РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ
рабочая программа на тему

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 69 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_1_kurs.doc355 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение республики Татарстан
«Актанышский технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД 12 ЭКОНОМИКА

по специальности

38.02.01          Экономика и бухгалтерский учет

                        

Актаныш

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 69 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и на основании решения педагогического совета от «__»___________20__года, протокол №__.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение республики Татарстан «Актанышский технологический техникум»

Разработчики:

Зарипова Лилия Фасилевна, преподаватель специальных дисциплин

Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «____________________ «__»___________20___ года, протокол №__.

 Председатель ЦК __________________________ (указать необходимого председателя)

Согласовано                                            

зам. директора по УПР

_____________  Садртдинов Р.Р.

от "     "______________  2018 год

                                                                   Утверждаю

Директор ГАПОУ  " Актанышский

технологический техникум"

_________________Габдулхаев И.И.

от  "      "___________   2018год


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

32

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

36

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

37

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Экономика является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  дисциплина является общеобразовательной профильной и входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

В результате изучения учебной дисциплины ОУД 12 Экономика обучающийся должен:

знать/понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов;

- практические работы – 38 часов

Итоговой формой контроля по учебной дисциплине ОУД 12 Экономика является экзамен.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

     практические занятия

38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Промежуточная аттестация в форме  экзамена 


  1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП. 03 Экономика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Принципы экономики.

20

Тема 1.1. 

Понятие, предмет, метод и функции экономики.

Содержание учебного материала

4

1

Экономика как хозяйственная деятельность людей и как наука о такой деятельности Предмет экономики, методы, ее цели и задачи, функции, структура. Микро и макроэкономика.

2

Базовые экономические понятия: потребности и ресурсы, свободные и экономические блага. Экономические ресурсы и факторы производства. Факторные доходы.

Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности.

Семинарское занятие №1

 Понятие, предмет, метод и функции экономики

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Экономическая модель. Прикладная экономика. Экономический анализ и экономическая политика.

Подготовка докладов на одну из тем:

«Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли»

«Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие»

Выполнение компьютерной презентации по теме «Значение экономики для развития общества»

Оформление экономического терминологического словаря.

Составление конспекта «Структура экономики».

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает экономика?
  2. Главная задача (функция) экономики?
  3. Чем свободные блага отличаются от экономических?
  4.  Охарактеризуйте взаимосвязь потребности и блага. Значение их познания для экономики.
  5. Раскройте значение рационального использования имеющихся ресурсов.
  6.  Для чего люди создали экономику?
  7.  Какие значения имеет понятие «экономика»?

Тема 1.2. 

Этапы развития экономической науки.

Содержание учебного материала

4

1

Вехи мировой экономической мысли. Российская экономическая мысль.

Экономические школы: меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм,  маржинализм, институционализм, кейнсианство, монетаризм и их основные идеи и видные представители. Современная экономическая мысль.

Семинарское занятие №2.

Этапы становления экономической теории.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка сообщения на одну из тем:

«Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита».

«Теория цены А.Маршала».

«Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли».

Дополнение экономического словаря.

Подготовка электронной презентации по одной из школ экономической науки и их видных представителях.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основных представителей течения меркантилизма – школы, делающей упор на активную роль государства, задача которого увеличить благосостояние людей за счет чистого притока иностранной валюты.
  2. Какие течения возникли в экономике под влиянием марксизма – политической экономии социального конфликта, приводящего к смене общественно-экономических формаций?
  3. Под влиянием каких идей сформировалось неоклассическое течение экономической мысли?
  4. Назовите основных представителей институционального направления в экономике.
  5. К какому крупному разделу экономической науки относятся кейнсианство, монетаризм и неоклассический синтез?

Тема 1.3. 

Экономическое содержание собственности.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие «собственность». Экономические и юридические аспекты собственности. Понятие экономических интересов. Права собственников, охрана прав собственности государством. Многообразие форм собственности и смена ее типов. Частная собственность – основа рыночной экономики. Процесс развития и перестройка отношений собственности в России. Понятие и сущность приватизации. Структура отношений собственности в РФ в начале XXI века

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Изучение Гл. 13-14 Гражданского кодекса РФ

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Мое отношение к монополии»

«Собственность как социальное понятие отношений между индивидуумами, социальными группами и слоями населения»

Контрольные вопросы:

  1. Формы собственности, их характеристика.
  2. Охарактеризуйте процесс приватизации.
  3. С какими формами собственности связано благополучие вашей семьи?

Тема 1.4. 

Типы экономических систем.

Содержание учебного материала

4

1

История экономических систем: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Типы экономических систем. Характеристика командной, рыночной и смешанной экономики. Роль вида собственности и способа управления экономической деятельностью в характеристике экономической системы. Общественно-экономические формации. Экономическая свобода как возможность индивидуума в реализации своих интересов.

Семинарское занятие №3.

Роль частной и государственной собственности в формировании экономических систем.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Теория конвергенции.

Подготовка сообщений на одну из тем:

 «Экономические кризисы в истории России»

«Формационный подход к истории развития общества»

«Цивилизационный подход к истории общества»

«Модели в рамках экономических систем (японская, шведская, американская)»

Оформление экономического терминологического словаря

Контрольные вопросы:

  1. Что такое экономическая система как система связи между производителями и потребителями?
  2. Дайте характеристику традиционной экономики.
  3. В чем сущность смешанной экономики как основной современной формы экономической системы?
  4. В чем заключается негативное значение командной экономики для развития общества?
  5. Каковы условия перехода России к рыночной экономике?
  6. Каковы признаки либеральной экономики?
  7. Экономику Германии иногда называют социально-рыночной, а Южной Кореи – командно-рыночной. Как вы думаете, почему?
  8. Как влияет экономическая свобода на основные показатели развития?
  9. Какие страны считаются лидерами в экономической свободе?
  10. Назовите основные показатели, по которым определяется уровень экономической свободы.

Тема 1.5. 

Основы экономического развития общества.

Содержание учебного материала

4

1

Условия и противоречия экономического развития. Проблемы выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных затрат. Потребности общества и возможности экономики удовлетворить их. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом: что производить? Как производить? Для кого производить?

2

Развитие форм общественного производства. Натуральное и товарное хозяйство. Товар и его свойства. Деньги, их происхождение и сущность. Роль денег в экономике.

Практическая работа №1.

Альтернативная стоимость и граница производственных возможностей:

- расчет альтернативной стоимости.

- построение графиков производственных возможностей.

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка докладов на одну из тем:

«Возникновение и эволюция денег на Руси»

«Экономическая культура»

«Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы»

Выполнение компьютерной презентации по теме «Деньги»

Составление конспекта «Экономическая взаимозависимость»

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные проблемы экономики.
  2. Назовите признаки товара.
  3. Что явилось причиной появления денег?
  4. Почему деньги называют товаром?
  5. Как рассчитывается альтернативная стоимость?
  6. Сравните признаки натурального и товарного хозяйства.
  7. Какая форма организации хозяйства: натуральное или товарно-рыночное производство – дает больше экономических результатов и лучше удовлетворяет потребности общества? Обоснуйте свои выводы (экономическое эссе).

Составление кроссворда по темам раздела 1. Принципы экономики.

Раздел 2.  Основы микроэкономики

20

Тема 2.1.

Рыночная система экономики.

Содержание учебного материала

5

1

Понятие рынка как специфической формы взаимосвязи между обособленными производителями в рамках разделения труда. Причины возникновения рынка. Характерные черты рынка. Функции рынка.

Структура рыночной экономики. Рынки по охвату: локальные, национальные, международные. По объектам купли-продажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов и финансовый рынок.

2

Спрос. Кривая спроса. Функция спроса. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Замещающие и дополняющие товары и услуги. Нормальные и низшие товары. Товары Гиффена.

Рыночное равновесие и рыночная цена. Регулирование цен государством. Субъекты рыночной конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Преимущества и недостатки рыночного механизма.

Практическая работа №2.

Механизм рыночного саморегулирования:

- построение графиков спроса и предложения.

- расчет равновесной цены.

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Монопсония. Особенности ценообразования в условиях монопсонии. Антимонопольное законодательство в РФ.

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Электронные рынки как феномен мировой экономики»

«Оффшорный бизнес и его роль в экономике России»

«Влияние кризисных тенденций в мировой экономике на предпринимательский рынок России».

«Эффект дохода и эффект замещения»

Оформление экономического терминологического словаря

Составление схемы круговорота производства и обмена продукции в экономической системе.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение рынка.
  2. Каковы основные характеристики рынка?
  3. Что такое спрос? От каких факторов он зависит?
  4. Сформулируйте закон спроса.
  5. Что такое предложение? От каких факторов оно зависит?
  6. Сформулируйте закон предложения.
  7. Что такое равновесная цена?
  8. Как устанавливается рыночное равновесие и как работает рыночный механизм?
  9. Перечислите характерные черты регулируемого рынка.
  10. Что такое монопсония?
  11. Какие институты входят в инфраструктуру рыночного хозяйства?

Тема 2.2. 

Выбор потребителя.

Содержание учебного материала

5

1

Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.

2

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Номинальные и реальные доходы. Уровень и качество жизни. Потребительская корзина и прожиточный минимум.

Практическая работа №3.

Домашняя экономика:

- расчет семейного бюджета

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Распределение доходов. Последствия сильной дифференциации доходов. Структура доходов населения РФ. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба. Эффект Веблена.

Изучение Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1

Федерального закона РФ «О потребительской корзине в целом по РФ»  03.12.2012 N 227-ФЗ.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается различие между эгоизмом и альтруизмом в поведении потребителя?
  2. Назовите основные признаки рационального потребителя.
  3. Что такое полезность и что она определяет?
  4. Что определяет полезность товара или услуги?
  5. Что показывает бюджетное ограничение?
  6. С точки зрения потребителя, какие два эффекта возникают при изменении цен на товар? В чем их различие?
  7. Что такое бюджет семьи и как он составляется?
  8. Чем определяется состав потребительской корзины?
  9. Почему потребительская корзина пересматривается раз в пять лет, а прожиточный минимум ежеквартально?

Оформление экономического терминологического словаря.

Подготовка конспекта «Измерение неравенства доходов (кривая Лоренца, коэффициент  Джини, децильный коэффициент)»

Тема 2.3. 

Рынок труда.

Содержание учебного материала

5

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Рынок труда и его субъекты. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие на рынке труда. Особенности рынка труда и причины различий в уровне оплаты труда: конкурентные и неконкурентные факторы. Понятие человеческого капитала. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

Практическая работа №4.

Расчет сдельного и повременного заработка.  

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка докладов на одну из тем:

«Формы и системы оплаты труда»

«Мотивация и стимулирование труда»

«Влияние профсоюзов на рынки труда»

Дополнение словаря.

Считается, что в России существует дефицит специалистов. Как вы думаете, почему это происходит? (экономическое эссе).

Рассмотрение прав и обязанностей наемных работников и работодателей (трудовой кодекс РФ)

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение экономически активного населения.
  2. Какие факторы влияют на уровень зарплаты и благосостояние?
  3. Как минимальная оплата труда связана с прожиточным минимумом населения?
  4. В чем различие номинальных и реальных доходов?
  5. Что такое спрос на труд и чем он определяется?
  6. Что такое предложение труда? Какие факторы влияют на предложение труда?
  7. Как достигается равновесие на рынке труда и определяется зарплата?

Тема 2.4. 

Занятость и безработица.

Содержание учебного материала

5

1

Рабочая сила. Экономически активное население. Занятые. Безработные. Безработица. Естественная и вынужденная безработица. Причины и типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Социально-экономические последствия безработицы.

2

Измерение безработицы. Естественный уровень безработицы. Политика государства в области занятости. Профсоюзы.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка докладов на одну из тем:

«Роль профсоюзов в защите работников»

«Значение и сущность работы службы занятости в России»

«Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов»

«Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов».

Дополнение терминов в экономический словарь

Изучение Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение безработицы.
  2. Назовите причины безработицы.
  3. Перечислите и охарактеризуйте основные виды безработицы.
  4. В каких формах проявляется безработица?
  5. Перечислите позитивные и негативные последствия безработицы.
  6. Перечислите основные направления, по которым государство решает проблему безработицы.
  7. Составить кроссворд по темам раздела 2. Основы микроэкономики.

Раздел 3. Основы макроэкономики.

20

Тема 3.1. Государство в экономике.

Содержание учебного материала

2

1 Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Внешние эффекты. Общественные блага и спрос на них.

Семинарское занятие №4.

Роль государства в экономике. Общественные блага.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка сообщений на одну из тем:

Внешний долг России и проблемы его урегулирования

Мировой опыт свободных экономических зон

Роль государства  в регулировании частного капитала

Методы, применяемые государством в регулировании и управлении экономикой.

Антимонопольная политика государства.

Государственное предпринимательство.

Характеристика государственной собственности и государственного сектора экономики.

Контрольные вопросы:

  1. Государство и его роль в регулировании экономики.
  2. Какова роль государства в регулировании частного капитала?
  3. Методы, применяемые государством в регулировании и управлении экономикой.
  4. Внешние эффекты и общественные блага.
  5. Дайте характеристику государственной собственности и государственного сектора экономики.

Тема 3.2. 

Измерители экономической деятельности.

Содержание учебного материала

2

1

Характеристика системы национальных счетов (СНС). Показатели СНС и их расчеты: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД). Номинальные и реальные экономические показатели. Дефлятор.

Практическая работа №5.

Расчет показателей СНС: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД). Дефлятор ВВП.

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Агрегирование. Макроэкономические агенты и рынки. Закрытая и открытая экономика.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте характеристику ВНП.
  2. Напишите и объясните формулу расчета ВНП по доходам.
  3. Напишите и объясните формулу расчета ВНП по доходам.
  4. Дайте характеристику расчета ВНП по добавленной стоимости.
  5. В чем вы видите отличие ВВП от ВНП?
  6. В чем отличие ВНП от НД, что больше и почему?
  7. Чем личный доход отличается от располагаемого личного дохода?

Тема 3.3. Экономический цикл и экономический рост.

Содержание учебного материала

2

1

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос (АD), совокупное предложение (AS). Функции потребления, сбережения и инвестиций. Эффекты мультипликатора и акселератора. Цикличность развития как экономическая закономерность. Причины циклического развития экономики. Экономические циклы. Фазы цикла и их характеристика. Длительность экономических циклов.  Виды кризисов и их основные черты.

2

Сущность экономического роста и его факторы. Типы экономического роста. Экономическое развитие.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Закон Сэя. Кейнсианская макроэкономическая модель. Производственная функция. Экономические нормативы. Модели экономического развития. Формула Р. Харрода. Модель Харрода-Домара. Гарантированный и естественный темп роста. Межотраслевой (шахматный) баланс производства и распределения продукции (метод «затраты – выпуск» В. Леонтьева). Коэффициенты прямых и полных затрат. Экономико-математический метод линейного программирования Л.В. Канторовича и Л. Купмакса. IS – LM - модель двойного равновесия. Взаимосвязь «AD – AS» и «IS –LM».

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Проблемы вступления России в ВТО»

«Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС»

Оформление терминологического словаря.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите и охарактеризуйте фазы экономического цикла.
  2. Охарактеризуйте экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) факторы, лежащие в основе циклического развития экономики.
  3. Какие причины ведут к перенакоплению капитальных ресурсов?
  4. В чем проявляется особенность современных кризисов?
  5. Назовите виды кризисов и раскройте их сущность?
  6. В чем различие между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие»?
  7. Перечислите факторы экстенсивного и интенсивного экономического роста.

Тема 3.4. 

Инфляция и ее социальные последствия.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и причины инфляции. Виды инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Типы инфляции: открытая, подавленная. Измерение инфляции: индекс потребительских цен, темп инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции. Инфляционный налог. Взаимосвязь инфляции и безработицы, кривая Филипса. Налоговые потери бюджета от  инфляции. Антиинфляционная политика.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Эффект Фишера.

Подготовка докладов на одну из тем:

«Центральный банк и его роль в экономике России»

«Финансовый кризис 2008 года в России»

Выполнение компьютерной презентации по теме «Инфляция»

Контрольные вопросы:

  1. Что такое инфляция и чем она опасна для экономки?
  2. Каковы основные причины инфляции?
  3. Подумайте, по каким каналам инфляцию можно импортировать?
  4. Чем опасна открытая и подавленная инфляция?
  5. Какие последствия инфляции характерны для России? Докажите фактами, цифрами (экономический доклад).
  6. Ваши предложения по выводу страны из состояния инфляции.
  7. Приведите примеры того, как высокая инфляция снижает реальные доходы населения?

Тема 3.5. 

Денежно-кредитная система.

Содержание учебного материала

2

1

Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Понятие денежной системы, ее компоненты. Измерение денежной массы. Денежные агрегаты.

2

Сущность и формы кредита. Принципы кредитования.

Практическая работа №6.

Расчет денежной массы в обращении.

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка докладов на одну из тем:

«Экономические кризисы в истории России»

«Понятие, элементы, характеристика денежной системы РФ»

«Денежная система Великобритании»

«Денежная система США»

«Наличное денежное обращение»

«Безналичное денежное обращение»

«Концепции происхождения денег»

Контрольные вопросы:

  1. Что лежит в основе денежных агрегатов?
  2. Напишите формулу Фишера, выведите производные формулы и объясните значение каждой.
  3. Какие факторы влияют на денежный спрос?
  4. Что такое ликвидность?

Тема 3.6.

Банки и банковская система.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.

Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

2

Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Семинарское занятие №5.

Денежно-кредитная и банковская система РФ.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Банковский процент. Депозитные и кредитные операции коммерческих банков. Механизм увеличения банками предложения денег. Современные формы денежных расчетов.

Подготовка докладов на одну из тем:

«Банковская реформа России»

«Причины появления и виды банков»

«Центральный банк и его роль в регулировании денежной системы»

«Специализированные небанковские кредитные организации»

«Центральный банк как кредитор коммерческих банков»

Контрольные вопросы:

  1. Определите роль ЦБ РФ в экономической деятельности государства.
  2. Председатель ЦБ РФ является членом Правительства РФ. Влияет ли это на деятельность ЦБ РФ?
  3. В чем цель деятельности коммерческих банков?
  4. Что такое кредитно-денежная политика? Назовите ее задачи.
  5. Дайте характеристику и пути образования «дорогих» и «дешевых» денег.
  6. Какова роль государства в кредитно-денежной политике?

Тема 3.7. 

Налоговая система.

Содержание учебного материала

2

1

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Функции налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания.

2

Налоговая политика.

Практическая работа № 7.

Налоговая система РФ.

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.7.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Распределение налогового бремени. Переложение налогов. Система и функции налоговых органов.

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Значение налогов в развитии экономики России»

«Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики»

Подготовка презентации по теме «Налоговая система РФ».

Оформление экономического терминологического словаря.

Контрольные вопросы:

  1. Как налоги влияют на формирование бюджета?
  2. Дайте определение налогов, раскройте их значение.
  3. Какие изменения происходят в налоговой системе России?

Тема 3.8. 

Бюджетная система.

Содержание учебного материала

2

1

Общее понятие финансов, их функции. Связь финансов и денег. Финансовая система РФ.

2

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и Профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.8.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Государственные закупки товаров и услуг. Трансфертные платежи.

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Экономические свободы и роль государства в их защите»

«Причины и следствия возникновения государственного долга»

«Регулирование неравенства доходов с помощью налогов»

Заполнение схемы «Финансовая система РФ»

Оформление экономического терминологического словаря.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое финансы?
  2. Раскройте функции финансов.
  3. Какие причины приводят госбюджет к дефициту?
  4. Раскройте способы покрытия дефицита государственного бюджета.
  5. Сбалансированность бюджета возможна..? Ваша позиция по этому вопросу (экономическое эссе).

Тема 3.9. Страхование.

Содержание учебного материала

2

Понятие риска и страхования. Методы борьбы с рисками. Страховщик и страхователь. Составные элементы страхования. Отрасли страхования.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.9.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Изучение Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992г. №4015-1.

Конспектирование понятий: франшиза,  сострахование,  перестрахование, общество взаимного страхования.

Контрольные вопросы:

1. Что такое риск?

2. Что такое страхование?

3. Какие виды страховых организаций существуют в РФ?

4. Каковы виды страховых услуг на рынке страхования?

5. Что представляет собой договор личного страхования?

6. Какова экономическая сущность медицинского страхования?

7. Что представляет собой договор имущественного страхования?

8. Назовите объекты страхования при страховании ответственности.

9. Дайте  характеристику  страхования   предпринимательских рисков.

Оформление экономического терминологического словаря.

Тема 3.10.

Рынок ценных бумаг

Содержание учебного материала:

2

1

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок.

2

Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

Семинарское занятие №6.

Семинар. Рынок ценных бумаг.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.10.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Оформление экономического терминологического словаря.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение финансового рынка и рынка ценных бумаг.
  2. Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в экономике?
  3. Какое влияние оказывает фондовый рынок на развитие экономики страны?
  4. Какая организация является расчетным депозитарием группы ММВБ?
  5. В чем отличие между ММВБ и РТС?
  6. Что такое эмиссионная ценная бумага?
  7. Дайте определение простого и переводного векселя.
  8. Какие виды облигаций существуют?
  9. В чем разница между сберегательным и депозитным сертификатом?
  10. Что такое биржевая операция?

Составление кроссворда по темам раздела 3. Основы макроэкономики.

Раздел 4. Мировая экономика.

18

Тема 4.1. Экономическая глобализация.

Содержание учебного материала

5

1

Сущность и тенденции глобализации мировой экономики. Роль научно-технической революции в глобализации мирового хозяйства.

Глобальные проблемы, стоящие перед обществом. Демографическая проблема. Проблема экономической отсталости и бедности многих развивающихся стран. Мировая экологическая проблема. Пути достижения международной экономической безопасности.

Международное разделение факторов производства. Разделение труда и специализация. Виды разделения труда. Специализация и кооперация.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 4.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Становление постиндустриального, инновационного, информационного общества.

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Глобальные экономические проблемы, стоящие перед обществом»

«Разделение труда и специализация»

«Мировой рынок»

«Структура мирового хозяйства»

«Международная экономика, ее структура»

Оформление экономического терминологического словаря.

Контрольные вопросы:

  1. В чем проявляется международное разделение труда?
  2. Как возник мировой рынок? Какими признаками он характеризуется?
  3. Какие факторы производства обладают наибольшей международной мобильностью?
  4. Как развитие международной экономики привело к экономической глобализации?
  5. Приведите примеры международного разделения каждого фактора производства и их кооперации.

Тема 4.2. Международная торговля.

Содержание учебного материала

5

1

Формы международных экономических отношений: международная торговля, зарубежные инвестиции, кредитно-денежные отношения. Причины международной торговли. Экспорт и импорт товаров. Торговый баланс. Сравнительное и абсолютное преимущество в международной торговле. Государственная внешнеторговая политика: свободная торговля и протекционизм. Возрастание значения внешней торговли для развития национальной экономики.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 4.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Теория международной торговли (Д. Рикардо). Всемирная торговая организация (ВТО).

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Государственная политика в области международной торговли»

«Особенности миграционных процессов в начале ХХI в»

«Фритредерство»

Оформление экономического терминологического словаря.

Составление схемы «Международная торговля»

Контрольные вопросы:

  1. Назовите исторические вехи развития внешней торговли.
  2. В каких формах осуществляются мировые экономические связи?
  3. Подумайте, почему мировое хозяйство включает в себя пять экономических сегментов?
  4. Какое значение для международной торговли имеет международное разделение труда?
  5. С чем вы согласны или не согласны в политике меркантилизма? Обоснуйте свои позиции.
  6. В чем смысл теории «сравнительных преимуществ» Д. Риккардо?
  7. На основании газетно-журнального материала, информации СМИ, данных Интернет определите торговый баланс России: активный или пассивный (экономический доклад).
  8. Протекционистские меры. Нужны ли они, или от них можно полностью отказаться?
  9. Почему мировое сообщество поддерживает свободную торговлю?
  10. К какой группе мер государственного регулирования относятся таможенные пошлины? Каковы их основные формы?

Тема 4.3. Международные валютно-финансовые отношения.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Факторы, определяющие валютный курс: спрос и предложение национальной валюты, паритет покупательной способности. Конвертируемость валюты.

Современные системы валютных курсов: фиксированные, свободно плавающие,  управляемые плавающие валютные курсы.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 4.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Этапы становления международной валютной системы: золотой стандарт, Бреттон-Вудская система, система плавающих курсов. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Международные валютно-финансовые организации»

«Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс)»

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные международные финансовые организации и их функции.
  2. Какие страны относятся к группе крупнейших стран с развитой экономикой?
  3. Каковы критерии классификации наименее развитых стран?
  4. В чем различие кредитного и фондового рынков?

Тема 4.4.

Россия в международной экономике.

Содержание учебного материала

4

1

Вехи экономического развития России в 20 – начале 21в. Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России. Результаты реформирования, актуальные проблемы, направления преобразований. Особенности современной экономики России. Проблемы, стоящие перед экономикой России. Россия на пути в международную экономику.

Семинарское занятие № 7.

Мировая экономика. Россия в международной экономике.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 4.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. Таможенный союз. Участие РФ в БРИКС, АТЭС, G20

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Электронные рынки как феномен мировой экономики»

«Особенности современной экономики США»

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключаются особенности современной экономики России?
  2. Какие основные проблемы стоят перед российской экономикой?
  3. В чем заключается основная проблема, по вашему мнению?
  4. Сколько стран входит в Содружество Независимых Государств?

Составление кроссворда по темам раздела 4. Мировая экономика.

Раздел 5. Экономика фирмы.

18

Тема 5.1. Предприятие и фирма.

Содержание учебного материала

5

1

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия.

2

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: общества, товарищества, индивидуальное предпринимательство. Малые предприятия. Специфические организационные структуры предприятий (оффшоры, траст-компании и др.)

Практическая работа №8.

Деловая игра. Организационно-правовые формы юридических лиц.

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 5.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Уставной капитал. Источники формирования уставного капитала. Собственные и заемные средства. Имущество. Капиталовложения (инвестиции). Банкротство. Внутренние источники финансирования фирмы, амортизационный фонд и чистая прибыль. Внешние источники финансирования фирмы: выпуск акций, облигаций, займы. Товарный кредит.

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Публичное акционерное общество»

«Формы связей предприятий»

«Производственный кооператив»

«Государственные и муниципальные унитарные предприятия»

«Учредительные документы юридических лиц»

Заполнение схемы «Организационно-правовые формы хозяйствования»

Изучение Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Контрольные вопросы:

  1. Что такое предприятие и каковы его основные признаки.
  2. Каков порядок создания предприятий в РФ?
  3. Что такое организационно-правовые формы хозяйствования и чем они отличаются?
  4. Назовите основные корпоративные коммерческие и некоммерческие организации, существующие в РФ.
  5. Какими чертами характеризуется малое предприятие?
  6. Роль предпринимательства в экономике и обществе - эссе

Тема 5.2. Производство.

Содержание учебного материала

5

1

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственная функция.

Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства.

Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция.

Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

Практическая работа№9.

Расчет длительности производственного цикла.

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 5.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Взаимодополнение и взаимозаменяемость факторов. Закон убывающей производительности (убывающей отдачи). Критерии экономического прогресса. Система целей и эффективность производства. Показатели эффективности производства. Производительность труда, материалоемкость, фондоемкость, землеемкость, наукоемкость производства. Интегральные, индексные методы измерения эффективности.

Дополнение экономического словаря

Подготовка презентации «Предприятие и фирма»

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Формула производственной функции Ч. Кобба- П. Дугласа»

«Закон убывающей отдачи»

«Отдача от масштаба»

Контрольные вопросы:

1. Что такое производство?

2. Что показывает производственная функция?

3. В чем заключаются различия в производственной функции в краткосрочном и долгосрочном периодах?

4. Что такое производительность труда?

5. Какие факторы оказывают влияние на производительность труда?

6. Какие три фазы проходит рост производства в краткосрочном периоде?

7. Охарактеризуйте возможные варианты отдачи от масштаба при росте производства в долгосрочном периоде.

Тема 5.3.

Издержки, выручка и прибыль.

Содержание учебного материала

2

1.

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Практическая работа №10.

Издержки, выручка и прибыль.

3

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 5.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы (через общий доход и общие затраты, через предельный доход и предельные затраты). Фонды возмещения, потребления, накопления.

Дополнение экономического словаря

Подготовка презентации на тему «Понятие, функции, виды цен».

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение цены.

2. Какие методы ценообразования может использовать фирма?

3. Что такое прибыль?

4. Охарактеризуйте значение прибыли в условиях рыночных отношений.

5. Перечислите факторы, влияющие на размер прибыли.

6. Как используется прибыль предприятием?

7. Как осуществляется налогообложение прибыли?

Оформление экономического терминологического словаря.

Тема 5.4.

Основы менеджмента.

Содержание учебного материала

3

1

Менеджмент. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Типы организационных структур управления.

2

Принятие управленческих решений. Лидерство и власть. Коммуникации.

Практическая работа №11.

Основы менеджмента.

4

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 5.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Сделка и договор в бизнесе.

Подготовка сообщения на одну из тем:

«Концепции и функции менеджмента»

«Менеджер как лидер, авторитет и начальник»

«Стратегии управления фирмой»

Контрольные вопросы:

1. Что такое управление?

2. Чем управление отличается от менеджмента?

3. Охарактеризуйте функции менеджмента.

4. Какие типы организационных структур выделяют?

5. Что такое лидерство и власть?

6. Что собой представляет коммуникационный процесс в организации?

Конспектирование понятий:

- управленческое решение,

- делегирование,

- цикл менеджмента,

- миссия организации,

- мотивация,

- стратегия.

Составление схемы «Процесс управления в организации»

Тема 5.5. Основы маркетинга.

Содержание учебного материала

3

1

Маркетинг. Сущность и содержание концепций маркетинга. Разработка и создание товара, продвижение товара на рынок. Маркетинговые исследования. Реклама

Практическая работа №12.

Деловая игра «Книжная фабрика»

4

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 5.5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка сообщений на одну из тем:

«Особенности построения маркетинговой службы»

«Влияние маркетинговой деятельности на успех предприятия»

Оформление экономического терминологического словаря.

Конспектирование понятий:

- комплекс маркетинга,

- сегментация рынка,

- товар,

- покупатель,

- канал сбыта,

- внешняя среда маркетинга.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение маркетинга.

2. Перечислите функции маркетинга.

3. Что такое маркетинговое исследование?

4. Перечислите виды рекламы.

Составление кроссворда по темам раздела 5 «Экономика фирмы».

Всего

96

  Зачет/Экзамен

Э

Итого аудиторных занятий

96

В том числе:

самостоятельных работ

-

Итого практических работ

38

Итого максимальная нагрузка

96


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

С целью реализации программы учебной дисциплины ОДП.03 Экономика целесообразно иметь учебный кабинет социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • наглядные пособия: таблицы, диаграммы, графики;
  • учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет  и мультимедиа-проектор, интерактивная доска.

  1. 3.2.  Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная:

1. Основы экономики : учебник. – 9-е изд. / Н.Н. Кожевников – М.:Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с. – (Профессиональное образование).

2. Экономика организации: учеб. для студ. учреждений СПО / Н.П.Котерова. – 9-е изд.,– М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Дополнительная:

1. Введение в экономику и бизнес: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 208 с.

2. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум /  Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жаннин П.А. – М.: Академия, 2012.

3. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола, П. А. Жанин. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 144 с.

4 Основы рыночной экономики и предпринимательства. – Ч. 1, 2/ В.Б. Борохов. – М.: изд. ИРПО, 2000. – 77 с.

5. Экономика / А. Киреев. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 256с.

4. Интернет-ресурс:

 http://www.nlr.ru/ 

http://www.new-management.info/ 

http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm 

           http://znanium.com/

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
  2. ДИСЦИПЛИНЫ
  3. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение знаний:

функции денег

банковскую систему

причины различий в уровне оплаты труда

основные виды налогов

организационно-правовые формы предпринимательства

виды ценных бумаг

факторы экономического роста

Тестирование, устный и письменный опрос, терминологический диктант, заслушивание докладов и сообщений, решение ситуационных задач, проверка конспектов, схем, таблиц, деловая игра, контрольная работа, составление кроссворда, составление словаря экономических терминов

Освоение умений:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем

Практическая работа, тестирование, устный и письменный опрос, терминологический диктант, выполнение домашнего задания

описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики

Практическая работа, тестирование, устный опрос, терминологический диктант, выполнение домашнего задания, составление словаря экономических терминов, защита реферата

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли

Практическая работа, тестирование, устный опрос, терминологический диктант, выполнение домашнего задания

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМЫ  РЕФЕРАТОВ

по учебной дисциплине ОДП. 03 Экономика

для самостоятельной работы обучающихся по специальности СПО

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

1. Экономический человек и рациональное экономическое поведение.

2. Роль рекламы как фактора дифференциации продукта.

3. Социальное партнерство и договорный характер отношений на рынке труда.

4. Асимметричная информация и ее значение для потребителей товаров и услуг.

5. Риск в экономике и способы его снижения.

6. Естественные монополии и способы их регулирования в современной российской экономике

7. Цели и методы антимонопольного регулирования.

8. Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа.

9. Инфраструктура рынка, ее развитие в России.

10. Идентификация монопольной власти на российских рынках.

11. Экономика домашнего хозяйства как базисный элемент микроэкономического анализа.

12. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы: анализ влияния структуры рынка.

13. Трансфертное ценообразование: особенности и подходы к применению.

14. Экономические цели фирмы и их отражение в стратегии бизнеса.

15. Постиндустриализм как феномен современной экономики.

16. «Новая экономика» как характеристика современной экономики.

17. Информационная экономика: понятие, характеристики, тенденции становления и развития.

18. Трансакционные издержки: понятие, оценка и механизм анализа.

19. Корпорация: понятие, экономическая природа и основные виды.

20. Монопсония: понятие и формы реализации на товарных рынках.

21. Экономика благосостояния.

22. Спекуляция и ее роль в экономике.

23. Теория прав собственности: основные подходы и потенциал использования.

24. Теорема Коуза и борьба с загрязнением окружающей среды.

25. Политическая конкуренция: понятие и механизм реализации.

26. Необходимость, содержание и проблемы перехода российской экономики на инновационный путь развития.

27. Необходимость и основные направления модернизации и диверсификации российской экономики.

28. Сбережения в условиях рыночной экономики и основные проблемы их трансформации в инвестиции в РФ.

29. Инвестиционные проекты, их общая характеристика, методы финансирования и роль в модернизации российской экономики.

30. Инвестиционный портфель: общая характеристика, принципы, цели и методы формирования.

31. Экономический рост: содержание, типы, темпы и модели. Факторы экономического роста в РФ.

32. Экономический рост и качество жизни.

33. Информационная экономика и становление нового типа экономического роста в РФ.

34. Миграционные процессы в России: плюсы и минусы, социально-экономические последствия.

35. Рынок труда. Формирование, особенности развития и сегментация рынка труда в РФ.

36. Банковская система в РФ: общая характеристика и пути обеспечения ее надежности и стабильности.

37. Денежная система государства и денежный рынок. Роль государства в обеспечении устойчивого денежного обращения.

38. Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в РФ в современных условиях.

39. Ипотечное кредитование и его роль в активизации инвестиционной деятельности и жилищного строительства.

40. Финансовый рынок, его характеристика и особенности функционирования в РФ в современных условиях.

41. Рынок ценных бумаг, его характеристика и перспективы дальнейшего развития в РФ.

42. Ценные бумаги и их инвестиционные качества.

43. Кредитная система РФ: общая характеристика, проблемы и пути их решения.

44. Инфляция: сущность, причины возникновения, особенности в РФ. Антиинфляционная политика государства.

45. Основные направления совершенствования налоговой системы в РФ.

46. Финансы и финансовая система государства. Основные направления совершенствования финансовой системы в РФ

47. Развитие бюджетной системы и межбюджетных отношений в РФ в современных условиях.

48. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства.

49. Проблема бедности в РФ и пути ее решения.

50. Государственное регулирование экономики: необходимость, цели, методы, формы, инструменты и основные направления совершенствования в РФ

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ

для составления терминологического словаря

по учебной дисциплине ОДП.03 Экономика

для самостоятельной работы обучающихся по специальности СПО

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

  1. Активы
  2. Акциз
  3. Акция
  4. Альтернативная стоимость
  5. Баланс
  6. Безработные
  7. Благо
  8. Брокер
  9. Бюджет
  10. Валовой внутренний продукт (ВВП)
  11. Валовой национальный доход (ВНД)
  12. Валютный курс
  13. Гиперинфляция
  14. Государственная собственность
  15. Государственный долг
  16. Граница производственных возможностей
  17. Деньги
  18. Депозит
  19. Дефицит
  20. Дефляция
  21. Дилер
  22. Длинные волны
  23. Домохозяйство
  24. Закон Оукена
  25. Закон спроса
  26. Закон предложения
  27. Закон убывающей отдачи
  28. Закон убывающей предельной полезности
  29. Занятые
  30. Заработная плата
  31. Зона свободной торговли
  32. Издержки
  33. Инвестиции
  34. Интенсивный экономический рост
  35. Инфляция
  36. Капитализм
  37. Картель
  38. Клиринговая организация
  39. Коммерческий банк
  40. Конвертируемая валюта
  41. Конкуренция
  42. Кривая Лаффера
  43. Кривая Филлипса
  44. Кривая Энгеля
  45. Либеральная экономика
  46. Ликвидность
  47. Макроэкономика
  48. Маркетинг
  49. Менеджмент
  50. Микроэкономика
  51. Минимальный размер оплаты труда
  52. Мировой рынок
  53. Монополия
  54. Монополистическая конкуренция
  55. Налог
  56. Национализация
  57. Национальный доход
  58. Номинальный ВВП
  59. Нормативная экономика
  60. Облигация
  61. Олигополия
  62. Отрасль
  63. Перепроизводство
  64. Плавающий валютный курс
  65. Позитивная экономика
  66. Полезность
  67. Потребительская корзина
  68. Потребность
  69. Предельная полезность
  70. Предложение
  71. Предприятие
  72. Прибыль
  73. Приватизация
  74. Прожиточный минимум
  75. Производство
  76. Профицит бюджета
  77. Разделение труда
  78. Рациональный потребитель
  79. Резидент
  80. Рента
  81. Рентабельность
  82. Рынок
  83. Рыночная экономика
  84. Смешанная экономика
  85. Собственность
  86. Совокупный спрос
  87. Ставка рефинансирования
  88. Таможенный союз
  89. Товар
  90. Трансферты
  91. Услуга
  92. Факторы производства
  93. Фирма
  94. Фондовая биржа
  95. ФОРЕКС
  96. Ценная бумага
  97. Центральный банк
  98. Частная собственность
  99. Экономика
  100. Экономическая система

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Варианты заданий к контрольной работе №1.

Вариант I

  1. Понятие экономики и ее предмета. Методы экономики.
  2. Характеристика традиционной экономической системы.
  3. Определение, субъекты и объекты собственности.
  4. Понятие товара и характеристика его свойств.

Вариант II

  1. Характеристика базовых экономических понятий: потребность, благо, ресурсы.
  2. Характеристика командной экономики.
  3. Характеристика форм собственности по Конституции РФ.
  4. Понятие и функции денег.

Вариант III

  1. Экономический кругооборот: понятие и характеристика стадий.
  2. Характеристика смешанной экономики.
  3. Юридическое содержание собственности: пользование, владение, распоряжение.
  4. Сравнительная характеристика товарного и натурального хозяйства.

Вариант IV

  1. Характеристика рыночной экономики.
  2. Экономические ресурсы: понятие и классификация. Виды ресурсов.
  3. Экономическое содержание собственности: понятие, субъекты и объекты.
  4. Содержание основных экономических проблем, стоящих перед обществом: что производить? Как производить? Для кого производить? Проблема выбора в экономике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Варианты заданий к контрольной работе №2.

Вариант I

  1. Понятие рынка и классификация рынков по объектам купли-продажи.
  2. Понятие рабочей силы и экономически активного населения. Занятость.
  3. Полезность. Рациональный потребитель.
  4. Работнику установлен оклад 5200руб. Приказом по предприятию установлена премия 20%. Число рабочих дней в месяце - 20. Форма оплаты повременно-премиальная. Определите заработную плату повара, если он отработал все рабочие дни месяца и если он отработал 15 дней.

Вариант II

  1. Спрос и предложение: понятие, закон, факторы, влияющие на них.
  2. Безработица: понятие, формы, последствия.
  3. Закон убывающей предельной полезности.
  4. Рассчитать заработную плату работнику:

Система оплаты труда – повременно-премиальная; число рабочих дней в месяце – 20; дневная тарифная ставка 325 рублей; премия 20% от оклада.

Вариант III

  1. Конкуренция: понятие, предмет, объект, виды.
  2. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
  3. Понятие и состав потребительской корзины.
  4. Рассчитать заработок работнику: норма выработки 50т., фактически выполненный объем работ 45т, тарифная ставка 623 руб.

Вариант IV

  1. Виды несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Их характеристика. Примеры.
  2. Понятие, черты и особенности рынка труда. Цена рабочей силы.
  3. Семейный бюджет: понятие, источники доходов и направления расходов.
  4. Рассчитать заработок работнику при уборке сахарной свеклы: норма выработки 40т., фактически выполненный объем работ 60т, тарифная ставка 623 руб. Доплата за сроки 20%, Повышенная оплата на уборке 100%.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Варианты заданий к контрольной работе №3.

Вариант I

  1. Понятие и виды инфляции.
  2. Сущность экономического роста и его факторы.
  3. Элементы налога и их характеристика.
  4. Формула расчета ЧНП.

Вариант II

  1. Финансовая система РФ: понятие и структура.
  2. Виды кризисов и их основные черты.
  3. Понятие кредита и принципы кредитования.
  4. Формула расчета  НД.

Вариант III

  1. Понятие и функции страхования. Виды страхования.
  2. Понятие инфляции и социально-экономические последствия инфляции.
  3. Банковские операции: характеристика видов
  4. Формула расчета ВНД.

Вариант IV

  1. Понятие денежной системы и характеристика ее компонентов.
  2. Понятие ЦБРФ, его функции и задачи. Операции ЦБ РФ.
  3. Понятие и структура государственного бюджета.
  4. Формула расчета ЛД.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Варианты заданий к контрольной работе №4.

Вариант I

  1. Понятие и содержание основных разделов бизнес-плана.
  2. Понятие, виды, функции цен.
  3. Хозяйственные товарищества: виды и их характеристика.
  4. Рассчитать прибыль от реализации, балансовую и чистую прибыль, уровень рентабельности  по следующим данным:

ООО «Мир» производит сельскохозяйственную продукцию. За отчетный год предприятие получило 29435 тыс. руб. валового дохода. Себестоимость произведенной продукции составила 10382 тыс. руб. Прочие доходы 85 тыс. руб. Прочие расходы 141 тыс. руб. Налог на прибыль 4627 тыс. руб.

Вариант II

  1. Понятие и виды прибыли. Направления ее использования.
  2. Хозяйственные общества: характеристика ООО и АО.
  3. Рыночный и затратный механизм ценообразования.
  4. Для приготовления одного блюда было израсходовано: 100 г говядины (по цене 378 руб. за 1 кг), 200 г картофеля (15 руб. за кг), 50 г лука репчатого (18 руб. за 1 кг), 100 г масла сливочного (220 руб. за 1 кг). Транспортные расходы предприятия: 1050 руб., плата за э/энергию - 920руб., затраты на оплату труда - 10200 руб.

Рассчитайте себестоимость одного блюда, если общий объём выпуска продукции составил - 2740 блюд.

Вариант III

  1. Понятие и этапы ценообразования.
  2. Виды рентабельность и методика ее расчета.
  3. Производственные кооперативы: общая характеристика.
  4. Рассчитать цены на сельскохозяйственную продукцию, которые обеспечили бы рентабельность производства на уровне 30%, если себестоимость 1т зерна 3560 руб., 1т сахарной свеклы 875 руб., 1т подсолнечника 3780 руб., 1т овощей 2800 руб., 1т плодов 1327 руб.

Вариант IV

  1. Понятие предприятия, классификация предприятий. Цели деятельности
  2. Понятие себестоимости, ее виды. Статьи и элементы затрат.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: общая характеристика.
  4. ООО «Мир» в отчетном году получила 15325 тыс. руб. прибыли от реализации. Среднегодовая стоимость основных средств организации составляет 11975 тыс. руб. Стоимость оборотных фондов 9675 тыс. руб.

Рассчитайте норму прибыли организации и сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Экономике

Программа учебной дисциплины составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика», разработанной в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом ...

Рабочая программа УД Экономика организации

Рабочая программа УД Экономика организации...

Рабочая программа дисциплины "Экономика организации" для специальности "Реклама"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 «Гуманитарные науки» по специальности среднего профессиона...

Рабочая программа по Экономике организации

Данная рабочая программа дисциплины предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....

Рабочая программа по Экономике и социологии труда

Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....

Рабочая программа по Экономики организации для специальности Реклама

Данная рабочая программа предназначена для специальности 031601 "Реклама"...

Рабочая программа специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Рабочая программа дисциплины "Налоги и налогообложение"...