геометрическими фигурами. В среднем возрасте используем  5-7 окон при знакомстве с числами и геометрическими фигурами.

Старший возраст - используем 9 окон при знакомстве с числами, ориентировкой во времени и с частями суток. Подготовительная группа - при знакомстве с числами, состав числа, ориентировка во времени, части суток,  дни недели, месяцы, времена года.

Где можно встретить число 5?

Где можно встретить число 6? Кто его «друзья»?

Где можно встретить число 7?

Число 5

Число 6. Функция.

Число 7

Состав числа 5

Состав числа 6 (из единиц, из двух меньших)

Состав числа 7

Таким образом, использование в полной мере системного оператора позволяет не

только систематизировать представления детей о каком –либо объекте, но и научить

ребёнка делать прогнозы развития систем на доступном для его возраста уровне.

Использованная литература: Т.А.Сидорчук, И.Я.Гуткович «Формирование системного мышления дошкольников», Ульяновск, 2015

Т.А.Сидорчук, И.Я.Гуткович «Формирование системного мышления дошкольников», Ульяновск, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для коррекционной работы по формированию элементарного счета до 3-х детей с умеренной степенью умственной отсталости...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Эта презентация поможет вам в работе с детьми младшего дошкольного возроста  в формировании элементарных матиматических представлений. В ней вы можите найти педагогические советы, которые облегча...

Презентация "Дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей 4-5 лет"

Презентация выступления на семинаре "Дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей 4-5 лет"...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...

ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование представлений о геометрических  фигурах у детей дошкольного возраста лежит  в основе развития познавательных способностей и  играет важную роль в развитии личности. Дети ус...

Педагогический совет «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Педагогический совет«Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»...