статья "Организация профессионально - ориентированного образовательного пространства обучающихся в учебно - профессиональной деятельности"
статья

Доильницына Ирина Алексеевна

Целью работы является раскрытие задач по формированию системного дифференцированного педагогического подхода в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и служащих сферы сервиса и услуг., обеспечение готовности к профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, приобретения практических навыков по профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doilnitsyna.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Доильницына Ирина Алексеевна, мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин, СПб ГБ ПОУ «Колледж»Звездный», город Санкт-Петербург

"Организация профессионально - ориентированного  образовательного пространства обучающихся  в  учебно - профессиональной деятельности"

«Наука  Методика  Творчество Инновации-
успех формирования личности

современного рабочего»

         Образовательное учреждение «Колледж «Звездный» подготавливает рабочих и служащих занятых в различных сферах народного хозяйства: продавцы, коммерсанты, контролеры банка, секретари, сборщики обуви. Мною будет представлена профессия сферы сервиса и услуг: - парикмахер. Основная функция услуги - удовлетворять изменяющиеся потребности населения. Так как общество развивается, то растет количество новых потребностей населения. В связи с этим сфера услуг претерпевает  в последние десятилетия значительные изменения.

Современный рынок труда требует от будущих работников быть:

  • Конкурентоспособными
  • Уметь принимать самостоятельные решения в профессиональных ситуациях
  • Работать в команде
  • Использовать информационные технологии
  • Постоянно повышать свою квалификацию
  • Осваивать новые формы и способы труда
  • Быстро ориентироваться в ситуации экономических изменений

      «Колледж «Звездный» решает сложные задачи по формированию системного дифференцированного педагогического подхода в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и служащих сферы сервиса и услуг.

Целью практической подготовки обучающихся является обеспечение готовности к профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, приобретения практических навыков по профессии.

Контингент обучающихся колледжа очень разнообразен - это дети из полных и неполных семей, дети без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей мигрантов с разным уровнем подготовки.

Главная задача процесса обучения сегодня, на мой взгляд - это формирование открытой, доступной, единой образовательной  информационной среды для всех категорий обучающихся, обеспечение качества образовательных услуг, формирование условий для развития самостоятельности, инициативности обучающихся, раскрытия творческого потенциала личности.

    Важным звеном в профессиональной подготовке является учебная и производственная практика, рабочие программы, которых разработаны в соответствии с ФГОС с учетом требований работодателей, на основе анализа изменяющегося рынка труда. Идет постоянное совершенствование содержания и структуры учебного процесса подготовки конкурентоспособных выпускников, используется передовой педагогический опыт, корректируется учебно-методический комплекс, внедряются и развиваются инновационные технологии, в основе которых лежит принцип личностно-ориентированного обучения, совершенствуются формы организации учебной и производственной практик.

В ходе учебной практики обучающиеся закрепляют умения, практические навыки, теоретические знания, формируют понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает устойчивый интерес к профессии.                                                                                                                                      В реализации этих задач мне помогает внедрение на уроках учебной практики различных инновационных технологий обучения:

  • Метод проекта, который позволяет обучающимся развивать мышление, творческие способности, коммуникативные качества, привычку к анализу потребительских, экономических ситуаций. Метод сочетает такие развивающие формы обучения как сотрудничество, работу в малых группах. Взаимодействие и диалог сближает учащихся, дает возможность формировать и отстаивать свою точку зрения. Такой метод я использовала для изучения передового опыта мастеров-технологов профессиональных социальных партнеров фирмы «Эстель», зарубежного опыта американской школы  подготовки парикмахеров PIVOT POINT с целью закрепления и самостоятельного применения трудовых действий, операций и приемов выполнения комплексных работ по стрижке и укладке волос, изученных ранее на уроках учебной практики.
  • Ролевые игры позволяют получить представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере услуг. Обучающиеся активно включаются в процесс игры, учатся владению собой, устанавливают взаимоотношения со всеми участниками  образовательного процесса, развивают дух соревновательности. Примером использования технологии является- игра «Салон красоты» по ПМ «Выполнение стрижек и укладок».
  • Кейс-метод, при котором обучающиеся работают по картам- заданиям

            с  профессиональной ситуацией.  В ходе учебной практики оттачивается

            профессиональные навыки решения конкретных задач.

      Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и                                      практику. Обучающиеся учатся в процессе дискуссий, находить

наиболее рациональные решения конкретных проблем, демонстрируют                  инициативность, оригинальность мышления,  лидерские качества.

            Этот метод я постоянно использую при  решении проблемной ситуации.

  • Имитационные упражнения, происходят на муляжах по заданным условиям. Обучающиеся отрабатывают практические навыки, формируют умения, доведенные до автоматизма.
  • Интегрированные обучающие семинары, мастер-классы -  в проведении которых неоценимую помощь и поддержку оказывает наш социальный партнер «Академия парикмахерского искусства», компания «Эстель» ( директор Л.Охотин). Семинары интегрируются в график проведения учебной практики. На круглых столах и заседаниях ЦМК согласовывается тематика семинаров в соответствии с календарно-тематическим планированием. Проведение таких семинаров на I II III курсах дает возможность обучающимся закрепить общие и профессиональные компетенции, применять навыки в выполнении заданий разного уровня сложности как самостоятельно так и в сотрудничестве с мастером п/о и технологом компании. «Эстель». В ходе интегрированного обучения мастер выступает в роли помощника и партнера. Для самоконтроля и самооценки в конце каждого семинара проводится тестовое задание, результаты которого учитываются при выставлении оценок.
  • Эффективность обучения повышают использование информационных технологий с использованием ЭОР, презентаций, применения интерактивных досок. ЭОР-сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе. Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.

ЭОР могут использоваться на всех этапах обучения:

• при объяснении нового материала;

• закреплении;

• повторении;

• контроле знаний, умений и навыков.

Так в свободном доступе для всех участников процесса имеются ЭОР по ПМ «Выполнение стрижек и укладок», по ПМ «Оформление причесок», ЭОР по дисциплине общепрофессионального цикла «ОФКиВ», «ОКПО».

Электронная презентация по ПМ «Выполнение окрашивания волос», разработанная технологами  академии «Эстель» создает условия для активизации профессиональной деятельности, повышает мотивацию к обучению.

  • Портфолио обучающегося ярко отражает эффективность его обучения, где представлены документы, свидетельствующие о приобретении навыков в профессии. Портфолио представляется при трудоустройстве работодателю.                                                              Колледж привлекает работодателей  в качестве независимых экспертов для оценки квалификационных экзаменов, защиты выпускной квалификационной работы.    Профориентационные мастер-классы, кружки дополнительного образования, метод социальных проб в акции-«Красота - в подарок» для пенсионеров обеспечивают высокий уровень личностной компетентности, что повышает уровень конкурентоспособности выпускников на рынке труда.                                                                                                      
  • Трудоустройство на производственную практику - осуществляет  «Фонд содействия парикмахерскому искусству», он обеспечивает лучших обучающихся местами производственной практики и дальнейшим трудоустройством по профессии «парикмахер». Наличие салонов красоты в разных районах города и области позволяют найти место практики и работу вблизи от места проживания, что является немаловажным фактором комфорта для человека в современном мегаполисе.

На круглых столах, которые стали традиционными, совместно с социальными партнерами обсуждаются разные виды совместной деятельности с работодателем:

  • Проведение внеаудиторных мероприятий профессиональной направленности(выездные уроки учебной практики в академии)
  • Экскурсии на производственные площадки города и области компании «Эстель», которые формируют кругозор в профессии
  • Профессиональные конкурсы,«Фонд содействия парикмахерскому искусству» под руководством Д.Ершова на протяжении многих лет организует разнообразные формы участия в ежегодных профессиональных конкурсах, фестивалях красоты, чемпионатах по парикмахерскому искусству.«Академия парикмахерского искусства», компания «Эстель» ( директор Л.Охотин) - организует конкурсы колористов «Колорлайф», «Звезда Эстель». Обучающиеся выполняют подготовку по номинациям под руководством мастера п/о и самостоятельно выступают на соревнованиях. Это дает возможность обучающимся проявить свои лидерские качества, инициативу, почувствовать важность и актуальность своей работы, значимость своей личности, приобрести опыт творческой работы.
  • Ежегодные курсы повышения квалификации для мастеров п/о. в академии «Эстель».

В заключение хочется отметить следующее: в условиях рыночной экономики молодой специалист должен правильно оценивать реальную экономическую ситуацию и быстро адаптироваться к развитию технологий и производства. Сформировать эти качества можно лишь при активном внедрении в образовательный процесс колледжа новых технологий, способствующих развитию у обучающихся умений поиска, переработки и анализа необходимой информации.

Статью подготовила мастер п/о, преподаватель спец. дисциплин:

 Доильницына И.А.

Список литературы:

А.в.Баранников Организация открытого (мобильного) образовательного  пространства/ Педагогика №5,2015

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – Москва, 1989. – 192с.

Васильева А.А. Педагогическое сопровождение при обучении рабочим профессиям./Профессиональное образование №10 ,2015

Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах

http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692

Ю.Ф.Шуберт., Н.Н.Андреещева Формирование у студентов профессиональных компетенций/ Среднее профессиональное образование №12 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 23.02.03 Техниче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Диагностическая деятельность основной профессиональной образовательной программы специальности 060101 Лечебное дело

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 Диагностическая деятельность основной профессиональной образовательной программыспециальности 060101  Лечебное дело...

Вопросы на экзамен по дисциплине «Транспортно-экспедиционная деятельность на железнодорожном транспорте» для профессионального модуля "Организация транспортно-логистической деятельности на железнодорожном транспорте"

Вопросы для подготовки к экзамену для специальности ОПиУ (организация и управление перевозок на железнодорожном транспорте) как для очной так и для заочной формы обучения...

Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»

Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...

Современные проблемы воспитания в профессиональном образовательном пространстве России

Молодёжь - будущее страны и поэтому как мы её воспитаем, будет зависеть наша  жизнь......

Тестовые задания для подготовки к аккредитации (по специальности Лечебное дело, среднего профессионального образования по курсу профессионального модуля ПМ.05 Медико-социальная деятельность)

Предлагаемый сборник заданий в тестовой форме рекомендуется как учебно-методическое пособие для подготовки к аккредитации по специальности Лечебное дело, среднего профессионального образования по курс...

Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)

В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....