Рекомендации по обучению инвалидов
учебно-методический материал на тему

Хрулева Елена Владимировна

Рекомендации  содержат  информацию  о группах  инвалидности, характеристиках  нарушений при различных нозологиях, рекомендациях преподавателям професиональных образовательных организаций по выстраиванию учебного процесса через реализацию педагогических принципов при обучении инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_obucheniyu_invalidov.docx207.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г. Ф. МОРОЗОВА

744103187c5e7b9f01310d395a3c987e.jpg

Рекомендации по обучению инвалидов

с. Слобода

2018 г.


Составитель:      Хрулева Е.В., методист

Рекомендации  содержат  информацию  о группах  инвалидности, характеристиках  нарушений

при различных нозологиях, рекомендациях преподавателям професиональных образовательных

организаций по выстраиванию учебного процесса через реализацию педагогических принципов

при обучении инвалидов.

Рекомендации предназначены для использования преподавателями в учебном процессе.


Содержание

Введение

4

1

Группы инвалидности

5

2

Характеристика нарушений

6

3

Рекомендации по обучению инвалидов

8

4

Литература

20

3


Введение

Инвалидность - это не обделѐнность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям.

  • Российской Федерации инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и в этих же целях установил государственные гарантии прав граждан с отклонениями в развитии в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».2

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4


1 Группы инвалидности

I группа – лица, имеющие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма (заболевание, травма), имеющие выраженное ограничение одной (нескольких) категорий жизнедеятельности.

Критерии I группы: Неспособность к самообслуживанию; неспособность к самостоятельному передвижению, дезориентация; неспособность к общению, неспособность контролировать свое поведение. Полностью зависимы от других лиц.

  1. группа – лица, имеющие нарушения здоровья, которые ограничивают нормальную жизнедеятельность, имеются расстройства тех или иных функций организма, обусловленные дефектами, заболеванием и травмой, имеется необходимость в реабилитации или проведении мер по социальной защите.

Критерии II группы: Способность к самообслуживанию и способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и/или с помощью других лих, неспособность к трудовой деятельности и обучению или способность только в специально созданных условиях с помощью других лиц, способность к общению, контролю своего поведения и ориентации во времени и пространстве с помощью других лиц.

  1. группа – лица, имеющие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма (заболевание, дефект, травма),

имеющие не резко или умеренно выраженное ограничение одной (нескольких) категорий жизнедеятельности.

Критерии III группы: Способность к самообслуживанию и способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств способность к трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объѐма производственной деятельности; способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса; способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объѐма усвоения, получения и передачи информации, способность к ориентации во времени и пространстве с с использованием вспомогательных средств.

Различают следующие категории лиц с нарушениями в развитии:

1 лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2 лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3 лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

5


4 лица с задержкой психического развития;

  1. лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  1. лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы (задержка психического развития,

умственная отсталось, аутизм).

2 Характеристика нарушений

Нарушения слуха - люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими у людей этой категории затруднена по причине тугоухости или невозможна в принципе (глухота).

Тугоухость – это заболевание, которое характеризуется понижением слуха. Различают три степени тугоухости:

  • легкая тугоухость (1 степень) - человек различает разговор шепотом на расстоянии от 1

до 3 метров, а разговорную речь на расстоянии более 4 метров, но не может адекватно воспринимать разговор при посторонних шумах или искажении речи;

  • средняя тугоухость (2 степень) - человек воспринимает шепотную речь на расстоянии меньше, чем один метр, а разговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 метров. Тугоухость

2 степени характеризуется неразборчивостью в восприятии всех слов в нормальной обстановке, требуются неоднократные повторения некоторых фраз или отдельных слов;

  • тяжелая тугоухость (3 степень) – человек не может различить шепот даже на очень близком расстоянии, разговорную речь слышит на расстоянии меньше чем 2 метра. При такой степени используется слуховой аппарат и обучение зрительному восприятию речи (чтению с губ), чтобы иметь возможность общаться.

Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным.

Нарушения зрения - разные степени потери зрения:

  • абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение;

  • практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Люди с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении

6


определенных гигиенических требований. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучшевидящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата – при таких нарушениях люди частично или полностью ограничены в произвольных движениях.

  • зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта условно подразделяются на 3 группы:

I группа - люди, страдающие остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза

(искривлениями позвоночника) и т.п.

  1. группа   -   люди,   страдающие   различными   ортопедическими   заболеваниями,

вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной), а также люди, страдающие тяжелыми формами сколиоза.

  1. группа - люди с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов центральной нервной системы. При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-

временных представлений, практических навыков и др. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика лиц, страдающих церебральными параличами, чрезвычайно разнообразна.

Задержка психического развития – это особый тип дефицитарного психического развития.

Задержка психического развития имеет различное происхождение:

  • связана с дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»);

  • возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

7


  • людей с задержкой психического развития отмечается значительное снижение работоспособности. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета, страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с задержкой психического развития. Такие обучающиеся характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т.д.

Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это атипичное развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.

Для умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что такие обучающиеся меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего они получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Множественные нарушения.

Данная группа является самой уязвимой категорией лиц с отклонениями в развитии и требует большего, чем все остальные, объема комплексной реабилитационной и социально-педагогической помощи.

Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

3 Рекомендации по обучению инвалидов

Обучение инвалидов с нарушением слуха

Рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов:

  • наглядности,

  • индивидуализации,

  • коммуникативности   на   основе   использования   информационных   технологий,

разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,

8


  • использования учебных пособий, адаптированных для восприятия инвалидами с нарушением слуха,

  • использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для инвалидов с нарушениями слуха.

  • числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха, можно отнести:

1. замедленное и ограниченное восприятие;

  1. недостатки речевого развития;

  1. недостатки развития мыслительной деятельности;

  1. пробелы в знаниях;

  1. недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением);

  1. некоторое отставание в формировании умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее; хуже, чем у слышащих сверстников, развит анализ и синтез объектов. Это выражается в том, что глухие и слабослышащие меньше выделяют в объекте детали, часто опускают малозаметные, но существенные признаки.

При организации образовательного процесса со слабослышащей аудиторией необходима особая фиксация на артикуляции выступающего – следует говорить громче и четче, подбирая подходящий уровень. Специфика зрительного восприятия слабослышащих влияет на эффективность их образной памяти – в окружающих предметах и явлениях они часто выделяют несущественные признаки. Процесс запоминания у инвалида с нарушенным слухом во многом опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению нового материала с усвоенным ранее.

Некоторые основные понятия изучаемого материала обучающимся инвалидам с нарушенным слухом необходимо объяснять дополнительно. На занятиях требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также использованию профессиональной лексики. Для лучшего усвоения специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение.

Внимание в большей степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала: чем они выразительнее, тем легче слабослышащим обучающимся выделить информативные признаки предмета или явления.

В процессе обучения рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством наглядного материала. Особую роль в обучении лиц с нарушенным слухом, играют

9


видеоматериалы. По возможности, предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом. Видеоматериалы помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеофиксации, анимация может быть использована для изображения различных динамических моделей, не поддающихся видеозаписи.

Начинать разговор необходимо с привлечения внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет – слегка положите ему руку на плечо. Разговаривая со слабослышащим, смотрите на него.

Не загораживайте свое лицо: собеседник должен иметь возможность следить за его выражением. Говорите ясно и четко. Не следует излишне выделять что-то. Кричать, особенно в ухо, нельзя. Если просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Можно применять жесты. В разговоре необходимо использовать простые короткие предложения и избегать употребления незнакомых для обучающихся оборотов и выражений.

Перед тем как давать объяснение новых профессиональных терминов, следует разобрать смысловое значение каждого слова; убедиться, что вас поняли, спросив у обучающегося инвалида. Если не понят ответ или вопрос слабослышащего, можно попросить его повторить или записать то, что он хотел сказать.

Если необходимо сообщить информацию, которая включает в себя номер, правило, формулу, адрес, технический или другой сложный термин, нужно записать ее, продублировать сказанное записями, особенно если информация является важной: правила, инструкции и т.п. Не следует менять тему разговора без предупреждения. нужно использовать переходные фразы, например: «Хорошо, теперь переходим к обсуждению...».

Необходимо проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому инвалиду, развивать веру в собственные силы и возможности.

Учебно-методические презентации являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением слуха.

Лекции основаны на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, представляют собой набор определенных иллюстраций, отражающих содержание каждой темы дисциплины с небольшим текстовым пояснением. С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям.

Перечень необходимого оборудования для обучающихся инвалидов с нарушением слуха:

  • удобно  расположенные  и  доступные  стенды  с  представленным  на  них  наглядным

материалом        о        правилах        поведения,        правилах        безопасности,        распорядке/режиме

10


функционирования организации, расписании занятий, последних событиях, ближайших планах

  • т.д.;

  • информационное табло с «бегущей строкой» / мониторы на этажах;

  • световая индикация начала и окончания занятий в помещениях общего пользования

(залах, рекреациях, столовой, библиотеке и т.д.);

  • доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС – сообщений для контактов с родителями, сверстниками, преподавателями;

  • локальная компьютерная сеть;

  • развивающий учебный центр с горизонтальным дисплеем;

  • система для улучшения понимания звукового сигнала с сохранением его разборчивости;

  • беспроводная FM-система для инвалидов с нарушением слуха;

  • наушники с микрофоном.

Каждый обучающийся инвалид, с учетом медицинских показаний, должен быть обеспечен техническими средствами обучения, отвечающими особым образовательным потребностям и позволяющими реализовывать выбранный вариант программы: индивидуальным слуховым аппаратом и/или кохлеарным имплантом, беспроводной аппаратурой, основанной на радиопринципе (инфракрасном излучении), стационарной аппаратурой коллективного и индивидуального пользования (при необходимости с дополнительной комплектацией – вибротактильным устройством), специальным визуальным прибором для обучения произношению, видеозаписывающей аппаратурой, индивидуальным компьютером (ноутбуком), электронной книгой для чтения, специальными учебниками, рабочими тетрадями, дидактическими материалами.

Каждый кабинет, где планируется проводить учебные занятия с инвалидами, имеющими нарушения слуха, должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающегося. Рекомендуется – первая парта (около окна или стола) с организацией достаточного пространства, чтобы обучающийся с нарушенным слухом в условиях речевого полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих. Целесообразно расположить обучающегося так (справа/слева от преподавателя), чтобы его лучше слышащее ухо было максимально приближено к педагогу на занятии.

Аудитория должна быть оборудована стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, при необходимости с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой (например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение).

11


Необходимо оснастить аудитории мультимедийной аппаратурой (доска, проектор, компьютер c колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители, принтер, сканер) и телевизором.

Также необходимо специальное оборудование, при необходимости, для занятий сурдопедагога и логопеда (зеркало, FM-системы, индикатор звучания ИНЗ, сурдологопедический тренажер «Дэльфа142», специальные компьютерные программы HeartheWorld, Speech W и др.), музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальные записи, аудиокниги; диагностический набор для определения уровня слухового восприятия; телевизоры с функцией выведения субтитров на экран; дидактические и наглядные материалы по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы), видеотека учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов с субтитрами.

Для предотвращения явления реверберации аудитория, где обучается слухопротезированный обучающийся, должна иметь звукопоглощающее оснащение (панели, шторы и т.п.).

Обучение инвалидов с нарушением зрения

Специфика обучения слепых и слабовидящих инвалидов заключается в следующем:

  • дозирование учебных нагрузок;

  • применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности обучающихся инвалидов;

  • специальное оформление учебных кабинетов;

  • организация лечебно-восстановительной работы;

  • усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Во время проведения занятий следует чаще переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения занятия педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих инвалидов. К дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально. Искусственная освещенность помещений, в которых занимаются обучающиеся инвалиды с пониженным зрением должна составлять от 500 до 1000 лк. Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет должен падать с левой стороны или прямо. Ключевым средством социальной и профессиональной реабилитации людей с нарушениями зрения, способствующим их успешной интеграции в социум, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

12


Ограниченность информации у слабовидящих обусловливает схематизм зрительного образа, его скудность, фрагментарность или неточность. При слабовидении страдает скорость зрительного восприятия; нарушение бинокулярного зрения (полноценного видения двумя глазами) у слабовидящих может приводить к так называемой пространственной слепоте (нарушению восприятия перспективы и глубины пространства), что важно при черчении и чтении чертежей.

При зрительной работе у слабовидящих быстро наступает утомление, что снижает их работоспособность. Поэтому необходимо проводить небольшие перерывы. Слабовидящим могут быть противопоказаны многие обычные действия, например, наклоны, резкие прыжки, поднятие тяжестей, так как они могут способствовать ухудшению зрения. Для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок. При проведении занятий в условиях повышенного уровня шума, вибрации, длительных звуковых воздействий, может развиться чувство усталости слухового анализатора и дезориентации в пространстве.

При лекционной форме занятий слабовидящим следует разрешить использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования, во время занятий. Информацию необходимо представлять исходя из специфики слабовидящего инвалида: крупный шрифт (16 – 18 размер), дисковый накопитель (чтобы прочитать с помощью компьютера со звуковой программой), аудиофайлы. Всѐ записанное на доске должно быть озвучено. Необходимо комментировать свои жесты и надписи на доске и передавать словами то, что часто выражается мимикой и жестами. При чтении вслух необходимо сначала предупредить об этом. Не следует заменять чтение пересказом.

  • построении предложений не нужно использовать расплывчатых определений и описаний, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «предмет находится где-то там, на столе, это поблизости от вас...». Старайтесь быть точным: «Предмет справа от вас».

При работе на компьютере следует использовать принцип максимального снижения зрительных нагрузок, дозирование и чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности; использование специальных программных средств для увеличения изображения на экране или для озвучивания информации; – принцип работы с помощью клавиатуры, а не с помощью мыши, в том числе с использование «горячих» клавиш и освоение слепого десятипальцевого метода печати на клавиатуре.

Слабовидящему обучающемуся нужно помочь в ориентации в пространстве техникума (экскурсии). Находясь в помещении, новом для слабовидящего обучающегося, нужно описать место, где находитесь. Например: «В центре аудитории, примерно в шести шагах от вас, справа

13


и слева - ряды столов, доска – впереди». Или: «Слева от двери, как заходишь, - шкаф». Укажите «опасные» для здоровья предметы.

Когда предлагаете слабовидящему сесть, не нужно его усаживать, необходимо направить его руку на спинку стула или подлокотник.

Во время проведения занятий следует назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих, вновь пришедших в помещение. При общении с группой со слабовидящим нужно каждый раз называть того, к кому обращаетесь. Нельзя заставлять собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

При знакомстве слабовидящего с незнакомым предметом не следует водить его руку по поверхности предмета, нужно дать ему возможность свободно потрогать предмет. Если попросят помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слабовидящего к предмету и брать его рукой этот предмет, лучше подать ему этот предмет или подвести к нему. Заметив, что слабовидящий обучаемый сбился с маршрута или впереди него есть препятствие, не следует управлять его движением на расстоянии, нужно подойти и помочь выбраться на нужный путь. Если не получится подойти, необходимо громко предупредить об опасности.

При спуске или подъеме по ступенькам слабовидящего ведут боком к ним. Передвигаясь, не делают рывков, резких движений. Особое внимание следует уделять развитию самостоятельности и активности слабовидящих обучающихся, особенно в той части учебной программы, которая касается отработки практических навыков профессиональной деятельности. Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому инвалиду, развивать веру в собственные силы и возможности.

Перечень необходимого оборудования для обучающихся с нарушениями зрения:

  • портативный  компьютер  с  вводом/выводом  шрифтом  Брайля  и  синтезатором  речи

  • принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля Index Everest-D V4;

  • программа экранного увеличения MAGic 13.0 Pro;

  • программное обеспечение  «Доступная рабочая среда для незрячих и слабовидящих

  • программное обеспечение для сканирования и чтения OpenBook;

  • радиокласс «Сонет-РСМ РМ 5-1» (заушный индуктор и индукционная петля);

  • слуховой аппаратный тренажер "Соло-01В" (М);

  • стационарный увеличитель с монитором.

14


При оборудовании доступной для обучающихся с нарушениями зрения окружающей среды используют звуковые, визуальные, осязательные ориентиры и создают специально оборудованные рабочие (учебные) места.

  • гардеробной для тотально слепых обучающихся шкафы с ячейками для одежды и полки для обуви должны иметь маркировку, выполненную рельефно-точечным шрифтом, для обучающихся с остаточным зрением – сочетание двух маркировок: рельефно-точечной маркировки и рельефно-выпуклой маркировки, выполненной с использованием ярких контрастных цветов.

Для обеспечения ориентировки в здании и сокращения излишних передвижений обучающихся с нарушениями зрения, а также для их безопасности желательно размещать для них учебные и иные помещения не выше второго этажа; в интерьерах должна иметься система визуальной (для слабовидящих), звуковой и тактильной информации. Должны быть оборудованы осязательные ориентиры: направляющие поручни в коридорах, рельефные обозначения на поручнях, на дверях учебных и иных помещений; таблицы (схемы) с выпуклым текстом или изображением или надписями шрифтом Брайля, рельефные поэтажные планы на лестничных площадках, в вестибюле; изменяемый тип покрытия пола (по фактуре) перед препятствиями и местами изменения направления движения (входами, подъемами, ступенями, поворотами коридоров и т.п.); тактильная пиктограмма для звукового информатора.

Опасные для незрячих обучающихся места (например, лестничные пролеты, деревья на территории учебного учреждения и др.) должны иметь ограждения, обеспечивающие полную безопасность. В туалетах и душевых кабинах в спортивной раздевалке вентили для горячей и для холодной воды должны быть разной формы. Парты и столы обучающихся инвалидов, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся.

В качестве звуковых ориентиров необходимо использовать: звуковые маяки при входах, радиотрансляцию в здании, в лифтовых кабинах, в бытовых помещениях.

Визуальные ориентиры – выполненные яркими цветами пиктограммы, окрашенные контрастными цветами ограждения, освещаемые указатели, надписи, подсветка в затемненных местах (например, в шкафах для книг, пособий, в шкафчиках для одежды в раздевалке и т.п.).

Первая и последняя ступень каждого лестничного марша должна быть окрашена в контрастные цвета для предупреждения слабовидящих обучающихся.

Для комфортного обучения лицам с нарушением зрения необходимоспециальное автоматизированное рабочее место которое предполагает: наличие сканирующего устройства, персонального мультимедийного компьютера, брайлевского дисплея, принтеров для печати текста в плоскопечатном варианте и по системе Брайля, синтезатора голоса, развивающего

15


учебного центра с горизонтальным дисплеем, библиотеки соответствующих компьютерных программ, условий для пользования аудиокнигами и др.

Обучение инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу лиц, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии.

Обучение инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях:

  1. посильная медицинская коррекция двигательного дефекта;

  1. терапия нервно-психических отклонений;

  1. купирование соматических заболеваний, должно сочетаться с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

Специфика поражений опорно-двигательного аппарата может замедленно формировать такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинноследственной зависимости, неточность употребляемых понятий. При тяжелом поражении нижних конечностей руки присутствуют трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями.

Поражения опорно-двигательного аппарата часто связаны с нарушениями зрения, слуха, чувствительности, пространственной ориентации. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить фигуры, складывать из частей целое. В письме выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность), начало письма и чтения с середины страницы. Нарушения опорно-двигательного аппарата проявляются в расстройстве внимания и памяти, рассредоточенности, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения.

Продолжительность занятия не должна превышать 1,5 часа (в день 3 часа), после чего рекомендуется 10–15-минутный перерыв.

Для организации учебного процесса необходимо определить учебное место в аудитории, следует разрешить инвалиду самому подбирать комфортную позу для выполнения письменных

16


  • устных работ (сидя, стоя, облокотившись и т.д.). При проведении занятий следует учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы аудитории и по возможности менять формы проведения занятий. С целью получения лицами с поражением опорно-двигательного аппарата информации в полном объеме звуковые сообщения нужно дублировать зрительными, использовать наглядный материал, обучающие видеоматериалы.

При работе с инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо использовать методы, активизирующие познавательную деятельность обучаемых, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию обучающегося инвалида, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У таких обучающихся наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Эмоционально-

волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям и пугливости. У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность и двигательная заторможенность.

При общении с человеком в инвалидной коляске, нужно сделать так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. На неѐ нельзя облокачиваться. Нельзя начать катить коляску без согласия сидящего в ней. Нужно спросить, необходима ли помощь, прежде чем оказать ее.

Необходимо предложить помощь при открытии дверей или наличии в помещениях высоких порогов. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, четко следуя инструкциям. Передвигать коляску нужно медленно, поскольку она быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда необходимо лично убеждаться в доступности мест, где запланированы занятия. Можно предложить старосте группы, где обучается инвалид заранее известить его о возможных проблемах с доступностью объекта.

Лица с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства. Если человек, имеющий такие нарушения, расстроен, нужно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему. Не следует говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания. Если собеседник проявляет дружелюбность, то инвалид будет чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует: – перебивать

  • поправлять. Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких

17


ответов или кивка. При общении с людьми с гиперкинезами (непроизвольными движениями тела или конечностей):

  • во время разговора не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что можете пропустить что-то важное;

  • при гиперкинезах встречаются затруднения в речи.

Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха для обучающихся инвалидов, своевременно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возможности.

Перечень необходимого оборудования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Для        обучаемых        с        нарушениями        опорно-двигательного        аппарата        особенно        важна

возможность беспрепятственной доступности всех объектов инфраструктуры профессионального образовательного учреждения.

Для того, чтобы обучаемые с двигательной патологией могли попасть на территорию профессионального образовательного учреждения, необходимо установить достаточно пологий (10–12°) пандус у входа в здание, чтобы обучающийся на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса не менее 90 см, он должен быть огражден бортиком (высотой – не менее 5 см) и снабжен поручнями (высотой – 50–90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери здания должны открываться в противоположную от пандуса сторону, иначе обучающийся на коляске может скатиться вниз. По всему периметру коридоров проходят поручни, чтобы обучающийся, который плохо ходит, мог передвигаться по зданию, держась за них. Ширина дверных проемов во всех помещениях должна быть не менее 80–85 см, иначе коляска в них не пройдет. Для подъема на верхние этажи в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах.

Рабочее/учебное место обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающегося.

Следует предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальной клавиатуры, различных контакторов, заменяющих мышь, джойстиков, трекболов, сенсорных планшетов, развивающего учебного центра с горизонтальным дисплеем).

  • профессиональном образовательном учреждении необходимо иметь следующее специальное оборудование для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

18


  • средства  передвижения:  различные  варианты  инвалидных  колясок  (комнатных,

прогулочных, функциональных, спортивных), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуары и др.; в многофункциональных креслах-колясках должен быть столик для занятий и приема пищи, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей, съемное судно.

  • средства, облегчающие самообслуживание обучающихся: наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов,

дистанционное управление бытовыми приборами, приемники, магнитофоны;

  • мебель, подобранная в соответствии с возможностями обучающихся.

Аудитории должны быть оборудованы столами, регулируемыми по росту обучающихся, а также специализированными креслами-столами с индивидуальными средствами фиксации, указанными в медицинских рекомендациях.

Информационно-образовательная среда организации должна располагатьсовокупностью технических средств, созданных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся

  • нарушениями опорно-двигательного аппарата (компьютеров, баз данных, коммуникационных каналов, программных продуктов); службами поддержки применения информационно-

коммуникативных технологий (ИКТ).

В качестве простых технических средств, служащих для облегчения процесса письма, целесообразно пользоваться увеличенными в размерах ручками и специальными накладками к ним, позволяющими удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленными (с дополнительным грузом) ручками, снижающими проявления тремора при письме. Для крепления тетрадей, книг на столе обучающегося следует разместить специальные магниты и кнопки.

Общие рекомендации при работе с обучающимися инвалидами

  1. Использование указаний, как в устной, так и письменной форме;

  1. Поэтапное разъяснение заданий;

  1. Последовательное выполнение заданий;

  1. Повторение инвалидами инструкции к выполнению задания;

  1. Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;

  1. Демонстрация  уже  выполненного  задания  (например,  решенная  математическая

задача);

19

  1. Близость к обучающемуся инвалиду во время объяснения задания;

  1. Разрешение использовать диктофон для записи ответов обучающимися;

  1. Акцентирование внимания на хороших оценках;

  1. Распределение инвалидов по парам для выполнения проектов, чтобы один мог подать пример другому;

  1. Свести к минимуму наказания за невыполнение задания; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

  1. Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения;

  1. Игнорирование незначительных поведенческих нарушений. Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

  1. Литература

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2 Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

3 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

5 Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40650)

6 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН2 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с СанПиН 2.4.2.3286-15. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ.

ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ. Статья....

Особенности образовательной среды учреждения , как условия профессиональ ного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Особенности образовательной среды учреждения , как условия профессиональ ного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ....

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебно...

Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ПОО

В предлагаемой таблице содержится информация о видах контроля, его назначении и специфике в рамках освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ адаптированных образовательных программ (АОП) в профе...

Современные методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Рассмотренный современные методы обучения...

Методические рекомендации «Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в профессиональном обучение инвалидов и лиц с ОВЗ»

Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности.  Обучающиеся должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать...