Педагогическая арттерапия как средство социокультурного становления личности
статья на тему

Власова Наталья Владимировна

Рассматривая становление личности с точки зрения социокультурного подхода, имеется в виду, в первую очередь, что формирование личности – это фактор общественного развития,  что содержание образования подрастающего поколения всегда определяется культурой общества. Необходимо помнить, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Поэтому основной задачей современной педагогики является поиск такого построения системы задаваемой деятельности, которая обеспечит активизацию внутреннего потенциала каждого обучающегося.

Особо остро стоит вопрос, как эту активность пробудить в первокурсниках, которые в  большинстве своем приходят из школы с низким уровнем познавательной активности. Усугубляют  это положение и трудности ад

Арттерапию  можно считать коррекционным способом адаптации первокурсников и развития потенциальных возможностей студентов.

аптационного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artterapiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая арттерапия как средство  социокультурного становления личности

Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Воспитание на данном историческом этапе призвано сформировать умение  конструировать социальную реальность и главным его  итогом можно считать овладение личностью социокультурным опытом.

Современная теория рассматривает социокультурную деятельность как процесс освоения человеком мира в основе которого лежит многочисленная по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат.  Социокультурная деятельность  в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды социокультурной деятельности упорядочиваются, приобретая определенное значение  для человека и общества.

Наиболее эффективными институтами в организации социокультурной деятельности являются образовательные учреждения, в которых социокультурная деятельность становится систематической и приобретает творческий характер. В современных условиях к деятельности образовательных учреждений предъявляются повышенные требования самого разного характера, прежде  всего, к организации процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на основе субъект – субъектных отношений, гуманизации социокультурной среды, предполагающей диалогизацию общения.  По содержанию социокультурную деятельность в системе образования подразделяет на познавательную,  ценностно – ориентированную, практико – преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в процессе обучения и участия в творческой деятельности.  Ценностно – ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков. Практико – преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий. Творческое начало присуще всем видам и формам социокультурной деятельности, так как оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана  с искусством. Содержательный аспект социальных функций социокультурной деятельности реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

Социализация личности  -  процесс (результат) усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно  функционировать в обществе. (недостаточно просто овладеть знаниями, необходимо обратить их в убеждения, которые  проявляются  в действиях личности)

 На основе теоретического анализа  определены критерии сформированности социализации, которыми являются: адекватная самооценка (сформированная  у студента Я – концепция, а также  определение своего положения в социуме,  в фокусе постоянного развития и саморазвития),  устойчивая личность (сформированная установка на общечеловеческие  ценности и социально – нравственные мотивы поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных общностей), социальная мобильность (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся  обстоятельств), креативность (проявляется в творческой направленности, стремлении к созиданию нового, развитию творческих умений) коммуникативность (положительный эмоциональный настрой в процессе взаимодействия с другими людьми, толерантность,  эмпатийность общения), саморегуляция поведения (осмысление норм поведения  и её  коррекция). Различная  степень их  проявления характеризует уровни социализации в социокультурной деятельности образовательного учреждения:  низкий (репродуктивный),  средний (продуктивный), высокий (творческий).

При выборе форм, методов и средств организации процесса социализации студентов важно  ориентироваться на их оптимальное  сочетание.

Рассматривая становление личности с точки зрения социокультурного подхода, имеется в виду, в первую очередь, что формирование личности – это фактор общественного развития,  что содержание образования подрастающего поколения всегда определяется культурой общества. Необходимо помнить, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Поэтому основной задачей современной педагогики является поиск такого построения системы задаваемой деятельности, которая обеспечит активизацию внутреннего потенциала каждого обучающегося.

Искусство педагога при этом и состоит в том, чтобы суметь создать педагогическую ситуацию, которая будет стимулировать активность студентов в деятельности. Уровень развития познавательной активности влияет на качество усвоения знаний  и формирование личности в целом, поэтому проблема активизации всегда остается актуальной в педагогике.

Особо остро стоит вопрос, как эту активность пробудить в первокурсниках, которые в  большинстве своем приходят из школы с низким уровнем познавательной активности. Усугубляют  это положение и трудности адаптационного периода.

Решение проблемы ложится в большей степени на куратора учебной группы: как  помочь   адаптироваться новичкам, сгладить негативные переживания, раскрыть их потенциальные возможности.

Способствовать этому может использование метода так называемой педагогической арттерапии, который сегодня приобретает  все большее распространение.

В научно-педагогической интерпретации он понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье как отдельной личности, так и всего коллектива в целом.

Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоционального состояния, которым многие  люди пользуются самостоятельно, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Еще на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали различные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайными влияниями живописи, театра, движений, музыки, пытались определить их роль как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э. Сеген , Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные ученые (Л.В. Выготский, В.П. Кащенко, А.И. Граборов и др.) указывали на важную роль искусства, музыки  как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений человека.

Арттерапия в буквальном переводе с английского – художественная терапия. Акцент здесь делается не  на искусство вообще, а на его визуальные  разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в котором визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Принципы арттерапевтического взаимодействия созвучны гуманистическим технологиям, технологиям личностно-ориентированным, основные положения которых таковы:

  • поддерживать в обучающемся его достоинства и позитивный образ «я»;
  • говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого студента;
  • отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения  с самим собой, а не с другими.

Арттерапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать его художником или актером. Арттерапия направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем. В этой работе может принимать участие практически каждый человек независимо от своего возраста. Это не требует наличие у него способностей к творчеству. Это направление помогает устанавливать отношения между людьми, больше узнавать друг о друге.

Арттерапию  можно считать коррекционным способом адаптации первокурсников и развития потенциальных возможностей студентов.

В Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ  элементы арттерапии особенно ярко представлены в дополнительном образовании. Но и каждый куратор, каждый преподаватель может использовать эту технологию в своей деятельности. Это, в первую очередь, создание в учебной группе личностно-развивающей среды, которая предполагает гуманные взаимоотношения и сотрудничество, признание права студента на свою точку зрения, конструктивный диалог, эмоциональная поддержка, рефлексия, создание ситуации успеха, оформление занятия соответствующим музыкальным фоном и др.

При таком подходе формируется психологическое здоровье студентов, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие, умением правильно относиться к себе и другим людям.

Таким образом, арттерапия способствует социокультурному становлению личности и развивает у студентов общие компетенции.

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. –М.: издательский центр Академия, 2001. – 248с.
  2. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России, 2-е изд., стер. –М., Феникс, 2005 – 448с.
  3. Копытин А.И. Арттерапия как совокупность здоровьесберегающих технологий в системе образования / http://www.art-therapy.ru
  4. Красильников Ю. Д., Социокультурная деятельность: основные тенденции развития на современном этапе http://www.lihachev.ru
  5. Муромцева О.В. Артпедагогика и арттерапия в образовательном процессе школы / http://wap.nkras.forum24.ru
  6. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи / http://www.ic.omskreg.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное становление личности студента на уроках литературы

В данной монографии описывается проведение уроков литературы на усвоение материалов современной литературы (В. Шукшина, В. Распутина)....

Роль воспитателя в становлении личности подростка, проживающего в общежитии

О значении воспитетельной работы в студенческом общежитии...

Доклад: "Влияние семьи на становление личности"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Самостоятельная работа студентов как акмеологический фактор в становлении личности будущего специалиста

Самостоятельная работа требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и является процессом самосовершенствования и самопознания. Такое определе...

Творческая мастерская: « Дифференцированный урок - основа становления личности и развития индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ

Работая 6 год в адаптивных классах, мы убедились, что основными недостатками организации уроков являются:...

Статья на тему "РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жиз...