Спортивная составляющая учебного процесса в объединении «Трассовый автомоделизм»
методическая разработка на тему

Лебедев Дмитрий Юрьевич

Разрабатывая образовательную программу «Трассовый автомоделизм», выбирая, создавая и совершенствуя методики практической реализации, я ставил перед собой такие главные задачи:

  • получение учащимися возможно большего количества практических, «рукодельных» навыков и умений;
  • знакомство учащихся со всеми сторонами созидательной, производственной деятельности: собственно производством, проектированием, планированием, организацией и материальным обеспечением;
  • привитие интереса к этой стороне деятельности, поддержка выбора будущей профессии в сфере производства;
  • формирование у учащихся потребности в обучении, привычек и стереотипов поведения, способствующих успешной учебе.

Решение всех этих задач требует длительного контакта педагога и учащихся, важнейшим условием достижения успеха является активная, заинтересованная позиция учащихся на протяжении всего срока обучения.

Самым эффективным инструментом для решения поставленных задач может стать спорт, при условии, что он не превратится из средства решения образовательных задач в главную цель учебного процесса.

Для того чтобы спортивный потенциал трассового автомоделизма эффективно работал в интересах учебного процесса, необходимо:

1.  Разработать технические требования к моделям и регламент проведения соревнований;

2.  Спроектировать несколько учебно-спортивных моделей;

3.  Организовать цельную систему независимых и связанных в серии соревнований с моделями разных классов;

4.  Построить для учащихся «лестницу достижений»;

5.  Создать «клуб для избранных», войти в который захочет (и сможет) каждый учащийся.

Теперь подробнее о каждом разделе этой работы.

I-II. Быстрое развитие трассового автомоделизма привело к полному отрыву моделей спортивных классов от потребностей учебного процесса, необходимости создания самостоятельных учебно-спортивных классов моделей, привязанных к задачам обучения и начальной спортивной подготовки учащихся.

Для того чтобы педагоги сосредоточили свое внимание на методике обучения и технологии, а учащиеся – на качестве изготовления моделей и совершенствовании техники вождения, конструкция моделей должна быть единой для всех и требования к ней должны быть жестко закреплены в технических регламентах класса моделей Правил соревнований. Желательно, чтобы все модели оснащались единым двигателем (или несколькими, очень близкими по характеристикам).

Для того чтобы каждый учащийся видел свой уровень работы и перспективы развития, надо обеспечить совместные старты всех спортсменов, от новичков до «старичков», но награждать отдельно, разделив по уровням подготовки.

После ряда не очень удачных разработок в 1992 году была создана модель класса ТА 1/24 и организована серия «Кубок Чайника». Разработка оказалась столь успешной, что модель, с небольшими доработками, до сих пор является основой учебного процесса в Санкт-Петербурге, широко используется во многих других регионах России, послужила образцом для создания других учебно-спортивных классов моделей.

Сериал «Кубок Чайника» живет уже более 15 лет, он стал самым массовым соревнованием трассовиков Санкт-Петербурга, кузницей кадров для сборной и клубных команд, выезжающих на Всероссийские соревнования.

Долгое время большим успехом пользовался класс моделей грузовиков – седельных тягачей. Грубая простота моделей, доступность материалов, комплектующих изделий и применяемых технологий позволяла сделать грузовики первой моделью для новичков младшего возраста. Рост технического уровня трассового моделизма, возможностей снабжения комплектующими изделиями для спортивных моделей привел к постепенному снижению интереса к грузовикам. Попытки их усовершенствовать успеха не имели, класс был исключен из учебных программ и календаря соревнований.

Возникла потребность в новом учебно-спортивном классе, существенно отличающемся по внешнему виду моделей от популярного «Чайника», но опирающемся на положительный опыт его развития. Выбор пал на «Формулу 1» в масштабе 1:24. Основными аргументами в пользу этого решения стали большая популярность «Формулы» среди любителей автоспорта, наличие большого количества оснастки для изготовления кузовов, оставшейся от старого класса ТА-1 1/24, популярного в 80-ые – начале 90-х годов.

Технические требования и первая разработка появились в начале 2008 года и вызвали большой интерес.

Соревнования в новом классе проводятся уже несколько лет и пользуются успехом, количество моделей быстро растет.

III. При формировании спортивного календаря и построении всей системы соревнований мы пытались найти ответы на следующие вопросы:

  • Создание игровых и спортивных стимулов для поддержания интереса к занятиям у учащихся разных возрастов;
  • Обеспечение достаточной соревновательной практики в интересах спортсменов, выезжающих на Всероссийские соревнования;
  • Предъявление руководству информации о развитии направления в целом и каждого коллектива в отдельности.

Многолетний поиск привел к созданию следующей системы соревнований:

  • Спортивный сезон привязан по срокам к учебному году, соревнования происходят с октября по апрель;
  • В течение сезона проходит три лично-командных комплексных соревнования с зачетом по всем классам, культивируемым в Санкт-Петербурге (ТА 1/24, Formula 1 1/24, Production 1/32, Production 1/24);
  • В дополнение к лично-командным проводятся личные соревнования «Гран-При» в классах Production 1/32, Production 1/24 и «Кубок Чайника» в классе ТА 1/24;
  • Все личные и лично-командные соревнования объединены в сериалы «Гран-При» (6 этапов) и «Кубок Чайника» (5 этапов);
  • Этапы «Гран-При» привязаны по срокам к выездам на Всероссийские соревнования и сгруппированы в два блока: октябрь и февраль-март. Этапы «Кубка Чайника» проводятся в ноябре-феврале и апреле;
  • Соревнования класса Formula 1 1/24 пока проходят только в рамках лично-командных соревнований, но, возможно, со временем будет организован сериал и для них;
  • Успех в сериале котируется среди спортсменов гораздо выше, чем выигрыш отдельного этапа, что подталкивает всех к активной работе по совершенствованию моделей и повышению спортивного мастерства в течение всего учебного года.

IV. Важнейшим инструментом для обеспечения длительного устойчивого интереса к занятиям, стремления к совершенствованию у учащихся является «лестница достижений». Ее контуры определены техническими требованиями к моделям и календарно-тематическим планом образовательной программы, а порядок перемещения по ступеням задают квалификационные ограничения, установленные «Положением о соревнованиях», и индивидуальная работа педагога с учащимися.

Опишу лестницу достижений:

  • Первая ступень – модель класса ТА 1/24 для участия в соревнованиях категории «Стандарт» «Кубка Чайника» с двигателем «Falcon-4»;
  • Вторая ступень – Formula1 1/24 с такими же моторами, а затем – «Falcon-7», «Parma» или «Proslot»;
  • Третья ступень – модель класса ТА 1/24 – «Абсолют» с моторами «Falcon-7», «Parma» или «Proslot» по требованиям класса Production 1/32;
  • Четвертая ступень – модель Production 1/32;
  • Пятая ступень – модель Production 1/24;
  • Шестая ступень – модели «F1-32», «ES-32», «ES-24».

Общий вид лестницы можно представить так: за «входной дверью» находится широкая первая ступень, ее «веером» окружают вторая – пятая ступени разной высоты. Высоко над пятой ступенью расположена последняя шестая ступень.

Любой новичок попадает на первую ступень и может остаться на ней сколь угодно долго, но только до достижения определенных успехов или начала выступлений в соревнованиях с моделями третьей-пятой ступеней. Для того чтобы не лишать ребят заслуженных наград и не тормозить работу, запрет выступлений на первой ступени начинает действовать только по окончании спортивного сезона.

Формальных ограничений для выбора пути по «лестнице достижений» нет, но я, используя все свои рычаги влияния на детей и родителей, способствую движению по оптимальному маршруту с постепенным возрастанием сложности работ, скоростных возможностей и цены моделей. В результате происходит постепенное освоение учащимися всех ступеней «лестницы» и одновременная работа на всех возможных уровнях, со второго по пятый. На шестую ступень попадают только те, кто отобран для участия во Всероссийских соревнованиях.

V. Сильным мобилизующим фактором для учащихся младшего и среднего возраста является перспектива попадания в сообщество «избранных» и, особенно, обладание материальными символами, подтверждающими это.

Для того чтобы использовать этот инструмент стимулирования активности учащихся на начальном этапе занятий, когда спортивные стимулы еще не работают в полной мере, разработаны и изготовлены значки двух видов и условия их получения.

Первый (синий) значок получает каждый учащийся, собравший своими руками модель класса ТА 1/24 и принявший участие в соревнованиях «Кубка Чайника». Спортивный результат не имеет значения. Второй (оранжевый) значок может получить обладатель синего значка после начала выступлений в классах «Production 1/32» или «Production 1/24».

Каждый из значков можно получить только один раз, а значит, почти исключена вероятность дарения или обмена значков их обладателями, многократно повышается ценность этих недорогих изделий.

Все описанные мной методические решения тесно взаимодействуют между собой и включены в учебный процесс, как отдельные шестеренки в большой часовой механизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спортивная составляющая учебного процесса в объединении «Трассовый автомоделизм»

Разрабатывая образовательную программу «Трассовый автомоделизм», выбирая, создавая и совершенствуя методики практической реализации, я ставил перед собой такие главные задачи:

  • получение учащимися возможно большего количества практических, «рукодельных» навыков и умений;
  • знакомство учащихся со всеми сторонами созидательной, производственной деятельности: собственно производством, проектированием, планированием, организацией и материальным обеспечением;
  • привитие интереса к этой стороне деятельности, поддержка выбора будущей профессии в сфере производства;
  • формирование у учащихся потребности в обучении, привычек и стереотипов поведения, способствующих успешной учебе.

Решение всех этих задач требует длительного контакта педагога и учащихся, важнейшим условием достижения успеха является активная, заинтересованная позиция учащихся на протяжении всего срока обучения.

Самым эффективным инструментом для решения поставленных задач может стать спорт, при условии, что он не превратится из средства решения образовательных задач в главную цель учебного процесса.

Для того чтобы спортивный потенциал трассового автомоделизма эффективно работал в интересах учебного процесса, необходимо:

1.        Разработать технические требования к моделям и регламент проведения соревнований;

2.        Спроектировать несколько учебно-спортивных моделей;

3.        Организовать цельную систему независимых и связанных в серии соревнований с моделями разных классов;

4.        Построить для учащихся «лестницу достижений»;

5.        Создать «клуб для избранных», войти в который захочет (и сможет) каждый учащийся.

Теперь подробнее о каждом разделе этой работы.

I-II. Быстрое развитие трассового автомоделизма привело к полному отрыву моделей спортивных классов от потребностей учебного процесса, необходимости создания самостоятельных учебно-спортивных классов моделей, привязанных к задачам обучения и начальной спортивной подготовки учащихся.

Для того чтобы педагоги сосредоточили свое внимание на методике обучения и технологии, а учащиеся – на качестве изготовления моделей и совершенствовании техники вождения, конструкция моделей должна быть единой для всех и требования к ней должны быть жестко закреплены в технических регламентах класса моделей Правил соревнований. Желательно, чтобы все модели оснащались единым двигателем (или несколькими, очень близкими по характеристикам).

Для того чтобы каждый учащийся видел свой уровень работы и перспективы развития, надо обеспечить совместные старты всех спортсменов, от новичков до «старичков», но награждать отдельно, разделив по уровням подготовки.

После ряда не очень удачных разработок в 1992 году была создана модель класса ТА 1/24 и организована серия «Кубок Чайника». Разработка оказалась столь успешной, что модель, с небольшими доработками, до сих пор является основой учебного процесса в Санкт-Петербурге, широко используется во многих других регионах России, послужила образцом для создания других учебно-спортивных классов моделей.

Сериал «Кубок Чайника» живет уже более 15 лет, он стал самым массовым соревнованием трассовиков Санкт-Петербурга, кузницей кадров для сборной и клубных команд, выезжающих на Всероссийские соревнования.

Долгое время большим успехом пользовался класс моделей грузовиков – седельных тягачей. Грубая простота моделей, доступность материалов, комплектующих изделий и применяемых технологий позволяла сделать грузовики первой моделью для новичков младшего возраста. Рост технического уровня трассового моделизма, возможностей снабжения комплектующими изделиями для спортивных моделей привел к постепенному снижению интереса к грузовикам. Попытки их усовершенствовать успеха не имели, класс был исключен из учебных программ и календаря соревнований.

Возникла потребность в новом учебно-спортивном классе, существенно отличающемся по внешнему виду моделей от популярного «Чайника», но опирающемся на положительный опыт его развития. Выбор пал на «Формулу 1» в масштабе 1:24. Основными аргументами в пользу этого решения стали большая популярность «Формулы» среди любителей автоспорта, наличие большого количества оснастки для изготовления кузовов, оставшейся от старого класса ТА-1 1/24, популярного в 80-ые – начале 90-х годов.

Технические требования и первая разработка появились в начале 2008 года и вызвали большой интерес.

Соревнования в новом классе проводятся уже несколько лет и пользуются успехом, количество моделей быстро растет.

III. При формировании спортивного календаря и построении всей системы соревнований мы пытались найти ответы на следующие вопросы:

  • Создание игровых и спортивных стимулов для поддержания интереса к занятиям у учащихся разных возрастов;
  • Обеспечение достаточной соревновательной практики в интересах спортсменов, выезжающих на Всероссийские соревнования;
  • Предъявление руководству информации о развитии направления в целом и каждого коллектива в отдельности.

Многолетний поиск привел к созданию следующей системы соревнований:

  • Спортивный сезон привязан по срокам к учебному году, соревнования происходят с октября по апрель;
  • В течение сезона проходит три лично-командных комплексных соревнования с зачетом по всем классам, культивируемым в Санкт-Петербурге (ТА 1/24, Formula 1 1/24, Production 1/32, Production 1/24);
  • В дополнение к лично-командным проводятся личные соревнования «Гран-При» в классах Production 1/32, Production 1/24 и «Кубок Чайника» в классе ТА 1/24;
  • Все личные и лично-командные соревнования объединены в сериалы «Гран-При» (6 этапов) и «Кубок Чайника» (5 этапов);
  • Этапы «Гран-При» привязаны по срокам к выездам на Всероссийские соревнования и сгруппированы в два блока: октябрь и февраль-март. Этапы «Кубка Чайника» проводятся в ноябре-феврале и апреле;
  • Соревнования класса Formula 1 1/24 пока проходят только в рамках лично-командных соревнований, но, возможно, со временем будет организован сериал и для них;
  • Успех в сериале котируется среди спортсменов гораздо выше, чем выигрыш отдельного этапа, что подталкивает всех к активной работе по совершенствованию моделей и повышению спортивного мастерства в течение всего учебного года.

IV. Важнейшим инструментом для обеспечения длительного устойчивого интереса к занятиям, стремления к совершенствованию у учащихся является «лестница достижений». Ее контуры определены техническими требованиями к моделям и календарно-тематическим планом образовательной программы, а порядок перемещения по ступеням задают квалификационные ограничения, установленные «Положением о соревнованиях», и индивидуальная работа педагога с учащимися.

Опишу лестницу достижений:

  • Первая ступень – модель класса ТА 1/24 для участия в соревнованиях категории «Стандарт» «Кубка Чайника» с двигателем «Falcon-4»;
  • Вторая ступень – Formula1 1/24 с такими же моторами, а затем – «Falcon-7», «Parma» или «Proslot»;
  • Третья ступень – модель класса ТА 1/24 – «Абсолют» с моторами «Falcon-7», «Parma» или «Proslot» по требованиям класса Production 1/32;
  • Четвертая ступень – модель Production 1/32;
  • Пятая ступень – модель Production 1/24;
  • Шестая ступень – модели «F1-32», «ES-32», «ES-24».

Общий вид лестницы можно представить так: за «входной дверью» находится широкая первая ступень, ее «веером» окружают вторая – пятая ступени разной высоты. Высоко над пятой ступенью расположена последняя шестая ступень.

Любой новичок попадает на первую ступень и может остаться на ней сколь угодно долго, но только до достижения определенных успехов или начала выступлений в соревнованиях с моделями третьей-пятой ступеней. Для того чтобы не лишать ребят заслуженных наград и не тормозить работу, запрет выступлений на первой ступени начинает действовать только по окончании спортивного сезона.

Формальных ограничений для выбора пути по «лестнице достижений» нет, но я, используя все свои рычаги влияния на детей и родителей, способствую движению по оптимальному маршруту с постепенным возрастанием сложности работ, скоростных возможностей и цены моделей. В результате происходит постепенное освоение учащимися всех ступеней «лестницы» и одновременная работа на всех возможных уровнях, со второго по пятый. На шестую ступень попадают только те, кто отобран для участия во Всероссийских соревнованиях.

V. Сильным мобилизующим фактором для учащихся младшего и среднего возраста является перспектива попадания в сообщество «избранных» и, особенно, обладание материальными символами, подтверждающими это.

Для того чтобы использовать этот инструмент стимулирования активности учащихся на начальном этапе занятий, когда спортивные стимулы еще не работают в полной мере, разработаны и изготовлены значки двух видов и условия их получения.

Первый (синий) значок получает каждый учащийся, собравший своими руками модель класса ТА 1/24 и принявший участие в соревнованиях «Кубка Чайника». Спортивный результат не имеет значения. Второй (оранжевый) значок может получить обладатель синего значка после начала выступлений в классах «Production 1/32» или «Production 1/24».

Каждый из значков можно получить только один раз, а значит, почти исключена вероятность дарения или обмена значков их обладателями, многократно повышается ценность этих недорогих изделий.

Все описанные мной методические решения тесно взаимодействуют между собой и включены в учебный процесс, как отдельные шестеренки в большой часовой механизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие личных качеств студентов как составляющая учебной мотивации

Развитие личностных характеристик студентовкак составляющая учебной мотивации Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭСПанкратова Г.В. Известная древняя мудрость - «можно привести коня к водопою...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» как средство развития конструкторских и творческих способностей детей и подростков в МКУ ДО «СЮТ»

Один из модельных видов спорта – «Трассовый автомоделизм» - это динамично развивающийся вид спорта, который очень популярен в России, а также в Америке и Европе. Его суть состоит в изготовлении д...

Интеграция спортивно-оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов

Основным фактором, определяющим эффективность оздоровления  обучающегося, является дозирование физической нагрузки. Это суммарные физиологические "затраты" организма на мышечную работу.Способы ре...

Подготовка обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства — важная составляющая образовательного процесса

В настоящее время для наших обучающихся участие в профессиональных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению профессии. И задача педагогов подготовить их к участию в профессиональных к...

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

Виды мероприятий по направлению "Трассовый автомоделизм" с привлечением детей.

В соответствии с потребностями обучающихся детского объединения “Трассовый автомоделизм” реализуется план, в который включены особые мероприятия, направленные на раскрытие потенциала детей...