статья "Профессиональная мобильность педагога"
статья по теме

Линченко Лариса Николаевна

В статье ключевые слова: мобильность,социальная мобильность, профессиональная мобильность, вертикальная и горизонтальная мобильность, личностные качества мобильного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_mobilnost_pedagoga.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Происходящие в современном мире процессы глобализации и интеграции ставят человека перед необходимостью быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко  взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Возрастающие объемы и сложность информации требуют умения оперативно обновлять свои знания. А непрерывно изменяющиеся условия и качество профессиональной деятельности заставляют работника на протяжении всей трудовой жизни неоднократно повышать уровень образования и квалификации,  менять место работы и даже профессию. Иначе говоря, чтобы быть успешным и востребованным, современный человек должен обладать определенными личностными качествами – быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, т. е. быть мобильным.

Однако, как показывает социальная практика, стихийно такие свойства вырабатываются далеко не у всех людей. Поэтому актуальной, социально значимой задачей становится целенаправленная подготовка человека к жизни в современном стремительно меняющемся мире путем формирования мобильности как особого личностного качества, как необходимой профессиональной компетентности.

Понятие мобильности (фр. mobile, лат. mobilis – подвижный, способный к быстрому и скорому передвижению, действию) стало объектом специального научного исследования сравнительно недавно, во второй половине XX в., хотя было введено в научный оборот более 100 лет назад.

Развернутое описание мобильность получила в работах П. А. Сорокина, одного из родоначальников теории социальной мобильности. Для обозначения перемещений, изменений внутри социального пространства.

Ученый трактовал понятие «социальная мобильность», достаточно широко – как «любой переход индивида из одной социальной позиции в другую». В соответствии с выделенными им горизонтальными и вертикальными параметрами социального пространства он рассматривал вертикальную (связанную с изменением социального статуса) и горизонтальную (происходящую на одном статусном уровне) социальную мобильность.

Другой ученый Ю. И. Калиновский, определяет социальную мобильность  как «способность личности адаптироваться и преобразовывать социальную среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность».

Социальная мобильность как перемещение индивида в социально-профессиональной структуре общества чаще всего связана с изменением его образовательного статуса. Иначе говоря, в современном мире образование становится тем «социальным лифтом», который дает человеку возможность подниматься вверх по «социальной лестнице».

Профессиональная мобильность рассматривается как одна из самозначимых составляющих социальной мобильности.

Сегодня в самом общем смысле под профессиональной мобильностью понимается изменение трудовой позиции, или ранга работника, обусловленное переменой места работы или профессии.

Профессиональная мобильность – это постоянно оцениваемые как самим индивидом, так и его окружением функционально-статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии. Согласно другой точки зрения, профессиональная мобильность определяется как один из видов социальной мобильности, заключающийся в способности менять в течение жизни собственную профессию или сферу приложения сил. В таком широком представлении профессиональная мобильность не связывается непосредственно со статусной позицией человека.

Ученые выделяют внутреннюю и внешнюю профессиональную мобильность.  Внутренняя профессиональная мобильность направлена на личностно-профессиональное развитие, готовность к освоению новых способов, технологий, форм профессиональной деятельности.  Внешняя профессиональная мобильность связанна со сменой должности, рода занятий, места работы, профессии.

Понятие профессиональной мобильности включает в себя комплекс трех составляющих:

‒ 1.качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;

‒ 2.деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;

 ‒3. процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

К особой категории научно-педагогических исследований профессиональной мобильности относятся работы, посвященные изучению профессиональной мобильности педагогов.

Особая актуальность этого направления определяется тем, что оно является условием переориентации всего образования на подготовку мобильных членов общества, а не только профессиональных кадров. Многие исследователи отмечают, что профессиональная мобильность педагога служит важнейшим качеством, определяющим опережающую функцию образования и приоритетную роль учителя в развитии цивилизации XXI в.

Выделяют  четыре группы предпосылок, обусловливающих необходимость подготовки профессионально мобильного специалиста сферы образования:

1группа связана с формированием новой концепции образования, 2. С увеличением объема производимой информации и расширением информационного потребления, 3. С интеграционными процессами в образовании,4. С проблемами качества образования.

Исследования в этой области определяют  педагогическую мобильность как способность личности педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательно-воспитательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами, администрацией, партнерами, представителями социума) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования.

Ученые рассматривают педагогическую мобильность в двух видах – вертикальном и горизонтальном.

Вертикальная педагогическая мобильность, которая представляет собой движение по административной лестнице в сфере образования, совпадает с социальной и невозможна, без таких качеств, как гибкость, дивергентность, конвергентность, способность рассуждать, рефлексировать, принимать и понимать позицию других, воспринимать, создавать новации, обладать широтой познавательных потребностей.

Горизонтальная педагогическая мобильность понимается как «движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом», т. е. сопровождающееся определенными установленными социально-статусными показателями (учитель первой или высшей категории, победитель конкурса «Учитель года» и т. д.). Подведем итоги выше сказанного, какие же качества, характеризуют профессионально мобильного педагога. Их 6 - это активность, адаптивность, открытость, коммуникативность, креативность, компетентность.

активность,  понимается как готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности, как основа профессионально-педагогической деловитости;

адаптивность, понимаемая как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, готовность изменить свою жизнь и деятельность, основа профессионально-педагогической гибкости;

открытость - склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов;

коммуникативность - способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности;

креативность - творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию, фундамент профессионально-педагогического новаторства;

компетентность - способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию. 

      В целом, педагогическая мобильность является интегративной характеристикой, включающей все виды мобильности и компетентности, необходимые при самореализации педагога в профессиональной деятельности, социуме и культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информированность учеников о влиянии мобильных телефонов на организм.

Как правельно пользоваться мобильным телефоном...

Лекция на тему: Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста

На период до 2015 г. Социальные требования к системе образования сформулированы в следующем виде: « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые мо...

Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения

Актуальность исследования. Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящи...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Professional and pedagogical mobility is necessary for considering as the fundamental principle which realization provides free development of the personality in the professional sphere and life impro...