НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

В данной публикации дается характеристика разных нетрадиционных форм физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Материал может использоваться студентами педагогических колледжей для работиы над ВКР и практическими работниками дошкольных учреждений для проведения физкультурных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_netrad._formy_fiz.zan_._k.m.g.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кольцова М.Г.

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Это подтверждается тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Между тем физическое воспитание является одним из условий всестороннего и гармоничного развития личности и особую роль оно играет в первые годы жизни ребенка. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, двигательной подготовленности.

Важной формой работы по физическому воспитанию дошкольников являются физкультурные занятия. Они позволяют полноценно решать задачи физического воспитания в ДОУ. В тоже время в проведении физкультурных занятий наблюдается формальный подход, используются в основном занятия учебно-тренирующего характера. Физкультурные занятия сухие, однообразные, и как следствие этого - отсутствие интереса и желание заниматься физкультурой, слабое физическое развитие и здоровье.

Все это и побудило нас обратиться к проблеме использования занятий в нетрадиционной интересной форме.

Цель исследования: поиск эффективных методов и форм проведения нетрадиционных занятий физической культурой.

Опытническая экспериментальная работа проходила  в рамках Выпускной квалификационной работы в детском саду № 32 «Березка» и строилась в 3 этапа:

1.констатирующий эксперимент

2.фомирующий эксперимент

3.контрольный эксперимент

Результативность констатирующего этапа исследования  показали, что у детей низкий уровень потребностно - мотивационной сферы относительно занятий физической культурой.  Как следствие снижение двигательной активности, ухудшение качества выполнения физических упражнений. Дети имеют низкий уровень физической подготовленности.

На  этапе формирующего эксперимента работа с детьми строилась в направлении опробирования разработанной системы занятий в нетрадиционной форме для повышения интереса детей к физкультуре. Выяснялась эффективность  воздействия нетрадиционных форм занятий на состояние здоровья и физическое развитие детей. Осуществлялось  привлечение  родителей к активному участию в учебно – оздоровительной работе, разрабатывались  практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий в нетрадиционных формах.
Был составлен перспективный план, в соответствии с которым велась работа. Первым занятием в нашей системе было "Морское царство", где использовались приёмы имитации и подражания, которые облегчили процесс запоминания, освоения упражнений, повысили эмоциональный фон занятия.
В водной части мы заинтересовали детей, предложив им отправиться в «морское царство». Дети превратились в моряков и отправились в путь. Дети с удовольствием выполняли ходьбу, а особенно ОРУ, так как их названия были необычные: "запах моря", "у штурвала", "поднять якорь". За ОРУ шла круговая тренировка "Матросы, на корабле шторм", которая состояла из 4 станций, и которая вызвала огромный интерес. По завершению ОВД была проведена релаксация.  Уходя в группу, дети интересовались, будут ли ещё такие занятия.

Следующим было занятие по сказке "Гуси - лебеди". Перед проведением физкультурного занятия дети ознакомились с содержанием сказки "Гуси - лебеди".

В начале занятий мы активизировали детей, уточнили, помнят ли они сказку. Заинтересовали их: предложили помочь братцу Иванушке. В глазах детей загорелись искорки, загорелось желание помочь, отправиться в настоящую сказку. После вводной части мы с детьми вышли к яблоньке, она предложила нам поиграть с ее яблочками. Дети стали выполнять ОРУ с "яблочками". Но особый восторг вызывали ОВД: дети вошли в образ. Они и вправду верили, что находятся в сказке.

По завершению ОВД были проведены п/и: большой и малой подвижности. У детей сохранялся огромный интерес на протяжении всего занятия.

Занятие  из серии "Забочусь о своем здоровье". 

На этом занятии мы формировали элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомили их со строением тела человека, продолжали разучивание упражнений суставной гимнастики для  укрепление мышц рук и ног, мышечного корсета, увеличения подвижности и гибкости позвоночника; повторили  приемы массажа ног и массажа "Утро", способствовали формированию потребности в здоровом образе  жизни. 

Занятие с комплексом ритмических упражнений из серии "В мире сказок и приключений". Дети были в восторге от данного занятия, они  с удовольствием выполняли ритмические упражнения под музыку.

В занятии построенном на основе подвижных игр отмечалась самая высокая двигательная активность. Занятие состояло из 5 народных игр, знакомых детям. К каждой игре звучали стишки, слова с действиями. В играх они действовали сообща, согласовывали свои действия.

Занятие с использование игрового  стретчинга «Делай как я! », 

В вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой.

В основной части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом - знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Подвижная игра - также составляющая основной части занятия, целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.

Элементы игрового стретчинга можно использовать и в других видах занятий по физической культуре как для снятия напряжения в мышцах, так и для повышения физической работоспособности. Для поддержания интереса, разнообразия упражнений можно использовать стихи, загадки, речевки.

Были проведены и другие нетрадиционные занятия: по интересам, на свободное творчество, фольклорное, с элементами психогимнастики, с элементами Хатха-йоги  и др.

Велась работа с родителями: проведено родительское собрание, «День открытых дверей», были проведены консультации, оформлен родительский уголок (памятки, комплексы упражнений, фотографии занятий, примерные подвижные игры, примерные конспекты занятий в нетрадиционной форме). Были результаты, мы видели интерес родителей к нашей работе.
Данные контрольного эксперимента показали, что интерес детей к занятиям в нетрадиционной форме не исчез, а наоборот. Важным итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребенка, повысился уровень физической подготовленности детей.
Проведенная работа привлекла внимание родителей и  воспитателей  к проблеме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР: Пословицы как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

       Опытно - экспериментальная работа студентки четвёртого курса Белой М.А. посвящена важной проблеме  в теории и практике дошкольного об...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры

Рецензия на выпускную квалификационную работу       студентки Гумаровой Аксаны Собировны.       Специальность 050704 52Дошкольное образовани...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реализация проекта Совместная деятельность с детьми и родителями. Реализация проекта проходит через все 5 образовательных областей: - Физкультурные минутки, подвижные игры. - Сюжетно - ролевые игр...

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста...