Современные формы организации методической работы в школе
статья

Кузнецова Татьяна Александровна

В статье раскрыты современные формы организации методической работы в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы организации методической работы в школе

Профессиональный стандарт педагога предъявляет требование такое как: владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Следует отметить, что методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма учителей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки.

«Ускорение» мировых процессов за счет непрерывно развивающихся технологий все больше требуют от современных образовательных организаций внедрения новейших практик и систем управления. На первый план выходят проблемы развития кадрового потенциала, повышения мотивации к изменениям, создания слаженных, творческих команд, включенных в систему со-управления и развития организации. Нельзя забывать и о повышении автономности школ, которая предполагает усилении влияния учителей и школьной администрации на принятие решений во всех сферах деятельности образовательной организации. Все это становится вызовом для современной школы, добавляет ответственности, требует гибкости и своевременности принятия решений.

В инновационно-методической деятельности в образовательном учреждении используются различные формы ее организации, которые условно можно разделить на три группы:

А) Коллективные формы организации методической работы:

-заседания педагогического совета отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации ОУ с учителями;

-научно-практические конференции, проводимые в рамках отдельного образовательного учреждения — это крупное, массовое научно-методическое мероприятие по злободневной, инновационной, научной и практической проблеме;

-педагогические конференции. Главная цель - обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы, формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педагогического коллектива, проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме.

-педагогические чтения  — это крупные, массовые, методические мероприятия по актуальной, практической педагогической проблеме;

-конкурсы профессионально-педагогического мастерства. Цель проведения конкурса профессионального мастерства в образовательном учреждении — выявление и распространение передового опыта работников, поддержка талантливых педагогов, работающих в инновационном режиме и определение представителя образовательного учреждения для участия в муниципальном туре конкурса;

-постоянно-действующие теоретические (методологические), культурологические, проблемно-тематические семинары для всего коллектива образовательного учреждении или больше его части. На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

Б) Групповые формы организации методической работы:

-предметные, межпредметные методические объединения учителей. Целью организации межпредметных методических объединений является обеспечение оптимальных условий для решения профессиональных проблем в педагогической практике, развития профессиональной компетентности педагогов в области внедрения метапредметных программ, реализуемых в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

-предметно-цикловые комиссии (ПЦК) преподавателей. Целью ПЦК является планирование и координация работы образовательных организаций сети и кластера по совершенствованию качества образовательного процесса и повышению конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций региона на рынке труда;

-методические объединения (воспитателей, классных руководителей, мастеров, педагогов дополнительного образования (тренеров, кружковедов) определяет в качестве цели работы формирование профессионально компетентного педагога, ведь «процесс «выращивания» личности педагога, способной качественно решать современные профессиональные задачи, будет эффективен тогда, когда деятельность методической службы будет основана на компетентностном подходе»;

-инновационные площадки. Цель – формирование и совершенствование профессиональных компетентностей педагогических работников (стажеров) посредством включения их в практику школы – носителя инновационного опыта;

-педагогические мастерские - это не стандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и ученика, дарит радость сотворчества, «создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия»;

-групповые консультации. Консультационно-методическая деятельность планируется на учебный год, возможно внеплановое консультирование по острым проблемам, требующим быстрого разрешения. Чаще всего консультации — это разовые методические мероприятия, однако по крупным проблемам возможна серия взаимодополняющих друг друга консультаций.

В) Индивидуальные формы организации методической работы:

-наставничество опытных педагогов над молодыми, начинающими и неспециалистами— одна из форм передачи педагогического или управленческого опыта, в ходе которого начинающий педагог или руководитель, в течение определённого промежутка времени, практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством опытного наставника (педагога, руководителя);

-стажировка. Цель стажировки — формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений, навыков, полученных ранее в ходе теоретической подготовки;

-педагогический, управленческий аудит.  Целью образовательного аудита является составление мнения о достоверности уровня подготовленности обучающихся. Образовательный аудит не применяет контроль со стороны органов управления образованием, указание по его итогам не является обязательным для исполнения, и проводится он только по заявкам отдельных лиц или ОУ для выявления соответствия уровня подготовленности требованиям стандарта или статистическим нормам;

-самообразовательная деятельность педагогов и руководителей - система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Это самостоятельность познавательной деятельности, положительное отношение к ней.

Так же существуют такие привычные формы взаимодействия, как конференция, круглые столы, различные советы, групповые консультации в традиционном их понимании теряют свою актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации исследовательской работы обучающихся на примере исследования высолов на поверхности кирпичной клад

Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания, формировать умения и навыки. Приобщение учащихся к исследовательской работе - это созданная ситуа...

Методико-педагогические основы организации фольклорной работы в школе

Методико-педагогические основы организации фольклорной работы в школе...

Доклад на тему "Реферат как форма организации самостоятельной работы студентов"

Как правильно организовать самостоятельную работу студентов?!...

Новые формы организации воспитательной работы в группе

Выступление на Круглом  столе по теме -  Новые формы организации воспитательной работы в группе...

«Театральная деятельность как форма демонстрации комплексной работы специалистов школы с обучающимися, взаимосвязи с родителями, открытая площадка для будущих(потенциальных) учеников школы»

laquo;Театральная деятельность как форма демонстрации комплексной работы специалистов школы с обучающимися, взаимосвязи с родителями, открытая площадка для будущих(потенциальных) учеников школы»...

Использование современных форм организации воспитательной работы

Использование современных форм организации воспитательной работы...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...