Интеграция спортивно-оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов
статья на тему

Шевцова Ирина Ивановна

Основным фактором, определяющим эффективность оздоровления  обучающегося, является дозирование физической нагрузки. Это суммарные физиологические "затраты" организма на мышечную работу.

Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения  функциональных показателей в лучшую сторону.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция спортивно-оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов

Шевцова И.И. преподаватель ОГАПОУ

 «Белгородский индустриальный колледж»

Основным фактором, определяющим эффективность оздоровления  обучающегося, является дозирование физической нагрузки. Это суммарные физиологические "затраты" организма на мышечную работу.

Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения  функциональных показателей в лучшую сторону.

Физическая нагрузка зависит:  

- от количества производимой работы и её интенсивности;  

-  от нервно-психических реакций;

- степени умственного напряжения при выполнении упражнений (движений);

- от уровня эмоциональных сдвигов.

Наиболее распространёнными способами  регулирования  физической нагрузки являются:

- длительность самих упражнений и подвижных игр;  

- количество повторений;

-выбор  исходных положений;
- применение отягощения и сопротивления;
- темп и  ритм движений и т. д.

Общая плотность занятия информирует о том, сколько времени затрачено на обучение, которое складывается из объяснения тренера-преподавателя, показ упражнения, выполнения упражнения детьми, поправок и замечаний. Это полезная часть занятий, выражаемая в процентах по отношению к общей продолжительности, принятой за 100%.

При определении общей плотности исключается время, затраченное на подготовку зала, расстановку и уборку оборудования. Общая плотность занятия в зале должна быть не ниже 80-90%, на воздухе 90-95%.

Моторная плотность отражает двигательный компонент занятия, то есть время, в течение которого дети выполняют различные упражнения и находятся в движении. Моторная плотность занятий должна быть не менее 80%, на воздухе, особенно в прохладное время года, возрастает до 90%.

Постепенное повышение нагрузки (одно из обязательных условий), следует осуществлять ступенчато - от одного недельного цикла к другому. При оценке величины нагрузки имеется в виду её объём и интенсивность. Интенсивность нагрузки оценивается по скорости движения, по темпу. Важным показателем объёма и интенсивности выполняемой работы является величина функциональных сдвигов в организме ребенка (показатели — пульс, дыхание и др.).

В практике применяется наиболее простой способ измерения физической нагрузки — это по величине пульса, т. е. по ЧСС при выполнении упражнений и реакции восстановления ЧСС после окончания выполнения упражнений. Контроль нагрузки по ЧСС выбран не случайно, так как сердечно-сосудистая система наиболее ярко отражает реакцию организма на переносимую нагрузку.

Необходимо обучать занимающихся детей технике определения ЧСС. Пульс считается 10 сек., занятия с достаточной степенью нагрузки характеризуется учащением пульса после вводно-подготовительной части не менее чем на20-25%, после выполнения ОРУ - не менее чем 50%, специальных упражнений - не менее чем на 60-70%, после подвижных игр до 70 — 90 % и даже 100%.

В конце занятий показание пульса, по сравнению с исходной величиной, повышается на 15-20%.

Возвращение пульса к норме может служить надёжным способом самоконтроля, позволяющим определить степень физического напряжения, вызванного тренировкой. После небольшой физической нагрузки пульс обычно приходит в норму через 2-3 мин., после средней 4-5 мин. Исходя из полученных данных, следует изменить содержание и нагрузку на последующих занятиях.

8. Планирование и учёт

Занятия по общей физической подготовке (ОФП) проводятся круглый  год.

В группах спортивно-оздоровительной подготовки занимающиеся не выступают на официальных спортивных соревнованиях, поэтому учебный процесс строится без деления на периоды. В этих группах учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних соревнований по контрольным нормативам по различным разделам общей и специальной физической подготовки, подвижным играм, эстафетам и проведением различных  спортивных конкурсов, особенно в осенний, весенний и зимний период. Занятия рекомендуется проводить на свежем воздухе при хорошей погоде.

При планировании учебной нагрузки следует учитывать два наиболее типичных варианта взаимосвязи объёма и интенсивности учебной нагрузки:

1 .Урок с большим объёмом и малой интенсивностью;

2.Урок с малым объёмом и большой интенсивностью.

Каждый из вариантов по-разному влияет на рост развития физических качеств.

На основе годового плана составляется план занятий на один месяц. В месячном плане уточняются основные пункты годового  плана, методы и организационные формы занятий, соответствие направленности  задач решаемых в данный период. Большое значение имеет характер распределения нагрузки. Известно, что монотонная однотипная, даже невысокая нагрузка утомляет значительно больше нагрузки, при которой чередуются максимальные, средние и малые напряжения.

На каждом занятии в структуре нагрузок должны быть силовые упражнения на все группы в сочетании с развитием гибкости, скоростно-силовые, сложно-координационные упражнения для развития ловкости и выносливости. Для повышения эмоциональности занятий, развития ловкости, скоростно-силовых качеств, включаются спортивные и  подвижные игры. Для решения каждой задачи, упражнения следует варьировать. Это повысит эмоциональность занятий и тренировочный эффект.

Перед началом занятий бегом необходимо определить уровень своей физической подготовленности по тесту К. Купера (табл. 1). Когда вы определите свое физическое состояние, то с помощью помещенных ниже таблиц сможете выбрать оптимальную физическую нагрузку (табл. 2). Женщины также могут воспользоваться этой программой, только с уменьшением нагрузки примерно на четверть по сравнению с мужчинами.

C:\Users\юзер\Desktop\МЕТОД РЕКОМ К ПРАКТИЧ 2015\2 МЕТОД РЕКОМ К ПРАКТИЧ 2015\ПР 14 иТИТ ПРАКТ 15\метод указ\fizcult_tabl_01.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политич...

«Информационно-компьютерные технологии в учебном процессе»

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...

Методическая разработка Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе

Данная методическая разработка заняла 3-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы технической направленности...

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Применение технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе

Данный доклад посвящен использованиею возможностей компьютерных средств в процессе обучения по спецдисциплинам, курсовому и дипломному проектированию специальности 151901 "Технология машиностроения" в...

Использование кейс - технологий в учебном процессе

В учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии. Основной целью данной технологии является активизация об...