статья "Работа преподавателя в учебной группе"
статья

Ирина Сергеевна Бирюкова

в статье кратко изложены требования к личности преподавателя и содержание учебной работы преподавателя с группой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx50.22 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

«...Есть и художники нашего,

земного дела, для них работа - наслаждение».

Максим Горький

«Художники земного дела» — они были во все времена, и у каждого из них был Учитель. Был Мастер, который помог ученику найти себя в деле, был воспитатель и наставник, который чутко уловил устремления юности и подвигнул к новым знаниям, к тому неизведанному, которое так часто сопутствует большим свершениям на жизненном пути каждого.

Ученые утверждают, что в каждом подростке заложены огромные творческие способности и от их раскрытия, выработки активной жизненной позиции  во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом.

Существует такая притча. Господа Бога попросили указать величайшего полководца всех времен и народов. Он указал на бедного сапожника, корпевшего над парой стоптанных башмаков: оказывается, в нем погиб, так и не развившись, величайший полководческий талант.[9]

Хорошо, если в жизни каждого произойдет встреча с Мастером, который поможет познать себя и найти верную дорогу для успешного движения по жизни. От этой встречи во многом будет зависеть, каким войдет в самостоятельную жизнь будущий специалист и с какой буквы – строчной или прописной – будет вспоминать ученик имя своего учителя.

От встречи с Мастером, который вводит в профессию, зависит любовь к ней. От воспитания  умения  видеть творчество в большом и в малом,  зависит  успех  ученика  в  будущей  трудовой  деятельности.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа с группой – основное в деятельности мастера. Имея в своем распоряжении различные «инструменты» воздействия на гибкую, но податливую структуру подростка, мастер может оказать огромное влияние на развитие личности своего ученика. И в первую очередь личным примером.

За годы обучения  перед  обучающимися проходит вереница педагогов по разным дисциплинам, но не все они запоминаются и, к сожалению, не каждый оставляет свой след в душе ученика. «Серый» педагог не может воспитать личность. Проблема  воспитания профессионально важных качеств личности является одной из центральных  в  организации учебного процесса. Это понимание актуализировалось в разные времена.

Вот что писал почти двести пятьдесят лет назад видный организатор профессионального образования России Василий Никитич Татищев в своем наставлении из «Учреждения, коим порядком учителя русских школ имеют поступать»: «…Учитель есть человек, который детей читать и писать или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И в этом он как отец им общий вместо многих родителей. Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное  надзирание  иметь, как отец к своим детям. И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать. А так как известно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того  ради  должен учитель быть благоразумен, кроток, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всякого зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников…».[9]

Здесь четко выражены нравственные критерии личности педагога, которые почти полностью приемлемы и сегодня, но «почти» лишь в том смысле, что время повышает требования к профессионалу, занимающемуся воспитанием и обучением молодежи, но, как и прежде, от личности самого мастера зависит очень много, если не все.

1.Требования к личности мастера производственного обучения

Качества, которыми должен обладать современный мастер производственного обучения, специфичны  прежде всего в силу уникальности требований, предъявляемых к ним. Только профессиональные качества, вытекающие из природы и технологии конкретной деятельности мастера, не дают оснований для заключения о достаточности при оценке его компетентности. Исследования современных ученых доказывают, что эрудиция и культура человека имеют особую значимость в оценке качеств его личности учениками.

На уроке, во время внеурочных мероприятий, при простом общении обучающиеся  всегда чувствуют интеллект, образованность и гуманизм педагога. Когда мастер считает себя не только «толкователем» учебной программы, а полномочным представителем той области производства, которую он преподает, перед  обучающимися открывается удивительный мир. Мир, где надо нестандартно мыслить, удивляться парадоксам техники и анализировать реальные ситуации, самостоятельно выбирать направления поисков. Такие педагоги могут достойно и серьезно поднять нравственные вопросы жизни общества и личности и на высокой и чистой ноте обсудить их с обучающимися,  достигая нужного эффекта в воспитании их качеств.

Настоящий мастер своего дела отличается не только доброжелательностью и подлинным гуманизмом в отношении к своим питомцам. Кстати, это невозможно «сыграть»: ученики мгновенно распознают фальшь. Одно из важных профессиональных качеств мастера — умение прогнозировать результаты своей деятельности, корректировать ее, реагируя на не всегда предсказуемые ситуации и реакцию обучающихся. Будем откровенными, не сразу и не всегда мастер, особенно, если он молодой специалист, будет находить, как лучше поступить в том или ином случае. Но от собственной подготовки педагога во многом зависит определение правильного решения.

Личный пример -  самый сильный довод в распоряжении мастера. Личное мастерство - это качество, которое может стать самым притягательным мотивом, примером для подражания у влюбленных в своего учителя воспитанников. Сначала они боятся огорчить его своим нерадением, затем стремятся порадовать его своими успехами, а в дальнейшем стремятся превзойти его. По большому счету в этом счастье и для мастера и для ученика. «Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое -  делать самому то, что он советует  делать  другим, второе -  никогда не поступать против справедливости и третье -  терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» (Л. Н.Толстой).[9]

Это можно считать инструкцией для профессионального педагога.

2. Содержание учебной работы мастера с группой

Содержание учебной деятельности мастера складывается из подготовки и проведения занятий. Подготовку мастер должен начинать еще до начала учебного процесса. Естественно, ее содержание различно для опытного и начинающего педагога, но этот этап работы является обязательным для каждого. Общая подготовка мастера включает в себя следующие стадии:

  1. подготовка к учебному году -  перспективное планирование всей учебной работы с группой;
  2. подготовка к изучению очередной темы учебной программы -  текущее планирование этапа учебной практики;
  3. подготовка к очередному занятию - оперативное планирование и тщательное продумывание его проведения.

Каждая из этих стадий отличается своей спецификой и включает определенную систему действий мастера (см. рис. 1.) [8]

Свою нагрузку на следующий учебный год мастер знает до начала занятий, но с контингентом группы, где ему предстоит работать, может быть не знаком. Поэтому первым, что делает опытный мастер, является ознакомление с личными делами и медицинскими картами обучающихся. Эта информация будет очень важна для выбора правильного тона в будущих взаимоотношениях с обучающимися. Понятно, что дальнейшие контакты значительно пополнят эти сведения, но начинать знакомство с группой следует с этого.

Готовясь к учебному году, мастер должен ознакомиться с нормативными документами: не произошли ли изменения в учебных планах и программах. Иногда при этом возникает необходимость дополнительно тщательно изучить документы Федерального Государственного образовательного стандарта СПО на изучаемую профессию. Квалификационная характеристика позволяет мастеру лучше уяснить, что должен знать и уметь будущий специалист и, в свою очередь, согласовать общие квалификационные требования с конкретным кругом предстоящих действий обучающихся.

 

Стадии подготовки мастера

К учебному году

К изучению очередной темы программы

К очередному занятию

Изучение квалификационной характеристики и   рабочих программ, учебных планов

Анализ материала темы и распределение его по урокам

Определение цели и содержания занятий

Разработка

перечня  практических работ

Определение конкретного содержания и количества  практических работ, необходимых для выполнения обучающимися  в процессе изучения темы

Подготовка материально - технической базы

Анализ  материально - технической базы

Подготовка учебно-

материальной базы (для выполнения группой практических работ)

Методическая подготовка

Составление плана учебной практики

Методическая подготовка к изучению с обучающимися данной темы

Составление плана занятий

Рис.1 Этапы подготовки мастера к занятиям (по Н.И. Макиенко)

Внимательное изучение рабочей программы нужно для более точного определения содержания включенных в нее тем. При необходимости производится разбивка этих тем на подтемы или (если мастер сочтет целесообразным) перестановка их – для более точного выявления связи предыдущего материала с последующим.

Следующим шагом на этом этапе подготовки является подбор учебных объектов труда. Перечень практических работ ввиду особой значимости этого документа составляется при участии заместителя директора по учебно-производственной работе и (или) старшего мастера. При этом следует иметь в виду, что именно качество выполнения обучающимися   практических работ и производительность их труда -  важнейшие критериальные показатели качества обучения, именно по ним определяется уровень подготовленности в соответствии с требованиями  ФГОС.

Желательно, чтобы учебные объекты имели производственную ценность. Совершенно особое отношение к работе возникает, когда обучающиеся знают: их детали не «бросовые», а пойдут в дело. Опытные мастера в перечнях учебных работ резервируют дополнительные объекты. Здесь два соображения: мастер сможет дифференцировать работы с учетом возможностей учеников или заменить объект  в  случае, если возникли проблемы с материалами по намеченной работе.

Следующий важный шаг в перспективном продумывании своей работы  -  анализ материальной базы. Это и вопросы обеспечения намеченных практических работ материалами и инструментами; при необходимости  -  составление заявок на недостающие. Оценивается состояние рабочих мест, приспособлений, механизмов и устройств, которые будут использоваться. Мастер также должен продумать и оценить наличие учебно-технической документации – чертежей, справочных таблиц, инструкционных и технологических карт, средств наглядности и ТСО.

На основании всей этой информации и предварительной работы мастер составляет  план учебной практики. Он разрабатывается на весь период учебной практики  и устанавливает конкретное содержание  заданий для группы и последовательность их выполнения. Структура и содержание  планирования во многом определяются  конкретными  условиям ОУ.

От глубокого проникновения мастером в содержательные и организационные особенности учебной работы во многом зависит успех дела. Мастеру необходимо  понять  простую, но важную истину, от уяснения которой  будет зависеть и его настрой, и душевный комфорт, и успешность его личного роста в педагогической деятельности. Человек устроен  так, что когда он занимается любимым делом, то он счастлив и  успешен (в том числе и в личном плане), в его жизни все складывается благополучно. В работе мастера, как у любого педагога, очень многое зависит от успехов его учеников, продуктивности их работы, успешности овладения ими изучаемой профессии. А так как основу профессиональной деятельности мастера составляет учебная работа в группе, то успех достижения нужного результата зависит от качества ее подготовки, продуманности и всесторонней обеспеченности каждого занятия, от постоянных, а не отдельных, пусть и блестящих, удач в обучении.[11]


3.Внеклассная работа мастера  производственного обучения

Воспитательной и внеклассной работе в учреждениях среднего профессионального образования посвящено множество научных исследований и методических разработок. Действительно, эта сторона педагогической деятельности чрезвычайно важна, многогранна и характеризуется разнообразием форм. Она осуществляется в разной степени всеми работниками ОУ, но непосредственно в учебной группе воспитательную и внеклассную работу с обучающимися проводят мастера производственного обучения и преподаватели. Именно мастер, в руках которого находится мощный инструмент воздействия -  труд, может органично вплетать воспитывающие моменты в ткань любого учебного события. Воспитание всегда следует рассматривать как специально организованное взаимодействие педагога и ученика, направленное на развитие нравственных качеств будущего профессионала. Это совместное общение на уроке и при различных внеклассных мероприятиях, если оно ориентировано на возможность обучающегося проявить личную активность при осуществлении разнообразных социально значимых дел, может быть весьма эффективным.[16]

Труд - это тот станок, на котором ткутся самые тонкие человеческие отношения и формируются глубинные личностные качества: инициатива и находчивость, активная творческая позиция, упорство в достижении цели, бескорыстная готовность  придти на помощь товарищу.

Разнообразные интересные мероприятия внеклассного характера побуждают обучающихся к рефлексивному осмыслению их сути, вырабатывают коммуникативные способности, развивают у обучаемых способность к самоопределению.

Направления внеклассной деятельности могут быть самыми разнообразными, и здесь нет ограничений -  все диктуется интересом обучающихся. Это может быть углубленное изучение истории техники или поиск информационных материалов на сайтах Интернета, организация и проведение конкурсов мастерства или выставок творческих проектов, работа кружка по созданию вариантов эргономически обоснованных ручных инструментов или по дизайну каких-либо изделий. Главное в этой работе - развитие творческого начала у молодых, причем без диктата или инициативы, исключительно исходящей от старших. Наоборот, сами обучающиеся определяют круг своих интересов, и совсем не важно, если они не вполне совпадают с изучаемой профессией. Ведь речь идет о гармоничном развитии личности и трудно предсказать, какие из приобретенных знаний послужат толчком для их конкретного использования. Можно привести десятки примеров, когда движение вперед обеспечивали идеи, взятые из пограничных областей знаний.

Педагог профессионального обучения должен осознавать, что личность видится как некий индивид с независимыми предпочтениями, а поэтому во внеклассной деятельности следует руководствоваться прежде всего интересами обучающихся.[6]

Вместе с тем у мастера должна быть ясность в следующем вопросе. Да, наилучшие успехи в развитии достигаются, когда мотивация исходит от самих обучающихся. Но все-таки внеклассная работа — это управляемый процесс целенаправленного воздействия. Иногда, направив творческую инициативу обучающихся в нужном направлении, подтолкнув их к поиску решения конкретной проблемы, подсказав идею, мастер, не проявляя своей доминирующей роли и предоставив максимум самостоятельности, достигает вместе со своими воспитанниками отличных результатов.

Внеклассная работа может быть направлена на осуществление экологического и экономического образования, развитие социальных представлений. Одним из вариантов организации внеклассной работы может стать такой: вся группа обучающихся работает над общей проблемой, идею которой и производственную или иную ценность (экономическую, экологическую) подсказал сам мастер, но какую-то отдельную тему начинает, по желанию, углубленно изучать конкретный ученик, который становится в ней экспертом. Так может быть решена важнейшая задача внеклассной учебной деятельности: обучающийся сам стремится приобретать знания. Представляется, что этот фактор играет даже большее значение, чем способ организации или форма внеклассной деятельности.[7]

Опыт показывает, что внеклассная деятельность часто становится той «лакмусовой бумажкой», на которой неожиданно проявляются индивидуальные способности обучающихся и формируются их личностные качества. Существует выявленная на практике прямая зависимость между успехами в профессиональной подготовке и уровнем внеклассной работы в группе. Очень часто благодаря внеклассным мероприятиям группа сплачивается, образуя коллектив с высоким уровнем нравственных качеств у его членов, со сформированными глубокими человеческими отношениями, сохраняющимися потом на долгие годы жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Времена и люди меняются вместе со страной, вместе со всем миром. Отражаясь на обществе в целом, эти изменения, прежде всего, касаются молодежи, вступающей в непростое самостоятельное «плавание» по морю под именем жизнь в обновленной и изменившейся стране.

Почти незаметно миновав стык тысячелетий, общество так же не сразу заметило, что сегодня происходит глобальное изменение сущности цивилизации. Особенно это наглядно на примере многих профессий, где человек все более от роли исполнителя и мастерового переходит к роли творца и организатора. Новые технологии коренным образом изменили  функции и роль человека в | современном  мире, его производственной сфере.

Это обстоятельство не может не учитывать самый важный для  жизни и развития общества участок  -  область образования. Сегодня именно она призвана успевать за происходящими изменениями, хотя для удовлетворения запросов общества должна была бы опережать его развитие, быть ориентированной на будущее.

Сегодня отечественная система профессионального образования  перестраивается, ищет новые пути, методики и технологии, чтобы справиться с социальным заказом. Так бывало и раньше: ведь общество меняется непрерывно.

В любом деле успех решают люди. Не является исключением и система профессионального образования. От того, как быстро проникнутся пониманием новых требований мастера и преподаватели, все работники системы, от того, насколько правильно будут выбраны приоритеты в обучении и воспитании молодежи, зависит наше движение в будущее.


ЛИТЕРАТУРА

1.Барболин М.Я.  Методологические основы развивающего обучения. - М., 1991.

2.Беляева А.П. и др. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / под редакцией  А. П. Беляевой. - СПб., 1995.

3.Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

4.Герасимов В. Г. От знаний к творчеству: становление личности. - М., 1995.

5.Единая программа среднего (полного) общего и начального профессионального образования: цели, структура, проблемы / научный ред. А.А. Жохов, А.Т. Глазунов. - М., 2002.

6.Казанская В.П. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. - М., 1990.

7.Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. - М., 2006.

8.Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. -  М., 1989.

9.Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / сост. Н.Н. Кузьмин. - Антология педагогической мысли : в 3 т. - М., 1989. - Т. 2.

10.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -  М., 1998.

11.Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации). -  М., 2003.

12.Сибирская М. П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. - М., 2002.

13.Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения: методическое пособие. - М., 1988.

14.Скакун В. А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. - М., 2001.

15.Справочник мастера производственного обучения: учебное пособие / под ред. Ю.А. Якубы. - М., 2003.

16.Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения: методическое пособие для  ПТУ. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 04 «Фармакология» Теоретическое занятие по теме: Анальгетики для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1 ЦМК общемедицинских дисциплин

Актуальность теоретического занятия на тему «Анальгетики» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на роль анальгезирующие (болеутоляющие) средства в частности при различн...

Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»

Методическое пособие для преподавателейпо учебной дисциплине ОП 03 «Анатомия и физиология человека»  для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1ЦМК общемедицинских дисциплин...

Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе

В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого спортивно-массового мероприятия «День здоровья» для студентов и преподавателей образовательного учебного заведения.

Спортивно - массовое мероприятие  «День здоровья» организовано в форме спартакиады по отдельным видам спорта и предназначено для студентов и преподавателей колледжа. Целью методической разработки...

отчет преподавателей за учебный год

Отчет преподавателя предназначен дать методисту полную картину деятельности педагога в течении года, для составления сводного анализа по методической работе....

Методические разработки для преподавателя по учебному предмету “Информатика”

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело», уровень подготовки - базовый, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат...

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

Сегодня перед учебным заведением стоит задача –акцентировать внимание на проблему учебной мотивации в учебных группах...