личность в социокультурном пространстве, 2015год
методическая разработка на тему

Ланграф Екатерина Николаевна

Влияние на личность в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

Влияние на личность в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности.

На раннем этапе развития личности индивида используется принцип похвалы, в случае успешного и адекватного поведения, и наказания, в случае неудачи. В первую очередь взрослые, точнее родители и педагоги, прививают ребенку правильную модель поведения, культурные традиции, нормы этики и правила получения новых знаний. Самоанализ индивида возникает уже после сравнения собственных поступков с известными ему шаблонами поведения. Например, негативная оценка ребенку в школе снижает мотивацию работать на результат.

Главный вопрос, который нас интересует в данной работе – это вопрос о том, может ли окружающая среда оказывать серьезное влияние на развитие творческих способностей человека?

Сегодня в психологии ведутся споры по этому поводу. Многие ученые считают, что окружение и внешняя среда имеют важное значение только для раскрытия и применения природного дарования. Другие, наоборот, убеждены, что каждый ребенок находится под воздействием своего окружения и, соответственно, является продуктом своей среды.

Следовательно, творческие способности формируются под влиянием психодинамических воздействий, то есть под влиянием среды, которая может быть доброжелательной или враждебной к нему. Следует сказать, что практическая реализация наших врожденных задатков повышает функциональные возможности организма, а благотворное влияние окружающей среды делает этот процесс более продуктивным. Развитие врожденных способностей возможно только при наличии среды, способствующей их развитию, а среда помогает развитию способностей только при наличии хорошей наследственной основы. Если нет такой основы, то бессильна и среда.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЛИЧНОСТЬ,

Большое влияние на личность оказывает индивидуальный опыт индивида, который определяется также физическим окружением. К физическому окружению относится природа, окружающая нас, особенно климат. Люди, которые живут в разных климатических условиях, отличаются друг от друга. Природа, хотим мы этого или нет, влияет на личность, манеру поведения и формирование личностной структуры.

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ЛИЧНОСТЬ.

Культура оказывает влияние на личность, её формирование. Культура является носителем определенных социальных норм и ценностей, которые вносят свои коррективы в формирование личности. Стоит проявлять лояльность и терпимо относиться к представителям разных культур, чего и следует учить еще не сформировавшуюся личность.

Особенности культуры проникают не только в Психологическое содержание методик творческого воспитания, культура сказывается и на самой процедуре реализации творческого потенциала человека.

Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Динамичны и неоднозначны социокультурные процессы современности. Специфика социокультурного пространства заключается в том, что изменения происходят в короткие временные сроки, на глазах у одного поколения, оказывая сильное психологическое, социальное, экономическое, культурное воздействие на личность.

Реалии современного общества ставят перед человеком новые требования, в первую очередь – способность и готовность к перемене деятельности, стиля жизни, переобучению, мобильности. Культура сегодняшнего дня предполагает новый уровень восприятия жизни, мира, информации и самой культуры. Изменения социокультурного пространства отразились и на искусстве, которое во все времена оставалось индивидуальным и всеобщим одновременно.  В настоящее время актуально исследование ценностной роли искусства в развитии личности. Это связанно, прежде всего, со сложностью адаптации и развития человека в современном быстро изменяющемся мире.  

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ЛИЧНОСТЬ.

Искусство – форма общественного сознания,  составная часть духовной культуры человечества, особый способ познания и отражения действительности. Искусство нацелено на раскрытие творческих возможностей человека, предлагает новый опыт осмысления мира, стремится спровоцировать, разбудить обыденное сознание. Благодаря искусству человек расширяет собственный опыт и приобщается к опыту всего человечества. В рамках социального опыта искусство позволяет человеку найти себя как исключительную индивидуальность, пройдя через самоиспытания, духовно-нравственную самопроверку.

В современных реалиях межличностное общение характеризуется высоким уровнем поверхностных и случайных форм, развившихся под влиянием безликих способов коммуникаций и ускорения темпа жизни. Исходя из этого искусство значительно повышает уровень самосознания человека, очерчивает его видение мира и моральный выбор, что способствует преодолению универсальных способов коммуникации и духовному, творческому, нравственному развитию личности.

Искусство всеобъемлюще воздействует на все составляющие духовной организации человека, формируя не только ум и сердце, но целостную личность.

Приемы глобального взаимодействия впервые опробываются в искусстве, затем активно внедряются в социальную практику общества.  Отношения коммуникации становятся формами искусства, которые моделируют и инициируют новые отношения в социуме, новую социальность. Поэтому происходит возрастание значение искусства для человека в осмыслении сущности и последствий социальных изменений.

Искусство не только мощный фактор развития  человеческой личности, но и средство зарождения в своих формах и образах новой, обращенной в будущее культуры.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ НА ЛИЧНОСТЬ.

Динамичны и неоднозначны социокультурные процессы современности. Специфика изменений в социокультурном пространстве в том, что они происходят в короткие временные сроки, на глазах у одного поколения, оказывая сильное психологическое, социальное, экономическое, культурное воздействие на личность.

Реалии современного общества ставят перед человеком новые требования, в первую очередь способность и готовность к перемене деятельности, стиля жизни, переобучению, мобильности. Современный человек владеет обширной свободой выбора, реализуя которую проявляет свою индивидуальность. Но при этом все больше проявляется проблема идентичности человека. Потребность в идентичности, в условиях современного общества, человек почти не испытывает, для него умение пользоваться средствами информатизации и технологизации на порядок важнее причастности к какому-либо сообществу людей. Сегодняшний человек – это человек мира, способный проявить свою индивидуальность в любое время.

Особым отражением социокультурной реальности общества является образ человека, как выражение единства объективного и субъективного.

Под образом в самом общем смысле понимается синтез субъективного и объективного, рационального и эмоционального, общего и единичного; образ как субъективное представление действительности и ее элементов, включая самого субъекта, пространство, время, общество.

Все живущие в определенную эпоху люди создают особое идеальное очертание образа человека этой эпохи, в котором сочетаются все основные характеристики личности, которые присуще всем людям и каждому в отдельности. Это особенно важно учитывать при формировании собирательного образа человека, ведь субъект, фиксирующий образ, - само социокультурное пространство. Поэтому образ человека является отражением отличительных черт современного общественного сознания.

Образ человека способствует нахождению новых аспектов социальной реальности, которой присуще в настоящее время динамичность, сложность, неоднозначность, подвижность, многообразие интерпретаций. Образ человека так же является инструментом понимания социальной реальности. Одним из отражений реалий социокультурной динамики является формирования образа нового человека, который способен проявить будущее социальные преобразования.

Для современного человека главное обладание не средствами производства, а самой различной информацией. Отличительная черта социокультурного пространства современного информационного общества – гигантский объем информации, который превышает возможности человека усваивать и анализировать ее в полном объеме. Возрастающая сила потока обмена информацией между людьми создала новый тип культуры – информационную культуру, в которой необходимо классифицировать, унифицировать информацию с целью ее наибольшего сжатия и эффективности передачи. Связь человека и воспринимаемой им информации должна становиться все мобильнее вследствие того, что культура сегодняшнего дня предполагает новый уровень восприятия жизни, мира, информации и самой культуры. Культурный (в широком смысле) современный человек должен уметь оценивать получаемую информацию с точки зрения ее качества, достоверности, полезности.

Можно выделить вид информационной культуры – культуру сетевую, с ее многоликими проявлениями и формированием виртуальных сообществ людей, не ограниченных ничем. Таким образом, взаимоотношения «человек-сеть» - еще одна особенность современного социокультурного пространства.

Так же социокультурное пространство отличается такой важной особенностью, как постепенный уход в прошлое обособленных, изолированных социокультурных миров. Они сближаются, собираются в единую систему мировой культуры множеством различных контактов. В условиях стремительного развития информационных технологий практически ни одно государство не может развивать свое социокультурное пространство самопроизвольным путем, вне единой мировой современной культуры человечества.

Изменения социокультурного пространства отразились и на искусстве, как на составной части информационной культуры. Все больше в искусстве применяются современные информационные технологии, концептуально и технически искусство пополняется средствами телевидеокоммуникации, распространяется подход к искусству на стыке «технология-искусство».

Не смотря на это, искусство продолжает занимать особое место в осмыслении социокультурной реальности. Одно из предназначений современного искусства показать положительные моменты влияния информатизации на культуру, продемонстрировать, что процесс информатизации культуры предполагает всестороннее развитие человека и общества.

Современное искусство нацелено на раскрытие творческих возможностей человека, предлагает новый опыт осмысления мира, стремиться спровоцировать зрителя к «сотворчеству», разбудить обыденное сознание. Искусство в своих формах и образах, в том числе и художественного образа человека, зарождает культуру, обращенную в будущее.

Художественный образ человека – один из концептов современной информационной культуры, как сплав обобщенного и индивидуального. Современный художественный образ человека – образ личности индивидуальной, но без стремления к определению четкой идентичности. Художественный образ современного общества – образ представителей сетевой культуры.

Художественный образ человека имеет важное значение в жизни социума современной культуры. Художественный образ человека в социокультурном пространстве общества выступает способом, моделью проявления небывалой свободой выражения индивидуальности и также возможной проекцией будущего развития общества. В художественных формах и образах отражается логика будущего развития общества.

Систематическое изучение и исследование образов человека современного общества позволяет устанавливать связи не только уже существующих мировоззренческих изменений, но и участвовать в поиске мировоззренческих ориентаций будущего.

Под развитием понимается совершенствование механизмов психики, обеспечивающих личностные проявления человека. В индивидуальной жизнедеятельности, которая предопределяется необходимостью удовлетворения потребности, устойчивость восприятия является фактором накопления опыта. Под определенную потребность человека суммируются его чувственно-эмоциональные внутренние реакции, отношение к образу внешнего в разных циклах жизнедеятельности, "рисунки" поведения и образы внутреннего (внешнего) состояния. Это возможно лишь за счет памяти, фиксации следов внутреннего и внешнего воздействия образов на структуры мозга, где сохраняются следы восприятия, корректируемые в зависимости от внимания и оценки их внутренней занятости.

Расчленение опыта или фиксация следов жизнедеятельности в психике человека происходит в зависимости от распределения ведущих потребностей в потребностном "поле", усложняется динамикой состава этого поля. Поскольку затруднения в реализации функций рефлексии в пределах цикла жизнедеятельности вызывают ее саморегуляцию, то это приводит к построению представлений о поведении человека. При этом акцентировки внимания на значимом для преодоления затруднений приводят к появлению ситуационных потребностей, порождающих служебные циклы жизнедеятельности.

При типизации потребности ускоряется налаживание зависимости выбора способа поведения от содержания потребности. Уровень определенности способа растет благодаря вовлечению в построение способа действия образов бывших ранее действий, фиксированных в памяти. Кроме того, повторяемость действий стимулирует соотношение таких образов и их абстрагирование. Наряду со складывающимися более прямыми переходами от образа действия

Человек принадлежит к миру естественных и социальных отношений и к миру культуры. Социальные отношения стимулируют выход за естественную динамику, так как любые нормы создают сверхъестественные формы и природное подчиняется им. Сторона, связанная с подчинением, порождает трансформацию мотивационных, потребностных, поведенческих механизмов. Человек приобретает субъективные качества наряду с его природными индивидными. Еще большая трансформация механизмов психики происходит приовладении культурой, где требующее начало становится более общим. Субъективные качества обобщаются. Абстрактные (А) потребности или ценности (цели или идеалы, нормы или стратегии, с одной стороны, сохраняют свое предписывающее начало, с другой стороны, предполагают их конкретизацию (К) в приближении к деятельности, к всегда конкретному поведению. Поэтому освоение культуры означает и приобретение способностей ситуационно конкретизировать абстрактные предпосылки будущей деятельности и поведения.

Личность — это психический механизм, позволяющий совмещать культуру (поведения, переживания, мышления, рефлексии, самоопределения и т. п.) и самовыражение в условиях проблемной ситуации. Самовыражение, базирующееся на естественной динамике потребности и мотивации, превращается в морфологию, которой придается оформление в рамках культурных предписаний

Вслед за Рубинштейном духовность мы понимаем как внутренний мир личности, а нравственность как следование нормам поведения, принятым в обществе.

Развитие ребенка происходит в социокультурном пространстве жизни народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения, но необходимо еще, чтобы произошло становление личности и формирование его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности.

Аксиология (от греческого axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Значимость аксиологизации содержания образования и раньше отмечалась многими учеными (Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие.) Ценности выступают основанием для осмысления познания и создания целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения при принятии решений в ситуации выбора.

Актуальность аксиологической направленности современного образования обусловлена нарастающей динамикой изменений ценностных ориентиров в обществе, острым характером этого процесса, побуждающего обращаться к этнокультурным ценностям как наиболее устойчивым и значимым в сохранении жизнеспособного социума.

Культура общества способна выразить свою сущность в такой уникальной форме бытия, как образ человека. По образу человека того или иного культурного периода развития общества возможно судить об особенностях бытия, жизненного мира человека определенной эпохи. Не утрачивает этой особенности и развивающееся информационное общество. Более того, небывалая ранее быстрота появления и проявления некоторых процессов социокультурного бытия современного общества отражается, прежде всего, в сознании человека.

Социокультурное пространство сопрягает в себе социальные и культурные механизмы как равнозначные по влиянию факторы. Это область двойной детерминации – идеальной и материальной. В обществе главную роль играют законы, закономерности и идеалы, смыслы и ценности. Идеальное становится материальным, когда отражается в сознании (общественные потребности становятся целями и идеалами) и выступает в роли одного из условий реализации идеалов и ценностей. В этом смысле социокультурными феноменами являются и искусство, и обыденное сознание. Социокультурное пространство – поле их взаимодействия. В зависимости от характера конкретной социокультурной системы и фазы ее развития находятся и характер, и содержание, и формы взаимодействия обыденного сознания и искусства. Одним из результатов отражения реалий социокультурной динамики является формирование образа нового человека, образа человека информационного общества, который способен обозначить тенденции еще не проявивших себя в полной мере будущих социальных преобразований. «Образ человека, – как замечал Л. Берталанфи, – это не теоретический вопрос: это вопрос сохранения человека как человека».

Проблемы человеческой уникальности, индивидуальности и идентичности особенно актуальны в XXI веке, когда массовое, конвейерное производство, типологизация и стандартизация образа жизни большинства людей способны затмить собой творческое, индивидуальное, неповторимое в каждом человеке. Отсюда кризис идентичности современного человека.

Человек как целостность не дан при жизни самому себе. Человеческая идентичность постоянно пытается «ускользнуть» от схватывания, однако она не может не заявить о себе в явной или в неявной форме. В этой ситуации актуализируется культурфилософский анализ такого феномена социокультурного пространства информационного общества, как образ человека.


Перемены в российском обществе вызывают изменения в поведенческих и личностных характеристиках людей, т.к. многие прежние культурные традиции обесцениваются. В связи с этим встала проблема образования, нацеленного на развитие человека, имеющего высокий духовно-нравственный уровень.

В мероприятии реализуются следующие задачи.

1. Раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства города.

2. Заложить основы эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к культуре.

3. На примерах жизненного пути обеспечить учащимся постижение смысла жизни для самореализации и саморазвития человека.

4. Способствовать развитию жизненного опыта учащихся в процессе творческого изучения прошлого и настоящего, во взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями.

Материал мероприятия «Развитие личности в социокультурном пространстве» пронизывают три направления, которые осуществляются в единстве и взаимосвязи:

- укоренение студента в социокультурной среде через расширение его представлений об окружающем мире;

- становление студента как субъекта в мире (формирование активности, ответственности за поступки);

- формирование направленности личности (осознание своего предназначения в мире, смысла жизни).

1. Укоренение студента в социокультурном пространстве идет за счет расширения границ мира.

До этого родными, знакомыми были небольшие уголки города (детский сад, двор, в котором ребенок рос, прилегающие улицы). Затем ребенок активно знакомится с главными улицами, площадями, памятниками, зданиями, скверами, их историей, внешним видом, значением. Происходит своеобразное освоение мира, создание образа города, понятного, родного. Учащийся знакомится с историей семьи, её традициями, реликвиями. В результате лучше становится взаимопонимание между ним и членами семьи, происходит осознание своей роли в семье, осознание ответственности за свои поступки перед памятью предков и потомков.

2. Становление студента как субъекта в мире.

Происходит понимание того, что семья учащегося не нечто изолированное, что главные события в жизни города происходят и через его семью тоже, более того, все члены семьи вносят свой вклад в жизнь. И студент может внести свою посильную лепту, соблюдая чистоту в общественных местах, ухаживая за цветником во дворе дома, школы, участвуя в субботнике по уборке территории, посылая свой рисунок на городской конкурс (рисунки победителей украшают улицы города). Кроме того, на формирование активной позиции учащегося:

  • Как ты думаешь, зачем человеку семья?
  • Что бы ты хотел сохранить для потомков?
  • Кем бы ты хотел быть, когда вырастешь? Почему? и т.д.

3. Формирование направленности личности (осознание своего предназначения в мире, смысла жизни). Прослеживая жизненный путь человека, учащиеся отмечают, какие ценности были важны для людей в прошлом, и какие – сейчас. Они приходят к выводу о том, что есть важные социокультурные ценности: добро, терпение, трудолюбие, стремление к творчеству и т. д., на которых стоит мир. С помощью этого приходят к выводу, что каждый человек оставляет свой след на земле (хороший или плохой). Преподаватель ставит перед учащимися проблему: какой след хочешь оставить ты? Зачем пришел в этот мир: нести добро или зло?

Таким образом, мы подводим ребят к осмыслению своей жизни, что и является сверхзадачей, и ставим учащихся в позицию выбора поступка, действия на основе общечеловеческих ценностей.

При разработке структуры проведения мероприятия, носящих аксиологический характер, учитывались исследования ученых (Арутюнян, Божович, Рубинштейн), утверждающих, что ценностные ориентации включают в себя познавательный, эмоциональный, поведенческий компонент, они связаны с мотивационной сферой, проявляются в устремлениях и поступках человека. Поэтому проблема формирования ценностных ориентаций личности имеет два плана:

  • развитие сознания;
  • развитие практического действия.

Причем процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являются «ретранслятором» ценностей общества. (Арутюнян Э.А. «Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности», Ереван, 1979 г. 218с.)

Исходя из этого, мы использовали следующую структуру мероприятия:

  1. Эмоциональное подключение к ситуации.
  2. Познавательно-оценочное исследование данной ситуации.
  3. Формирование нравственных установок.
  4. Моделирование (планирование поведения).
  5. Реализация этой модели на основе общечеловеческих ценностей.

В качестве методов использовали проблемно-поисковые (познавательный компонент), методы стимулирования и мотивации интереса (эмоциональный компонент), методы формирования сознания, методы организации деятельности и опыта поведения (поведенческий компонент).

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что предложенная система работы эффективна, знания по данной теме расширяет духовно-нравственный опыт учащихся.


Список используемой литературы:

1. Арутюнян Э. А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван, 1979, С. 268.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

3. Вязникова Л. Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития.

4. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

5. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Мой город: Программа для учащихся 1-11 классов. Нижний Тагил. НТФ ИРРО, 2003.

6. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997, С. 181.

7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 ч. М., 1983.

8. Равкин З. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. М., Педагогика, 1995. № 5, С. 87.

9. Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. М., 1973, С. 208.

10. Словарь-справочник по педагогике \Авт-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. М., ТЦ Сфера, 2004, С. 13-14.


Пространство человеческой культуры— необходимое условие психического развития и бытия личности. В процессе освоения культуры личность приобретает новый социокультурный статус— «потомок» становится «наследником», обретая силу предшествующих поколений, чувство защищенности и причастности к истории в контексте прошлого, настоящего и будущего. Позиция «наследник» характеризуется включённостью культуры в личностный потенциал, ее актуальным присутствием в контекстах бытия личности. Реализация этой позиции может происходить в пространстве социокультурного диалога, который предполагает не только процесс передачи унаследованного, но и развитие обретенных ценностей, а также творение новых из старого корня. Однако специфические формы существования культуры затрудняют взаимодействие с ней. Опосредованная своим материальным бытом, культура отстоит от человека. Это особенно отчетливо проявляется в ситуации музейной оторванности культуры от ребенка, прежде всего в среде музея игрушки.

  • Ценностное отношение к культурному наследию выступает одним из средств, позволяющих вписывать культуру, в том числе и в ее знаково-символических формах, в пространство социального бытия человека. Ценностное отношение выступает своеобразной «настройкой» на культуру.
  • Способность к смыслообразованию определяет субъектные качества личности, дает ей возможность определять место культуры в пространствах собственного мышления и деятельности, способствует согласованию процессов культурной и социальной идентификации.
  • Способность к принятию другого, как носителя другой культуры, другой позиции (в том числе и в рамках педагогической компетенции взрослых в отношениях с детьми) — условие, которое позволяет преодолевать барьеры «инаковости» в освоении культуры, строить соответствующий дискурс. В принятии соотносятся, сохраняя собственное смысловое содержание, «свое» и «чужое»; принятие обеспечивает нашу готовность к диалогу.
  • Способность осуществлять мышление в диалоговой форме обеспечивает созвучие сознания субъекта и среды, в которую он включается, так как музей как социокультурный институт есть модель диалога. Созвучие сознания и среды обеспечивает ее инструментальное использование.
  • Семиотические способности обеспечивают «прочтение» музейных экспозиций, формируют специфическое отношение к вещи как к знаково-символической форме существования культуры.
  • Способность к деятельности обеспечивает перенос культуры в пространство социального бытия человека, включение ее в интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал личности.

Обеспечение этих условий — предмет заботы музейного педагога. Можно выделить несколько типов музейно-педагогической практики по осуществлению социокультурного диалога, имеющие различные развивающие возможности. Рассмотрим эти практики, выделяя моменты актуализации тех или иных условий, позволяющих личности участвовать в социокультурном диалоге.


Образ человека в социокультурном пространстве современного общества.

Тарасова А.А.

Динамичны и неоднозначны социокультурные процессы современности. Специфика изменений в социокультурном пространстве в том, что они происходят в короткие временные сроки, на глазах у одного поколения, оказывая сильное психологическое, социальное, экономическое, культурное воздействие на личность.

Реалии современного общества ставят перед человеком новые требования, в первую очередь способность и готовность к перемене деятельности, стиля жизни, переобучению, мобильности. Современный человек владеет обширной свободой выбора, реализуя которую проявляет свою индивидуальность. Но при этом все больше проявляется проблема идентичности человека. Потребность в идентичности, в условиях современного общества, человек почти не испытывает, для него умение пользоваться средствами информатизации и технологизации на порядок важнее причастности к какому-либо сообществу людей. Сегодняшний человек – это человек мира, способный проявить свою индивидуальность в любое время.

Особым отражением социокультурной реальности общества является образ человека, как выражение единства объективного и субъективного.

Под образом в самом общем смысле понимается синтез субъективного и объективного, рационального и эмоционального, общего и единичного; образ как субъективное представление действительности и ее элементов, включая самого субъекта, пространство, время, общество.

Все живущие в определенную эпоху люди создают особое идеальное очертание образа человека этой эпохи, в котором сочетаются все основные характеристики личности, которые присуще всем людям и каждому в отдельности. Это особенно важно учитывать при формировании собирательного образа человека, ведь субъект, фиксирующий образ, - само социокультурное пространство. Поэтому образ человека является отражением отличительных черт современного общественного сознания.

Образ человека способствует нахождению новых аспектов социальной реальности, которой присуще в настоящее время динамичность, сложность, неоднозначность, подвижность, многообразие интерпретаций. Образ человека так же является инструментом понимания социальной реальности. Одним из отражений реалий социокультурной динамики является формирования образа нового человека, который способен проявить будущее социальные преобразования.

Для современного человека главное обладание не средствами производства, а самой различной информацией. Отличительная черта социокультурного пространства современного информационного общества – гигантский объем информации, который превышает возможности человека усваивать и анализировать ее в полном объеме. Возрастающая сила потока обмена информацией между людьми создала новый тип культуры – информационную культуру, в которой необходимо классифицировать, унифицировать информацию с целью ее наибольшего сжатия и эффективности передачи. Связь человека и воспринимаемой им информации должна становиться все мобильнее вследствие того, что культура сегодняшнего дня предполагает новый уровень восприятия жизни, мира, информации и самой культуры. Культурный (в широком смысле) современный человек должен уметь оценивать получаемую информацию с точки зрения ее качества, достоверности, полезности.

Можно выделить вид информационной культуры – культуру сетевую, с ее многоликими проявлениями и формированием виртуальных сообществ людей, не ограниченных ничем. Таким образом, взаимоотношения «человек-сеть» - еще одна особенность современного социокультурного пространства.

Так же социокультурное пространство отличается такой важной особенностью, как постепенный уход в прошлое обособленных, изолированных социокультурных миров. Они сближаются, собираются в единую систему мировой культуры множеством различных контактов. В условиях стремительного развития информационных технологий практически ни одно государство не может развивать свое социокультурное пространство самопроизвольным путем, вне единой мировой современной культуры человечества.

Изменения социокультурного пространства отразились и на искусстве, как на составной части информационной культуры. Все больше в искусстве применяются современные информационные технологии, концептуально и технически искусство пополняется средствами телевидеокоммуникации, распространяется подход к искусству на стыке «технология-искусство».

Не смотря на это, искусство продолжает занимать особое место в осмыслении социокультурной реальности. Одно из предназначений современного искусства показать положительные моменты влияния информатизации на культуру, продемонстрировать, что процесс информатизации культуры предполагает всестороннее развитие человека и общества.

Современное искусство нацелено на раскрытие творческих возможностей человека, предлагает новый опыт осмысления мира, стремиться спровоцировать зрителя к «сотворчеству», разбудить обыденное сознание. Искусство в своих формах и образах, в том числе и художественного образа человека, зарождает культуру, обращенную в будущее.

Художественный образ человека – один из концептов современной информационной культуры, как сплав обобщенного и индивидуального. Современный художественный образ человека – образ личности индивидуальной, но без стремления к определению четкой идентичности. Художественный образ современного общества – образ представителей сетевой культуры.

Художественный образ человека имеет важное значение в жизни социума современной культуры. Художественный образ человека в социокультурном пространстве общества выступает способом, моделью проявления небывалой свободой выражения индивидуальности и также возможной проекцией будущего развития общества. В художественных формах и образах отражается логика будущего развития общества.

Систематическое изучение и исследование образов человека современного общества позволяет устанавливать связи не только уже существующих мировоззренческих изменений, но и участвовать в поиске мировоззренческих ориентаций будущего.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие личности в социокультурном пространстве Личность в социо-культурном пространстве

Слайд 2

Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств.

Слайд 3

Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума

Слайд 4

Большое влияние на личность оказывает индивидуальный опыт индивида, который определяется также физическим окружением

Слайд 5

Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей .

Слайд 6

Современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Слайд 7

Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления

Слайд 8

Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора

Слайд 9

Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

Слайд 10

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Слайд 11

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Слайд 12

Культура сегодняшнего дня предполагает новый уровень восприятия жизни, мира, информации и самой культуры.

Слайд 13

В современных реалиях межличностное общение характеризуется высоким уровнем поверхностных и случайных форм, развившихся под влиянием безликих способов коммуникаций и ускорения темпа жизни.

Слайд 14

Сегодняшний человек – это человек мира, способный проявить свою индивидуальность в любое время.

Слайд 15

Для современного человека главное - обладание самой различной информацией. Отличительная черта социокультурного пространства современного информационного общества – гигантский объем информации, который превышает возможности человека усваивать и анализировать ее в полном объеме.

Слайд 16

Проблемы человеческой уникальности, индивидуальности и идентичности особенно актуальны в XXI веке, когда массовое, конвейерное производство, типологизация и стандартизация образа жизни большинства людей способны затмить собой творческое, индивидуальное, неповторимое в каждом человеке. Отсюда кризис идентичности современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурное проектирование и его роль в формировании воспитательного пространства

Формирование воспитательного пространства в современных социокультурных условияхкраткие тезисыВ эпоху  изменений и преобразований, трансформаций во всех сферах жизнедеятельности людей вопросы обн...

Педагогическая арттерапия как средство социокультурного становления личности

Рассматривая становление личности с точки зрения социокультурного подхода, имеется в виду, в первую очередь, что формирование личности – это фактор общественного развития,  что содержание образов...

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....

Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...

Организационно – педагогические ресурсы реализации модели креативной образовательной среды как пространства самореализации личности одаренного школьника.

Оснащение современным техническим оборудованием школьных кабинетов, а также  программными и образовательными ресурсами, введение электронных карт и ресурсов, банка данных, которые обеспечивают...

Статья « Формирование личности ребенка через организацию воспитательного пространства в учреждении».

Статья посвящена устаавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимодействия друг с другом....

ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Социокультурная адаптация рассматривается нами, как одна из разновидностей социальной адаптации в целом, где центрообразующим является общество, как культурный феномен. Личность является полноценным у...