"Тестирование как форма и метод контроля в условиях введения ФГОС нового поколения"
учебно-методический материал на тему

Степкина Наталья Леонидовна

Что такое тест? Каковы классификация и виды тестов? Их достоинства и недостатки. Правила и советы составления тестовых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_testirovanie.docx33.3 КБ
PDF icon testirovanie_kak_forma_i_metod_kontrolya_v.pdf1.06 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПУШКИНСКИЙ ЛЕСО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ДОКЛАД

Тестирование как форма и метод контроля в условиях введения ФГОС нового поколения

                                                              Степкина Н.Л.

Преподаватель

Английского языка

2018

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Это важный и необходимый элемент учебного процесса, наряду с получаемой информацией и ее отработкой. Обучение иностранному языку определяется целью формирования коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения. При этом содержание обучения охватывает такие виды деятельности как аудирование, говорение, чтение и письмо.

Использование тестов на уроках английского или любого другого иностранного языков помогает оценить степень освоения основных видов учебной деятельности.

На своих занятиях и в контрольно – измерительных материалах часто использую   одну из форм контроля – тестирование, так как тестирование уже не первый год широко используется на самых разных уровнях образования: для проведения зачётов, экзаменов, самостоятельных, контрольных работ, олимпиад, конкурсов, познавательных игр, в том числе ОГЭ и ЕГЭ.

Что такое «тестирование»?

Термин «тест» был введен в научный обиход американским психологом Дж. М. Кеттеллом в 1890 г. для обозначения психологических проб, то есть, специально разработанных стандартизированных методик, с помощью которых можно измерить различия между индивидами или реакциями одного индивида в различных условиях.

В настоящее время, в связи с растущей популярностью теста, как формы контроля, появилось больше количество определений данного понятия.

Термин «test» в переводе с английского означает «испытание», «проверка», «исследование».

Тест – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу”. (А.К. Майоров)

Приведем определение термина «тест», которое наиболее чётко подходит с точки зрения педагогики:

Тест — это контрольные задания, проводимые в равных для всех обучающихся условиях, длительность и характер которых строго соотнесены с объективными факторами, такими как: общая цель обучения, возрастные особенности обучающихся, характер изученного материала, результаты выполнения которого поддаются количественной оценке, являясь показателем определённых итогов учебного процесса к моменту проведения данного теста.

Можно сделать вывод, что технология тестирования применяется педагогами для проверки знаний, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких, однозначных или множественных ответов.

Поэтому, планируя провести на своих занятиях тестирование, стараюсь ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключается функция данного теста как метода учебного контроля?
  • Какие виды контроля будут использованы при данном тестировании в определённой теме?
  • Какой вид теста будет наиболее подходящим на данном уроке?

Функции учебного контроля

Известно, что контроль — это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, обучающиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей обучающихся, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, преподаватель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

Классификация и виды тестов

Сегодня существует большое количество разнообразных тестов, но единой системы классифицирования тестов к настоящему времени педагогической наукой еще не разработано.

На своих занятиях использую следующие группы:

  • открытой формы (тест, вопросы которого не содержат вариантов ответов, т.е. ученик должен сам написать ответ);
  • закрытой формы (тест, с выбором из нескольких предложенных вариантов ответов);
  • на соответствие (тест, в котором необходимо установить соответствие между элементами);
  • на установление правильной последовательности (тест, в котором необходимо указать порядок действий).

По форме предлагаемых (или не предлагаемых) вариантов ответов тестовые задания могут иметь:

  • множественный выбор — эти задания предполагают выбор одного правильного варианта из трех и более предложенных вариантов. Однако учитель не должен забывать, что при использовании заданий с избирательными типами ответов нельзя сбрасывать со счетов возможность случайного угадывания ответов;
  • альтернативный выбор — выбор правильного или неправильного ответа. Например, «да-нет», «верно-неверно». Аналогом в английских упражнениях является «True or False»;
  • перекрестный выбор — выбор пар из двух блоков, объединённых общими признаками;
  • трансформацию — примером такого задания служит изменение формы глагола.
  • замену, подстановку — изменение формы предложения посредством подстановки одних частей речи на другие;
  • упорядочение — задания, направленные на построения элементов в правильном порядке;
  • завершение (окончание) — задание на самостоятельное восполнение недостающей части предложения, либо текста;
  • внутри языковое перефразирование — наиболее точная передача своими словами мысли автора. Примером такого задания может служить пересказ либо самого текста, либо фрагмента этого текста;
  • межъязыковое перефразирование — перевод

Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени снижая вероятность выставления субъективной оценки и сокращая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения – мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Отличие тестов от других видов контроля заключается в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Тесты хороши тем, что применять их можно не только в индивидуальной работе, но и в работе с группами учащихся.

Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник или преподаватель. 

Правила и советы составления тестовых заданий

При составлении тестов учителю следует выполнять ряд требований. Такие требования были предложены Р. Ладо и другими зарубежными методистами.

1. Составитель теста (учитель или преподаватель) обязан иметь чёткое представление о том, какой материал необходимо тестировать;
2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
3. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова: «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».
4. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова: «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше» и т.д.
5. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
6. Не задавайте вопросы с подвохом.
7. Составителю теста следует учитывать возраст и уровень подготовки тестируемых.
8. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»
9. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
10. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

Перед выполнением предложенной работы важно заранее ознакомить обучающихся с технологией правильного выполнения теста. Это станет залогом успешного его выполнения.

Использованная литература:

1. Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам: итоги двадцатилетнего эксперимента. Иностранные языки в школе,1999г., №6.
2. Кувшинов В.А. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе,1992г., №3.
3. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Уч. пособие для учителей школ. 2 издание, переработанное и расширенное. М.: «Центр тестирования», 2005. С. 65-103
4. Павловская И.Ю., Башмакова Н.И. Основы методологии обучения иностранным языкам. Тестология. СПб, 2002. C.63-68.
5. Проект Временного Государственного Образовательного Стандарта по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1993. — №5; 1994 — №2

Интернет-ресурсы:

  1. http://dtg.adminu.ru/2016/02/test/
  2. http://aujc.ru/metody-formy-i-vidy-kontrolya-na-uroke/
  3. https://www.twirpx.com/file/1245174/
  4. https://infourok.ru/fond-ocenochnih-sredstv-po-angliyskomu-yaziku-spo-1251232.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....

Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение информационно-коммуникационных технологий  в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования  в связи с введением но...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "

  Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС нового поколения

В условиях модернизации российского образования “Образовательная политика России на современном этапе” как одна из ведущих для современной школы выступает задача формирования у обучающихся ключевых ко...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....