Статья "Педагогические чтения как современная форма методической работы"
статья на тему

Аксиньева Марина Анатольевна

Материалы статьи помогут найти новые идеи в использовании старой формы методической работы....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aksineva_m.a.docx19.45 КБ
Файл rezolyutsiya_2017.docx16.83 КБ
Файл rezolyutsiya2018.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения как современная форма методической работы

Аксиньева М.А., к.п.н.

Государственное бюджетное профессиональное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Педагогические чтения - это периодические проводимые мероприятия педагогических работников, имеющие целью рефлексии, обобщения и распространение эффективного педагогического опыта. В нашем колледже ежегодно в марте проводятся педагогические чтения, организаторами которых являются учебно-инновационный методический отдел, председатели П(Ц)К, психологическая служба, отдел производственного обучения и профориентации. 

В качестве общих концептуальных подходов мы определяем обмен педагогическим опытом, рефлексивное осознание некоторых проблем педагогического взаимодействия и поиск путей их решения.

Так в 2017 году это была тема профессионального стандарта Педагога профессионального обучения и образования и в качестве цели было определено -  активизировать педагогов колледжа в процессе освоения профессионального стандарта Педагога профессионального обучения и образования (Педагога ПО) в условиях проектирования ФГОС СПО по ТОП-50.  Нами были поставлены следующие задачи:

- освоение профессионального стандарта в процессе рефлексии педагогической деятельности и осознания изменившейся роли и функций преподавателя;

- планирование использования современных образовательных технологий в условиях проектирования ФГОС СПО по ТОП-50.

-  Изучение и общественная оценка результативности педагогического опыта по использованию современных образовательных технологий;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- формирование информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия педагогических работников  при решении актуальных вопросов в сфере образования;

- повышение квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала.

В процессе подготовки активное участие приняли  педагоги, а также наши социальные партнеры ООО «Спутниковые инновационные космические системы».

Для проведения этой работы было разработано Положение, в котором определены цели, задачи, формы участия, этапы подготовки и проведения, формы заявок. В качестве форм участия были предложены:

- проведение мастер-класса (в этом случае предлагается тема, примерный ход работы, аудитория слушателей и участников и др.);

-  презентационные площадки или доклады;

- выставки, творческие отчеты преподавателей, другие открытые мероприятия.

Всеми была выбрана форма презентационного выступления, в ходе которых были обсуждены следующие ПРОБЛЕМЫ:

Ресурсные:

- привлечение специалистов-практиков с ведущих предприятий отрасли, (кадровая проблема).

- недостаточный уровень развития материально-технической базы учебных лабораторий (материально-техническая проблема).

Психологические особенности студентов:

- слабая мотивация выпускников к профессиональной деятельности (психологическая проблема).

- Низкий уровень познавательного интереса, учебной мотивации учащихся.

Особенности психолого-педагогической и методической готовности педагога к взаимодействию

- Старая позиция некоторых педагогов «Я – источник знаний».

- Недостаточная психолого-педагогическая подготовка педагога, особенно инженерного корпуса.

- Пренебрежение объективными фактами возрастных особенностей – например, ведущей деятельностью – общением со сверстниками.

- Недостаточное использование (владение) педагогами приемов и методов формирования мотивационной сферы студентов.

- Организация этапа контроля, используемые методы и формы, критерии оценки, комментарии и оценочные суждения.

- Недостаточная педагогическая рефлексия. Внедрение ФГОС по ТОП -50 требует очень детальной проработки критериев оценки профессиональных действий во время обучения, а для этого необходим достаточно сформированный  навык самоанализа, рефлексии.

В основу плана работы на новый учебный год легли, в том числе, положения принятых Рекомендаций педагогических чтений, в частности – в индивидуальных планах преподавателей появились темы самообразования, связанные с изменением педагогической позиции, обучение и профессиональная переподготовка по педагогике и психологии. Методической службой были запланированы практические семинары по организации и проведению отдельных этапов урока по ФГОС общего образования – целеполагания и рефлексии, реализации деятельностного подхода, использования содержания и методики проведения профессиональных чемпионатов WorldSkills. Активнее стали совершаться закупки нового, современного оборудования.

В 2018 году мы взяли для обмена опытом новую тему «Место и роль педагога в системе профилактики негативных форм отклоняющегося поведения студентов СПО». Осуществляя связь с педагогическими чтениями 2017 года, мы отметили, что для решения выявленных проблем последовательно реализуются следующие мероприятия – усилен процесс привлечения молодых специалистов-практиков с ведущих предприятий отраслей, существенно в этом году улучшена материально-техническая база колледжа, организован процесс получения «обратной связи» от студентов и педагогических работников путем заполнения электронных анкет на сайте, проведены семинары для преподавателей по проблемным моментам – целеполагание, рефлексия, ФГОС по ТОП-50, усиленное внимание к практико-ориентированности содержания занятий при их посещении. Таким образом, проблемы, выявленные в прошлом году на педагогических чтениях, находятся в фокусе активного внимания педагогического коллектива.

В обсуждении темы педагогических чтений в этом году приняли участие больше педагогов, чем в прошлом году, что говорит о росте методической активности членов коллектива. Проблемы, выявленные в процессе педагогических чтений в этом учебном году:

  1. Сложность доказательства практической пользы некоторых гуманитарных наук.
  2. Неуверенность студентов в себе, страхи.
  3. Снижение ценности образования в обществе.
  4. Несовершенство учебного процесса в части игнорирования преподавателями индивидуальных особенностей темперамента и характера студента.
  5. Дефекты здоровья современного студента.
  6. Слабое развитие познавательного интереса, волевой саморегуляции.

В качестве рекомендаций были приняты следующие положения:

  1. Принять современного студента как данность с его потенциалом к изменению.
  2. Использовать шире возможности молодежной субкультуры, молодежных трендов, дидактических игр, дискуссий в организации разнообразных активных, творческих форм педагогического взаимодействия.
  3. Преподавательскому сообществу активнее использовать и создавать тематические педагогические сайты, группы в социальных сетях для предметной коммуникации со студентами.
  4. Использовать индивидуальный подход, основанный на «оптимистической гипотезе» в построении процесса преодоления проблем отношения к учебной деятельности, в выстраивании положительных «мы-коммуникаций» со студентами.
  5. Учитывать в педагогическом взаимодействии состояние здоровья, темперамент, характер студентов и привлекать для их диагностики и рекомендаций педагога-психолога.
  6. Строить взаимодействие со студентами на основах гуманистической педагогики – выражать требование в различных формах- просьба, совет, авансированное доверие, предоставление права выбора, высказывание уверенности в положительном варианте развития событий и пр.
  7. Активнее использовать «педагогическую полиграфию», «минутки отдыха» на уроке, интеллектуальную разминку, сказки, разноуровневые задания и другие приемы обучения для повышения учебной мотивации студентов.

Таким образом, педагогические чтения по-прежнему сохраняют свою актуальность, как форма обмена опытом, педагогическая рефлексия, способ выявить «точки роста» в работе педагогического коллектива. Некоторым может показаться, что термин «педагогические чтения», устаревший; мы, признаться, думали о замене, но потом решили оставить, т.к. в нем отражена главная суть этого вида деятельности, а термин… придумает сама жизнь…



Предварительный просмотр:

РЕЗОЛЮЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

«Проблемы и перспективы реализации профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с 1 января 2017г.» в условиях проектирования и апробации ФГОС СПО по ТОП-50

22 марта 2017 года

Педагогические чтения это периодические проводимые мероприятия педагогических работников, имеющие целью рефлексии, обобщения и распространение эффективного педагогического опыта. Организаторами педагогических чтений в колледже стали учебно-инновационный методический отдел, председатели П(Ц)К, психологическая служба, отдел производственного обучения и профориентации. В качестве цели было определено -  активизировать педагогов колледжа в процессе освоения профессионального стандарта Педагога профессионального обучения и образования (Педагога ПО) в условиях проектирования ФГОС СПО по ТОП-50.   Организаторами были поставлены следующие задачи:

- освоение профессионального стандарта в процессе рефлексии педагогической деятельности и осознания изменившейся роли и функций преподавателя;

- планирование использования современных образовательных технологий в условиях проектирования ФГОС СПО по ТОП-50.

-  Изучение и общественная оценка результативности педагогического опыта по использованию современных образовательных технологий;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- формирование информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия педагогических работников  при решении актуальных вопросов в сфере образования;

- повышение квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала.

В процессе подготовки активное участие инициировали 9 педагогов, а также наши социальные партнеры ООО «Спутниковые инновационные космические системы». Всеми была выбрана форма презентационного выступления, в ходе которых были обсуждены следующие ПРОБЛЕМЫ:

Ресурсные:

  1. привлечение специалистов-практиков с ведущих предприятий отрасли, (кадровая проблема).
  2. недостаточный уровень развития материально-технической базы учебных лабораторий, (материально-техническая проблема).

Психологические особенности студентов:

  1.  слабая мотивация выпускников к профессиональной деятельности (психологическая проблема).
  2. Низкий уровень познавательного интереса, учебной мотивации учащихся.

Особенности психолого-педагогической и методической готовности педагога к взаимодействию

  1. Старая позиция педагога «Я – источник знаний».
  2. Недостаточная психолого-педагогическая подготовка педагога (на уровне интуитивного, а не научного самообразования).
  3. Пренебрежение объективными фактами возрастных особенностей – например, ведущей деятельностью – общением со сверстниками…
  4. Недостаточное использование (владение) педагогами приемов и методов формирования мотивационной сферы студентов
  5. Организация этапа контроля, используемые методы и формы, критерии оценки, комментарии и оценочные суждения (порой отсутствует или слабо реализован).
  6. Недостаточная педагогическая рефлексия. Внедрение ФГОС по ТОП 50 требует очень детальной проработки критериев оценки профессиональных действий во время обучения, а для этого необходим достаточно сформированный  навык самоанализа, рефлексии.

В результате обсуждения были приняты следующие

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Использовать профессиональный стандарт педагога профобучения…и профессионально-компетентностную модель педагога СПО ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова как отправные точки для изменения педагогической позиции – на «Педагог – организатор образовательного процесса, консультант»
  2. Спланировать переподготовку в области педагогики и психологии не имеющим педагогического образования преподавателям.
  3. Уделять особое внимание при подготовке к занятиям – этапам целеполагания, мотивации учебной и профессиональной, контроля и оценки освоения компетенций, рефлексии учебных достижений.
  4. Шире использовать деятельностный подход в организации учебных занятий, включая групповые формы работы, творческие задания, решение кейсов, обсуждение проблемных, производственных ситуаций. Использовать содержание и методику проведения соревнований WorldSkills.
  5. Развивать рефлексивные навыки.


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

(ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова)

Резолюция педагогических чтений

28.03.2018

 «Место и роль педагога в системе профилактики негативных форм отклоняющегося поведения студентов СПО»

Осуществляя связь с педагогическими чтениями 2017 года, можно отметить, что для решения выявленных проблем последовательно реализуются следующие мероприятия – усилен процесс привлечения молодых специалистов-практиков с ведущих предприятий отраслей, существенно в этом году улучшена материально-техническая база колледжа, организован процесс получения «обратной связи» от студентов и педагогических работников путем заполнения электронных анкет на сайте, проведены семинары для преподавателей по проблемным моментам – целеполагание, рефлексия, ФГОС по ТОП-50, усиленное внимание к практико-ориентированности содержания занятий при их посещении, по теме «Организация этапа контроля на учебных занятиях» семинар еще будет в этом учебном году. Рекомендации прошлогодних педчтений в основном реализуются. Таким образом, проблемы, выявленные в прошлом году находятся в фокусе активного внимания педагогического коллектива.

Проблемы, выявленные в процессе педагогических чтений в этом учебном году:

  1. Сложность доказательства практической пользы некоторых гуманитарных наук.
  2. Неуверенность студентов в себе, страхи.
  3. Снижение ценности образования в обществе.
  4. Несовершенство учебного процесса – неучет преподавателями темперамента и характера студента.
  5. Дефекты здоровья современного студента.
  6. Слабое развитие познавательного интереса, волевой саморегуляции.

Рекомендации

  1. Принять современного студента как данность с его потенциалом к изменению.
  2. Использовать шире возможности молодежной субкультуры, молодежных трендов, дидактических игр, дискуссий в организации разнообразных активных, творческих форм образовательного взаимодействия.
  3. Преподавательскому сообществу активнее использовать и создавать тематические педагогические сайты, группы в социальных сетях для предметной коммуникации со студентами.
  4. Использовать индивидуальный подход, основанный на «оптимистической гипотезе» в построении процесса преодоления проблем отношения к учебной деятельности, в выстраивании положительных «мы-коммуникаций» со студентами.
  5. Учитывать в педагогическом взаимодействии состояние здоровья, темперамент, характер студентов и привлекать для их диагностики педагога-психолога.
  6. Строить взаимодействие со студентами на основе гуманистической педагогики – выражать требование в различных формах- просьба, совет, авансированное доверие, предоставление права выбора, высказывание уверенности в положительном варианте развития событий и пр.
  7. Активнее использовать «педагогическую полиграфию», «минутки отдыха» на уроке, интеллектуальную разминку, сказки, разноуровневые задания и другие приемы обучения для повышения учебной мотивации студентов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или пре...

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"

Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...

Мастер-класс как современная форма методической работы преподавателя

Мастер-класс начинается с подготовительного организационного этапа, затем происходит презентация опыта преподавателя и выполнение заданий в соответствии с обозначенной задачей. На заключительном этапе...

Современные формы и методы профориентационной работы в колледже

Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению ...

Современные формы организации методической работы в школе

В статье раскрыты современные формы организации методической работы в школе....