Изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых
статья на тему

Рачевская Ольга Владимировна

   Целью методики является изучение степени принятия новых функций  профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых.

   Проблема поиска путей повышения эффективности обучения и переобучения взрослых является одной из главных задач молодой науки – андрагогики. Данная задача актуализируется чрезвычайно важным фактором: на рубеже конца XX–начала XXI в. яcно определился информационный характер современного общества, поэтому особо важное значение приобретает задача овладения и управления информационными потоками для поддержания необходимых темпов развития и высокого качественного уровня в сферах материального производства, национальной обороны, науки, народного образования.

   Особенность современного этапа заключается в проблеме не только создания совершенных информационных систем, но и решения задачи обновления и дополнения информации по причине ее быстрого устаревания. Отсюда весьма актуальна задача повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки – важнейших приоритетных составляющих в процессе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_issledovanie_funktsiy_rachevskaya_.docx68.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методика определения степени принятия новых функций педагогами, работающими в системе образования взрослых

Автор: преподаватель СПб ГБПОУ «Колледжа Пищевых технологий»  Рачевская О.В.

Целью методики является изучение степени принятия новых функций  профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых.

Проблема поиска путей повышения эффективности обучения и переобучения взрослых является одной из главных задач молодой науки – андрагогики. Данная задача актуализируется чрезвычайно важным фактором: на рубеже конца XX–начала XXI в. яcно определился информационный характер современного общества, поэтому особо важное значение приобретает задача овладения и управления информационными потоками для поддержания необходимых темпов развития и высокого качественного уровня в сферах материального производства, национальной обороны, науки, народного образования.

Особенность современного этапа заключается в проблеме не только создания совершенных информационных систем, но и решения задачи обновления и дополнения информации по причине ее быстрого устаревания. Отсюда весьма актуальна задача повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки – важнейших приоритетных составляющих в процессе дополнительного образования.

Методика содержит пять блоков вопросов, сосредоточенных вокруг

функций непрерывного образования:

Функции непрерывного образования:

-Развивающая – удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста;

-Компенсирующая – восполнение пробелов в базовом образовании;

-Адаптивная – оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации;

-Интегрирующая – в незнакомый культурный контекст;

-Ресоциализации-Повторной социализации – позволяет индивиду становиться активным участником жизни социума.

Методика оценки готовности принятия новых функций непрерывного образования педагогами

Содержит 20 утверждений, степень согласия с которыми устанавливает сам педагог (таблица 1)

Таблица 1 Анкета для педагогов

№ п/п

Критерии

Совершенно не согласен

Не согласен

Сомневаюсь

Согласен

Совершенно согласен

Развивающая функция

1

Я использую познавательную деятельность обучающихся для удовлетворения их личных потребностей творческого роста.

2

Я считаю, что успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от удовлетворения духовных запросов личности обучающегося.

3

Я определяю цель успешности образования как согласование общественных и личных интересов в достижении  умения самостоятельно добывать знания и применять их в жизни.

4

Я считаю, что успешное удовлетворение потребностей творческого роста зависят в большой степени не только от личности обучающегося, но и от личности андрагога.

Компенсирующая  функция

5

Я легко использую современные методы обучения для восполнения пробелов в базовом образовании взрослых обучающихся.

6

Я убежден, что использование ИКТ технологий является наиболее открытым и доступным способом решения образовательных проблем для любых групп и слоев населения.

7

Я готов учитывать возрастные особенности обучающихся для использования их в разнообразных формах обучения, которые позволяют восполнить пробелы образования.

8

Я считаю, что для успешного восполнения пробелов в образовании взрослого обучающегося  значительную роль  играет мотивация.

Адаптивная функция

9

Я не испытываю трудностей в использовании современных приемов передачи знаний при подготовке и переподготовке взрослых обучающихся в условиях   меняющейся производственной и социальной ситуации.

10

Я считаю, что современные методы обучения способствуют более быстрому повышению уровня квалификации обучающихся.

11

Я намерен повышать свои профессиональные качества для успешного взаимодействия с обучающимися.

12

Я понимаю как важно взрослым обучающимся повышение своих компетенций в современных реалиях производства.

Интегрирующая функция

13

Я уверен, что без разностороннего образования сложно повысить интеграцию обучающихся в новый культурный контекст.

14

Я нахожу, что для успешного погружения взрослого обучающегося в образовательную среду необходима доброжелательная атмосфера.

15

Я считаю, что взаимосвязь и преемственность всех образовательных структур, позволяют более успешно взрослому обучающемуся повысить свою квалификацию или пройти переподготовку по новой специальности.

16

Я способствую на своих занятиях погружению обучающихся в новый культурный контекст  за счет современных технологий обучения.

Функция ресоциализации

17

Я готов учитывать индивидуальные особенности взрослого обучающегося в процессе обучения для успешной его социализации.

18

Я интересуюсь современными требованиями рынка труда для постановки правильных акцентов в своей педагогической деятельности.

19

Я считаю, что для становления индивидуума в социуме и повышения его активности необходима широкая сеть доступных образовательных программ.

20

Я не испытываю трудностей  в общении с различными социальными группами обучающихся.

Степень согласия (несогласия) педагогов с представленными суждениями оценивается по шкале:

  • Совершенно согласен :2 балла
  • Согласен:1 балл
  • Сомневаюсь: 0 баллов
  • Не согласен: -1 балл
  • Совершенно не согласен: -2 балла.

Результаты апробации методики принятия новых функций непрерывного образования педагогами

Апробация методики проводилась на базе РГПУ им. А.И.Герцена и СПбГБПОУ «Колледжа Пищевых технологий». В апробации приняли участие студенты 2 курса заочного отделения, обучающиеся по программе «Образование взрослых» и преподавательский состав СПбГБПОУ «Колледжа Пищевых технологий», всего 40 человек.        Анализ полученных в ходе проведения методики данных позволил сделать следующие выводы относительно степени принятия новых функций непрерывного образования педагогами.

Степень принятия новых функций непрерывного образования педагогами

Таблица 2  Развивающая функция

Название качеств и умений  

Количество андрагогов,%

Я использую познавательную деятельность обучающихся для удовлетворения их личных потребностей творческого роста.

80

Я считаю, что успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от удовлетворения духовных запросов личности обучающегося.

81

Я определяю цель успешности образования как согласование общественных и личных интересов в достижении  умения самостоятельно добывать знания и применять их в жизни.

69

Я считаю, что успешное удовлетворение потребностей творческого роста зависят в большой степени не только от личности обучающегося, но и от личности андрагога.

87

Таблица 3  Компенсирующая  функция

Название качеств и умений  

Количество андрагогов,%

Я легко использую современные методы обучения для восполнения пробелов в базовом образовании взрослых обучающихся.

87

Я убежден, что использование ИКТ технологий является наиболее открытым и доступным способом решения образовательных проблем для любых групп и слоев населения.

68

Я готов учитывать возрастные особенности обучающихся для использования их в разнообразных формах обучения, которые позволяют восполнить пробелы образования.

88

Я считаю, что для успешного восполнения пробелов в образовании взрослого обучающегося  значительную роль  играет мотивация.

87

Таблица 4 Адаптивная функция

Название качеств и умений  

Количество андрагогов,%

Я не испытываю трудностей в использовании современных приемов передачи знаний при подготовке и переподготовке взрослых обучающихся в условиях   меняющейся производственной и социальной ситуации.

50

Я считаю, что современные методы обучения способствуют более быстрому повышению уровня квалификации обучающихся.

56

Я намерен повышать свои профессиональные качества для успешного взаимодействия с обучающимися.

93

Я понимаю как важно взрослым обучающимся повышение своих компетенций в современных реалиях производства.

88

Таблица 5 Интегрирующая функция

Название качеств и умений  

Количество андрагогов,%

Я уверен, что без разностороннего образования сложно повысить интеграцию обучающихся в новый культурный контекст.

87

Я нахожу, что для успешного погружения взрослого обучающегося в образовательную среду необходима доброжелательная атмосфера.

88

Я считаю, что взаимосвязь и преемственность всех образовательных структур, позволяют более успешно взрослому обучающемуся повысить свою квалификацию или пойти переподготовку по новой специальности.

68

Я способствую на своих занятиях погружению обучающихся в новый культурный контекст  за счет современных технологий обучения.

87

Таблица 6 Функция ресоциализации

Название качеств и умений  

Количество андрагогов,%

Я готов учитывать индивидуальные особенности взрослого обучающегося в процессе обучения для успешной его социализации.

87

Я интересуюсь современными требованиями рынка труда для постановки правильных акцентов в своей педагогической деятельности.

93

Я считаю, что для становления индивидуума в социуме и повышения его активности необходима широкая сеть доступных образовательных программ.

75

Я не испытываю трудностей  в общении с различными социальными группами обучающихся.

75

Рисунок 1. Результаты проведения методики- степени принятия новых функций непрерывного образования педагогами по вопросам анкеты

Рисунок 2. Результаты проведения методики- степени принятия новых функций непрерывного образования андрагогами

Таблица 7 Обобщающие результаты степени принятия новых функций непрерывного образования педагогами

Название функции  

Количество педагогов, %

Развивающая

79

Компенсирующая

82

Адаптивная

71

Интегрирующая

82

Ресоциализации

79

Среднее значение принятия новых функций

79

Рисунок 3. Результаты степени принятия новых функций непрерывного образования педагогами

Рисунок 4. Обобщенный результат принятия новых функций непрерывного образования андрагогами

Вывод:

Изучение степени принятия новых функций  профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых нам позволило сделать следующее заключение:

Полученные данные нам показывают, что 79% опрошенных принимают новые функции и более того активно используют их в своей профессиональной деятельности, но для 21% принятие и использование новых функций все еще составляет некоторые затруднения.

Отдельные утверждения анкеты, также вызвали не согласие респондентов. Не согласились, что для успешности образования необходимо умение самостоятельно добывать знания 31% респондентов, а 32% считают, что использование ИКТ технологий не решает проблем образования для всех групп и слоев населения. К сожалению 50% респондентов испытывают трудности в использовании современных приемов передачи знаний обучающимся, и 44% не согласны, что современные методы обучения способствуют более быстрому повышению уровня квалификации обучающихся. Также  32% респондентов сомневаются, что взаимосвязь и преемственность всех образовательных структур позволяет более успешно взрослому обучающемуся повысить свою квалификацию или пройти переподготовку по новой специальности. А 25% респондентов  не согласны, что на становления индивида в  социуме и повышения его активности будет влиять широкая сеть доступных образовательных программ, и у такого же количества  присутствуют трудности в общении с различными социальными группами обучающихся.

Обобщив полученный результат, мы делаем такой вывод.

Да, новые функции непрерывного образования принимаются педагогами, не смотря на то, что некоторые утверждения анкеты и вызвали не согласие.

На наш взгляд особое внимание необходимо уделить тому факту, что половина респондентов испытывает трудности в использовании  современных приемов передачи знаний обучающимся, и как следствие уже  44% не согласны, что современные методы обучения способствуют более быстрому повышению уровня квалификации обучающихся.

Мы считаем именно из-за отсутствия определенных компетенций, знаний и умений у педагогов возникают затруднения в более современной и качественной передаче своих знаний обучающимся.

Поэтому в целях повышения уровня компетенций, знаний и умений необходимо более детально на занятиях, при обучении, педагогов прорабатывать современные методы передачи знаний. А для работающих в системе образования педагогов проводить дополнительные курсы с примерами конкретного применения современных методов обучения и тренинги для практического их усвоения.

Эти мероприятия в комплексе позволят повысить степень принятия адаптивной функции и поднять на более высокий уровень принятие остальных функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011

Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО

Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО...

Доклад на ЦМК 2014-2015 Новые технологии в деятельности специалиста со средним медицинским образованием

Доклад на ЦМК 2014-2015 Новые технологии в деятельности специалиста со средним медицинским образованием...

Деятельность педагога в современной системе образования

Программа профессионального модуля составлена в соответствии с ФГОС СПО, имеет четкую отраслевую направленность в области ресторанного бизнеса, составлена с учетом   профессионального станда...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "

Краткая аннотация проекта          Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...